План-конспект занятия по ознакомлению с природой в подготовительной к школе группе. Тема: «Весенние заботы птиц».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Цель: Обобщить, систематизировать знания детей об изменениях в жизни птиц весной.

Задачи:

Обучающие:

1. Расширить представления детей о весенних изменениях в природе.

2. Закрепить знания детей о связи между прилетом и наличием корма.

3.Закрепить навыки экологически грамотного поведения в лесу.

Развивающие:

1. Продолжать развивать интерес к жизни птиц.

2. Продолжать формировать логическое мышление и воображение.

3. Совершенствовать умения детей классифицировать птиц по принципу «зимующие-перелетные»;

Воспитывающие:

1. Воспитывать умение работать в коллективе, слушать и отвечать на вопросы взрослого.

2. Продолжать воспитывать гуманное отношение к живой природе.

Материал: Игры: «Зимующие и перелетные птицы», «Прилетели птицы»; «Чье гнездо?», «Можно, нельзя»; картинки с птицами; запись голосов птиц; цветные карандаши.

Методы и приемы:

- наглядный (иллюстрации);

- игровой (физкультминутка, дидактическая игра, сюрпризный момент);

- словесный (беседа, диалог, вопросы к детям, пояснение);

Предварительная работа

  • Прослушивание песен о весне, загадывание загадок о весне, о птицах.
  • Наблюдение за сезонными изменениями в природе на прогулке;
  • Чтение рассказов, беседы о птицах.
  • Наблюдение и зарисовки прилета птиц на протяжении весны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vesennie_zaboty_ptits.docx34.22 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект занятия по ознакомлению с природой в подготовительной к школе группе.

Тема: «Весенние заботы птиц».

Цель: Обобщить, систематизировать знания детей об изменениях в жизни птиц весной.

Задачи:

Обучающие:

1. Расширить представления детей о весенних изменениях в природе.

2. Закрепить знания детей о связи между прилетом и наличием корма.

3.Закрепить навыки экологически грамотного поведения в лесу.

Развивающие:

1. Продолжать развивать интерес к жизни птиц.

2. Продолжать формировать логическое мышление и воображение.

3. Совершенствовать умения детей классифицировать птиц по принципу «зимующие-перелетные»;

Воспитывающие:

1. Воспитывать умение работать в коллективе, слушать и отвечать на вопросы взрослого.

2. Продолжать воспитывать гуманное отношение к живой природе.

Материал: Игры: «Зимующие и перелетные птицы», «Прилетели птицы»; «Чье гнездо?», «Можно, нельзя»; картинки с птицами; запись голосов птиц; цветные карандаши.

Методы и приемы:

- наглядный (иллюстрации);

- игровой (физкультминутка, дидактическая игра, сюрпризный момент);

- словесный (беседа, диалог, вопросы к детям, пояснение);

Предварительная работа

  • Прослушивание песен о весне, загадывание загадок о весне, о птицах.
  • Наблюдение за сезонными изменениями в природе на прогулке;
  • Чтение рассказов, беседы о птицах.
  • Наблюдение и зарисовки прилета птиц на протяжении весны.

Ход занятия:

Вступительная часть

Педагог:

Собрались все дети в круг

Ты мой друг и я твой друг

Вместе за руки возьмемся, и друг другу улыбнёмся.

Педагог: Вот и началось доброе утро!

Присаживайтесь на стульчики(стульчики стоят вдоль кроваток)

Педагог: Ребята, нам пришло письмо, от Незнайки. Давайте прочитаем его.

«Здравствуйте, ребята! Меня зовут Незнайка. Я знаю, что наступила весна. Потому что на улицах Цветочного города весело поют птицы.

Но не знаю, каких птиц называют перелетными, каких зимующими?

Почему не все птицы улетают на юг?

Не знаю, какая птица, какой дом строит?

Не знаю как правильно вести себя в лесу.

Но я очень хочу всему научиться и много знать. Ребята, прошу помочь мне!»

Педагог: Ребята, поможем Незнайке?   Да.

Педагог: Ребята, какое сейчас время года?     (Весна)

А как вы догадались?

Ответ детей: Дни становятся длиннее, а ночи короче; солнце пригревает; снег тает; деревья просыпаются; появляются цветы; прилетают птицы.

Какие периоды весны вы знаете?

1.Снеготаяние. Продолжается от первых проталин в поле до зацветания серой ольхи и орешника-лещины. Сначала разрушается, затем пропадает снеговой покров и начинают очищаться ото льда водоёмы.

2. Оживление весны. Начинается с цветения мать-и-мачехи и вяза, появления молодых листочков на берёзах. Тепло неустойчиво из-за частых заморозков. Водоёмы окончательно освобождаются от льда. Почва подсыхает.

3. Разгар весны. Отличается лиственным покровом берёз, цветением рябины и лиловой сирени. Этот период длится около двадцати двух дней, в течение которых появляются листья практически на всех деревьях и кустах.

