Конспект по познавательно-исследовательской деятельности "Материалы и их свойства" 6-7 лет
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Цель: развитие познавательно-исследовательской деятельности детей при ознакомлении с окружающим миром.
Обучающие:
- обогащать знания детей об окружающих предметах, их свойствах, качествах;
- познакомить с материалами: деревом, металлом, помочь выявить их свойства на основе сравнения;
- учить детей делать самостоятельные умозаключения по результатам обследования;
Развивающие:
-развивать у детей предпосылки опытно-исследовательской деятельности;
-развивать мыслительную активность, сообразительность, умение сравнивать, делать выводы; слухову память путем нахождения звуков разной высоты.
-развивать умение путем экспериментальной деятельности устанавливать причинно-следственные связи.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к поисковой деятельности
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 31.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
открытого занятия
по познавательно-исследовательской деятельности
в подготовительной группе
«Материалы и их свойства»
Составила воспитатель
Шаминова Е.А.
2025г.
Цель: развитие познавательно-исследовательской деятельности детей при ознакомлении с окружающим миром.
Обучающие:
- обогащать знания детей об окружающих предметах, их свойствах, качествах;
- познакомить с материалами: деревом, металлом, помочь выявить их свойства на основе сравнения;
- учить детей делать самостоятельные умозаключения по результатам обследования;
Развивающие:
-развивать у детей предпосылки опытно-исследовательской деятельности;
-развивать мыслительную активность, сообразительность, умение сравнивать, делать выводы; слухову память путем нахождения звуков разной высоты.
-развивать умение путем экспериментальной деятельности устанавливать причинно-следственные связи.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к поисковой деятельности.
Интеграция областей: «социально-коммуникативное развитие», «физическое развитие», «познавательное развитие», «речевое развитие».
Оборудование: волшебная коробочка, два мешочка, емкость для воды, мелкие деревянные и металлические предметы, деревянные и металлические ложки, магниты, молоток.
Предварительная работа: игры с деревянным конструктором и магнитами, наблюдения в повседневной жизни, разучивание пальчиковой гимнастики.
Ход НОД:
- Ребята, сегодня утром я нашла вот эту коробочку. Кто её сюда положил? Хотите узнать, что в ней лежит? (Да).
- Давайте её откроем (не открывается). Попробуем открыть её с помощью пальчиковой гимнастики.
Пальчиковая гимнастика «Замок»
На двери висит замок
Кто открыть его не смог?
Постучали, покрутили,
Потянули и открыли.
- Коробочка открылась. Посмотрим, что там внутри? Там лежат какие-то чудесные мешочки (достает мешочки). Интересно, что же в них лежит?
- Как можно узнать, что в них лежит? Давайте потрогаем (дети трогают и высказывают свои мысли).
- Я сейчас развяжу один мешочек, а вы по очереди будете доставать предметы и называть их (дети достают и называют их).
- Из чего сделаны эти предметы? (из дерева).
- Если они из дерева, то они какие? (деревянные).
- А теперь посмотрим, что в другом мешочке (дети достают и называют). А из чего сделаны эти предметы? (из металла).
- Если они из металла, то они какие? (металлические).
- Молодцы. Оказывается, здесь есть загадки.
Послушайте, о чём в них говорится.
Серый Ивашка
Деревянная рубашка..
Где носом поведет,
Там след кладет.. Что это? (карандаш)
Металлический Антошка
Он на очень длинной ножке
По головке постучишь
Что-нибудь да смастеришь -А это что? (гвоздь)
- Ну, вот и они, Гвоздь и Карандаш.
- Ребята Карандаш с Гвоздем давно дружат. Даже, кажется, что они чем-то
похожи. Как вы думаете, чем? (рассуждения с детьми)
- Все правильно, ребята. Вы очень внимательны. А еще Карандаш и Гвоздь
великие спорщики и каждый из них уверен, что он лучше. Как разрешить их
спор? (сравнить,...)
- Верно. Проверить их свойства.
- Я предлагаю побыть сегодня учеными. Согласны?
Тогда нужно сказать волшебные слова:
Сила знаний появись, Дверь в науку отварись
Раз, два, три, вокруг себя повернись, И в лаборатории очутись.
- Проходите в нашу лабораторию. Сядьте поудобнее, лицом к своему столу.
А что ученые делают в лаборатории? (опыты). А что такое опыты? Опыты – это наблюдение за предметом в различных условиях, чтобы изучить его.
- Но прежде чем мы начнём, я хочу рассказать вам сказку: Жили – были два друга: дерево и металл. И были они «не разлей вода». Вот однажды они поспорили, у кого свойства лучше. И отправились тогда друзья в путешествие, и попали в наш детский сад. Ребята, поможем нашим гостям в их споре?
