Конспект занятия по познавательному развитию " В волшебной лаборатории Феи Цветов"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Никитина Алевтина Витальевна

Этот  материал    для детей старшего возраста, содержит полезную информацию для воспитателей по обучению детей цветов комнатных, луговых, полевых.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx31.15 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательному развитию «В волшебной лаборатории Феи Цветов»

Цель: развитие познавательной активности детей в процессе опытно-экспериментальной деятельности.

Задачи:

Образовательные:

Расширять представления детей о многообразии растительного мира, их сходстве и различии во внешнем виде в разные времена года.

Формировать у детей практические навыки применения алгоритма при посадке семян.

Развивающие:

Расширять знания детей о необходимых условиях для роста растений ( свет, тепло, вода, земля, питание).

Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями сезон-растительность-труд).

Воспитательные:

Воспитывать интерес к жизни растений, бережное отношение и любовь к природе.

Развивать начало социальной компетенции (уметь слушать собеседника, дружно работать в парах).

Воспитывать положительное отношение к труду, желание выполнять посильные трудовые поручения, умение работать в коллективе и распределять обязанности для достижения результата.

Словарная работа: семена, луковица, рассада, лунка, бороздка, росток, сеять.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с цветами (комнатные, садовые, полевые), просмотр презентаций, отгадывание загадок, чтение художественной литературы, знакомство со строением цветка.

Оборудование: интерактивный стол, ласточка (рисунок), письмо, мультимедийная презентация «Цветы», карточки с полевыми и садовыми цветами, контейнеры мини-теплицы, земля, палочки, стеки для работы, семена, лейки с водой, опрыскиватель, фартуки для каждого ребенка, салфетки для рук, лупы.

Ход занятия

Воспитатель: Посмотрите, ребята, сколько сегодня у нас гостей.

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться Доброе утро!

Доброе утро солнцу и птицам

Доброе утро – улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым

Пусть доброе утро длится до вечера.

Ребята! Улыбнёмся нашим гостям и скажем им «Доброе утро!»

Слайд: Ласочка с конвертом в клюве

Воспитатель: Ребята, что эта за птица? (Ласточка). Как вы думаете, из какой она сказки? (Дюймовочка).

Слайд: Ласточка без конверта

На полу дети и воспитатель находят конверт

Воспитатель: Посмотрите, ребята, ласточка письмо обронила, кому же оно предназначено?(Читает) Фее Цветов. Может, откроем конверт? Нет, чужие письма читать нельзя. Нужно доставить его по назначению. А как мы доберемся к Фее Цветов? (Предложения ребят). У нас же есть «Волшебный зонтик». Подойдите все ко мне (Берет зонт и держит над головами, все вместе говорят слова)

Зонтик волшебный, услышь нас,

К Фее Цветов перенеси тот час!

Звучит волшебная музыка

Слайд: Замок Феи Цветов

Выходит Фея Цветов

Фея Цветов: Добрый день, мои дорогие, что вас привело в мое царство?

Воспитатель: Здравствуйте, уважаемая Фея Цветов. Ласточка обронила конверт, а на нем написано «Фее Цветов». Вот мы вам его принесли.

Фея Цветов: Спасибо вам большое (Читает).

«Здравствуй добрая Фея Цветов, пишут тебе эльфы из Цветочной страны. У нас случилось большое несчастье. Злая колдунья погубила все наши цветы и нам теперь негде жить. Очень просим, помоги нам, вырасти для нас новые цветы».

Фея Цветов: Ой-ёй-ёй, какое несчастье, конечно же, я с удовольствием помогу моим друзьям - маленьким эльфам. Но есть одна небольшая проблема, одной мне не справиться. Что же делать?

Воспитатель: Не переживайте, уважаемая Фея Цветов, мы с ребятами обязательно Вам поможем.

Фея Цветов: Спасибо, я очень рада, что вы согласились мне помочь. Предлагаю отправиться в мою «Волшебную лабораторию», но чтобы туда попасть, нужно отгадать мои загадки.

Фея загадывает загадки про цветы, отгадки появляются на слайдах

Загадки:

1. Нам запах свежести лесной
Приносит позднею весной
Цветок душистый, нежный,
Из кисти белоснежной.
(Ландыш)

2. Я шариком пушистым
Белею в поле чистом,
А дунул ветерок —
Остался стебелёк.
(Одуванчик)

3. Стоят в поле сестрички:
Жёлтый глазок, белые реснички.
(Ромашка)

4. Каждый, думаю, узнает,
Если в поле побывает,
Этот синенький цветок,
Всем известный …
(Василек)

Слайд: Волшебная лаборатория (надпись)

Фея Цветов:Ребята – это моя «Волшебная лаборатория», но прежде чем приступить к работе, хочу у вас спросить : Какие цветы вы знаете? (Ответы детей). Молодцы, много цветов вы назвали. Мир цветов такой разнообразный. Цветы бывают комнатные, садовые, луговые. У меня в карзине много разных карточек с цветами, но все они перепутались.

