Методическая разработка конспектов организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по формированию основ финансовой грамотности ОО "Познавательное развитие"
методическая разработка по основам финансовой грамотности (старшая группа)
Методическая разработка конспектов организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по формированию основ финансовой грамотности ОО "Познавательное развитие"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 105
План педагога по самообразованию
Тема «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста средствами игровых технологий»
Составила:
Малько Ольга Юрьевна,
воспитатель группы комбинированной направленности
I квалификационная категория
Ангарск, 2024 г.
План работы по самообразованию
воспитателя группы комбинированной направленности
Малько Ольги Юрьевны
на 2024 – 2025, 2025 – 2026 учебный год.
Актуальность
Финансовое просвещение и экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике.
Многочисленные исследования ученых подтверждают важность и необходимость данного направления в работе с детьми дошкольного возраста. Особенно обстоятельно и разносторонне обсуждал проблему А.С. Макаренко [7]. Он прямо говорил: «Деньги – это средство воспитания, и с ними необходимо знакомить уже в дошкольном возрасте». Позднее идею раннего ознакомления ребенка с финансовой грамотностью изучали Г.Л. Могилевская, Г.А. Острикова и др. Они единодушны в том, чтобы дать детям возможность понять истинное их значение, показать место в ряду основных жизненных ценностей [1]. В исследованиях А. Д. Шатовой показано, что результаты воспитательной работы будут успешными в том случае, если образование основам финансовой грамотности осуществляется в комплексе решения задач трудового, нравственного и экономического воспитания [9].
С 1 января 2024 года вступило в силу Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 года». Стратегия повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры определяет приоритеты, цели, задачи и инструменты их достижения в сфере повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры граждан.
Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах. Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности.
Финансовая грамотность – это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами.
Финансовая грамотность – это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств (жить по средствам) и грамотно их приумножать. Другими словами – это знание, позволяющее достичь финансового благополучия и оставаться на этом уровне всю свою жизнь.
В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимаются воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения.
В соответствии с ФГОС ДО и ФОП, главной целью и результатом образования является развитие личности. Формирование финансовой грамотности приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящей личности.
Ведущим видом деятельности дошкольников является игра. Использование игровых технологий в работе воспитателя по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста эффективно при организации коммуникативной, познавательной деятельности. Игровые технологии (дидактические, сюжетно-ролевые игры, викторины, прохождение квест-заданий, интерактивные ресурсы) являются наиболее результативными в работе по данному направлению.
Исходя из актуальности мною определена цель работы: создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста азов финансово грамотного поведения средствами игровых технологий.
Исходя из цели установлены следующие задачи:
- Изучить и обобщить литературу по теме работы, опыт педагогов на интернет-сайтах.
- Разработать план работы с детьми и родителями.
- Составить картотеку дидактических, сюжетно-ролевых и других видов игр и упражнений, способствующих формированию предпосылок финансовой грамотности старших дошкольников.
- Формирование развивающей среды группы в рамках работы по данному направлению.
- Подобрать диагностический материал по выявлению сформированности представлений обучающихся по данной теме.
- Вызвать интерес родителей к совместной работе по экономическому развитию детей старшего дошкольного возраста.
Временные отрезки:
2024 – 2025 учебный год: старшая группа комбинированной направленности;
2025 – 2026 учебный год: подготовительная группа.
Направления работы:
Азбука финансов - знакомство детей с историей возникновения денег, их предназначением;
Бюджет семьи - знакомство детей с понятиями: «бюджет», «доходы», «расходы»;
Профессии. Труд и продукт труда - формирование представлений о профессиях людей и продуктах труда человека;
Купюры, монеты, банковские карты - раскрытие сущности понятий: «деньги», «монета», «банкнота», «пластиковая карта»; наличные и безналичные деньги;
Реклама вокруг нас - формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о рекламе, ее истории, видах и значении.
