Познавательно-исследовательская деятельность " Секрет шишки"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Цель: Совершенствовать представления детей о хвое и шишках.
Интеграция образовательных областей:познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.
Ход занятия:
- Даже если мы вначале
От сосны не отличали:
Раз торчат иголочки-
Значит, это ёлочки.
А когда на ветку ели
Мы получше поглядели.
Оказалось, что она
Не такая как сосна.
Воспитатель: - Какие изменения в природе произошли с приходом весны? Как растения готовятся к зиме? Воспитатель: - Все ли деревья сбрасывают листву? Какие деревья остаются зелеными зимой.
(Елки зимой зеленые)
Деревья бывают лиственными и хвойными.
- Назовите лиственные деревья. Почему они так называются?
(На ветках растут листья)
- В хвойных лесах растут ель, кедр, сосна, лиственница.
- Рассмотрите карточку. Все ли хвойные деревья зимой зеленые?
Ребята, чтобы всё получилось нужно соблюдать правила поведения, давайте их вспомним.
1. Без разрешения не брать предметы со стола.
2. Ничего не пробовать на вкус.
Опыт 1: «Что такое хвоя?»
Рассматривание иголочек. Расположение иголок.
Воспитатель: - Хвоинки - это листья, которые имеют вид иголок. Вот мы и ответили на вопрос «Что такое хвоинки?». Как же мы назовём деревья, на которых есть хвоинки? (хвойными)
Найдите веточку сосны, посмотрите, как расположены хвоинки (попарно) и какие шишки.
Найдите веточку ели, посмотрите, как расположены хвоинки (одиночно) и какие шишки.
Зарисуйте расположение хвоинок на веточке в карточке.
Вывод:
Хвоинки - это листья, которые имеют вид иголок. У разных деревьев разные иголки и разное их расположение.
Опыт 2: «Есть ли запах у хвойных деревьев?»
Ребята, давайте определим, есть ли запах у хвойных деревьев.
Дети определяют - веточки, каких дерева имеют запах.
Вывод: Веточка ели, сосны имеют запах. У веточки сосны более сильный запах.
Опыт 3: «Самые колючие иголки»
Ребята, возьмите веточки в руки. Какие иголочки самые колкие. (Ответы детей)
Вывод: самые колючие иголки у ёлки. Самые мягкие - у лиственницы.
Физминутка
Раз – подняться, потянуться
Два – согнуться, разогнуться
Три – в ладоши три хлопка
Головою три кивка
На четыре – руки шире
Пять – руками помахать
Шесть – тихо сесть
Опыт 4. «Самая длинная иголка»
Дети замеряют линейкой хвоинки.
Вывод: самая короткая иголочка у ели.
Опыт 5. «Сравнение шишек ели и сосны»
Материал: сосновые шишки, стакан с тёплой водой
Возьмите шишки в руки. Какая она? С какого дерева? Почему чешуйки раскрылись?
Хотите увидеть, какой она была раньше?
Дети рассматривают шишку, нюхают её, катают между ладоней, пробуют согнуть чешую.
Почему они не сгибаются? (они высохли и стали твёрдыми).
-Я предлагаю провести опыт и посмотреть итог.
Опыт 6. «Секрет сосновой шишки».
Цель: Познакомить с изменением формы предметов под воздействием воды;
Опустить шишку в тёплую (холодную) воду. Что происходит? (она плавает на поверхности, потому что лёгкая).
Рассмотреть итог опыта через 20 минут.
Рассмотреть итог опыта оставленной шишки в воде на сутки.
Дети снова рассматривают шишку. Она изменила форму – чешуйки закрылись. Почему? (пропиталась водой).
А ещё она опустилась на дно. Почему? (стала тяжёлой). Воды в стакане стало меньше и она потемнела (окрасилась).
Вывод: Сухая шишка – лёгкая и не тонет в воде; шишка, погружённая в воду, поглощает её, становится тяжёлой. Чешуйки закрываются.
Итог: - Как же определить лиственное дерево и хвойное?
- Как отличить ель от сосны?
- Что происходит с сухой шишкой, если ее поместить в воду?
Рефлексия: Что понравилось? Что было сложно?
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 262.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: Совершенствовать представления детей о хвое и шишках.
Интеграция образовательных областей:познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.
Ход занятия:
- Даже если мы вначале
От сосны не отличали:
Раз торчат иголочки-
Значит, это ёлочки.
А когда на ветку ели
Мы получше поглядели.
Оказалось, что она
Не такая как сосна.
Воспитатель: - Какие изменения в природе произошли с приходом весны? Как растения готовятся к зиме? Воспитатель: - Все ли деревья сбрасывают листву? Какие деревья остаются зелеными зимой.
(Елки зимой зеленые)
Деревья бывают лиственными и хвойными.
