Развитие кругозора
консультация по окружающему миру

Развитие кругозора дошкольников через экспериментирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_razvitie_krugozora.docx34.09 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование целостной картины мира и расширение кругозора детей дошкольного возраста через экспериментирование и практическую деятельность»

Педагог –психолог МАДОУ д/с № 5 Лешкович Галина

«Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, тем больше он знает и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее будет его творческая, исследовательская деятельность»

Лев Семенович Выготский.

Как известно, дошкольники отличаются удивительной любознательностью, готовностью познать. Но эти положительные качества зачастую входят в противоречие с отсутствием у них умений и навыков в познавательно-исследовательской деятельности.

В условиях нового времени очень важно вырастить человека, умеющего думать, способного к анализу, самоанализу, саморазвитию, самообразованию, способного применить приобретённые знания в совместной деятельности со сверстниками и в самостоятельной деятельности.

Обновление содержания образования нацеливает нас, педагогов, на поиск эффективных и адекватных дошкольному возрасту форм обучения, методов и приёмов.

В своей работе мы стремимся сформировать у дошкольников элементарные представления о целостной картине мира; развить познавательную активность, любознательность, стремление к самостоятельному познанию явлений окружающего мира; стремимся действовать в логике интегративного подхода и использовать современные образовательные технологии, тем самым реализовывая ФГОС ДО.

Акцент переносится на обучение умению самостоятельно добывать нужную информацию, выделять проблемы, ставить задачи, находить способы их рационального решения, анализировать полученные знания и применять их на практике.

Решение задач предусматривается в рамках ООД и при организации режимных моментов – как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольника.

Активное внедрение детского экспериментирования в практику работы ДОО основано на создании условий для самостоятельного исследования и поисковой активности самих детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».

Опытно-экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста - один из видов культурных практик, с помощью которого ребенок познает мир.

Наблюдения за демонстрацией опытов и практические упражнения в их воспроизведении позволяет детям стать первооткрывателями, исследователями того, что их окружает.

Дети задумываются о таких явлениях природы, как замерзание и таяние льда, распространение звуков в воздухе и воде, изменение цвета предметов и веществ, появление запахов. Опыты, проведенные детьми, способствуют созданию изучаемого явления и обобщению полученных естественным путем результатов.

Создаются условия и для формирования целостной картины мира и расширения кругозора детей; для формирования основы дальнейшего умственного развития личности ребенка с такими качествами, как организованность, целеустремленность, собранность, умение планировать свою деятельность:

  • создан уголок экспериментирования в группе;
  • оформлена картотека опытов и экспериментов;
  • подобраны презентации;
  • подобрана мини-библиотека по направлению «Детское экспериментирование».

Цели и задачи опытно-экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста:

  • расширять представления об окружающем мире, актуализировать имеющиеся знания;
  • формировать умение находить причинно-следственные связи и зависимости, существующие в окружающей действительности; формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов;
  • обогащать, активизировать словарь, развивать связная речь - монологическую и диалогическую;
  • развивать креативность, вариативность и гибкость мышления, умение находить решение поставленных задач;
  • воспитывать самостоятельность и инициативность, уверенность в собственных силах;
  • продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.

Занятия с детьми по формированию целостной картины мира проводятся так, чтобы ознакомление с окружающим обогащало чувственный опыт ребенка - учило его быть внимательным к тому, что его окружает: смотреть и видеть, слушать и слышать, ощупывать и осязать.

Обогащение чувственного опыта неразрывно связано с развитием чувственного познания - ощущений, восприятия, представлений.
Экспериментальная деятельность старшего дошкольника охватывает все образовательные области дошкольного образования: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое и физическое развитие (согласно ФГОС ДО).

Алгоритм организации детского экспериментирования.

  1. Видеть и выделять проблему.
  2. Принимать и ставить цель.
  3. Решать проблемы.
  4. Анализировать объект или явление.
  5. Выделить существенные признаки и связи.
  6. Сопоставлять различные факторы.
  7. Выдвигать гипотезы, предложения.
  8. Отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.
  9. Осуществлять эксперимент.
  10. Делать вывод.

Формы работы по поисково-экспериментальной деятельности

  • занятия;
  • беседы познавательного характера;
  • знаково-изобразительные средства;
  • прослушивание аудиозаписей;
  • дидактические и развивающие игры, упражнения;
  • сюжетно-ролевые игры;
  • эксперименты и опыты;
  • рассматривание картин;
  • наблюдения за живыми объектами и явлениями природы;
  • экскурсии и целевые прогулки;
  • работа в уголках природы;
  • экскурсии и целевые прогулки;
  • акции добрых дел.

