Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе " Песенка колокольчика"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Цель: создать условия для формирования представлений об истории колоколов и колокольчиков на Руси.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 27.75 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ НОД по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Песенка колокольчика»
Цель: создать условия для формирования представлений об истории колоколов и колокольчиков на Руси.
Задачи:
Образовательные
Познакомить детей с историей колоколов и колокольных звонов на Руси; с устройством колокола и особенностями звучания;
Развивающие
Развивать умение поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения; развитие интереса к народным играм.
Воспитывающие
Воспитывать чувство любви и патриотизма к своей Родине, уважение и бережное отношение к традициям своего народа, знакомить с народной культурой России.
Материал и оборудование.
Маленькие колокольчики разных размеров, шкатулка; стеклянный колокольчик; ИКТ: презентация к нод «Песенка колокольчика», аудио записи больших и маленьких колоколов.
1. Организационный момент
Приветствие детей.
Воспитатель предлагает взяться за руки и улыбнуться друг другу.
-У меня сегодня хорошее настроение, поэтому я улыбаюсь. И свою улыбку, так же, как и хорошее настроение, я дарю всем вам. Я вам кое-что принесла! А что именно, вы узнаете, если отгадаете мою загадку:
1.
Он под шапочкой сидит,
Не тревожь его – молчит
Стоит только в руки взять
И немного раскачать,
Слышен будет перезвон:
«Дили-дон, Дили-дон».
Дети: колокольчик.
Воспитатель: правильно! Это колокольчик.
Достает колокольчик из шкатулки и читает стихотворение:
Колокольчик! Колокольчик!
На лугу со всех сторон
Лёгкий-лёгкий, тонкий-тонкий
Будто слышится мне звон.
2. Основная часть
Воспитатель звенит колокольчиком сначала тихо, затем громче.
Воспитатель: Слышите, как он звенит? Хотите тоже позвонить в колокольчик? Тогда доставайте их по одному из шкатулки. Давайте позвоним в колокольчики!
Дети рассматривают колокольчики, звонят в него.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, из какого материала сделан колокольчик?
Дети: из металла.
Воспитатель: Правильно из металла. А как вы думаете, можно ли сделать колокольчики для игры из дерева, стекла, из пластмассы??
Дети: да, можно.
Воспитатель: такие колокольчики делают в виде сувениров, подарка, потому что колокольчик из дерева не был бы таким звонким, Посмотрите, у меня в руках вазочка, похожая формой на колокольчик. Я попробую позвенеть ( стучит карандашом). Какой звук получился звонкий или глухой?
Воспитатель: Почему не делают для игр колокольчики из стекла? Стекло очень хрупкое, легко разбивается, но звенит стеклянный колокольчик очень красиво. И такие колокольчики дарят, как сувенир.
(Позвонить стеклянным колокольчиком).
Предлагаю поиграть в игру с колокольчиком.
Игра с колокольчиком (2 раза)
Рассказ воспитателя.
Воспитатель: А вы хотите узнать историю о том, как впервые появились колокола? Тогда садитесь удобнее, ножки поставьте перед стульчиком, спину держите ровно, потому что мы отправимся на машине времени в прошлое. ( звучит музыка)
Воспитатель начинает свой рассказ. Легенда рассказывает, что очень давно в Италии жил человек, он был служителем церкви. Однажды ему приснился сон, в котором он увидел красивый цветок. Какой цветок напоминает форму колокола? (колокольчик)
Слайд
При дуновении ветра эти цветы издавали приятные звуки. Этими цветами были колокольчики-поющие цветы.. После своего сна епископ велел создать поющий цветок из металла и использовать его при богослужении. На Руси колокола стали символом державы и мощи духа русского человека.
Слушание. Звучит запись колокольного звона.
Воспитатель: - Что это вы сейчас услышали?
Дети: звон колоколов.
Воспитатель: - А вы знаете, для чего нужны были колокола на Руси? С помощью колокола созывали народ на службу в церковь и христианские праздники. В давние времена телефонов не существовало и при случае пожара или нападения врагов колокола трезвонили на всю округу и созывали людей на помощь. Тревожный звон колоколов назывался набатом.