Ожидаемые результаты (для воспитанников):
овладение основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности;
осознает разницу между желаниями и потребностями, понимает, что деньги зарабатываются трудом, являются мерой оценки труда, универсальным средством обмена;
способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, бережного отношения к результатам труда, другим людям и самому себе;
осознает, что сберегать (копить) непросто, но полезно, ответственно и важно, бережно относится к вещам, игрушкам, денежным средствам;
обладает элементарными представлениями из области семейных финансов (семейный бюджет).
Этапы работы
Первый этап: теоретическое обоснование выбранной темы.
Второй этап:
Работа с детьми: мониторинг игровой деятельности с опорой на методику А. Шатовой.
использование игровых технологий в работе с детьми (в соответствии с планом): дидактические, сюжетно-ролевые, модельно-конструктивные игры.
РППС: оформление центра «Юный финансист».
Работа с родителями:
ознакомление родителей с целями и задачами работы;
оформить для родителей стенд «Основы финансовой грамотности»;
подготовка папок – передвижек, буклетов, памяток, консультаций. Проведение мастер-классов, круглых столов. Анкетирование.
Самореализация, взаимодействие с педагогами: представление опыта работы, консультации. Курсы повышения квалификации.
Взаимодействие с социумом:
Организация взаимодействия с финансовыми структурами г. Ангарска (Сбербанк, ВТБ) – совместные мероприятия с детьми, работа с родителями по направлению «Финансовая безопасность).
Игровые технологии:
- сюжетно-ролевые, режиссёрские игры: «Супермаркет», «Магазин игрушек», «Гипермаркет», «Ярмарка», «Аукцион», «Банк»;
- дидактические игры, лэпбук;
- настольно-печатные игры;
-квест-игры, математические и логические игры, кроссворды;
-командные игры, брейн – ринг;
- речевые игры.
Мониторинг (критерии и показатели)
Критерии | Показатели |
1. Замысел игры |
|
2. Сюжет игры |
|
3.Роль |
|
4. Ролевые действия |
|
5. Ролевая речь |
|
Уровни усвоения (по методике А.Д. Шатовой)
Старшая группа
Высокий: Проявляют интерес к труду взрослых, к деньгам и способам их зарабатывания средствами игровой деятельности (сюжетно-ролевые, дидактические игры). Играя, проявляет бережливость, аккуратность с играми, игрушками.
Средний: через игровую деятельность ребенок имеет представления о значимости разных профессий, устанавливает связи между разными видами труда. Осознает назначение денег, имеет элементарное представление о семейном бюджете. Владеет обобщенными представлениями о качествах хозяина (бережливость, аккуратность). Проявляет беспокойство в связи с поломкой игрушек, меняется игрушками со сверстниками.
Низкий: не проявляет интерес к играм финансовой направленности. В игре нет четкого представления о трудовом процессе. Ребенок знает названия некоторых профессий. Отношения к деньгам не отличаются осознанностью. Познавательное отношение к труду не устойчивое. Не осознает товар, как продукт труда, имеющий цену. Не выражает сожаления по поводу сломанных игрушек, вещей, не делится со сверстниками.
