Конспект в старшей группе по познавательному развитию "Костер"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Иванова Ольга Викторовна

конспект был разработан с целью похнакомить детей с видами костров.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл koster.docx18.01 КБ

Предварительный просмотр:

Задачи:

- познакомить с некоторыми видами костров и правилами выбора места для костра;

- закреплять знания детей о правилах пожарной безопасности в лесу;

- воспитывать бережное отношение к природе;

Оборудование: Обручи, «поленья» для костра, изображения с видами костров. Гуашь.

Ход занятия Воспитатель: Ребята, сейчас мы внимательно рассмотрим эту картинку. Как вы думаете, кто на ней нарисован? (ответы детей). Да, на этой картинке изображены туристы, которые отдыхают, поют песни у костра на привале.

Отгадайте загадку:

На привале нам помог

Суп сварил, картошку спек,

Для похода он хорош,

Да с собою не возьмешь. (Костер)

Из-за костра часто случается беда – лесной пожар, вся природа в этом месте погибает. Даже если костер хорошо потушить, на его месте девять лет ни одной травинки взойти не сможет, так долго земля свои ожоги залечивает. Поэтому ради забавы жечь костер в лесу нельзя. Но есть такие туристы, которые без костра не могут обойтись, потому что в походе они бывают не один, а много дней, им нужно согреться, пищу приготовить. Разводят они его по особым правилам, если хотите, я их вам сейчас расскажу. Помните, что костер – надежный друг человека лишь при умелом и осторожном обращении с огнем. Но он может стать и жестокой, беспощадным разбойником, если относиться к нему пренебрежительно: лесные пожары – страшное зрелище. Все живое не успевает спастись и гибнет в море огня. И хотя, у нас в стране есть служба охраны лесов, любой пожар легче предупредить, чем потушить.

Правила разведения костра:

  • костер всегда разводит только взрослый;
  • нельзя жечь костер в ветреную погоду, на сухой траве, камнях, вблизи хвойных деревьев;

Лучше всего разжигать костер на поляне, подальше от деревьев, чтобы не повредить их огнем. Нельзя костер разжигать и около палатки, чтобы искры на нее не попали. Что бы подготовить место для костра, лопатой снимают верхний слой почвы с насекомыми и корнями растений; Обычно, туристы выкапывают неглубокие, но широкие ямки. По кругу ямки обкладывают камни, чтобы пламя огня не попало на траву, не расползалось, и не получился пожар. Не зря при въезде в лес висит топографический знак «Не разводить костер». (На картинке изображен костер, перечеркнутый красной полосой.) Туристы не разводят костер, где попало, они стараются разводить их на старых кострищах. А кто знает, для чего необходимо так делать? (ответы детей) Правильно. Чтобы не повредить растения, которые растут на земле, потому что на месте костра, трава не растет три года, а иногда и более долгое время!

Не разводи костёр ты, где попало.

А то погибнет лес – и всё пропало.

Ты лучше разожги его на месте старом,

Где кто-то разводил уже огонь.

Чтобы пикник не кончился пожаром –

Подальше от деревьев отдых свой устрой.

 для дров никогда не ломают живые деревья, а берут сухие ветки, лежащие на земле;

 перед уходом хорошо заливают костер водой, чтобы он остыл, и снятым слоем земли накрывают яму.

С огнём надо обращаться очень осторожно, ни в коем случае не вытаскивать горящие веточки из костра, можно обжечься или устроить пожар. Близко садиться к костру также нельзя. Почему? Дети: Искры могут отлетать, и больно обжигать. А вы знаете, что костры бывают разные? Самые простейшие типы костров, которые можно соорудить, это «шалаш», «колодец», «таежный». Каждый из них имеет свое предназначение. Костер типа «шалаш» удобен там, где туристы собираются варить пищу в небольшом количестве посуды и хотят осветить лагерную площадку темным вечером. «Колодец» — один из видов жарких костров. Его складывают из более или менее толстых и коротких поленьев, положенных рядами. По внешнему виду он напоминает колодезный сруб. Медленно сгорая, поленья образуют много углей, дающих высокую температуру. Такой костер удобен для приготовления пищи, а также сушки одежды, обогрева участников похода. «Таежный костер» складывается из бревен длиной 1-2 м, уложенных вдоль или под острым углом друг к другу. На этом костре можно одновременно и готовить пищу, и сушить вещи, и даже ночевать рядом тем туристам, у кого нет палаток. Есть и другие костры – звездный, экран, нодья. Настоящий турист никогда не будет жечь костер понапрасну, ведь никому не хочется из любителя природы превратиться в ее губителя. Берегите природу! В заключение проводится дидактическая игра, в которой закрепляются полученные знания.

