Конспект по познавательно-исследовательской деятельности "Материалы и их свойства" 6-7 лет
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Шаминова Екатерина Аркадьевна

Цель: развитие познавательно-исследовательской деятельности детей при ознакомлении с окружающим миром.

Обучающие:

- обогащать знания детей об окружающих предметах, их свойствах, качествах;

- познакомить с материалами: деревом, металлом, помочь выявить их свойства на основе сравнения;

- учить детей делать самостоятельные умозаключения по результатам обследования;

Развивающие:

-развивать у детей предпосылки опытно-исследовательской деятельности;

-развивать мыслительную активность, сообразительность, умение сравнивать, делать выводы; слухову память путем нахождения звуков разной высоты.

-развивать умение путем экспериментальной деятельности устанавливать причинно-следственные связи.

Воспитательные:  

- воспитывать интерес к поисковой деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_materialy_i_ih_svoystva.docx31.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

 открытого занятия

 по познавательно-исследовательской деятельности

 в подготовительной группе

 «Материалы и их свойства»

Составила воспитатель

Шаминова Е.А.

2025г.

Цель: развитие познавательно-исследовательской деятельности детей при ознакомлении с окружающим миром.

Обучающие:

- обогащать знания детей об окружающих предметах, их свойствах, качествах;

- познакомить с материалами: деревом, металлом, помочь выявить их свойства на основе сравнения;

- учить детей делать самостоятельные умозаключения по результатам обследования;

Развивающие: 

-развивать у детей предпосылки опытно-исследовательской деятельности;

-развивать мыслительную активность, сообразительность, умение сравнивать, делать выводы; слухову память путем нахождения звуков разной высоты.

-развивать умение путем экспериментальной деятельности устанавливать причинно-следственные связи.

Воспитательные: 

- воспитывать интерес к поисковой деятельности.

Интеграция областей: «социально-коммуникативное развитие», «физическое развитие», «познавательное развитие», «речевое развитие».

Оборудование: волшебная коробочка, два мешочка, емкость для воды, мелкие деревянные и металлические предметы, деревянные и металлические ложки, магниты, молоток.

Предварительная работа: игры с деревянным конструктором и магнитами, наблюдения в повседневной жизни, разучивание пальчиковой гимнастики.

Ход НОД:

- Ребята, сегодня утром я нашла вот эту коробочку. Кто её сюда положил? Хотите узнать, что в ней лежит?   (Да).
- Давайте её откроем (не открывается). Попробуем открыть её с помощью пальчиковой гимнастики.
Пальчиковая гимнастика «Замок»
На двери висит замок
Кто открыть его не смог?
Постучали, покрутили,
Потянули и открыли.
- Коробочка открылась. Посмотрим, что там внутри? Там лежат какие-то чудесные мешочки (достает мешочки). Интересно, что же в них лежит?
- Как можно узнать, что в них лежит? Давайте потрогаем (дети трогают и высказывают свои мысли). 
- Я сейчас развяжу один мешочек, а вы по очереди будете доставать предметы и называть их (дети достают и называют их).
- Из чего сделаны эти предметы? (из дерева).
- Если они из дерева, то они какие? (деревянные). 
- А теперь посмотрим, что в другом мешочке (дети достают и называют). А из чего сделаны эти предметы?  (из металла).
- Если они из металла, то они какие? (металлические). 
- Молодцы.
Оказывается, здесь есть загадки.

Послушайте, о чём в них говорится.

Серый Ивашка

Деревянная рубашка..

Где носом поведет,

Там след кладет.. Что это?   (карандаш)

Металлический Антошка

Он на очень длинной ножке

По головке постучишь

Что-нибудь да смастеришь -А это что?  (гвоздь)

- Ну, вот и они, Гвоздь и Карандаш.

- Ребята Карандаш с Гвоздем давно дружат. Даже, кажется, что они чем-то

похожи. Как вы думаете, чем?  (рассуждения с детьми)

- Все правильно, ребята. Вы очень внимательны. А еще Карандаш и Гвоздь

великие спорщики и каждый из них  уверен, что он лучше. Как разрешить их

спор?  (сравнить,...)

- Верно. Проверить их свойства.

- Я предлагаю побыть сегодня учеными. Согласны?

Тогда нужно сказать волшебные слова:

Сила знаний появись,    Дверь в науку отварись

Раз, два, три, вокруг себя повернись, И в лаборатории очутись.

- Проходите в нашу лабораторию. Сядьте поудобнее, лицом к своему столу.  

 А что  ученые делают в лаборатории? (опыты). А что такое опыты? Опыты – это наблюдение за предметом в различных условиях, чтобы изучить его.

- Но прежде чем мы начнём, я хочу рассказать вам сказку: Жили – были два друга: дерево и металл. И были они «не разлей вода». Вот однажды они поспорили, у кого свойства лучше. И отправились тогда друзья в путешествие, и попали в наш детский сад. Ребята, поможем нашим гостям в их споре?

