Конспект занятия по ФЦКМ для детей подготовительной к школе группе «Берестяное кружево»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Цель:

Расширять представления детей о берёзе как символе Росси. Используя малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, народные песни, танцы и игры), предметы декоративно - прикладного искусства, воспитывать уважение к труду народных мастеров. Знакомство детей с берестой как природным материалом, используемым для изготовления предметов разного назначения, с технологией её обработки и видами декоративных изделий из неё.

Обогащение словаря: кора, береста, кружево, орнамент, резьба, пахучая, ломкая, лечебные свойства, лучина, берёзовый сок, снежно - белая, туес, шило, циркуль, резец.

Материал:

Изделия из бересты. Фланелеграф. Круги с изображением орнаментов разных видов (растительные, геометрические, жанровые) и отдельные элементы этих узоров. Береста и набор инструментов для её обработки. Костюмы Лесовика, Берёзки.

Аудиозаписи: «Звуки леса», «Во поле берёза стояла»(в обработке Н. Римского - Корсакова)       

Предварительная работа:

Рассматривание репродукций картин: В.Н. Бакшеев «Голубая весна»; А.А. Рылов «Пейзаж с рекой» ; И.И. Левитан «Берёзовая роща»; И.Э. Грабарь «Зимний пейзаж». Фотоальбом «Берестяное кружево», изделия из бересты. Проведение беседы с детьми на тему «Искусство берестяной резьбы». Вырезание детьми из фактурной бумаги ажурных узоров - «берестяного кружева».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 30 г. Липецка

Конспект

занятия по ФЦКМ

для детей

подготовительной

к школе группе

«Берестяное кружево»

Цель:

Расширять представления детей о берёзе как символе Росси. Используя малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, народные песни, танцы и игры), предметы декоративно - прикладного искусства, воспитывать уважение к труду народных мастеров. Знакомство детей с берестой как природным материалом, используемым для изготовления предметов разного назначения, с технологией её обработки и видами декоративных изделий из неё.

Обогащение словаря: кора, береста, кружево, орнамент, резьба, пахучая, ломкая, лечебные свойства, лучина, берёзовый сок, снежно - белая, туес, шило, циркуль, резец.

Материал:

Изделия из бересты. Фланелеграф. Круги с изображением орнаментов разных видов (растительные, геометрические, жанровые) и отдельные элементы этих узоров. Береста и набор инструментов для её обработки. Костюмы Лесовика, Берёзки.

Аудиозаписи: «Звуки леса», «Во поле берёза стояла»(в обработке Н. Римского - Корсакова)

Предварительная работа:

Рассматривание репродукций картин: В.Н. Бакшеев «Голубая весна»; А.А. Рылов «Пейзаж с рекой» ; И.И. Левитан «Берёзовая роща»; И.Э. Грабарь «Зимний пейзаж». Фотоальбом «Берестяное кружево», изделия из бересты. Проведение беседы с детьми на тему «Искусство берестяной резьбы». Вырезание детьми из фактурной бумаги ажурных узоров - «берестяного кружева».

Ход занятия:

Зал оформлен как берёзовая роща. Звучит фонограмма «Звуки леса». Входят дети, их встречает воспитатель в костюме Лесовика.

Лесовик: Здравствуйте, детушки - касатушки! Проходите в мой берёзовый лес.

Под аудиозапись мелодии «Во поле берёза стояла» входит девочка в костюме Берёзки.

Берёзка: Колокольчики, звените,

Всех ребяток созовите,

Как услышат - прибегут,

И со мной играть пойдут.

Проводится игра «Берёзка».

Звучит аудиозапись по выбору воспитателя. Дети образуют круг, в центре стоит Берёзка с платочками в руках. В соответствии с текстом, который произносят дети, она показывает движения.

Дети: Берёзка зелёненькая, летом - весёленькая,

(берёзка поднимает руки над головой.)

Среди поля стоит, листочками шумит (покачивает руками.)

Золотым венцом звенит.

Как по осени она усыхает, (медленно опускает руки.)

