Проект Путешествие в прошлое
проект по окружающему миру (старшая группа)
Одной из важных задач ДОУ является патриотическое воспитание дошкольников. Каждый ребенок – это в первую очередь гражданин своей Родины, своей страны. В связи с тенденцией размывания культурных ценностей вопрос воспитания патриотизма с малых лет встает как никогда остро.
Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой, – сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России.
Патриотические чувства неразрывно связаны с чувством причастности человека к своему народу, единения с ним.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 26.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Путешествие в прошлое наших предков». Подготовительная группа
Тип проекта: творческо-информационный, групповой
Продолжительность проекта: средней продолжительности (5 недель)
По составу участников: групповой
Участники проекта: педагоги, специалисты ДОУ, дети подготовительной к школе группы; родители.
Актуальность проекта:
Одной из важных задач ДОУ является патриотическое воспитание дошкольников. Каждый ребенок – это в первую очередь гражданин своей Родины, своей страны. В связи с тенденцией размывания культурных ценностей вопрос воспитания патриотизма с малых лет встает как никогда остро.
Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой, – сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России.
Патриотические чувства неразрывно связаны с чувством причастности человека к своему народу, единения с ним.
Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности.
Фольклор вызывает положительные эмоции у детей, формируется внутренняя готовность к восприятию русской народной культуры.
Главной задачей является умение заинтересовать детей, зажечь их сердца, развивать в них творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов.
Использование метода проектов открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников. Это метод актуален и очень эффективен, он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.
Цель проекта: воспитание нравственно-патриотических чувств у детей подготовительной к школе группы через ознакомление с жизнью наших предков; формирование представлений о жизни наших предков
Задачи:
Для детей:
Развивающие: развитие интереса: к историческому прошлому народа; умения эмоционально откликаться на настроение, ярко переданное в произведения народного творчества, декоративно-прикладного искусства; интереса к русским народным праздникам; интереса к ручному труду; развитие любознательности; обогащать словарный запас;
Обучающие: систематизировать знания детей о постройках и предметах быта старины; расширить знания детей о традициях русского народа зна
Воспитывающие: формирование у детей: отзывчивости на красоту русской природы и народного искусства; эстетическое отношение у детей к народным игрушкам; интереса к музыкальному фольклору; интереса к культурному наследию русского народа.
Для педагогов: создание условий для ознакомления детей с прошлым наших предков; вовлечение в проектную деятельность родителей.
Для родителей: привлечь родителей к активному взаимодействию по приобщению детей к народной культуре; помощь в создании экспонатов для мини-музея (мельница, церковь, колодец, прялка, корзинка, повозка, изба, люлька для малыша, скотный двор); помощь в создании альбомов: «От землянки до небоскреба»; куклы в национальном костюме, народного календаря.
Название итогового мероприятия: Открытие мини-музей «Прошлое наших предков»
Ожидаемый результат:
Для детей: получение детьми первичных представлений о культуре русского народа, о том как жили люди в древности.
Для педагогов: обогащение предметно-развивающей среды;
Для родителей: изготовление макетов; сборе иллюстрации; подготовка детей к музыкальному конкурсу русской народной песни.
Содержание проектной деятельности
Этапы и сроки реализации.
I этап – подготовительный
1 неделя
Для педагогов: изучение парциальной программы О.Л. Князевой «Приобщение детей к истокам народной культуры»; изучение литературы В.И. Савченко «Авторизованная программа нравственно-патриотического и духового воспитания дошкольников»; определение темы, целей, задач; проведение вводной беседы с детьми;
Для детей: во время рассказывания сказок, чтения былин объяснять детям: Что такое кафтан, кочерга, коромысло?