4. Предлетье. Характеризуется окончанием ночных заморозков и последними заморозками на почве. Воздух и почва прогревается, а это вызывает интенсивный рост побегов. Происходит формирование травяных ярусов, смыкание полога листвы в лесах. Наблюдается разгар цветения кустов и трав, а также конец прилёта птиц.

Педагог: «Ребята, а давайте послушаем голоса птиц. Вы сможете узнать какая это птица по её голосу? (включаю голоса птиц)

Что вы слышите? (чирикание воробья, стрекот сороки, карканье вороны, пение скворца,)

Педагог: Как вы думаете, почему птицы так оживились? Чем они весной занимаются?»

Ответ детей: «Строят себе дома(гнезда), чтобы вывести потомство(птенцов)».

Педагог: Ребята, как вы думаете, из какого материала птицы строят гнезда?

Ответ детей. «Птицы строят гнезда из веток, тряпочек, соломы, сухих листьев, травы».

Основная часть

Педагог: «Ребята, какие бывают птицы?» (Птицы бывают зимующие, перелетные).

Игра «Зимующие и перелетные птицы» (Фланелеграф)

Педагог: «В лесу зимующие птицы перемешались с перелетными, давайте с вами поможем птицам. У нас стоят 2 дерева, на каждом есть свой символ: снежинка и солнце. Как вы думаете, на какое дерево, надо заселить птиц перелетных и на какое зимующих?».

(Берем птичку и заселяем на дерево, объясняем почему сделали такой выбор.

Зимующие: воробей, синица, снегирь, ворона, клест, дятел, сорока, свиристель.

Перелетные: дрозд, скворец, жаворонок, ласточка, иволга, аист, кукушка, гуси, журавли, утки)

Педагог: «Почему зимующие птицы оставались на зиму с нами?»

Ответы детей: «Это те птицы, которые способны переносить холод. Холод способны переносить только сытые птицы. Поэтому остаются только те, которые способны зимой найти себе еду. Поиск еды – главное занятие для птиц зимой».

Педагог: «Чем они питались? Как мы им помогали?»

Ответ детей. «Мы подкармливали птиц: овсяными хлопьями, ячменем, просом и нежареными семечками. Для подкормки птиц зимой мы размещаем на деревьях кормушки».

Педагог: «Почему улетали на юг перелетные птицы?»

Ответы детей: «Зимой им нечего есть».

Педагог: «Ребята, что произойдет, если птицы вдруг не вернутся к нам весной?»

Ответы детей: «Некому станет защищать парки, сады, леса, поля, огороды от вредных насекомых. Насекомые съедят всю растительность. Некому будет разносить семена ягод, цветов, трав. Мы не услышим их пение».

Педагог: «Чем заняты птицы сейчас?»

Ответы детей: «Птицы строят себе дома(гнезда), чтобы вывести потомство(птенцов)».

Педагог: «Изменилось ли их поведение?»

Ответы детей: «Они весело чирикают, купаются в лужах, строят гнезда, откладывают яйца, высиживают птенцов».

Педагог: «Ребята, давайте поиграем в интересную игру «Прилетели птицы».

Выходите в центр нашей группы. Я буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь, вы услышите что-то другое, то можно хлопать в ладоши. Начинаем».

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Мухи, стрижи.(дети хлопают)

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Аисты, вороны,

Галки, макароны!(дети хлопают)

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Страусы, чижи.

Прилетели птицы:

Голуби, куницы(дети хлопают)

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Чибисы, чижи,

Гаички, стрижи,

Аисты, кукушки,

Даже совки-сплюшки.

Педагог: Молодцы! Присаживайтесь на стульчики

Присаживайтесь на стульчики.

Педагог: «Ребята, птицы строят дома, они у них все разные, называются они….(гнездами). У каждого вида перелетных птиц - свои излюбленные места поселения».

 «Так, на земле, в траве поселяются соловьи, овсянки, пеночки;

 - на кустах и ветках деревьев вьют гнезда - зяблики, клесты, иволги, дрозды, пеночки-пересмешки;

 - в дуплах - дятлы, синицы, совы, мухоловки, поползни;

 - в старые гнезда прилетают грачи;

 - под навесами домов - ласточки, воробьи;

- под землей, на берегах рек - ласточки-береговушки;

 - плавучее гнездо у водяной птицы чомги;

 - по чужим гнездам устраиваются кукушки» 

Физкультминутка. «Птички и ветер»

Маленькие птички,

Птички-невелички,

По лесу летают,

Песни распевают, (машем руками, как крылышками)

Буйный ветер налетел, (руки вверх, раскачиваемся из стороны в сторону)

Птичек унести хотел.

Птички спрятались в дупло (приседаем на корточки, закрываем голову руками)

Там не тронет их никто.

Присаживайтесь на стульчики.

Игра «Чье гнездо?»

Педагог: «Ребята, на столе, лежат изображения птиц и их гнезд. Вы должны правильно разложить всех птиц по своим гнездам, а затем рассказать об одной птичке. Приступайте»

Рассказы детей:

«Ласточка - устраивает свое гнездо под карнизом домов из мокрой почвы и глины с добавлением сухой травы.

Скворцы – селятся в скворечниках, которые ему делают люди. Выстилает его пухом, травинками.

