Конспект занятия в подготовительной к школе группе для детей с ТНР «Путешествие в космос».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Харитонова Марина Дмитриевна

Комплексное занятие подготовлено учителем-логопедом и воспитателем.

по лексической теме «Космос» для подготовительной группы для детей с тяжелыми нарушениями речи. Оригинальность данного занятия заключается в следующем: освоение темы "Космос" проводится через исследовательскую деятельность, используя опыты с песком,  имеется взаимосвязь с подготовкой детей к школьному обучению, занятие возможно проводить со всей группой детей (25 чел.) в помещении группы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_kosmos.docx20.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

 занятия в подготовительной к школе группе для детей с ТНР

«Путешествие в космос»

Цель: систематизировать и обобщить имеющиеся у детей знания о космосе, формировать целостное восприятие материала

Задачи:

Коррекционно-обучающие:

-закрепить знания детей о космосе, космических явлениях

-активизировать словарь по теме «Космос» (иллюминатор, спутник, метеорит, комета, планеты, луноход, скафандр, космодром, космонавт, космонавтика, космический корабль)

-закрепить умение подбирать родственные слова к заданному слову («космос»), употреблять форму родительного падежа множественного числа существительных

-закрепить умение составлять сложноподчиненные предложения

Образовательные:

-закрепить представления о Луне, как спутнике Земли

- закрепить умение  опытным путем определять различные свойства веществ,  (особенности образования рельефа Луны (кратеры, следы))

Коррекционно-развивающие:

- развивать внимание, память,  логическое мышление

- развивать общую моторику, координацию речи с движением

Коррекционно-  воспитательные:

- воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою Родину

- воспитывать любознательность, умение работать в коллективе

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о космосе, чтение произведений по теме, организация выставки книг, поделок  по теме, изготовление макета «Луна-спутник Земли»

Оборудование: проектор, презентация по теме, пескостолы- 2 шт.,  мячики- 6 шт., макет ракеты, корзинки-4 шт, стаканчики-6 шт, трубочки-соломинки-6 шт., влажные салфетки, картинки с изображением поверхности Луны

Ход занятия:

1.О.м.

Логопед:

- Посмотрите, как много у нас сегодня гостей.  Поздоровайтесь  с ними. ( Дети здороваются)

 - В космической ракете

С названием «Восток»

Он первым на планете

Подняться к звездам смог.

Поет об этом песни        

Весенняя капель:

Навеки будут вместе

Гагарин и апрель.

2.- Как вы думаете, о  каком важном для всей  планеты событии говорится в стихотворении?( ответы детей - о первом полете человека в космос, о полете Юрия Гагарина)

- Да, верно. Юрий Алексеевич Гагарин, гражданин нашей страны, проложил людям дорогу в космос. И поэтому этот день стал в нашей стране  праздником - Днем космонавтики,  а в мире - Международным днем полета человека в космос.

- Когда отмечается этот праздник? (ответы детей, при необходимости назвать дату праздника)

- Сегодня я приглашаю вас совершить космическое путешествие. Как вы думаете, на чем мы можем отправиться в такое путешествие? (ответы детей)

3. Давайте подготовимся к полету (слова с движением)

Все готово для полета                     поднять руки вперед, затем- вверх

Ждут ракеты всех ребят                 пальцы над головой, изобразить ракету

Мало времени для взлета               маршировать на месте

Космонавты встали в ряд               встать прыжком, ноги врозь, руки на поясе

Наклонились вправо, влево            наклоны в стороны

Отдадим земной поклон                 наклон вперед

Вот ракета полетела                        прыжки на 2х ногах

Опустел наш космодром                 присесть на корточки, затем подняться    

-Все готовы лететь? Космонавты, займите свои места в ракете. Наш полет начинается (проходят, садятся на стульчики)

4. Активизация предметного словаря по теме, Объяснение значения слов, построение сложноподчиненных предложений

- А пока мы с вами летим,  вспомните и назовите, какие вы знаете слова, связанные с космосом (ответы детей).

-Вы верно ответили. А  попробуйте объяснить, что означают некоторые из этих  слов (на экране открывается картинка и ребенок объясняет  значение слова, при необходимости логопед помогает детям)

-Кто такой космонавт? (это человек, который летает в космос).

-Что такое скафандр? (это специальный костюм космонавта, в котором он выходит в космос)

-Что такое космический корабль? (это аппарат, в котором космонавты летают в космос)

-Что такое космодром (это место запуска космических аппаратов, космический аэродром)

-Что такое луноход? (это самоходный аппарат, который передвигается по Луне)

-Что такое космонавтика? (это наука, которая изучает полеты в космос)

- Отлично! Молодцы!

5.Подбор родственных слов к слову «космос»

- Ребята, а вы не заметили, что некоторые из названных вами слов, очень похоже звучат? (на экране слайд с однокоренными словами к слову «космос»- космонавт, космодром, космический корабль, космонавтика). Чем они похожи? (во  всех  этих словах слышится слово «космос»)

-Вспомните, как называются такие слова? (слова-родственники, родственные слова. При необходимости логопед помогает)

-Верно.

6. – Ой, ребята, а я что- то вижу в окне нашей ракеты. А как  называется окно в ракете? (иллюминатор)

-Что интересного мы видим в иллюминаторе? (Нашу Землю).

