Экскурсия: "Золотая осень"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Михеева Алёна Борисовна

Экскурсия в природу:"Золотая осень"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekskursiya_2.docx23.99 КБ

Предварительный просмотр:

                Экскурсия на тему «Золотая осень».


Цель: ознакомление с природными явлениями осенью
Задачи:
- учить детей различать наиболее характерное состояние осеней погоды: прохладно, идут дожди, дуют ветры, птицы улетают на юг, с деревьев опадают листья;
- закрепить последовательность дней недели;
- развивать наблюдательность; внимание, память, речь;
- воспитывать нравственные чувства к природе, а также бережное отношение к ней;.
Словарная работа: «листопад», «прохладно», «дождливая», «моросящие дожди», «расцвечиваются».

Ход экскурсии

  1. Вводная беседа (в группе)
    Воспитатель: - Ребята, посмотрите в окно, какое время года наступило?
    Дети: – Осень!
    Воспитатель: - давайте вспомним, какие осенние месяцы мы знаем!
    Дети: - Сентябрь, октябрь, ноябрь
    Воспитатель: - Да, правильно! А кто скажет, сколько всего дней в недели?
    Дети: - семь!
    Воспитатель: - Давайте перечислим их.
    (дети перечисляют)
    Воспитатель: - Правильно, ребята, а вы знаете, что в народе дни недели очень интересно называют. Послушайте:
    Понедельник – заяц-рукодельник
    Вторник – соловей-задорник
    Среда – лисичкина-еда
    Четверг – волк глазами сверк
    Пятница – колобком катится
    Суббота – баня у енота
    Воскресенье – всем веселье.

    - Их так назвали потому, что в начале недели все начинают работать, а под конец недели все отдыхают. Ребята, скажите какой сегодня день недели, если вчера был понедельник, а завтра будет среда?
    Дети: - Вторник
    Воспитатель: - Да, правильно, сегодня вторник. Скажите, а какой сейчас месяц осени?
    Дети: - Октябрь!
    Воспитатель: - Верно, мы с вами познакомились с приметами ранней осени. В каком осеннем месяце была ранняя осень?

Дети: В сентябре

Воспитатель:  А сейчас наступила самая красивая пора осени – золотая осень. Посмотрите в окошко и скажите, почему осень называют «золотой»?
Дети: - потому, что листочки стали жёлтые
Воспитатель: - Правильно, а какие цвета осени еще есть?
Дети: - красный, чуть-чуть зелёный, коричневый
Воспитатель: - Да, листья раскрасились, а что происходит ещё с листочками?
Дети: - падают
Воспитатель: - Как называется явление когда опадают листья?
Дети: - Листопад
Воспитатель: - Октябрь в народе называют «листопадник». Как вы думаете, почему его так назвали?
Воспитатель: - А как вы думаете, почему листочки падают?
Дети: - Потому, что холодно. Им не хватает тепла, солнышка.
Воспитатель: - Верно, а еще им не хватает влаги и света.

Воспитатель: - Ребята, сегодня я приглашаю вас на экскурсию на нашу экологическую тропу, посмотреть на листопад и какая погода на улице.

  1. Коллективное наблюдение (на улице)
    Воспитатель: - Ребята, мы с вами пришли на главную аллею нашего сада, посмотрите, как же красиво здесь!!! Посмотрите вокруг, можно нашу аллею сравнить с лесом?
    «Мы пришли в осенний лес
    Сколько здесь вокруг чудес!
    С права берёзка в золотой шубке стоит,
    Слева ёлка на нас глядит,
    Листья в небе кружатся
    На землю тихо ложатся!»

    Воспитатель: - Дети, посмотрите на небо. У нас сегодня есть солнышко?
    Дети: - Нет
    Воспитатель: - А где оно?
    Дети: - Спряталось за облаками
    Воспитатель: - Да, у нас солнышка нет, а на улице тепло или холодно?
    Дети: -Холодно
    Воспитатель: - сейчас не сильно холодно, значит можно сказать, что на улице прохладно, скажем вместе «прохладно»
    Дети: - Прохладно
    Воспитатель: - А ветер теплый или холодный?
    Дети: - холодный
    Воспитатель: - А почему?
    Дети: - на улице холодно
    Воспитатель: - Солнце не греет воздух, поэтому ветра становятся холодными и резкими. Посмотрите на деревья. Скажите ветер сильный или слабый?
    Дети: - Слабый
    Воспитатель: - А как вы догадались?
    Дети: - Ветки слабо качаются.
    Воспитатель: - Молодцы! А знаете, у меня есть загадки, давайте сейчас я их загадаю, а вы постарайтесь отгадать:
    Снова туча набежала,
    Очень сыро, мокро стало.
    Яркий зонтик раскрываем
    От него себя спасаем!
    Дети: - Дождик
    Воспитатель: - Да, это дождик. Ребята, а сегодня есть дождик?
    Дети: - Нет
    Воспитатель: - А вы знаете как называется погода, когда идёт дождь?