Для родителей: ознакомление родителей с целями и задачами проекта
II этап – основной
2 неделя
- Экскурсия в музей детского сада «Русская изба»;
- Сюжетно-ролевая игра «Зовет гостей самовар»
- Чтение русской народной сказки «Крылатый, мохнатый и масляный»
- Д/и «Что сначала, что потом»; Д/и «Предметы народного быта»
- Рассматривание альбома «Как жили наши предки»
- Беседа «Постройки наших предков»; Беседа «Русский самовар»;
- НОД «Домом жить, обо всем тужить»; НОД (конструирование из бумаги) «Изба»;
- Создание альбома «От землянки до небоскреба»
- Заучивание закличек;
Взаимодействие со специалистами ДОУ:
Музыкальный руководитель:
- разучивание песни «Как у наших у ворот» - игра на деревянных ложках;
Инструктор по физической культуре:
- П/и «Кто быстрее сложит поленницу»; «У медведя во бору»;
- Народная игра «Гори, гори ясно»
-« Золотые ворота»
- Рисование «Старинный город»
3 неделя
- Семейный конкурс «Создание макетов для музея «Прошлое наших предков». Выставка работ. Онлайн-голосование в VK в сообществе детского сада;
- НОД «Из чего же, из чего же?»; НОД «Всякому молодцу ремесло к лицу»;
- Слушание русской народной сказки «Крутись, крутись веретенце»
- С/р игра «Пекарня»;
- Рассказ воспитателя с показом иллюстраций «Строительство жилища»;
- Беседы «Ветряная мельница. Откуда пришел хлеб?»; «Глиняная игрушка»
- Заучивание пословиц, поговорок;
- Д/и «Русская изба и современный дом»; «Найди отличия»;
- Создание альбома «Ремесла Древней Руси»;
- Хороводная игра «Карусель»
Взаимодействие со специалистами ДОУ:
Музыкальный руководитель:
- НОД «Балалаечка играет, балалаечка поёт»;
Инструктор по физической культуре:
- П/и «Каравай»
Педагог по художественно-эстетическому развитию:
- Лепка «Изготовление игрушки из глины»
4 неделя
- Культурно-досуговая деятельность «В гости к дедушке Фольклору»;
- НОД «Народные праздники»; НОД (конструирование из ткани) «Изготовление куклы»;
- Беседы «Народный календарь»; «Народные приметы»
- Д/и «Собери пазлы и угадай сказку»; «Летает, не летает»;
- Слушание русских народных песен;
- Игровая ситуация «Добрый взгляд»;
Взаимодействие со специалистами ДОУ:
Музыкальный руководитель:
- Детский музыкальный конкурс русской народной песни «Живи народная душа»;
Инструктор по физической культуре:
- Народная игра «Прялица»;
- П/и «Ловишки в кругу»
Педагог по художественно-эстетическому развитию:
- Нетрадиционное рисование с использованием пластиковых карт «Пригласительные билеты в музей»
5 неделя
- Открытие мини-музея «Прошлое наших предков»;
- НОД «Милости просим чайку покушать, да песенку послушать»; НОД (аппликация) «Народный костюм»;
- Игра-драматизация «Теремок»;
- Составление рассказов по пословицам;
- Чтение русской народной сказки «Финист – Ясный Сокол»;
- Создание альбома «Народные музыкальные инструменты»;
- Д/и «Найди 10 отличий»; «Узнай по описанию»;
Взаимодействие со специалистами ДОУ:
Музыкальный руководитель:
- Пение и обыгрывание русской народной песни «Иван, Иван, вырывай бурьян»;
Инструктор по физической культуре:
- П/и «Где мы были – не скажем»;
- Народная игра «Гуси-лебеди»
Педагог по художественно-эстетическому развитию:
- Лепка «Посуда из соленого теста для «Избы»
III этап – заключительный. Рефлексия
Викторина «Путешествие в прошлое наших предков»
Сетевая паутинка к проекту
Социально-коммуникативное развитие
Сюжетно-ролевые игры: «Зовет гостей самовар»; «Пекарня»;
Д/и «Что сначала, что потом»; «Предметы народного быта»; «Русская изба и современный дом»; «Найди отличия»; «Собери пазлы и угадай сказку»; «Летает, не летает»; «Найди 10 отличий»; «Узнай по описанию»
Культурно-досуговая деятельность «В гости к дедушке Фольклору»;
Игровая ситуация «Добрый взгляд»;
Игра-драматизация «Теремок»;
Познавательное развитие
Экскурсия в музей детского сада «Русская изба»;
Рассматривание альбома «Как жили наши предки»
Беседы: «Постройки наших предков»; «Русский самовар»; «Народный календарь»; «Народные приметы»; «Ветряная мельница. Откуда пришел хлеб?»; «Глиняная игрушка»
НОД «Домом жить, обо всем тужить»; «Народные праздники»;
Рассказ воспитателя с показом иллюстраций «Строительство жилища»;
Речевое развитие
Заучивание закличек; пословиц, поговорок;
НОД «Из чего же, из чего же?»; «Всякому молодцу ремесло к лицу»; «Милости просим чайку покушать, да песенку послушать»;
Составление рассказов по пословицам;
Художественно-эстетическое развитие
Чтение русских народных сказок «Крылатый, мохнатый и масляный»; «Крутись, крутись веретенце»; «Финист – Ясный Сокол»
НОД: Конструирование из бумаги «Изба»; по музыкальному развитию «Балалаечка играет, балалаечка поёт»; Лепка «Изготовление игрушки из глины»; Конструирование из ткани «Изготовление куклы»; Нетрадиционное рисование с использованием пластиковых карт «Пригласительные билеты в музей»; Аппликация «Народный костюм»; Лепка «Посуда из соленого теста для «Избы»; Рисование «Старинный город»;
разучивание песни «Как у наших у ворот» - игра на деревянных ложках;
Слушание русских народных песен; Пение и обыгрывание народной песни; Детский музыкальный конкурс
Физическое развитие
П/и: «Кто быстрее сложит поленницу»; «У медведя во бору»; «Каравай»; «Ловишки в кругу»; «Где мы были – не скажем»;
Народные игры «Гори, гори ясно»; «Прялица»; «Гуси-лебеди»
Задачи:
• познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (печь, прялка, и т. д.);
• познакомить с кухонными принадлежностями, которые там находились: ухват, чугунок, горшок, сито, самовар;
• обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами;
Публикация «Знакомство детей с русской избой и с предметами ее обихода» размещена в разделах
Русская изба
Темочки
Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший фотоотчет» июнь 2019
• воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей;
Содержание
Печь - это сердце дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.
