Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе " Песенка колокольчика"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Крылова Татьяна Анатольевна

Цель: создать условия для формирования представлений об истории колоколов и колокольчиков на Руси.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pesenka_kolokolchika.docx27.75 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ НОД по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Песенка колокольчика»

Цель: создать условия для формирования представлений об истории колоколов и колокольчиков на Руси.

Задачи:

Образовательные

Познакомить детей с историей колоколов и колокольных звонов на Руси; с устройством колокола и особенностями звучания;

Развивающие

Развивать умение поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения; развитие интереса к народным играм.

Воспитывающие

Воспитывать чувство любви и патриотизма к своей Родине, уважение и бережное отношение к традициям своего народа, знакомить с народной культурой России.

Материал и оборудование.

Маленькие колокольчики разных размеров, шкатулка; стеклянный колокольчик; ИКТ: презентация к нод «Песенка колокольчика», аудио записи больших и маленьких колоколов.

1. Организационный момент

Приветствие детей.

Воспитатель предлагает взяться за руки и улыбнуться друг другу.

-У меня сегодня хорошее настроение, поэтому я улыбаюсь. И свою улыбку, так же, как и хорошее настроение, я дарю всем вам. Я вам кое-что принесла! А что именно, вы узнаете, если отгадаете мою загадку:

1.

Он под шапочкой сидит,
Не тревожь его – молчит
Стоит только в руки взять
И немного раскачать,
Слышен будет перезвон:
«Дили-дон, Дили-дон».

Дети: колокольчик.

Воспитатель: правильно! Это колокольчик.

Достает колокольчик из шкатулки и читает стихотворение:

Колокольчик! Колокольчик!
На лугу со всех сторон
Лёгкий-лёгкий, тонкий-тонкий
Будто слышится мне звон.

2. Основная часть

Воспитатель звенит колокольчиком сначала тихо, затем громче.

Воспитатель: Слышите, как он звенит? Хотите тоже позвонить в колокольчик? Тогда доставайте их по одному из шкатулки.  Давайте позвоним в колокольчики!

Дети рассматривают колокольчики, звонят в него.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, из какого материала сделан колокольчик?

Дети: из металла.

Воспитатель: Правильно  из металла. А как вы думаете, можно ли сделать колокольчики для игры из дерева, стекла, из пластмассы??

Дети: да, можно.

Воспитатель: такие колокольчики  делают в виде сувениров, подарка, потому что колокольчик из дерева не был бы таким звонким, Посмотрите, у меня в руках вазочка, похожая формой на колокольчик. Я попробую позвенеть  ( стучит карандашом). Какой звук получился звонкий или глухой?

Воспитатель: Почему не делают для игр колокольчики из стекла? Стекло очень хрупкое, легко разбивается, но  звенит стеклянный колокольчик очень красиво. И такие колокольчики дарят, как сувенир.

(Позвонить стеклянным колокольчиком).

Предлагаю поиграть в игру с колокольчиком.

                                 Игра с колокольчиком (2 раза)

Рассказ воспитателя.

Воспитатель: А вы хотите узнать историю о том, как  впервые появились колокола?  Тогда садитесь удобнее, ножки поставьте перед стульчиком, спину держите ровно, потому что мы отправимся на машине времени в прошлое. ( звучит музыка)

Воспитатель начинает свой рассказ. Легенда рассказывает, что очень давно в Италии жил человек, он был служителем церкви. Однажды ему приснился сон, в котором он увидел красивый цветок. Какой цветок напоминает форму колокола? (колокольчик)

Слайд

При дуновении ветра эти цветы издавали приятные звуки. Этими цветами были колокольчики-поющие цветы.. После своего сна епископ велел создать поющий цветок из металла и использовать его при богослужении. На Руси колокола стали символом державы и мощи духа русского человека.

Слушание. Звучит запись колокольного звона.

Воспитатель: - Что это вы сейчас услышали?

Дети: звон колоколов.

Воспитатель:  - А вы знаете, для чего нужны были колокола на Руси? С помощью колокола созывали народ на службу в церковь и христианские праздники. В давние времена телефонов не существовало и при случае пожара или нападения врагов колокола трезвонили на всю округу и созывали людей на помощь. Тревожный звон колоколов назывался набатом.

