Конспект образовательной деятельности с детьми 5-6 лет «Ах, ты зимушка-зима» Образовательная область «Познавательное развитие»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Любовь Владимировна Афонина

Расширить и обобщить знания детей о  времени года зима.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МДОАУ «Детский сад № 33»

Конспект образовательной деятельности с детьми 5-6 лет

«Ах, ты зимушка-зима»

Образовательная область «Познавательное развитие»

                                                                 

                                                               Подготовила:  

                                                                                     воспитатель Афонина Л. В.

Оренбург, 2023 г.

Организационная информация

Примечание (дополни-тельная информация к конспекту)

1.

Доминирующая образовательная область

Познавательное развитие.

2.

Вид деятельности детей

- познавательно-исследовательская;

- игровая;

- коммуникативная;

- продуктивная.

Методическая информация

1.

Тема образовательной деятельности

«Ах, ты зимушка-зима»  

2.

Методы и приемы реализации содержания занятия

- беседа с детьми, разъяснение;

- использование демонстрационного материала;

- создание ситуации выбора;

- опытническая деятельность;

- постановка проблемы;

- обсуждение;

- наблюдение;

- поощрение;

- продуктивная деятельность.

3.

Интеграция образовательных областей

- социально-коммуникативное развитие;

- речевое развитие;

- художественно-эстетическое развитие;                                                                  - физическое развитие.

4.

Возрастная группа

5 лет

5.

Цель:

Расширить и обобщить знания детей о  времени года зима.

6.

Задачи:

6.1

Образовательные:

- уточнить и расширить представления детей о зиме, о снеге, о признаках зимы, сезонных изменениях в природе, связанных с зимним периодом;

- формировать  эмоционально-положительное отношение к миру природы, познавательного интереса к нему; 

- обобщить и расширить знания детей о взаимосвязи живой, неживой природы и жизни человека в зимнее время года;

-  расширять и активизировать словарь по теме «Зима».                                                                                                                    

6.2

Развивающие:

-развивать умение анализировать, выделять главное, обобщать, делать вывод, грамотно формулировать свой ответ;

- развивать умение воплощать замысел в процессе продуктивной деятельности;

- развивать навыки совместной работы;

- развивать эстетическое восприятие окружающего мира;

- развивать любознательность.

6.3

Воспитательные:

- воспитывать инициативность, уверенность ребенка в собственных силах в процессе коллективной и самостоятельной деятельности;

- воспитывать нравственные чувства, желание сочувствовать, сопереживать и помогать;

- воспитывать познавательный интерес к познанию природы, явлениям природы;

- воспитывать у детей стремление к достижению результата, самостоятельность и аккуратность в работе;

- воспитывать чувство любви к родной природе  и желание беречь ее.

7.

Планируемые результаты:

- проявляет интерес к  природе при оформлении уголка природы;

  • - проявляет активность в предметно-практических действиях;

- проявляет интерес к исследовательской деятельности;

- способен сопереживать, проявляет желание оказывать помощь;

- охотно участвует в коллективной деятельности;

- свободно общается со сверстниками и взрослыми по вопросам бережного отношения к природе;

  • - проявляет активность в выполнении двигательных упражнений.

8.

Организация среды для проведения образовательной деятельности

- видеоматериал;

- календарь природы с набором карточек;

- макет облаков и снежинок;

- вата;

- макеты сугробов, берлоги и норы;

- ветка дерева;

-предметные картинки «Зимний лес»; «Зимующие птицы», «Дикие животные зимой»;

- кормушка для птиц;

- корм для птиц;

- кукла;

- зимняя одежда для куклы;

- набор картинок для д/и «Распредели корм птицам»;

- карандаши по количеству детей;

- снежки из ваты.

9.

Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты

Рассматривание и заполнение   календаря природы.

Наблюдение за деревьями и зимующими птицами на территории детского сада, закрепление названий некоторых деревьев и птиц.

Беседа о признаках зимы и  диких животных.

Конспект занятия (образовательной деятельности)

I.

Вводная часть

1.1

Введение в тему

Воспитатель: Ребята, мы сегодня не отметили календарь погоды. А какой сегодня день недели? Месяц? А какое сейчас время года? (Ответы детей).

Воспитатель: Как вы, узнали, что наступила зима? (Ответы детей).