Фея Цветов: Не переживайте, Фея Цветов, дети с удовольствием помогут.

Игра «Раздели цветы» (Цветочный горшок, клумба, луг)

Предлагаю вам немного поиграть. Ребята, посморите сюда. Необходимо наш сад украсить садовыми цветами, поля и луга украсить луговыми и полевыми цветами, а на подоконник поставить комнатные цветы. Карточки лежат на столе, нужно выбрать 1 карточку и повесить ее туда, где она растет.

Фея Цветов: Спасибо большое, какие вы молодцы! Быстро и правильно справились. У меня есть «Книга-помощница», я хочу спросить: вы знаете, как правильно ухаживать за комнатными цветами?

Слайд: Схема ухода за комнатными цветами

(Комнатные цветы нужно поливать водой комнатной температуры, растения с крупными листьями нужно опрыскивать. Так же вытирать пыль с листочков .Рыхлить палочкой поверностьземли в горшочке, чтобы корням поступал воздух. Осторожно срезай с растений сухие листочки и веточки)

Рассказ детей по схеме

Воспитатель: Фея Цветов, нам же нужно помочь жителям Цветочной страны, расскажите, что нужно сделать, чтобы вырастить цветы.

Фея Цветов: Конечно, я все расскажу и покажу, но предлагаю немного отдохнуть.

Физкультминутка. Делать в движении, ходить.

В поле я гуляю, ноги поднимаю (Ходьба на месте с высоким подниманием колена)

Наклонюсь к цветам поближе, (Наклон вперед)

Красоту их всю увижу,(Руки вперед)

Нежный чудный аромат (Руки поочередно к носу)

Ощутить я тоже рад! (Наклон вперед)

Рвать не буду я цветы (Выпрямиться повороты головы вправо – влево)

Много будет красоты (Развести руки)

Фея Цветов:

Раз, два, три, четыре, пять
Начинаю колдовать!
Наши дети изменились-
В садоводов превратились!

Наденьте фартуки, чтобы не замарать одежду,

Пожалуйста, рассаживайтесь за столы, сейчас я вам все расскажу и покажу.

Дети рассаживаются за столами.

Слайд: Цветы бархатцы.

Фея Цветов: Посмотрите – это цветы бархатцы. У вас на тарелочках есть семена этих цветов. А какие они?( они тонкие и длинные, похожи на иголочки.) Возьмите тарелочки с семенами и поставьте перед собой. Вам понадобятся волшебные лупы чтобы рассмотреть их семена.

Дети рассматривают семена через лупу

Фея Цветов: А теперь при помощи моей «Книги», я расскажу, как сажают такие семена.

Слайд: Порядок посева семян цветочных растений на рассаду

Рассказывает по схеме:

1. Подготовить материал и инструменты.

2. Взять контейнер с землей.

3. Разделить стекой на рядочки, чтобы потом всходы были ровными, палочкой - стекой сделать бороздки на расстоянии мерки друг от друга, чтобы растениям не было тесно.

4. Полить.

5. В бороздки положить по одному семечку.

6. Присыпать сухой землей, она легкая, в ней много пространства (дырочек), семенам будет легче прорасти.

7. Закрыть прозрачной плёнкой, так семена лучше прорастут, им будет теплее и вода из земли испаряться не будет.

Фея Цветов: Берём землю в контейнерах. Сначала с помощью стеки в земле делаем бороздку, делаем бороздку поглубже, они помогут нам ровно посадить семена. Далее аккуратно польем эти бороздки водой.Теперь сеем семена. Близко не кладём, ведь когда рассада будет расти, её будет тесно.Далее засыпаем бороздку землёй и закрываем прозрачной плёнкой , так семена лучше прорастут

Слайд: Цветы петуньи

Фея Цветов: Ребята – это петунья, у этих цветов дивный аромат А какие семена петуньи?

(А семена совсем – совсем мелкие). Возьмите тарелочки с семенами петуньи и поставьте перед собой, чтобы посмотреть на них через волшебные лупы.

Дети рассматривают семена петунии.

Фея Цветов: Ребята, размножают петунию через рассаду. Поскольку семена петунии очень мелкие, их не присыпают землёй, а просто рассыпают по поверхности земли и поливают. Для создания необходимого микроклимата ящик сверху закрывают пленкой.

Слайд: Цветок тюльпана с луковицей

Фея Цветов: Ребята, кто знает, как называется это цветок? (Тюльпан). А как называют корень у тюльпана? (Луковица). Молодцы, ребята посмотрим в моей «Книге-помощнице», как из луковицы вырастает цветок.

Слайд: Картинки-схемы.

1. Луковица сидит в лунке из земли. 2. Луковицу поливают. Солнышко ее пригревает. Выросли корни. Появился расточек. 3. Солнышко продолжает прогревать. Из росточка вырастает стебель с едва заметным бутончиком и листочками. 4. Бутон цветка распускается.