За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.
Ситом сеяли муку, и тогда тесто на пироги получилось очень пышным и мягким.
Зимними долгими вечерами хозяйка на ней пряла нитки. А из ниток затем вязали или ткали полотно и шили одежду. Как же можно было достать из печи горячий горшок? Здесь был нужен другой помощник. Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие горшки со щами и вкусной кашей. Главной кухонной посудой был горшок — прямой предшественник кастрюли, супницы, сахарницы, чайника, контейнера для хранения.
Тема НОД: «Русская изба»
Цель: Знакомить детей с традиционно – бытовой культурой русского народа.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Конспект совместной деятельности с детьми „Русская изба“» размещена в разделах
Конспекты занятий. Все конспекты
Русская изба
Русская изба. Конспекты занятий
Темочки
Познакомить детей с русской избой («Познание», «Коммуникация», с предметами старинного русского быта (печь, лавка, прялка, самовар, и др.); Продолжать знакомить детей с русскими народными играми, пословицами, поговорками.
Развивающие:
Развивать связную монологическую речь через устное народное творчество; Развивать коммуникативные умения с помощью народных игр.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к традициям и обычаям русского народа, к русскому фольклору («Коммуникация», «Познание»).
Виды деятельности : игровая, двигательная, познавательная, коммуникативная.
Формы организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная.
Формы реализации детских видов деятельности, словарная работа, отгадывание загадок, игры с речевым сопровождением.
Словарная работа: ухват, прялка, коромысло, чугунок, самовар, половик.
Отгадывание загадок. Проведение русских народных игр, хороводов.
Оборудование:
«Русская изба» с предметами быта (печь, лавки, стол, самовар, прялка, половики, ухват, коромысло, чугунок и др., русский народный костюм.
Ход НОД
Деятельность воспитателя Деятельность детей
I.Вводная часть
Воспитатель встречает гостей в русском народном костюме. Под музыку дети заходят в группу
-Здравствуйте, гости дорогие.
-Приглашаю Вас в русскую избу,
-Проходите, присаживайтесь поудобнее.
В деревенской избе самая главная – это печь.
-Как Вы думаете, зачем людям нужна печь?.
Правильно. Люди в старину готовили еду в печи, грелись, спали на печи.
Посмотрите - это чугунок, в нем готовили еду. Очень любили люди в старину кашу даже придумали поговорки.
- Щи да каша – пища наша.
- Хороша каша, да мала чашка.
- Кто запомнил поговорки? (Воспитатель начинает – дети заканчивают)
А вы, какую кашу любите?.
Пальчиковая игра «Сорока, сорока, кашу варила» Дети здороваются.
Дети садятся на стульчики
Ответы детей. (готовить еду, отапливать избу)
Дети продолжают поговорку.
Ответы детей.
Дети играют в пальчиковую игру.
II. Основная часть
- А теперь отгадайте загадку.
И шипит, и кряхтит
Воду быстро кипятит,
Он наелся угольков,
Вот для нас и чай готов.
Кран на брюхе открывает,
Кипяточек разливает.
Правильно это самовар. В нем готовили чай.
Дети отгадывают (Самовар)
Дети рассматривают самовар.
- В русской избе на полу стелили половики и коврики. Красивые, цветные. Половики прямоугольные, длинные, а коврики круглые.