Костры делят на «дымовые» (для сигнализации, отпугивания насекомых), «жаровые» (для приготовления пищи, просушивания вещей, обогрева людей) и «пламенные» (для освещения и приготовления пищи). 

Презентация: «Некоторые виды костров»:

  • «Звёздный». Поленья из твёрдого дерева раскладывают в виде звезды, и по мере сгорания их продвигают к центру. Такой костёр хорош для длительного поддерживания огня без постоянного подкладывания сучьев.
  • «Таёжный». Служит для обогрева и приготовления пищи для большой группы туристов, сушки одежды, а также позволяет ночевать рядом туристам, у которых нет палатки.
  • «Колодец». Жаровой костёр, дрова укладывают наподобие сруба избы. Даёт низкое и широкое пламя.
  • «Нодья». Предназначен для обогрева в течение длительного времени, например, зимней ночью. Классическая «нодья» — это два горизонтально уложенных друг на друга толстых бревна длиной до 2 метров.
  • «Шалаш». Самый простой и распространённый тип костра. Сухие дрова укладываются наклонно к центру, они частично опираются друг на друга.
  • «Пионерский». Сигнальный костёр, он похож на костёр «Шалаш», только значительно выше. Костёр быстро разгорается, даёт очень высокое пламя, но быстро прогорает и разваливается.

А сейчас вы будете рисовать любой из видов костров. Приступайте.

Анализ рисунков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное занятие в старшей группе по познавательному развитию с использованием ТРИЗ и РТВ

Это занятие позволит обучить детей: -Понимать эмоционально-образное содержание сказки, её идею, осмысливать характеры и поступки персонажей.-Закреплять знание цифр, упражнять в составлении ...

Конспект непосредственной образовательной организованной деятельности в старшей группе по познавательному развитию (математика) в старшей группе по теме «Путешествие по сказке». Составила воспитатель Быкова О.Н

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по познавательному развитию (математика) по теме "Путешествие по сказке". Составила воспитатель Быкова О.Н....

Конспект ОД в старшей группе по познавательно – исследовательской деятельности по экспериментированию в старшей группе Тема: «Снег и лед». Воспитатель: Колчева Н.В. МАДОУ ЦРР Д/С №4; г. Кропоткин

Конспект ОД в старшей группе по познавательно – исследовательской деятельности по экспериментированию в старшей группе и презентация по ознакомлению с окружающим миром по  теме: «Снег и...

Конспект непосредственно образовательной деятеьности в старшей группе по познавательному развитию в старшей группе Тема:: «Гости к нам пришли – шерсть нам принесли»

Конспект непосредственно  образовательной деятеьности  в старшей  группепо познавательному  развитиюв старшей группеТема:: «Гости к нам пришли – шерсть нам принесли&raq...

Технологическая карта ООД Познавательное развитие Старшая группа Развитие познавательного интереса к природе родного края.

Тема: «Как Дед Мороз весну встречал»Цель:  создание условий для развития  познавательного интереса к природе родного края. Программные задачи: 1. Расширение представлений о ...

Конспект открытого занятия в старшей группе по познавательному развитию «Необычное путешествие к самому себе» в старшей группе

laquo;Необычное путешествие к самому себе»  Цель: развитие любознательности и познавательной мотивации.Задачи:Образовательные задачи: формировать представления о здоровье, з...