Напомнить правила при проведении опытов:

  1. Будь внимателен, не отвлекайся во время проведения работы
  2. Не мешай выполнять работу другим, соблюдай тишину.
  3. Работу начинай выполнять с разрешения воспитателя.
  4. Будь осторожен, не клади ничего в рот.
  5. Помни - не вме опыты можно выполнять самому, некоторые опыты может проводить только взрослый.

Опыт №1. «Определи на ощупь»

- У вас на столах лежат металлическая пластина и деревянный брусок. Потрогайте руками сначала металлическую пластину. Какая у нее поверхность? (гладкая) Верно.

- А теперь возьмите в руки деревянный брусок. А у него? Да, тоже гладкая. А какая из них глаже? А сбоку? (шероховатая)

ВЫВОД:  Металл имеет более гладкую поверхность, чем дерево.

Опыт №2: «Теплый - холодный»

- Возьмите в одну руку металлическую пластину, и аккуратно приложите к щеке. Что вы чувствуете? ( металл холодный)

- А теперь возьмите деревянный брусок, и сделайте то же самое. Что чувствуете? (деревянный брусок теплый)

- Правильно, деревянный брусок теплее, чем металлическая пластина.

- Если вам предложат построить дом из металла и дерева, какой материал вы выберете? Почему? (дерево, потому что оно теплее).

ВЫВОД: Давайте, скажем вместе: дерево теплее, металл холоднее.

Опыт №3: «Твёрдый - мягкий»

- Что это за инструмент? (молоток). А для чего он нужен? (чтобы забивать гвозди).

- Я сейчас возьму гвоздь и попробую забить его в металлическую пластину. Получается? (нет)

-Возьмите на столах гвоздь, попробуйте его сломать. Получается? Почему? (металл твердый, прочный, крепкий)

- Верно. А теперь забиваю гвоздь в деревянный брусок. Что происходит? (забивается)

- А вы возьмите палочку и попробуйте её сломать. Получилось? Почему? (дерево мягче)

ВЫВОД: Повторим, металл твердый (прочный), а дерево мягкое (хрупкое) и значит легче поддаётся обработки. И из него можно вытачивать. Выпиливать, вырезать различные предметы.

Опыт №4: «Горит - не горит» (гвоздь, лучина)

- Как вы думаете, почему спички делают из дерева, а не из металла? И кастрюли из металла, а не из дерева?

 - Ребята, помните сказку Корнея Чуковского «Путаница». Там «лисички взяли спички, к морю синему пошли, море синее зажгли». Дети, можно брать без разрешения спички? (Нет). Почему? (будет пожар).
ВЫВОД: дерево легко воспламеняется

Физминутка 

Руки в боки, руки шире,

Раз, два, три, четыре.

Сейчас попрыгать мы решили,

Раз, два, три, четыре.

Потянулись - выше, выше,

Приседаем - ниже, ниже.

Встали - присели,

Встали - присели,

А теперь за парты сели.

Опыт №5: «Прозрачность»

- Посмотрите у меня 2 стакана – деревянный и металлический. Сейчас я положу в них шарики. Скажите, в металлическом стакане виден шарик? (нет)

- А в деревянном стакане? (нет)

- Правильно, значит, какое свойство дерева и металла одинаковое? (стаканы  не прозрачные, через них ничего не видно).

ВЫВОД: дерево и металл не прозрачные

Опыт №6: «Плавает – тонет»
- Ребята, на улице весна, и все любят пускать кораблики по ручекам.

Как вы думаете, что лучше поплывёт, деревянный брусок или металлическая пластина? (ответы детей)
- Почему деревянные пластинки плавают, а металлические утонули?
(деревянные - лёгкие, поэтому они держатся на воде, а металлические тяжелые).

- Если вы захотите сделать лодочку, какой материал вы возьмёте? Почему?

- Какой можно сделать вывод?

 ВЫВОД: металлические предметы тяжелее, поэтому они утонули – опустились на дно.
Опыт №7: с магнитами «Притягивание магнита»

- У вас на столах лежат магниты. Поднесите по очереди к магниту сначала деревянный предмет, потом металлический.

- Что произошло? (металлический предмет притягивает к себе магнит, а деревянный нет).

- А из чего сделана наша доска? (ответы детей). Это легко проверить.

Доска, сделанная из металла, притягивает магнит и поэтому она называется магнитной.

- А вот мольберт – он из чего сделан? Он деревянный и магнит на нем не держится.
ВЫВОД: металл притягивается, а дерево нет.

- А сейчас давайте немного поиграем в слова.

 Игра называется «Доскажи слово».