И листочки у неё опадают.

(Идёт вдоль хоровода, кладёт каждому ребёнку на плечо платочек.)

Дети исполняют русский танец.

Лесовик: Берёзу называют символом России. Про неё слагают песни и стихи. Ценят её не только за красоту. Расскажите, как это дерево используют люди.

Дети (поочерёдно): В древние времена берёзовую кору использовали вместо бумаги, на ней писали.

Берёзовыми дровами топят печи.

Берёзовый сок - полезный напиток.

Берёзовыми вениками парятся в бане.

Отваром берёзовых листьев ополаскивают волосы.

Настой берёзовых почек - лекарство от многих болезней и т.д.

Лесовик (по ходу рассказа демонстрирует изделия из бересты и приёмы её обработки).

Из коры берёзы - бересты - народные мастера с давних времён делали лёгкие, прочные и очень красивые вещи: туеса, кружки, шкатулки и т.п.

Ранней весной заготавливают для работы материал - кору. Чтобы она стала пригодной для изготовления всех этих полезных предметов, её делают плоской (кладут кусок коры под пресс), затем шкурят и шлифуют (при помощи наждачной бумаги счищает с коры грубые высохшие частицы, делает поверхность бересты гладкой). После этого мастера вырезают заготовки нужной формы, при необходимости скрепляют между собой и украшают узорами.

- Вспомните, какими инструментами пользуются мастера, вырезая узоры?

Дети (перечисляют инструменты и находят их на демонстрационном столе): линейка, циркуль, нож, резец, шило.

Лесовик: (показывает приёмы вырезания узора из бересты). Берестяное кружево вырезали и наклеивали на заготовку будущего изделия. Посмотрите на эти затейливые узоры. (Показывает изделия с разными видами узоров). Если мастер вырезал листья и цветы - получался растительный орнамент. Геометрический узор состоял из кругов, треугольников, квадратов т.п. Самым сложным считался жанровый узор - изображения птиц, животных, и человека.

Проводится игра «Определи узор».

На фланелеграфе закрепляются круги с изображением изделий, украшенных разными видами орнаментов. Детям раздают образы элементов узора, они определяют их вид и располагают в соответствующем круге.

По окончанию игры Лесовик и Берёзка дарят детям кусочки бересты и предлагают использовать их при изготовлении поделок из природного материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для подготовительной к школе группы «Скоро в школу»

Представленное занятие предусмотрено для работы с детьми старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет).Тип занятия: коррекционно-развивающееФорма организации – подгрупповая (6 человек).Продолжительность з...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе . Тема: «Путешествие в лесную школу к учёной сове».Творческий отчёт.

Творческий отчётВ подготовительной к школе группе .Тема: «Путешествие в лесную школу в гости к учёной сове».Цель: Расширять у детей представление о школе. Обеспечить познавательную активность воспитан...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе "Путешествие в школу"

Конспект занятия в подготовительной к шкоел группе "Путешествие в школу" по образовательным областям "Познавательное развитие", "Речевое развитие"...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Экскурсия в школу»

Цель: Познакомить детей с учебным заведением.Образовательные задачи: уточнить, что в школе дети с 6,5 лет учатся читать, писать, рисовать и считать и учит их этому учительница.Познакомить с помещением...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Школа пешеходов»

Задачи:Расширить представления детей о правилах поведения во дворе и на улице.2. Учить детей видеть то, что представляет опасность для их жизни и здоровья.3. Закрепить знания детей о правилах перехода...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе "Скоро в школу"

Воспитатель: Дети, совсем скоро вы окончите детский сад и пойдете в школу. За время, проведенное в детском саду, вы много считали, писали, играли, экспериментировали и рисовали. И сегодня у вас есть в...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Что такое школа? Путешествие в Страну Знаний» построенный на использовании словесного метода (беседа) с применением различных приемов.

Тема: «Что такое школа? Путешествие в Страну Знаний»Возрастная группа: Подготовительная к школе группа (6-7 лет)Форма проведения: Беседа-рассуждение с элементами проблемной ситуации....