Фея Цветов рассказывает и показывает, как сажать луковицу,

Фея Цветов: Ребята, обратите также внимание, что с одной стороны луковицы можно заметить едва пробивающиеся корешки, эта часть луковицы более широкая. Именно этой стороной нужно сажать луковицу в землю. Но сначала, надо взять палочку и измерить луковичку — размер луковички отметить на палочке карандашом. Потом нужно положить луковичку в миску с водой, чтобы смочить перед посадкой. А пока луковица намокает, я приготовлю в стаканчике лунку, воткну палочку в землю до метки. Затем подвигаю палочку влево-вправо, можно круговыми движениями. Получилась ямка, теперь беру луковицу и той стороной, где пробиваются корешки, аккуратно, чтобы корешки не повредить, сажаю в лунку. Присыпаю землей и поливаю.

Слайд. Кактус с маленькими детками.

Фея Цветов: Это тоже мой помощник,он хочет с вами поиграть и размять ваши руки перед работой.

Дети делают массаж кистей рук и пальцев при помощи шарика

Су–Джок («Кактус»)

Мамин кактус на окне

Не даёт покоя мне.(Положить шарик на ладонь)

Я вокруг нег кручусь,

Не беру-вдруг уколюсь.(Круговые движения по ладони)

Помню мамины слова:

« Он колючий.Брать нельзя!»(Постучать шариками по ладоням)

Слайд: Волшебная лаборатория (надпись)

Фея Цветов: А сейчас я вам предлагаю посадить луковицы тюльпанов.

Воспитатель: Ребята, еще раз вспомнить правила посадки тюльпана.

Сначала мы измеряем нашу луковичку с помощью палочки, отмечаем размер луковички на палочке с помощью карандаша, кладем луковицу тюльпана в миску с водой, а пока луковица намокает, в горшочке делаем лунку. Сажаем тюльпан в лунку корешками вниз к земле. Присыпаем луковицу землей с помощью палочки. И поливаем небольшим количеством воды.

Практическая деятельность.

Ребята, а сейчас Приступайте к работе.

Дети самостоятельно выполняют посев семян. Воспитатель и Фея Цветов наблюдают, направляют, советуют, помогают, беседуют.

Фея Цветов: Ребята, как вы думаете, куда нужно поставить контейнеры, чтобы семена быстрее проросли и лучше росли? (Ответы детей). Ребята предлагаю собрать ваши горшочки в общий контейнер и поставить его на подоконник.

Фея Цветов: Спасибо, ребята, вы мне очень помогли, когда вырастут цветы, у маленьких эльфов будут новые дома, которые они очень ждут. На прощание, я хочу подарить вам семена цветов. (Дарит пакетики с семенами)

Воспитатель: Спасибо, добрая Фея Цветов. Мы обязательно посеем эти семена в нашей

агролаборатории. Эти цветы будут радовать нас круглое лето на нашей клумбе. И приглашаем Вас в гости вместе полюбоваться этими цветами.

Ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Попрощаемся с Феей Цветов. Поблагодарим ее за гостеприимство. (Прощаются)

Подойдите все ко мне, закройте глаза (Берет зонт и держит над головами, все вместе говорят слова)

Зонтик волшебный, услышь нас

В детский сад перенеси тот час!

Звучит волшебная музыка

Воспитатель: Вот мы и вернулись в детский сад

Рефлексия.

Ребята, вы сегодня были большие молодцы. Мне очень понравилось наше путешествие.

Где мы сегодня побывали? Что нового вы узнали? Что понравилось? Что было трудным? Легким? Интересным? Что еще хотели бы узнать? (Ответы детей). Попрощаемся с гостями и пойдем в группу. (Прощаются и уходят).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по познавательному развитию «Лаборатория молока и молочных продуктов»

Цель: обогатить представления детей о молоке, как о ценном и полезном продукте для роста детского организма; развивать художественно–творческое мышление через познавательно-исследовательскую дея...

конспект по познавательному развитию "Путешествие в волшебную лабораторию"

Конспект по исследовательской деятельностив подготовительной к школе  группеТема: «Путешествие в волшебную лабораторию»...

Совместная деятельность логопеда с обучающимися 4 – 5 лет с ОВЗ по познавательно – исследовательской деятельности «Волшебная лаборатория».

План - конспект занятия разработан для уточнения и расширения знаний детей о воде, её свойствах, значении для жизни и здоровья. Знакомит  с понятием "круговорот воды в природе", описыва...

Конспект занятияпо познавательному развитию во второй группе раннего возраста на тему: Домашние животные

Конспект НОД по познавательному развитию во второй группе раннего возраста на тему: Домашние животныеАвтор: Симонова Анна АлександровнаЦель: формирование понятия о пользе молока..Задачи:• пр...

Конспект квест-игры по познавательному развитию на тему: "Лаборатория чудес" с детьми 5-го, 6-го года жизни.

Создание социальной ситуации развития познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность....

Конспект занятияпо речевому развитию «Высоко – низко»

Конспект занятияпо речевому развитию «Высоко – низко» Цель: знакомство детей с величиной предметов.Образовательные задачи: Учить детей различать предметы по высоте и длине...