Примерный алгоритм проведения занятия-экспериментирования

  1. Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, чтение, беседы, рассматривание, зарисовки) по изучению вопроса.
  2. Определение типа вида и тематики занятия-экспериментирования.
  3. Выбор цели задач работы с детьми (познавательные, развивающие, воспитательные задачи)
  4. Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, мышления.
  5. Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования, пособий.
  6. Выбор, подготовка пособий и оборудования с учетом возраста детей изучаемой темы.
  7. Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, таблицы, фотографии, рассказы, рисунки и т.д.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.

Мотив экспериментирования должен быть осознанным ребенком (Для чего я это делаю, зачем мне это нужно?).

Также необходимо предусматривать форму обобщения и фиксации результата эксперимента (речевая или продуктивная), его практическое применение, использовать больше методов, повышающих речевую активность детей.

Мотив: познавательные потребности, познавательный интерес, в основе которых лежит ориентировочный рефлекс «Что это?», «Что такое» В старшем дошкольном возрасте познавательный интерес имеет направленность: «Узнать - научиться - познать».

В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить на следующие вопросы:

  • Как я это делаю?
  • Почему я это делаю именно так, а не иначе?
  • Зачем я это делаю, что хочу узнать, что получилось в результате?

Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное то, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Ребёнок склонен наблюдать, экспериментировать, настроен на познание мира, он хочет всё знать, исследовать, открыть, изучить значит сделать шаг в неизведанное. Ему предоставляется возможность самому найти ответы на вопросы.

Для положительной мотивации деятельности дошкольников использую различные стимулы.

Внешние стимулы (новизна, необычность объекта), тайна, сюрприз; мотив помощи; познавательный мотив (почему так?), ситуация выбора.
После проведения экспериментов у детей возникает множество вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив. Их интересует: как выглядит микроб, отчего бывает туман, ветер, с помощью чего издается звук в магнитофоне, почему очищенный картофель без воды чернеет, яблоко очищенное темнеет; язык после того, как съешь чернику, темнеет и многое другое. Я не всегда тороплюсь с ответом, а способствую тому, чтобы дети нашли его самостоятельно.
В свои игры-эксперименты мы приглашаем бабушку Знаю, а она либо дарит нам в группу книгу или подсказку, но чаще всего некоторые детские вопросы становятся темами очередной встречи с ней в лаборатории. В играх- экспериментирование детям нравится быть фокусниками, совершать виртуальные путешествия в цирк и на загадочную планету «Секрет».
Работа в лаборатории находит отражение и в творческой деятельности детей.
В ходе совместной партнерской деятельности с педагогом у детей формируется умение ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы, решать их опытным путем, делать выводы, толчком к началу экспериментирования может послужить удивление, любопытство, выдвинутая кем-то проблема или просьба.

Например, Почемучка задает вопрос: «Почему опадают листья». Дети получают возможность выдвинуть свои гипотезы, рассуждать или решить проблемный вопрос «одинаковые листья с одного дерева». Провести опыт

« Как грибница впитывает воду» (в качестве грибницы мох), опыт-эксперимент «где спряталась вода в овощах и фруктах».

Для поддержания интереса к экспериментированию практикую задания детям, в которых проблемные ситуации моделируются от имени сказочного героя - куклы Незнайки, Маши, Чиполлино, Капитошки. Дети часто задают много вопросов «отчего?», «почему?», «зачем?». Часто этим же занимается и кукла Почемучка, живущая в группе.

Эти герои «участвуют» в опытах и экспериментах, решают возникшие проблемы, приносят интересные вещи юным исследователям (осенние листья в больших карманах Почемучки, овощи от Чиполлино, которые нужно узнать на ощупь) - все это способствует развитию наблюдательности, любознательности, повышению интереса к экспериментальной деятельности. Герои стали для ребят настоящими друзьями, с которыми можно посоветоваться, обратиться к ним с просьбой, разделить радость открытий. Итогом совместных мероприятий стали книжки-малышки, альбомы, рисунки-исследования, дневники наблюдений, коллажи, коллекции.

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без тесного контакта с семьей. Родители должны осознавать, что они воспитывают своих детей собственным примером, что каждая минута общения с ребенком обогащает его, формирует его личность.