Напомнить правила при проведении опытов:
- Будь внимателен, не отвлекайся во время проведения работы
- Не мешай выполнять работу другим, соблюдай тишину.
- Работу начинай выполнять с разрешения воспитателя.
- Будь осторожен, не клади ничего в рот.
- Помни - не вме опыты можно выполнять самому, некоторые опыты может проводить только взрослый.
Опыт №1. «Определи на ощупь»
- У вас на столах лежат металлическая пластина и деревянный брусок. Потрогайте руками сначала металлическую пластину. Какая у нее поверхность? (гладкая) Верно.
- А теперь возьмите в руки деревянный брусок. А у него? Да, тоже гладкая. А какая из них глаже? А сбоку? (шероховатая)
ВЫВОД: Металл имеет более гладкую поверхность, чем дерево.
Опыт №2: «Теплый - холодный»
- Возьмите в одну руку металлическую пластину, и аккуратно приложите к щеке. Что вы чувствуете? ( металл холодный)
- А теперь возьмите деревянный брусок, и сделайте то же самое. Что чувствуете? (деревянный брусок теплый)
- Правильно, деревянный брусок теплее, чем металлическая пластина.
- Если вам предложат построить дом из металла и дерева, какой материал вы выберете? Почему? (дерево, потому что оно теплее).
ВЫВОД: Давайте, скажем вместе: дерево теплее, металл холоднее.
Опыт №3: «Твёрдый - мягкий»
- Что это за инструмент? (молоток). А для чего он нужен? (чтобы забивать гвозди).
- Я сейчас возьму гвоздь и попробую забить его в металлическую пластину. Получается? (нет)
-Возьмите на столах гвоздь, попробуйте его сломать. Получается? Почему? (металл твердый, прочный, крепкий)
- Верно. А теперь забиваю гвоздь в деревянный брусок. Что происходит? (забивается)
- А вы возьмите палочку и попробуйте её сломать. Получилось? Почему? (дерево мягче)
ВЫВОД: Повторим, металл твердый (прочный), а дерево мягкое (хрупкое) и значит легче поддаётся обработки. И из него можно вытачивать. Выпиливать, вырезать различные предметы.
Опыт №4: «Горит - не горит» (гвоздь, лучина)
- Как вы думаете, почему спички делают из дерева, а не из металла? И кастрюли из металла, а не из дерева?
- Ребята, помните сказку Корнея Чуковского «Путаница». Там «лисички взяли спички, к морю синему пошли, море синее зажгли». Дети, можно брать без разрешения спички? (Нет). Почему? (будет пожар).
ВЫВОД: дерево легко воспламеняется
Физминутка
Руки в боки, руки шире,
Раз, два, три, четыре.
Сейчас попрыгать мы решили,
Раз, два, три, четыре.
Потянулись - выше, выше,
Приседаем - ниже, ниже.
Встали - присели,
Встали - присели,
А теперь за парты сели.
Опыт №5: «Прозрачность»
- Посмотрите у меня 2 стакана – деревянный и металлический. Сейчас я положу в них шарики. Скажите, в металлическом стакане виден шарик? (нет)
- А в деревянном стакане? (нет)
- Правильно, значит, какое свойство дерева и металла одинаковое? (стаканы не прозрачные, через них ничего не видно).
ВЫВОД: дерево и металл не прозрачные
Опыт №6: «Плавает – тонет»
- Ребята, на улице весна, и все любят пускать кораблики по ручекам.
Как вы думаете, что лучше поплывёт, деревянный брусок или металлическая пластина? (ответы детей)
- Почему деревянные пластинки плавают, а металлические утонули?
(деревянные - лёгкие, поэтому они держатся на воде, а металлические тяжелые).
- Если вы захотите сделать лодочку, какой материал вы возьмёте? Почему?
- Какой можно сделать вывод?
ВЫВОД: металлические предметы тяжелее, поэтому они утонули – опустились на дно.
Опыт №7: с магнитами «Притягивание магнита»
- У вас на столах лежат магниты. Поднесите по очереди к магниту сначала деревянный предмет, потом металлический.
- Что произошло? (металлический предмет притягивает к себе магнит, а деревянный нет).
- А из чего сделана наша доска? (ответы детей). Это легко проверить.
Доска, сделанная из металла, притягивает магнит и поэтому она называется магнитной.
- А вот мольберт – он из чего сделан? Он деревянный и магнит на нем не держится.
ВЫВОД: металл притягивается, а дерево нет.
- А сейчас давайте немного поиграем в слова.
Игра называется «Доскажи слово».
- Я буду говорить, вы будете продолжать.
1)Если ты захочешь спать, в спальне ждет тебя..(кровать).