- Вечерами женщины садились за прялку (показ) и пряли шерсть, овечью, козью, собачью. Вытягивали из шерсти и скатывали пальцами длинные нити, пряжу.
А потом вязали носки, варежки. Дети рассматривают коврики.
Дети рассматривают пряжу, и вязаные носки, варежки.
- Скок, скок – поскок,
Молодой дроздок
По водичку ходил,
Коромысло носил
Да неловко ступил,
Сапожок водой залил.
Зацепил ногой ведро –
Всё вокруг залило.
Испугался дроздок
И пустился наутек.
Воду люди носили из колодца. А чтобы было удобно, несли ведра с помощью коромысла. Коромысло можно носить на одном плече или на двух (показ). Его делали из дерева. По краям прикрепляли крючки или делали выемки для ведер (показ иллюстраций нескольких видов коромысел).
- Кто хочет попробовать пронести ведерки? Вот такая утварь была в старинной русской избе.
Вопросы
- Где готовили еду в старину? (в печи)
- В чем варили кашу? (чугунке)
- Что стелили на полу? (половики, коврики)
- В чем готовили чай? (в самоваре)
- Зачем нужно коромысло? (носить воду)
- А для чего прялка? (для изготовления пряжи)
Молодцы.
Дети по очереди пробуют пронести ведерки.
Ответы детей.
Ответы детей.
Ответы детей.
Ответы детей.
Ответы детей.
Ответы детей.
Русская народная игра «У дядюшки Трифона».
Заводите круг.
1 раз водящий воспитатель.
Потом выбирают водящего.
Аты - баты, шли солдаты,
Аты - баты, на базар.
Аты - баты, что купили?
Аты - баты, самовар.
Аты - баты, сколько стоит?
Аты - баты, три рубля
Аты - баты, он какой?
Аты - баты, золотой.
«А у дядюшки Трифона
Было семеро детей,
Семеро сыновей
Они не пили, не ели,
Друг на друга смотрели.
Разом делали, как я!»
Дети идут по кругу, говорят слова, водящий в центре, по окончании слов водящий показывает движение, дети повторяют, водящий выбирает, кто лучше всех показывал, тот становится водящим.
III. Заключительная часть
2.4 Формы и методы, используемые в работе проекта
Словесные методы:
рассказ, беседа о народных обычаях и традициях;
вопросы, разъяснения, заучивание потешек, прибауток, закличек;
использование пословиц, загадок, поговорок, чтение художественной литературы;
Интеллектуальные и дидактические игры.
Наглядные методы:
использование экспонатов, подлинных вещей;
просмотр фотографий, видеофильмов, картин, рисунков, макетов о русском быте.
Практические методы:
использование русских народных песен и танцев;
проведение русских народных игр;
использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности;
применение игрушек и изделий народных промыслов;
представление кукольного театра;
разыгрывание сценок и эпизодов сказок;
самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий.
Формы работы с детьми:
беседы;
занятия на основе метода интеграции;
рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;
выставки в мини-музее предметов обихода, изделий русского декоративно-прикладного искусства;
дидактические игры;
работа с различными художественными материалами;
развлечения, фольклорные праздники, посиделки
заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен;
использование народных игр, в том числе хороводов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическая разработка "Проект "Путешествие в прошлое""
Информационно-практико-ориентированный проект "Путешествие в прошлое" - развивающая игра Цель проекта: Формирование у детей умения применять полученные в различных в...

Нелельный проект "Путешествие в прошлое счетных устройств"
Данный проект поможет познакомить детей старшего дошкольного возраста с прошлым и настоящим счетных устройств, с процессом их преобразования человеком; развивать и активизировать познавате...

Проект "Путешествие в прошлое и настоящее родного города"
В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма : любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на её благо, беречь и умножать бога...

Проект "Путешествие в прошлое и настоящее родного города"
В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма : любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на её благо, беречь и умножать бога...

Проект "Путешествие в прошлое России" с презентацией.
Проект "Путешествие в прошлое России"с презентацией....
Детский творческий исследовательский проект «Путешествие в прошлое карандаша»
Детский творческий исследовательский проект«Путешествие в прошлое карандаша»«Путешествие в прошлое карандаша»ВведениеМы очень любим, рисовать красками, цветными карандашами, фломастерами, а особенно п...
Проект "Путешествие в прошлое. Динозавры" старший возраст
Познакомить детей старшего возраста с доисторическими животными (динозаврами), их средой обитания....