Но и часов в те далёкие времена не изобрели, и колокол служил отсчётом времени – по сигналу люди ориентировались, когда нужно вставать, когда идти на работу или на праздник. А где мы сейчас можем услышать звон колоколов?
Дети: В храмах.
Слайд
Воспитатель: Как же наши русские мастера отливали колокола? Я недаром сказала, отливали, потому – что выкапывали яму глубокую и изготавливали форму, обкладывали кирпичом и внутри устраивали печь для обжига и выливали колокол из меди, олова, железа и других материалов. Исполняли эту работу человек сто. В настоящее время изготовление колокола проходит на более высоком уровне, но принцип работы остаётся тот же.
Слайд
Колокол, как человек. Он имеет уши, за которые колокол подвешивают,
язык – металлическая палка с веревкой, за которую раскачивают язык, ударяя о пояс - самое широкое место колокола, его туловище – сам колокол.
Слайд.
Посмотрите, в храме много колоколов. Каждый колокол звенел своим собственным голосом. Голоса были различны по высоте и силе звучания. Колокола большие, массивные, звук имели густой и мощный, далеко разносящийся кругом. А колокола маленькие, изящные звенели нежно да звонко. Чтобы было легче запомнить, в какой колокол звонить, колоколам давали названия: Корноухий, Лебедь, Ясак, Красный и т.д.
Динамическая пауза дидактическая игра "Колокол и колокольчик"
Цель: Формировать умение различать низкий и высокий регистр.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как называется самый большой колокол?
Слайд
Дети: Царь-колокол.
Воспитатель: он находится в Москве, столице нашей родины. Царь-колокол никогда не звонил, он является уникальным памятником России.
Слайд.
Воспитатель: Как вы думаете, каждый ли человек может заставить красиво петь колокол? Кто знает, как называют человека, который звонит в колокола? Каждый ли человек может быть звонарём? На звонаря надо учиться и мастерство приходит с годами. Колокольный звон - это целая наука. Он бывает разный и имеет свое название:
Благовест, (начало богослужения) Трезвон, Перезвон, Красный звон, набат
Воспитатель Где ещё используют колокольчики?
Слайд
Воспитатель: колокольчики полюбились в народе и стали составной частью национальной культуры, их вешали под дугу лошадям.
Слайд
Бродячие артисты - скоморохи пришивали колокольчики – бубенчики на свои колпаки и своим звоном веселили народ.
А как вы думаете, где ещё использовали колокольчики?
Слайд
Дети: в колокольчик звонили во входную дверь; вешали животным на шею, чтобы они не потерялись; колокольчиками украшают ёлки; в школе приглашает на уроки, используют в оркестрах, а также в разных играх.3. Заключительная часть ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ.
Воспитатель: Мы с вами познакомились с историей колоколов. Что вам запомнилось из того, что я вам рассказывала? Как всё это может вам пригодится в будущем? Какие колокольчики вам больше понравились?
Источники:
https://www.maam.ru/detskijsad/zanjatie-v-starshei-grupe-pesenka-kolokolchika.html
https://multiurok.ru/files/volshebnaia-pesenka-kolokolchika.html
Дыбина О.В Ознакомление с предметным и социальным окружением сада.–М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе. Тема: «Все работы хороши – выбирай на вкус!»
открытое занятие...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе на тему: "Космос".
В конспекте решаются задачи по ознакомлению детей с историей развития космонавтики....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе "Насекомые"
На занятии в игровой форме расширяются и уточняются представления детей о характерных особенностях и условиях жизни насекомых....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе на тему "Россия - Родина моя!"
План-конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе на тему "Россия - Родина моя!"...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная»
Программное содержание: Раскрыть понятия "род", "родители", "семья", право детей на воспитание в семье.Вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться с этими знаниями.Воспитыват...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе. "Опасности вокруг нас"
Формирование знаний об опасных ситуациях и предметах, с которыми дети встречаются в быту.Закрепление знаний о пожароопасных предметах и профессии "пожарнай"....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе Тема занятия: «Животные севера»
1. Продолжать знакомить детей с животными Севера2. Развивать познавательную активность; способность анализировать, делать выводы, устанавливать простейшие причинно-следственные связи3. Воспитывать люб...