Воспитатель: С изменением времени года, что то меняется у нас в группе.  В каком уголке мы это наблюдаем?                                                                                              Дети: в уголке природы.                                                                  Воспитатель: Посмотрите на наш уголок природы. Как вы считаете он готов к зиме? Или надо что-нибудь изменить или добавить? (Ответы детей).

Рассматривание и заполнение календаря природы.

1.2

Мотивация деятельности детей

У нас с вами всё готово для оформления уголка.

Вы готовы заняться оформлением уголка природы к зиме?

1.3

Целеполагание

Создание времени года «Зима» в уголке природы.

II.

Основная часть

2.1

Актуализация ранее приобретенных знаний

Добывание (сообщение и приятие) нового знания

Воспитатель: Все вместе займёмся оформлением, чтобы уголок соответствовал времени года.  С чего начнём?

Дети: со снежинок.

Воспитатель: Савелий начнёт слева и прикрепит три снежинки, справа Артём прикрепит две снежинки, посередине Вика прикрепит две снежинки. Давайте все вместе посчитаем снежинки  (одна снежинка, две снежинки,…).

Дети: Всего-восемь снежинок.

Воспитатель: Зимний лес есть уже у нас, а снега нет. Вы сможете настелить снежок? (укладываем вату).  А когда снега нападает очень много, то получаются… что?

Дети: Сугробы.

Воспитатель: Платон и Вика  изобразят большие сугробы.                                                                                                   Ребята из другой страны  прислали нам видеописьмо. У них возник какой-то вопрос.                                                                                                                                                            

Просмотр мультфильма: «Откуда берутся снежинки?»                                                                                Воспитатель: Может, мы им сможем помочь? (ответы детей). А откуда мы сможем узнать правильный ли ответ?                                                                                                      Дети: из интернета, …                                                                                                                     Воспитатель: А давайте, проверим, действительно ли это так?

Действительно, это так невидимые водяные пары поднимаются высоко в небо, где сильный холод. Там пары превращаются в крохотные кристаллики льда.  Льдинки растут, и  увеличиваются их лучики, и постепенно они  становятся красивыми снежинками. Когда они становятся тяжелыми, то они падают вниз.

А у нас есть весёлая игра про снежок.

Физкультминутка «Снег-снежок»  

Воспитатель: Ребята, лес далеко или близко?

Дети: Далеко.

Воспитатель: Поэтому он изображён  на заднем плане.  Деревья,  в лесу покрытые снегом. Какие деревья вы узнали?

Дети: Ёлки, березы, дубы.

Воспитатель: Когда мы заходим в зимний лес мы чувствуем морозную свежесть.

Давайте подышим этой свежестью и сделаем дыхательную гимнастику.

Дыхательная гимнастика

Воспитатель: Вдох носом, пауза, на выдохе произносим фразу: «Ах, как пахнет!». Вдох носом, пауза, на выдохе произносим фразу: «Ах, какой чистый воздух!»                                                                                                                  

Ребята, а какие животные водятся в лесу? С приходом зимы жизнь животных тоже меняется. Кто может рассказать как? (Ответы детей)  

Дети: Медведь в берлоге спит, ёж спит в норе, волк и лиса охотятся. (ловят зайцев, мышей…), а у зайца   шубка белая зимой.

(Выбрать животных в соответствии с временем года).

Воспитатель: Какие птицы зимуют у нас?

Дети: Снегирь, синица, ворона, сорока, воробей, голубь.

Воспитатель: В зимнее время корм птицам добывать трудно. Чем мы им можем помочь зимой? (Ответы детей).                                                                                       Воспитатель: Правильно, развесим кормушки, будем подкармливать (крошки хлеба, семена подсолнечника, пшено). А ещё синички очень любят сало.

Игра «Распредели корм птицам».                                             Воспитатель: Немного корма  насыплем в кормушку. А у нас ещё остались голодные птицы, надо их накормить.  

Сидя за столом (сяду прямо, не согнусь, за работу я примусь), то есть провести линию от птицы до её любимого корма. Подготовим ручки: разотрём каждый пальчик, возьмём в руки карандаш и потрём его между ладонями. Берём карандаш в правую руку, тремя пальчиками и приступаем.  Проговорим полным предложением: синицу угостили салом и т. д.