Дети: Дождливая

Воспитатель: - Ребята осенью дожди становятся холодными, мелкими, моросящими, из серых туч постоянно сыпется дождь. Давайте вместе скажем «моросящие дожди»
Воспитатель: - Теперь слушайте следующую загадку
Летит орлица
По синему небу,
Крылья распластала,
Солнышко застлала
Дети: - Туча
Воспитатель: - Да, это туча. Дети посмотрите на небо, сегодня много туч?
Дети: - Да!
Воспитатель: - Сегодня много туч, правильно. Они серые, низкие. А эта загадка про что:
Пришла пора,
Опустели леса:
Листья опадают,
Птицы улетают.
Дети: - Осень
Воспитатель: - Ну конечно это осень! Ребята, а теперь давайте мы прислушаемся к звукам. Какие звуки вы слышите?
Дети: - Шум листьев деревьев
Воспитатель: - А куда пропало пение птиц?
Дети: - птицы улетели в тёплые края
Воспитатель: - Почему?
Дети: - Нет пищи
Воспитатель: - А какие птицы улетают на юг?
Дети: - Ласточки, утки, гуси, грачи, журавли
Воспитатель: - Правильно, а какие птицы первыми улетают на юг? Ласточки и стрижи потому, что насекомые исчезают из-за холодного воздуха, т. к. солнце слабо греет. А как называются птицы, которые питаются насекомыми?
Дети: - насекомоядные
Воспитатель: А кто скажет, какие птицы улетают самые последние?
Дети: Водоплавающие : гуси, утки

Воспитатель: - Верно, а какие птицы остаются зимовать?
Дети: - воробьи, сороки, вороны, голуби.

Воспитатель: - Ребята, вы хорошо знаете, кто в наших краях остается зимовать, молодцы! А вы знаете чем питаются птицы, которые остаются зимовать?
Дети: - ягодами, из кормушек едят.
Воспитатель: - Верно, птицы кушают ягоды рябины, шиповника, почки деревьев и корм, который им дают люди в кормушках. Скажите, а много ли осенью насекомых летают?
Дети: - Нет
Воспитатель: - Правильно, а что они делают?
Дети: - спят
Воспитатель: - Да, они забрались в маленькие норки и спрятались под кору деревьев, а некоторые спят под опавшими листьями. А теперь посмотрите на деревья и скажите, что стало с листьями?
Дети: - пожелтели, сжались
Воспитатель: - Правильно, они стали желтеть и опадать. Ребята, а вы знали, что, когда листья желтеют или краснеют это называется расцвечиваются. Давайте вместе скажем «расцвечиваются»
Дети: -Расцвечиваются
Воспитатель: - А когда дует сильный ветер мы можем наблюдать листопад.
Обильный листопад начинается после заморозков, чем сильнее заморозки, тем сильнее листопад. Ребята, послушайте стихотворение:
Листопад, листопад
Листья жёлтые летят
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят….
Дети, что вы видите на земле?
Дети: - ковёр из листьев, они шуршат под ногами
Воспитатель: - Верно, а теперь, ребята, мы полюбуемся осенними деревьями. Посмотрите, какие они красивые. Какие деревья вы узнаете?
Дети: - Берёза, рябина, осина, сосна, елочка
Воспитатель: - Молодцы, много деревьев знаете! А кто покажет мне ствол дерева? Можно ли обхватить ствол дерева пальцами?
Дети: - Нет
Воспитатель: - Почему нельзя? Какой ствол?
Дети: - толстый
Воспитатель: - Правильно, ствол у дерева толстый и пальцами обхватить нельзя. В нашем саду растут не только деревья, но и кустарники. Скажите, чем кустарник отличается от дерева?
Дети: - У дерева один большой ствол, а у кустарника много
Воспитатель: - А деревья и кустарники живые?
Дети: - Да
Воспитатель: - А почему?
Дети: - Они дышат и пьют воду
Воспитатель: - Верно. Ребята, давайте пройдём сюда и скажем, что это за дерево?
Дети: - Ель
Воспитатель: - А как вы догадались, чем она отличается от других деревьев?
Дети: - Вместо листьев у нее иголки
Воспитатель: - А как правильно называются иголки у ели и сосны?

Дети: - Хвоинки
Воспитатель: - А деревья как  назвать, какие?

Дети: Хвойные
3. Сбор природного материала:
Воспитатель: - Ребята, я предлагаю вам сейчас набрать самые красивые листочки, потом мы в группе из них все вместе сделаем красивую осеннюю поделку. (дети собирают листья). Сколько много красивых листочков вы собрали! Молодцы!

4. Дидактическая игра «С какого дерева лист?»
(Далее свободная игра детей)




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

логопедическое занятие с детьми 6-7 лет «Осень. Осенние месяцы. Периоды осени. Деревья осенью» Звук Ц], буква Йй

«Осень. Осенние месяцы.Периоды осени. Деревья осенью»Звук Ц], буква ЙйКоррекционно-образовательные цели. Обобщение и системати­зация представлений об осенних изменениях в природе. Форми­рование ...

Экскурсия "Золотая осень"

Экскурсия для детей на тему "Золотая осень"...

Конспект экскурсии "Золотая осень"

Конспект экскурсии для детей с ТНР...

Экскурсия : «Золотая осень»

Цель: Показать детям красоту осенней природы.Задачи:• обобщить и конкретизировать представления детей о золотой осени;• развивать умение устанавливать связь между изменениями в неж...

Проект "Шедевры мировой живописи детям" Конспект занятия – экскурсии: «Золотые слова: «Хлеб всему голова».

Участие в социально-значимом проекте «Шедевры мировой живописи детям». В целях развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста, гармоничного развития в соответствии с тр...

Экскурсия «Золотая осень» в подготовительной группе

Экскурсия в подготовительной группе "Золотая осень"...

Экскурсия" Золотая осень"

Цель: Создать у детей радостное настроение от красок осени , воспитваль любовь и бережное отношения к природе....