Но и часов в те далёкие времена не изобрели,  и колокол служил отсчётом времени – по сигналу люди ориентировались, когда нужно вставать, когда идти на работу или на праздник. А где мы сейчас можем услышать звон колоколов?

Дети: В храмах.

Слайд

Воспитатель: Как же наши русские мастера отливали колокола?  Я недаром сказала, отливали, потому – что выкапывали яму глубокую и изготавливали форму, обкладывали кирпичом и внутри устраивали печь для обжига и выливали колокол из  меди, олова, железа и других материалов. Исполняли эту работу человек сто. В настоящее время изготовление колокола проходит на более высоком уровне, но принцип работы остаётся тот же.

Слайд

Колокол, как человек. Он имеет уши, за которые  колокол подвешивают,
язык – металлическая палка с веревкой, за которую  раскачивают язык, ударяя о пояс  -  самое широкое место колокола, его туловище – сам колокол.

Слайд.

Посмотрите, в храме много колоколов. Каждый колокол звенел своим собственным голосом. Голоса были различны по высоте и силе звучания. Колокола большие, массивные, звук имели густой и мощный, далеко разносящийся кругом. А колокола маленькие, изящные звенели нежно да звонко. Чтобы было легче запомнить, в какой колокол звонить, колоколам давали названия: Корноухий,  Лебедь, Ясак, Красный и т.д.

Динамическая пауза дидактическая игра "Колокол и колокольчик"

Цель: Формировать умение различать низкий и высокий регистр.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как называется самый большой  колокол?

Слайд

Дети: Царь-колокол.

Воспитатель:  он находится в Москве, столице нашей родины. Царь-колокол никогда не звонил, он является уникальным памятником России.

Слайд.

Воспитатель: Как вы думаете, каждый ли человек может заставить красиво петь колокол? Кто знает, как называют человека, который звонит в колокола?  Каждый ли человек может быть звонарём? На звонаря надо учиться и мастерство приходит с годами. Колокольный звон - это целая наука. Он бывает разный и имеет свое название:
Благовест, (начало богослужения) Трезвон, Перезвон, Красный звон, набат

Воспитатель Где ещё используют колокольчики?

Слайд

Воспитатель: колокольчики полюбились в народе и стали составной частью национальной культуры, их вешали под дугу лошадям.

Слайд

Бродячие артисты - скоморохи пришивали колокольчики – бубенчики на свои колпаки и своим звоном веселили народ.

А как вы думаете, где ещё использовали колокольчики?

Слайд

Дети: в колокольчик звонили во входную дверь; вешали животным на шею, чтобы они не потерялись; колокольчиками украшают ёлки; в школе приглашает на уроки, используют в оркестрах, а также в разных играх.3. Заключительная часть ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ.

Воспитатель: Мы с вами познакомились с историей колоколов. Что вам запомнилось из того, что я вам рассказывала? Как всё это может вам пригодится в будущем? Какие колокольчики вам больше понравились?

Источники:

https://www.maam.ru/detskijsad/zanjatie-v-starshei-grupe-pesenka-kolokolchika.html

https://multiurok.ru/files/volshebnaia-pesenka-kolokolchika.html

Дыбина О.В Ознакомление с предметным и социальным окружением сада.–М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе на тему: "Космос".

В конспекте решаются задачи по ознакомлению детей с историей развития космонавтики....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе "Насекомые"

На занятии в игровой форме расширяются и уточняются представления детей о характерных особенностях и условиях жизни насекомых....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе на тему "Россия - Родина моя!"

План-конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе на тему "Россия - Родина моя!"...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная»

Программное содержание: Раскрыть понятия "род", "родители", "семья", право детей на воспитание в семье.Вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться с этими знаниями.Воспитыват...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе. "Опасности вокруг нас"

Формирование знаний об опасных ситуациях и предметах, с которыми дети  встречаются в быту.Закрепление знаний о пожароопасных предметах и профессии "пожарнай"....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе Тема занятия: «Животные севера»

1. Продолжать знакомить детей с животными Севера2. Развивать познавательную активность; способность анализировать, делать выводы, устанавливать простейшие причинно-следственные связи3. Воспитывать люб...