Воспитатель: А какие зимние забавы для детей  вы знаете?

Дети: Катание с горки, на лыжах, на санках, на коньках,  построить снеговика, игра в снежки (из  плоскостных фигур….).                                                        

Воспитатель: Как вы считаете, наш уголок готов?   Мы с вами ничего не забыли? (Ответы детей).                                                    

Воспитатель: А как меняется одежда у людей с приходом зимы? Как вы считаете, наша Маша по сезону одета? (Ответы детей).                                                                                         Воспитатель: Давайте оденем нашу куклу Машу в зимнюю одежду.

Воспитатель: Сколько обуви на Маше?

Дети: Одна пара.  

Воспитатель: Какие пары вы ещё видите на Маше?

Дети: Пара глаз, пара бровей, пара ушей, пара рук, пара ног.

Воспитатель: А что по пять?

Дети: По пять пальцев на каждой руке и каждой ноге.

Воспитатель: А что по одному?

Дети: Один лоб, нос, рот.

Воспитатель: А чего очень много, невозможно посчитать?

Дети: Волосы.

Воспитатель: Давайте с вами встанем парами и посчитаем пары.

Ещё раз посмотрим, всё ли вы сделали?

Так какие признаки зимы вы знаете?

Дети: Снег, сугробы, холодный ветер, мороз, голые деревья, дни короче, солнце редко выглядывает из-за туч и греет слабо, люди надевают тёплую одежду.

 

Обращает внимание детей на подготовленный материал для оформления.

Распределение снежинок, снега, сугробов.

Видеообращение к детям через просмотр мультфильма.

Выполнение физкультминутки с музыкальным сопровождением

Выполнение дыхательной гимнастики.

Дети выбирают  картинки и размещают их в уголке.

Дети вешают кормушку на дерево и добавляю в неё корм.

Дети выполняют игровое практическоеупражнение «Распредели корм птицам» по карточкам.

Дети размещают плоскостные фигуры с изображением «Зимние забавы»

Дети одевают куклу в зимнюю одежду.

Дети перечисляют признаки зимы.

III.

Заключительная часть

3.1

Подведение итогов, самостоятельная деятельность детей по закреплению полученных знаний

О чем мы сегодня с вами говорили? Зачем вы всё это сделали?

Что нового вы узнали? Какие испытывали затруднения?                                                

Ребята, вы такие молодцы!   (Похвалить каждого ребёнка).

Как вы считаете в мороз можно слепить снежки? Сегодня холодно, гулять не пойдём, но поиграть мы всё же поиграем в снежки.

IV.

Определение перспективы дальнейшей деятельности

4.1

Опыты со снегом: тает (исследование чистоты снега), 
 замерзает, рассматривание снежинок под лупой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности с детьми - логопатами старшего дошкольного возраста. Народный календарь в образовательной деятельности ДОУ. Праздник "Кузьмы и Демьяна 14 Ноября".

Продолжать знакомить детей с народными праздниками, с элементами русского быта.Закрепить знания малых форм (пословицы, поговорки).Побуждать детей к участию в праздниках народного календаря....

Конспект совместной деятельности с детьми - логопатами старшего дошкольного возраста. Народный календарь в образовательной деятельности ДОУ. Праздник "Кузьмы и Демьяна 14 Ноября".

Продолжать знакомить детей с народными праздниками, с элементами русского быта.Закреплять знания малых форм (пословицы, поговорки).Побуждать детей к участию в праздниках народного календаря....

Методическая разработка непосредственно-образовательной деятельности с детьми второй младшей группы на тему «Зимушка-зима»

Методическая разработка НОД с детьми 2 младшей группы. Приоритетная обрасть: познавательная...

Конспект совместной деятельности с детьми по теме «Что мы знаем о жизни птиц» ОО: познавательное развитие Возрастная категория: 5-6 лет, старший дошкольный возраст

Цель: закрепить и уточнить понятия перелетные и зимующие птицы.Задачи: закрепить , уточнить , пополнить знания о перелетных и зимующих птицах средней полосы России ( Санкт-Петербург, Ленинградская обл...

Методическая разработка конспектов организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по формированию основ финансовой грамотности ОО "Познавательное развитие"

Методическая разработка конспектов  организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по формированию  основ финансовой грамотности  ОО "Познавател...