- Я буду говорить, вы будете продолжать.
1)Если ты захочешь спать, в спальне ждет тебя..(кровать).
2)Чтобы ноги отдохнули, посиди-ка ты на..(стуле)
3)С пирогами чай попьем за обеденным..(столом)
4)Как приятно нашей Тане, поваляться на..(диване)

  1. Свитер, кофту, теплый шарф, аккуратно сложим в..(шкаф)
    - Мы отгадали предметы. Из чего они сделаны?  (из дерева). 
    1)Железные избушки держатся друг за дружку, 
      Одна с трубой тянет всех за собой. (паровоз)
    2)Яму копаю, песок таскаю.. (лопата)
    3)Сама не ем, а людей кормлю.. (ложка) 
    4)Закручу, зажурчу, под небеса улечу. (самолёт)
    - Смотрите, сколько нужных вещей сделано из дерева и из металла.


- Ребята, мы совсем забыли про нашу коробочку, давайте посмотрим, что там еще лежит?
Смотрите, да здесь ложки (показывает деревянные и металлические ложки).

- Из чего они сделаны? (из дерева и из металла).
- Ложки нам нужны для следующего опыта.

Опыт №8: «Глухой – звонкий»
- Для чего нужны ложки? Как вы думаете, ложки могут издавать звук?
 Какие из них будут издавать звонкий звук, а какие глухой? (ответы детей). Поверим?

- Возьмем деревянные ложки и на них поиграем. (дети играют)
- А сейчас поиграем на металлических ложках (дети играют). 
ВЫВОД: металл издает самый звонкий звук, а дерево глухой.

Опыт №9: «Лёгкий – тяжёлый»
- Сейчас мы проведем опыт, чтобы узнать, что тяжелее - дерево или металл. Кладем в один мешок 5 ложек деревянных, в другой 5 ложек металлических. А весами будете вы, ребята. (Мальчик и девочка по очереди берут в руки мешочки и определяют, какой мешок легче, а какой тяжелее).
ВЫВОД: предметы из металла тяжелее, а из дерева легче.

Опыт №10: «Теплопроводимость» (гор.вода, ложка дер., метал)

- Дети, любите чай? (Да). Скажите мне, пожалуйста, какой ложкой - деревянной или металлической будет безопаснее размешивать сахар? Какая медленнее нагреется? (деревянная, ей безопаснее). Вот это мы и проверим.
- Я положу в чашку с горячей водой деревянную и металлическую ложки. Надо класть их очень осторожно – вода горячая. Что произойдет? (металлическая ложка нагрелась, а деревянная - нет). Почему?

- А все потому что металлы обладают еще одним свойством – это теплопроводность, от слов проводит тепло. Благодаря этому свойству в наших домах и детском саду тепло, которое исходит от батарей.

ВЫВОД: металл проводит тепло,  дерево удерживает тепло и поэтому из него строят дома.

Рефлексия:
- Ребята, вам понравилось наше занятие? Я предлагаю встать и сыграть в игру  «Волшебная палочка»: дети передают палочку друг другу и называют свойства и качества дерева и металла.
- Как вы думаете, разрешили  мы спор Карандаша и Гвоздя кто важнее? Скажите можно обойтись без этих материалов? Почему нельзя?

-Вы были сегодня настоящими учеными и Гвоздь и Карандаш приготовили для вас подарки, чтобы вы помнили наше занятие (раздача подарков).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД познавательно-исследовательской деятельности (средняя группа)

Замечательное средство интеллектуального развития детей - детское экспериментирование. Дошкольники - прирожденные исследователи. И тому подтверждение, их любознательность и постоянное стремление к экс...

конспект интегрированной познавательно-исследовательской деятельности сдетьми старшей компенсирующей направленности "Снежный колобок" "

Готовясь к этому открытому мероприятию, я много материала просмотрела на сайтах, очень хотелосьпостроить занятие интересно непринуждённо.Дети на занятие очень порадовали, их не смутило присутствие ...

План – конспект: развитие познавательно -исследовательской –конструктивной деятельности. Тема: « Широкая и узкая дорожки ». Дидактическая игра « Расставь машины на дорожках»

Цели: учить детей конструировать несложные конструкции, развивать игровые навыки, воображение, моторику, слуховое восприятие, речь, память , мышление, активизировать словарный запас по теме.План...

КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ «ВОЛШЕБНОЕ ЗЕРКАЛО»

Программные задачи:Через практическую деятельность и экспериментирование познакомить детей с историей изготовления зеркал, его оптическими свойствами.Развивать познавательные способности детей.О...

Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Воздух везде и всюду»

Данный вид деятельности был   представлен вниманию жюри на  городском конкурсе профессионального мастерства "Профи-2014". По условиям конкурса  действие проходило   на базе "чужого...

Конспект по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Тайны снега и льда».

Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования со снегом и льдом....

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе по теме: «Волшебница соль» (образовательная область «Познавательное развитие»)

    Уважаемые работники дошкольного образования, для расширения и уточнения представлений детей о соли и ее свойствах , можно провести занятие по опытно-эксперементальной деятель...