Мне бы очень хотелось, чтобы родители следовали мудрому совету

В. А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».

В индивидуальных беседах, консультациях, на родительском собрании, через различные виды наглядной агитации (папки-раскладушки, памятки) убеждаю родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям, огорчениям, признания права на собственную точку зрения, поддержания познавательного интереса, их стремления узнавать новое, самостоятельно выяснять непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений действительности. Были проведены беседы «Значение детского экспериментирования для психического развития ребенка», «Как организовать игры с водой», консультации для родителей «Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольника», «Экспериментируйте с детьми дома», «Опытно-экспериментальная деятельность в жизни старших дошкольников», «Наливаем, выливаем, наблюдаем, сравниваем», «Как играть дома с песком», «Игра или экспериментирование».

В процессе детского экспериментирования дети учатся:

видеть и выделять проблему;

принимать и ставить цель;

решать проблемы;

анализировать объект или явление;

выделять существенные признаки и связи;

сопоставлять различные факты;

выдвигать гипотезы, предположения;

отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности;

осуществлять эксперимент;

делать выводы, рассуждения;

фиксировать этапы действий и результаты графическим или другим способом.

Также важным показателем является отношение детей к деятельности экспериментирования (интерес, активность участия в обсуждении и процессе деятельности).

Опытно-экспериментальная деятельность способствует расширению познавательных представлений детей, их интеллектуальному развитию, делает их любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными, творческими личностями

  • Какие знания о мире нужно получить в дошкольном возрасте?
  • Окружающий мир можно условно разделить на социальный (человек, эмоции, взаимоотношения), природный (особенности времен года, погодных явлений, животного и растительного мира) и предметный (материалы и их свойства, преобразования предметов). Дети младшего дошкольного возраста (3-4 года), в основном, интересуются предметами из их ближайшего окружения, которые они могут изучить непосредственно (дома, в детском саду, на прогулке). По мере взросления малыши могут глубже понимать природу и ее закономерности. Также примерно с 4-5 лет у детей возникает интерес к рукотворному миру (различным приспособлениям, техническим приборам, инструментам, сооружениям). К старшему дошкольному возрасту знания о мире значительно расширяются, формируется представление о существенных свойствах предметов и явлений, абстрактных понятиях. Приблизительные темы по изучению окружающего мира по возрастам Вы можете видеть в таблице.
  • Название (и порядок) дней недели и месяцев;
  • Виды транспорта (наземный, воздушный, водный);
  • Музыкальные инструменты;
  • Строительные инструменты;
  • Электроприборы;
  • Профессии;
  • Живая и неживая природа;
  • Космос;
  • Перелетные и зимующие птицы;
  • Животные разных континентов, особенности их среды обитания;

Страны, города.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ОНР "Развитие кругозора в процессе познавательной и исследовательской деятельности"

конспект логопедического занятия развитие кругозора в процессе познавательной и исследовательской деятельности....

Конспект занятия по социальному развитию в образовательной области "Коммуникация"(развитие кругозора)

Комплексное занятие непосредственной образовательной деятельности , старший дошкольный возраст....

Образовательная область «Познание».Развитие кругозора и познавательно-исследовательской деятельности для детей средней группы.Тема: «О чем поют птицы весной?»

Дети вместе с воспитателем в ходят в группу украшенную зелеными листочками,  цветочками, бумажными птичками.Воспитатель предлагает детям отправиться в путешествие по весеннему лесу.Воспитатель пр...

Перспективное планирование в подготовительной группе: Развитие кругозора

Перспективный план по программе "Детство" для подготовительной группы...

Непосредственно образовательная деятельность познавательного развития (развитие кругозора) с детьми старшей группы

Непосредственно образовательная деятельность познавательного развития (развитие кругозора) с детьми старшей группы по теме недели "Этикет"  - "Идём в кино"...

Конспект НОД по познавательному развитию (развитие кругозора/опытно-экспериментальная деятельность)

Тема: «Посадка лука»Цель: расширять представления детей об условиях, необходимых для роста и развития растения (почва, влага, тепло и свет). Дать элементарные понятия о природных витаминах...

Образовательная деятельность познавательного развития (развитие кругозора) с детьми средней группы "Поход в лес"

Занятие по безопасности детей в средней группе. Знакомство с видами тушения костра в лесу, правилами поведения в транспорте....