- Назовите лиственные деревья. Почему они так называются?
(На ветках растут листья)
- В хвойных лесах растут ель, кедр, сосна, лиственница.
- Рассмотрите карточку. Все ли хвойные деревья зимой зеленые?
Ребята, чтобы всё получилось нужно соблюдать правила поведения, давайте их вспомним.
1. Без разрешения не брать предметы со стола.
2. Ничего не пробовать на вкус.
Опыт 1: «Что такое хвоя?»
Рассматривание иголочек. Расположение иголок.
Воспитатель: - Хвоинки - это листья, которые имеют вид иголок. Вот мы и ответили на вопрос «Что такое хвоинки?». Как же мы назовём деревья, на которых есть хвоинки? (хвойными)
Найдите веточку сосны, посмотрите, как расположены хвоинки (попарно) и какие шишки.
Найдите веточку ели, посмотрите, как расположены хвоинки (одиночно) и какие шишки.
Зарисуйте расположение хвоинок на веточке в карточке.
Вывод:
Хвоинки - это листья, которые имеют вид иголок. У разных деревьев разные иголки и разное их расположение.
Опыт 2: «Есть ли запах у хвойных деревьев?»
Ребята, давайте определим, есть ли запах у хвойных деревьев.
Дети определяют - веточки, каких дерева имеют запах.
Вывод: Веточка ели, сосны имеют запах. У веточки сосны более сильный запах.
Опыт 3: «Самые колючие иголки»
Ребята, возьмите веточки в руки. Какие иголочки самые колкие. (Ответы детей)
Вывод: самые колючие иголки у ёлки. Самые мягкие - у лиственницы.
Физминутка
Раз – подняться, потянуться
Два – согнуться, разогнуться
Три – в ладоши три хлопка
Головою три кивка
На четыре – руки шире
Пять – руками помахать
Шесть – тихо сесть
Опыт 4. «Самая длинная иголка»
Дети замеряют линейкой хвоинки.
Вывод: самая короткая иголочка у ели.
Опыт 5. «Сравнение шишек ели и сосны»
Материал: сосновые шишки, стакан с тёплой водой
Возьмите шишки в руки. Какая она? С какого дерева? Почему чешуйки раскрылись?
Хотите увидеть, какой она была раньше?
Дети рассматривают шишку, нюхают её, катают между ладоней, пробуют согнуть чешую.
Почему они не сгибаются? (они высохли и стали твёрдыми).
-Я предлагаю провести опыт и посмотреть итог.
Опыт 6. «Секрет сосновой шишки».
Цель: Познакомить с изменением формы предметов под воздействием воды;
Опустить шишку в тёплую (холодную) воду. Что происходит? (она плавает на поверхности, потому что лёгкая).
Рассмотреть итог опыта через 20 минут.
Рассмотреть итог опыта оставленной шишки в воде на сутки.
Дети снова рассматривают шишку. Она изменила форму – чешуйки закрылись. Почему? (пропиталась водой).
А ещё она опустилась на дно. Почему? (стала тяжёлой). Воды в стакане стало меньше и она потемнела (окрасилась).
Вывод: Сухая шишка – лёгкая и не тонет в воде; шишка, погружённая в воду, поглощает её, становится тяжёлой. Чешуйки закрываются.
Итог: - Как же определить лиственное дерево и хвойное?
- Как отличить ель от сосны?
- Что происходит с сухой шишкой, если ее поместить в воду?
Рефлексия: Что понравилось? Что было сложно?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов "Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности"
Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...

Презентация "«Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности»
Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности (познавательно-исследовательская, игровая деятельность) с детьми старшей группы на тему: «Его Величество Электричество».
Данный материал НОД направлен на развитие познавательных умений детей использовать разные способы проверки предположений через познавательно-исследовательскую деятельность....

Познавательно-исследовательский проект. «Почему открываются шишки? Могут ли закрываться шишки?»
Установить опытным путем, почему закрываются и открываются шишки....

Конспект познавательно-исследовательской образовательной деятельности с детьми второй группы раннего возраста в рамках ОО «Познавательное развитие» на тему: «Чудесный песок»
В период раннего детства ребенок имеет неутолимую жажду новых впечатлений, проявляет любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мир...

Познавательно-исследовательский проект «Невидимые секреты паучка »
Расширить представления о пауках, значении паутины для их жизнедеятельности;воспитывать любовь детей к окружающему миру и заботливое отношение к животному миру ;закрепить правила поведения в природе: ...