Планирование игровой деятельности
Старший дошкольный возраст (5-6 лет) | ||
Тема | Задачи | Содержание |
«Азбука финансов» | ||
«Азбука финансов» | Формировать представления детей о возникновении денег, о том, что служило деньгами для древних людей; Развивать умение подбирать предметы и атрибуты для игры | Д/игра «Деньги древние и современные», кукла би-ба-бо «дедушка» для обыгрывания ситуации |
Практическая работа «История возникновения денег» | Систематизировать знания о деньгах, истории их возникновения посредством игровой деятельности. | Мультимедийная презентация с играми, зёрна кофе, пшеницы, кувшин, макет «колесо времени» |
«Бюджет семьи» | ||
Технология проблемного обучения: «Что такое семейный бюджет? Планируем вместе» | Познакомить с понятием «потребности человека», закрепить названия основных потребностей и что к ним относится; Уточнить от чего зависят потребности человека. | Интерактивная игра «Мои покупки» Д/игра «Оплата ЖКХ» |
Экономическая (сюжетно-ролевая) игра «Супермаркет» | Формирование основ финансовой грамотности посредством игры «Супермаркет». Познакомить с понятием «товар». | Атрибуты к игре «Супермаркет» ( одежда продавца, кассовый аппарат, корзинки, промышленные и продовольственные товары, деньги). |
Дидактические игры (в течение одной недели): «Что продаётся в магазине», «Что важнее?», «Что дешевле» | Формировать представление о том, что каждый товар имеет свою стоимость; закреплять умение ориентироваться в понятиях «предметы роскоши» и «жизненно необходимые предметы»; учить дифференцировать предметы по степени их значимости, делая логические выводы. | Карточки с изображением денег, карточка с изображением предметов (товар), которые используются людьми в различных жизненных ситуациях, ценники. |
Деловая игра «Моя первая копилка». | Показать принципы финансового планирования в семье, донести принцип «сначала зарабатываем, потом тратим». | «Чёрный ящик» с карточками товаров первой необходимости и «любимыми, вкусными товарами». Карточки – деньги, ценники, коробочки – копилки. Рекламные ролики товаров. |
«Профессии. Труд. Продукт труда» | ||
Дидактическая игра «Кто кем работает?», «Кому, что нужно для работы?» | На примере сказочных героев закрепить представления о профессиях. Воспитывать желание познавать мир профессий, уважение к человеку – труженику. | Кукла – Загадка, иллюстрации к сказкам, изображения людей разных профессий, колокольчик |
Организация творческих игр «Кем работают мои родители» - моделируем роли | Обучать детей реализовывать и развивать сюжет игры; Воспитывать культуру общения в играх. Закрепить представления о профессиях. | Игровые модули: «Парикмахерская», «ГИБДД», «Магазин» и т.д. |
«Все профессии нужны, все профессии важны!» | Формировать представление о том, что трудиться – значит что-то делать, созидать для себя, на благо всей семьи, близких людей, друзей. | Квест – игра «Тропинка в профессию»: конверты с заданиями, ребусы «Профессии», сумочки, кейсы для предметов (орудия труда) |
«Купюры. Монеты. Банковские карты» | ||
«Финансовая школа». Работа с лэпбуком. | Содействовать развитию познавательного интереса к решению математических и логических задач с использованием терминологии: сальдо, бюджет, валюта. Формировать навыки командной игры | Валюта разных стран (игровая), наборы логических задач: «Игра с Купюриусом», «Путаница», ребусы, математические игры - шутки |
Дидактическая игра «Таблица расходов» Дидактическая игра «Размен» | Научить считать деньги, показать принципы финансового планирования. Научить считать деньги. | Нарисованная таблица расходов, игрушечные деньги. Монеты и купюры разных номиналов (принцип: выкладывание на банкноту мелочь по количеству) |
Квест – игра: «Поиск сокровищ пирата Финансиста» | Расширение знаний детей о возникновении денег, о том, что служило деньгами для древних людей; Воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость. | Письмо пирата, карта клада, фишки игровые, костюм пирата |
Сюжетно-ролевая игра «Магазин-«Детский мир» | Развивать способность совместно развертывать игру. Согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников; Воспитывать культуру речевого общения; Знакомит с профессиями продавец, кассир. | Модуль «Магазин», предметы, материалы к игре |
Путешествие «Думки и Торопыги» | Повторить понятие «потребности человека»; Закрепить названия основных потребностей и что к ним относится; Уточнить от чего зависят потребности человека. | кошельки с монетками. Интерактивная игра «Путешествие в страну Финансию», материал к д/игре «Монетки», «Посчитаем расходы» |
«Реклама вокруг нас» | ||
«Реклама вокруг нас» | Познакомить детей с профессиями людей, занимающихся рекламой товаров и услуг: рекламный агент, рекламный художник (дизайнер), рекламодатель. Учить устанавливать взаимосвязь между рекламой и успехом в торговых отношениях «продавец – покупатель». | Интерактивная игра-презентация «Мир рекламы» |
Сюжетно – ролевая игра «Рекламное агентство» | Побуждать детей в игре практически осуществлять замысел создания рекламы заявленного товара (продукта). | Материалы по изобразительной деятельности, вырезки из журналов (рекламные), наклейки. |
Развлечение «Зазывалы» | Систематизировать представления о профессиях людей, занимающихся рекламой. | Организация рекламных агентств по направлениям: продукты питания, игрушки, одежда, детская косметика. Остальные дети – покупатели, заказчики. Дети самостоятельно выбирают товар, продукт, стараются интереснее разрекламировать его, используя художественные средства (стихи, музыку, изо творчество). Подготовка к мероприятию осуществляется совместно с родителями. |
Игра – путешествие «Удачная покупка» | Закрепить понятия: труд, профессии, экономия, товар, услуга, семейный бюджет; содействовать повышению уровня мотивации к получению знаний в области финансовой грамотности через игровые средства обучения. | Презентационный материал, раздаточный и демонстрационный материал, доска для магнитов |
Подготовительная к школе группа
Высокий: ребенок проявляет ярко выраженное эмоциональное отношение к играм экономического содержания. Использует в играх экономические термины. Устойчивое отрицательное отношение к жадности, лени. Уверен в своих силах, способен к длительному сосредоточению на игровой задаче.