-А еще в космосе есть много других космических объектов. Посмотрите внимательно в иллюминатор и назовите, много каких объектов видит каждый из вас.

Дети отвечают  по одному:

- Я вижу много звезд (комет, метеоритов, спутников, планет).

-Посмотрите, а что-то  еще  появилось  в иллюминаторе (Ответы детей - мы видим Луну)

-Да, верно, это Луна. Мы живем на Земле, а Луна – это спутник Земли, она всегда находится рядом.

-Предлагаю совершить посадку на Луну.

Навстречу детям выходит воспитатель и приветствует их. Дети проходят к воспитателю.  

7. Опытническая деятельность

Воспитатель:

- Здравствуйте, ребята! Рада приветствовать  вас на Луне. Я- ученый, который изучает Луну и лунную поверхность. Что вы знаете о Луне? (ответы детей) Какова поверхность Луны? (лунная пыль и лунный песок). Приглашаю вас в мою лунную лабораторию.

Дети подходят к пескостолам

- Сегодня мы с вами будем делать опыты  с песком. Но перед началом работы вспомним правила поведения в лаборатории (ответы детей).

-Молодцы, все верно. Готовы приступить?

- Посмотрите, у вас на столах песок. Какой он? (смотрят внешние свойства песка)

- Потрогайте его (дети трогают песок руками). Какой он? (мягкий, теплый, прохладный)

-Приподнимите небольшую горстку песка над столом. Высыпьте его из рук. Какой песок? (сыпучий)

Вывод: На поверхности Луны песок тоже сыпучий, если его поднять.

Опыт 1.

-теперь предлагаю сделать опыт. Оставьте на поверхности песка отпечаток ладони( дети делают отпечаток)

-А как вы думаете, можно стереть с песка этот отпечаток?(ответы детей)

-Возьмите трубочку, подуйте в нее на свой отпечаток ладони(дети дуют)

-Что произошло?( отпечаток начал исчезать).

-Действительно, это так. Посмотрите на картинку. На Луне тоже есть различные отпечатки, но там они остаются. Почему? (ответы детей).

-На поверхности Луны безветренно, там нет никакого движения воздуха, поэтому отпечатки остаются навсегда.

Опыт 2

-Приступим к следующему опыту. Перед каждым из вас лежит мячик. Возьмите его, приподнимите над поверхностью песка, киньте его на песок. А теперь поднимите мячик так чтобы не повредить его отпечаток. Мячик положите в корзинку.

-Что получилось на поверхности песка? (ответы детей). На Луне тоже есть похожие ямки и углубления. Посмотрите на них (показ картинки). Кто-то из вас знает, как они называются? (ответы детей).

-Я вам скажу - это кратеры. И они на Луне существуют очень давно. Как называются углубления на Луне? (кратеры)

 Логопед:

- Уважаемый ученый, у вас очень интересно в лаборатории, но нам с ребятами пора возвращаться на Землю.

Воспитатель:

- И мне уже пора. Но у меня есть для вас подарок. Я передаю его вам, но открыть вы его можете только на Земле (передает конверт логопеду). До свидания!

8. Логопед:

– Прошу всех пройти на борт (дети проходят в «ракету», садятся на стульчики)

С миром красочным, волшебным

Нам пора прощаться

И с Луны в детский сад

Вместе возвращаться!

 

9. Итог занятия

-Наше путешествие закончилось.  Чем оно вам запомнилось? Что понравилось больше всего?

( ответы детей).

-Мне тоже очень понравилось  наше путешествие. Но у нас еще остался неоткрытым  конверт от ученого с Луны. Давайте откроем его и узнаем, что же в нем.

Открывается конверт, детям вручаются индивидуальные дипломы юных исследователей Луны.

 

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ИТОГОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР «ПУТЕШЕСТВИЕ НА ОСТРОВ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ».

         Дети, имеющие диагноз общее недоразвитие речи, испытывают трудности в звукопроизношении  у них наблюдается ошибки в лексико – грамматическом строе речи, п...

Итоговое открытое занятие в подготовительной к школе группе для детей с ТНР "Путешествие в Тридевятое царство!

Итоговое открытое  занятие в подготовительной к школе группе для детей с ТНР "Путешествие в Тридевятое царство".Разработан совместно с учителем-логопедом Богдановой Надеждой Викторовной...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе по математике. На тему: «Путешествие на планету математики».

ull; Упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке.• Закрепить знания детей о геометрических фигурах. • Закрепить знания о последовательности дней недели, времён года, м...

Конспект открытого итогового логопедического занятия в подготовительной к школе группе для детей с ОНР «Путешествие на остров Правильной речи»

Целью данного занятия является закрепление полученных знаний, звукопроизношения, лексико-грамматических категорий, связной речи. Все моменты занятия взаимосвязаны, логичны и последовательны, подчинены...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе для детей с ФФН "Путешествие в страну звука и буквы Ш. «Маша идет в гости к Мише»"

Данная методическая  разработка логопедического занятия направлена на обучение грамоте детей с ФФН...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе для детей с ФФН «Путешествие в страну звука и буквы Ж»

Данная методическая  разработка логопедического занятия направлена на обучение грамоте детей с ФФН...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе для детей ТНР Путешествие в страну "Математика"

Конспект занятия в подготовительной к школе группе для детей ТНР Путешествие в страну "Математика"...