Вороны – устраивают гнезда на деревьях, строят их из веток, а внутри выстилают травой и тонкими ветками.

Совы - селятся в старых, заброшенных гнездах, в дуплах деревьев. Там они проводят весь день, а ночью вылетают охотиться.

Утка – прячется в зарослях недалеко от воды. Внутри выстилает гнездо пухом»

Педагог: «Ребята, вы все правильно рассказали о птицах».

Педагог: «В конце мая - начале июня в птичьих гнездах появятся птенцы. Заботливые родители кормят своих птенчиков.

Педагог: Ребята, скажите, чем кормят птицы своих птенцов? 

Ответы детей: Жучками, паучками, червяками и. т. д.

Педагог: Какую пользу приносят птицы, выкармливая птенцов?

Ответы детей: Птицы поедают вредителей садов и огородов.

Педагог: Чему учат птицы своих птенчиков?

Ответы детей: Учат летать, самостоятельно находить корм, защищаться от опасности.

Педагог: «Ребята, но ведь птицы не только кормят, заботятся о своих птенчиках, и конечно охраняют их.

Чуть посторонний звук, шум мамы покидают свои гнезда. Уводят врагов от птичьего домика. Об этом должны помнить люди. Поэтому мы не должны шуметь в лесу, чтобы не спугнуть маму с гнезда, не оставить малышей без родителей. И поэтому надо соблюдать правила поведения в природе».

Педагог: Какие правила поведения в природе вы знаете?

Ответы детей:

Нельзя брать в руки птенцов, детенышей диких животных.

Нельзя разжигать огонь в лесу.

Нельзя срезать кору, ломать ветки деревьев и кустарников.

Нельзя вырывать с корнем редкие цветы.

Нельзя шуметь.

Нельзя оставлять после себя мусор

Педагог: «Я вам предлагаю поиграть в игру «Можно, нельзя» (Пройдите за столы).

На столах лежат картинки, каждый из вас выберет любую из них, и если вы считаете, что так поступать в лесу нельзя, то перечеркиваете картинку красным карандашом. А если так поступать можно, то перечеркивать не нужно. Приступаем.»

Педагог: «Сейчас давайте мы проверим, каждый должен рассказать о своем выборе».

Педагог: «Ребята, а что может случиться, если люди не будут соблюдать правила поведения в лесу?»

Ответы детей: «Загрязнение и не соблюдение правил поведения в лесу может привести к нарушению экологического равновесия на планете. К гибели всего живого».

Заключительная часть:

Педагог: «Ребята, вы сегодня выполнили все задания, смогли помочь Незнайке. Мы с вами поговорили о наших друзьях птицах. Вы большие молодцы!»

Давайте ещё раз вспомним некоторые моменты из нашего сегодняшнего занятия.

Педагог: «Почему зимой птицы нуждаются в помощи человека?»

Ответы детей: «Потому, что постоянно подкармливая зимующих птиц, мы помогаем им пережить холодный период года и сохраняем их численность».

Педагог: «Для чего нужно охранять и оберегать пернатых друзей?».

Ответы детей: «Они защищают парки, сады, леса, поля, огороды от вредных насекомых».

Педагог: «Скажите, какая общая забота у всех птиц весной?»

Ответы детей: «Общая забота у всех птиц весной, вить гнезда, выводить птенцов».

Педагог: «Скажите, с чем на занятии вы сегодня справились легко?

А что показалось вам трудным или вызвало затруднения?

Педагог: «Ребята, на память я вам дарю эту книгу В.Бианки». Все книги Виталия

Валентиновича Бианки о мире живой природы, который надо беречь и защищать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект подгруппового занятия для детей с ФНР в подготовительной к школе группе по автоматизации звука [Р] в слогах и предложениях

План - конспект подгруппового занятия для детей с ФНР в подготовительной к школе группе по автоматизации звука [Р] в слогах и предложениях Лексическая тема: «Светофор – наш друг»Цель: Закре...

План-конспект физкультурного занятия на открытом воздухе для детей подготовительной к школе группе

План-конспект физкультурного занятия на открытом воздухе для детей подготовительной к школе группе...

Занятие по духовно – нравственному воспитанию в подготовительной к школе группе. Тема : "Дети и птицы зимой"

Закреплять у детей знания о правилах доброй совестливой  жизни с окружающими людьми и с природой....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром. (подготовительная к школе группа) Тема: «Правила безопасности на дороге»

Цель: научить видеть и запоминать ориентиры и близлежащие строения. Развивать наблюдательность, внимание. Формировать представление о названии улицы и адреса детского сада. Активизировать словарь...

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми, имеющими ОНР, подготовительной к школе группы. Тема : Звук Ж, буква «Ж».

Цель: Познакомить с буквой «Ж» и звуком  Ж через интеграцию образовательных областей: познание, коммуникация, художественная литература, социализация, безопасность, здоровьесохранение...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной к школе группе Тема: «Один дома»

Конспект занятияпо ознакомлению с окружающимв подготовительной к школе группе   Тема: «Один дома»...