Средний: ребенок проявляет интерес к большинству игр экономической направленности. Выполняет задание с незначительной помощью взрослого. Отношение к отрицательным нравственным качествам не устойчивое.
Низкий: при организации игр ребенок не всегда уверен в своих силах. Затруднения преодолевает по побуждению воспитателя. Проявляет ситуативный интерес к играм. Низкий уровень самостоятельности. Осуждает жадность, лень с нацеливания взрослого.
Планирование игровой деятельности
Подготовительная к школе группа (6-7лет) | ||
«Азбука финансов» | ||
«Азбука денег» | Систематизировать представления детей о возникновении денег. Создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности. | Интерактивная игра «Деньги в древности»; |
Игровая ситуация: «Кошелёк и его друзья» | Закрепить понимание того, что у каждой семьи есть свой семейный бюджет (доход и расход). Развивать умения соотносить свои желания и возможности. | Бумажные кошельки, купюры, монеты. Для игровой части: ребусы «доход», «расход». |
Экономическая (сюжетно-ролевая) игра «Супермаркет», «Гипермаркет». | Формирование основ финансовой грамотности посредством игры «Супермаркет». Закреплять понятия: «товар», «покупка», «расход». | Атрибуты к игре «Супермаркет» ( одежда продавца, кассовый аппарат, корзинки, промышленные и продовольственные товары, деньги). |
Дидактические игры (в течение одной недели): «Работать можно по-разному», «Какие бывают доходы», лэпбук. | Уточнить знания детей об основных и дополнительных доходах. Расширить представление о том, что в сказке герои по-разному приобретают богатство: одни трудятся, а другие стремятся неблаговидными делами получить большие деньги. | Настольно – печатные и дидактические игры, лэпбук |
«Бюджет семьи» | ||
Командная игра «Расходы. Как потратить деньги с пользой» | Познакомить с разными ситуациями по теме «Расходы в современных семьях»; научить тратить собственные деньги с пользой; развивать способность правильного мышления в вопросах расходов, управлять своими желаниями и потребностями с учётом семейного бюджета. | Проектор, презентация. Раздаточный материал, деньги . Д/игра «Желаемые и необходимые расходы» раздаточный и демонстрационный материал, презентация, доска |
«Почему взрослые работают?» | Закрепить понимание экономических категорий «потребности», «труд», «продукт труда», «профессия», «специальность»; продолжить формирование элементарных представлений о различных профессиях, специальностях. | картинки-путаницы с изображением людей различных профессий; картинка-задание «Людям каких профессий нужны эти вещи?» |
Игровая ситуация «Умники и умницы» | Развивать логическое мышление, быстроту реакции в ответах на логические загадки. | Картотека логических, математических игр, игры – путаницы. |
Брейн - ринг «Мы ребята деловые!» | Воспитывать желание познавать многообразный мир профессий, уважение к человеку – труженику. | Сигнальные флажки для команд. Д/игры «Потребности», «Товары», «Семейный бюджет» |
«Профессии. Труд. Продукт труда» | ||
Экономическая игра «Банкиры и заёмщики» | Совершенствовать навыки игры путём расширения ориентирования детей в социальной жизни. Развивать навыки общения при организации совместной деятельности. | Настольная экономическая игра «Банкиры и заёмщики» |
Организация творческих игр «Кем работают мои родители» - моделируем роли | Обучать детей реализовывать и развивать сюжет игры; Воспитывать культуру общения в играх. Закрепить представления о профессиях. | Игровые модули: «Парикмахерская», «ГИБДД», «Магазин» и т.д. |
Сюжетно-ролевые игры: «Ярмарка продуктов», «Фермерское хозяйство» | Закреплять знания о сельскохозяйственных профессиях | Продукты из солёного теста, игрушки – домашние животные. |
«Купюры. Монеты. Банковские карты» | ||