2)Чтобы ноги отдохнули, посиди-ка ты на..(стуле)
3)С пирогами чай попьем за обеденным..(столом)
4)Как приятно нашей Тане, поваляться на..(диване)
- Свитер, кофту, теплый шарф, аккуратно сложим в..(шкаф)
- Мы отгадали предметы. Из чего они сделаны? (из дерева).
1)Железные избушки держатся друг за дружку,
Одна с трубой тянет всех за собой. (паровоз)
2)Яму копаю, песок таскаю.. (лопата)
3)Сама не ем, а людей кормлю.. (ложка)
4)Закручу, зажурчу, под небеса улечу. (самолёт)
- Смотрите, сколько нужных вещей сделано из дерева и из металла.
- Ребята, мы совсем забыли про нашу коробочку, давайте посмотрим, что там еще лежит?
Смотрите, да здесь ложки (показывает деревянные и металлические ложки).
- Из чего они сделаны? (из дерева и из металла).
- Ложки нам нужны для следующего опыта.
Опыт №8: «Глухой – звонкий»
- Для чего нужны ложки? Как вы думаете, ложки могут издавать звук? Какие из них будут издавать звонкий звук, а какие глухой? (ответы детей). Поверим?
- Возьмем деревянные ложки и на них поиграем. (дети играют)
- А сейчас поиграем на металлических ложках (дети играют).
ВЫВОД: металл издает самый звонкий звук, а дерево глухой.
Опыт №9: «Лёгкий – тяжёлый»
- Сейчас мы проведем опыт, чтобы узнать, что тяжелее - дерево или металл. Кладем в один мешок 5 ложек деревянных, в другой 5 ложек металлических. А весами будете вы, ребята. (Мальчик и девочка по очереди берут в руки мешочки и определяют, какой мешок легче, а какой тяжелее).
ВЫВОД: предметы из металла тяжелее, а из дерева легче.
Опыт №10: «Теплопроводимость» (гор.вода, ложка дер., метал)
- Дети, любите чай? (Да). Скажите мне, пожалуйста, какой ложкой - деревянной или металлической будет безопаснее размешивать сахар? Какая медленнее нагреется? (деревянная, ей безопаснее). Вот это мы и проверим.
- Я положу в чашку с горячей водой деревянную и металлическую ложки. Надо класть их очень осторожно – вода горячая. Что произойдет? (металлическая ложка нагрелась, а деревянная - нет). Почему?
- А все потому что металлы обладают еще одним свойством – это теплопроводность, от слов проводит тепло. Благодаря этому свойству в наших домах и детском саду тепло, которое исходит от батарей.
ВЫВОД: металл проводит тепло, дерево удерживает тепло и поэтому из него строят дома.
Рефлексия:
- Ребята, вам понравилось наше занятие? Я предлагаю встать и сыграть в игру «Волшебная палочка»: дети передают палочку друг другу и называют свойства и качества дерева и металла.
- Как вы думаете, разрешили мы спор Карандаша и Гвоздя кто важнее? Скажите можно обойтись без этих материалов? Почему нельзя?
-Вы были сегодня настоящими учеными и Гвоздь и Карандаш приготовили для вас подарки, чтобы вы помнили наше занятие (раздача подарков).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД познавательно-исследовательской деятельности (средняя группа)
Замечательное средство интеллектуального развития детей - детское экспериментирование. Дошкольники - прирожденные исследователи. И тому подтверждение, их любознательность и постоянное стремление к экс...

конспект интегрированной познавательно-исследовательской деятельности сдетьми старшей компенсирующей направленности "Снежный колобок" "
Готовясь к этому открытому мероприятию, я много материала просмотрела на сайтах, очень хотелосьпостроить занятие интересно непринуждённо.Дети на занятие очень порадовали, их не смутило присутствие ...

План – конспект: развитие познавательно -исследовательской –конструктивной деятельности. Тема: « Широкая и узкая дорожки ». Дидактическая игра « Расставь машины на дорожках»
Цели: учить детей конструировать несложные конструкции, развивать игровые навыки, воображение, моторику, слуховое восприятие, речь, память , мышление, активизировать словарный запас по теме.План...
КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ «ВОЛШЕБНОЕ ЗЕРКАЛО»
Программные задачи:Через практическую деятельность и экспериментирование познакомить детей с историей изготовления зеркал, его оптическими свойствами.Развивать познавательные способности детей.О...

Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Воздух везде и всюду»
Данный вид деятельности был представлен вниманию жюри на городском конкурсе профессионального мастерства "Профи-2014". По условиям конкурса действие проходило на базе "чужого...
Конспект по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Тайны снега и льда».
Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования со снегом и льдом....
Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе по теме: «Волшебница соль» (образовательная область «Познавательное развитие»)
Уважаемые работники дошкольного образования, для расширения и уточнения представлений детей о соли и ее свойствах , можно провести занятие по опытно-эксперементальной деятель...