Дидактические игры по теме направления: «Разложите товар», «Какой товар лишний?», «Всё по полочкам» | Закреплять у детей понятия «товар». Продолжать формировать у детей представление о товаре. Учить выбирать товары по необходимости. Формировать умение соотносить количество имеющихся «денег» со стоимостью «товара». | Муляжи «товаров», «деньги», карточки «товар». |
Игровая ситуация «Буратино и деньги» | Формирование основ финансовой грамотности. Умения и навык бережливости денег. | Интерактивные игры, сюжет игры «Что сколько стоит?» |
Дидактическая игра «Таблица расходов» Дидактическая игра «Размен» | Научить считать деньги, показать принципы финансового планирования. Научить считать деньги. | Нарисованная таблица расходов, игрушечные деньги. Монеты и купюры разных номиналов (принцип: выкладывание на банкноту мелочь по количеству) |
Сюжетно-ролевая игра «Магазин-«Детский мир» | Развивать способность совместно развертывать игру. Согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников. | Модуль «Магазин», предметы, материалы к игре |
«Реклама вокруг нас» | ||
«Производители и реклама». | Закреплять представления детей о труде взрослых, занимающихся рекламой товаров и услуг». Познакомить с профессией «дизайнер». | Организация творческих игр совместно с педагогом |
Дидактическая игра «Деньги получили – ерунды накупили» | Формировать представления о важности планирования покупок, разумного подхода к покупкам и тратам денег. Обратить внимание на то, как реклама влияет на расход бюджета семьи. | Карточки с изображением товаров: изображение красивых упаковок с яркими рисунками, пакеты красивые. Изображения товара: веники, платки, хлопушки, соски, погремушки… |
Экономическая игра «Рекламное агентство» | Совершенствовать навыки организации сюжетно – ролевой игры. Развивать социо – культурные компетенции в игре. | Материалы и оборудование для организации игры |
Командная игра «Рекламный бизнес» | Сформировать у детей представление о рекламе. Научить детей правильно воспринимать рекламу. | Мультимедийный проектор, раздаточный и демонстрационный материал |
Игровая ситуация «У моей мамы самое вкусное блюдо…», «Мой папа умеет делать…» | Развивать связную речь детей посредством составления рекламных роликов о талантах родителей. Развивать креативность мышления. | Рекламные ролики, подготовленные совместно с семьями воспитанников (видео сюжеты) |
Экономическая игра «Аукцион» | Закреплять знания детей о различных формах продажи товара. Продолжать знакомить с особенностями продажи товара на аукционе. Упражнять в постепенном увеличении первоначальной цены товара. | Цифры, товар для аукциона, молоточек для аукциониста. Товар для аукциона (игрушки, книги), молоточек для аукциониста, игровые деньги, магнитофон. |
Игры с конструктором | Систематизировать представления о профессиях людей, занимающихся рекламой. Развивать конструктивные навыки. | Конструктор «лего», схемы постройки домов. |
Взаимодействие с семьями воспитанников
Тема | Цель | Участники |
Анкетирование «Что такое финансовая грамотность?» | Определить, на сколько родители заинтересованы в обучении детей основам финансовой грамотности | Семьи воспитанников, воспитатели |
Консультация «Экономическая безопасность» | Практические советы родителям по финансовой безопасности | Родители, воспитатели, представители банковских структур города |
Буклеты: «Бюджет семьи, забота каждого», «Словарь финансовых терминов» | Советы родителям по вовлечению детей в схему семейного бюджета | Семьи воспитанников, дети, воспитатели |
Консультации: «Дайте ребенку знания о деньгах», «Учите ребёнка планировать бюджет» | Практические советы родителям | Семьи воспитанников, воспитатели |
Совместная встреча с родителями и детьми «Моя мама работает ...» | Престиж и уважение к труду, людям разных профессий | Семьи воспитанников, дети, воспитатели |
Деловые встречи: «Создание предметно-развивающей среды для формирования финансовой грамотности»; «Дайте ребёнку знания о деньгах» | Продолжать создавать необходимые условия для финансового образования воспитанников | Семьи воспитанников, воспитатели |
Обмен опытом: «Осторожно, дропперы», «Банковская карта для ребёнка» | Практические советы родителям от родителей… | Семьи воспитанников, воспитатели |
Организация совместных мероприятий экономической направленности: интеллектуальные игры, квест-задания, мастер-классы и др. | Взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса в вопросах экономического воспитания | Семьи воспитанников, дети, воспитатели |
Самореализация. Взаимодействие с педагогическим сообществом на разных уровнях:
- прохождение курсов повышения квалификации, участие в вебинарах, семинарах;
- представление опыта работы на конференциях, методических объединениях разного уровня, на Совете педагогических работников Учреждения;
- участие в конкурсах профессионального мастерства, показ открытых мероприятий для педагогов;
- работа в творческой группе по направлению «Познавательное развитие»;
- предоставление отчётного материала по итогу работы по теме самообразования, выбор вектора деятельности на учебный год.
Список литературы
- Галкина Л. Н. Формирование элементарных экономических знаний у детей старшего дошкольного возраста: учеб. Пособие / Л. Н. Галкина. – Челябинск, 2006. – 98 с.
- Галкина Л.Н. Экономическое образование детей дошкольного возраста/ Учебно-методическое пособие, Челябинский государственный педагогический университет, Челябинск, 2015 - 89 с.
- Курак Е.А. Экономическое воспитание дошкольников. М., 2002. – 80 с.
- Прокофьева О.О. Мы и экономика: [формирование основ экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста]/О. Прокофьева // Пралеска. – 2006. – № 7. – с.17-18.
- Семенкова Е.В., Стахович Л.В., Рыжановская Л.Ю. Обучающие сказки. Знакомство с основами финансовой грамотности и формирование финансовой культуры дошкольников, Издательство «ВАКО», 2019
- Смоленцева А. А. Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009 – 176 с.
- Шатова А. Д. Тропинка в экономику. Программа. Методические рекомендации. М.: Просвещение, 2018
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие по стране Транспорта»
laquo;Путешествие по стране Транспорта»Программные задачи:Образовательная область «Труд». Труд взрослых и рукотворный мир. ·...

Методическая разработка совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Подарок малышам»
Совместная образовательная деятельность с детьми старшей группы по своему содержанию является интегрированной, т. к. объединяет несколько образовательных областей:- социализация (па...

Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме: Волшебная страна «Математика»
Воспитывать интерес к математическим занятиям.Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.Закрепить представления детей о геометрических ...

Методическая разработка непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста "Волшебные разводы"
Художественная деятельность ведущей способ эстетического воспитания детей дошкольного возраста, основное средство художественного развития детей с самого раннего возраста. Чем разнообразнее детская де...

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности с детьми Старшего дошкольного возраста «Кому поможет ледокол?»
Данная методическая разработка будет полезна воспитателям детей старшего дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений....

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием современных образовательных технологий Образовательная область: Познавательно-конструктивная деятельность на тему: «Моя малая Родина»
Данная разработка направлена на обогащение знаний детей о Санкт- Петрбурге через знакомство с краткой историей и достопримечательностями города....

Методическая разработка совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие по Африкe»
Формировать у детей представление об особенностях природы Африки, продолжать формировать представление о взаимозависимости от среды обитания....
