Методическая разработка конспектов организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по формированию основ финансовой грамотности ОО "Познавательное развитие"
методическая разработка по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Малько Ольга Юрьевна

Методическая разработка конспектов  организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по формированию  основ финансовой грамотности  ОО "Познавательное развитие"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 105

План педагога по самообразованию

Тема «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста средствами игровых технологий»

Составила:

Малько Ольга Юрьевна,

воспитатель группы комбинированной направленности

I квалификационная категория

Ангарск, 2024 г.

План работы по самообразованию

 воспитателя группы комбинированной направленности

Малько Ольги Юрьевны

на 2024 – 2025, 2025 – 2026 учебный год.

Актуальность

Финансовое просвещение и экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике.

Многочисленные исследования ученых подтверждают важность и необходимость данного направления в работе с детьми дошкольного возраста. Особенно обстоятельно и разносторонне обсуждал проблему А.С. Макаренко [7]. Он прямо говорил: «Деньги – это средство воспитания, и с ними необходимо знакомить уже в дошкольном возрасте». Позднее идею раннего ознакомления ребенка с финансовой грамотностью изучали Г.Л. Могилевская, Г.А. Острикова и др. Они единодушны в том, чтобы дать детям возможность понять истинное их значение, показать место в ряду основных жизненных ценностей [1]. В исследованиях А. Д. Шатовой показано, что результаты воспитательной работы будут успешными в том случае, если образование основам финансовой грамотности осуществляется в комплексе решения задач трудового, нравственного и экономического воспитания [9].

С 1 января 2024 года вступило в силу Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 года». Стратегия повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры определяет приоритеты, цели, задачи и инструменты их достижения в сфере повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры граждан.

Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах. Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности.

Финансовая грамотность – это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами.

Финансовая грамотность – это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств (жить по средствам) и грамотно их приумножать. Другими словами – это знание, позволяющее достичь финансового благополучия и оставаться на этом уровне всю свою жизнь.

В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимаются воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения.

В соответствии с ФГОС ДО и ФОП, главной целью и результатом образования является развитие личности. Формирование финансовой грамотности приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящей личности.

Ведущим видом деятельности дошкольников является игра. Использование игровых технологий в работе воспитателя по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста эффективно при организации коммуникативной, познавательной деятельности. Игровые технологии (дидактические, сюжетно-ролевые игры, викторины, прохождение квест-заданий, интерактивные ресурсы) являются наиболее результативными в работе по данному направлению.

Исходя из актуальности мною определена цель работы: создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста азов финансово грамотного поведения средствами игровых технологий.

Исходя из цели установлены следующие задачи:

  1. Изучить и обобщить литературу по теме работы, опыт педагогов на интернет-сайтах.
  2. Разработать план работы с детьми и родителями.
  3. Составить картотеку дидактических, сюжетно-ролевых и других видов игр и упражнений, способствующих формированию предпосылок финансовой грамотности старших дошкольников.
  4. Формирование развивающей среды группы в рамках работы по данному направлению.
  5. Подобрать диагностический материал по выявлению сформированности представлений обучающихся по данной теме.
  6. Вызвать интерес родителей к совместной работе по экономическому развитию детей старшего дошкольного возраста.

Временные отрезки:

2024 – 2025 учебный год: старшая группа комбинированной направленности;

2025 – 2026 учебный год: подготовительная группа.

Направления работы:

Азбука финансов - знакомство детей с историей возникновения денег, их предназначением;

Бюджет семьи - знакомство детей с понятиями: «бюджет», «доходы», «расходы»;

Профессии. Труд и продукт труда - формирование представлений о профессиях людей и продуктах труда человека;

Купюры, монеты, банковские карты - раскрытие сущности понятий: «деньги», «монета», «банкнота», «пластиковая карта»; наличные и безналичные деньги;

Реклама вокруг нас - формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о рекламе, ее истории, видах и значении.

Ожидаемые результаты (для воспитанников):

овладение        основными        культурными        способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности;

осознает разницу между желаниями и потребностями, понимает, что деньги зарабатываются трудом, являются мерой оценки труда, универсальным средством обмена;

способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, бережного отношения к результатам труда, другим людям и самому себе;

осознает, что сберегать (копить) непросто, но полезно, ответственно и важно, бережно относится к вещам, игрушкам, денежным средствам;

обладает элементарными представлениями из области семейных финансов (семейный бюджет).

Этапы работы

Первый этап: теоретическое обоснование выбранной темы.

Второй этап:

Работа с детьми: мониторинг игровой деятельности с опорой на методику А. Шатовой.

использование игровых технологий в работе с детьми (в соответствии с планом): дидактические, сюжетно-ролевые, модельно-конструктивные игры.

РППС: оформление центра «Юный финансист».

Работа с родителями:

ознакомление родителей с целями и задачами работы;

оформить для родителей стенд «Основы финансовой грамотности»;

подготовка папок – передвижек, буклетов, памяток, консультаций. Проведение мастер-классов, круглых столов. Анкетирование.

Самореализация, взаимодействие с педагогами: представление опыта работы, консультации. Курсы повышения квалификации.

Взаимодействие с социумом:

Организация взаимодействия с финансовыми структурами г. Ангарска (Сбербанк, ВТБ) – совместные мероприятия с детьми, работа с родителями по направлению «Финансовая безопасность).

Игровые технологии:

- сюжетно-ролевые, режиссёрские игры: «Супермаркет», «Магазин игрушек», «Гипермаркет», «Ярмарка», «Аукцион», «Банк»;

- дидактические игры, лэпбук;

- настольно-печатные игры;

-квест-игры, математические и логические игры, кроссворды;

-командные игры, брейн – ринг;

- речевые игры.

Мониторинг (критерии и показатели)

Критерии

Показатели

1. Замысел игры

  • Умение предложить замысел игры;
  • Умение развить замысел по ходу игры;
  • Умение создать предметно-игровую обстановку (использование атрибутов, предметов-заместителей).

2. Сюжет игры

  • Умение выбрать сюжет.

3.Роль

  • Обозначение роли словом;
  • Направление ролью поведения ребенка;
  • Соответствие содержания роли реальному поведению персонажа;
  • Взаимосвязанность ролевых функций детей

4. Ролевые действия

  • Умение согласовать ролевые действия с действиями партнера по игре;
  • Умение соотносить ролевые действия характеру персонажа.

5. Ролевая речь

  • Умение строить ролевой диалог.
  • Умение подобрать словесные (интонационные) и невербальные (жесты, мимика, движения) средства для создания игрового образа.

Уровни усвоения (по методике А.Д. Шатовой)

Старшая группа

Высокий: Проявляют интерес к труду взрослых, к деньгам и способам их зарабатывания средствами игровой деятельности (сюжетно-ролевые, дидактические игры). Играя, проявляет бережливость, аккуратность с играми, игрушками.

Средний: через игровую деятельность ребенок имеет представления о значимости разных профессий, устанавливает связи между разными видами труда. Осознает назначение денег, имеет элементарное представление о семейном бюджете. Владеет обобщенными представлениями о качествах хозяина (бережливость, аккуратность). Проявляет беспокойство в связи с поломкой игрушек, меняется игрушками со сверстниками.

Низкий: не проявляет интерес к играм финансовой направленности. В игре нет четкого представления о трудовом процессе. Ребенок знает названия некоторых профессий. Отношения к деньгам не отличаются осознанностью. Познавательное отношение к труду не устойчивое. Не осознает товар, как продукт труда, имеющий цену.  Не выражает сожаления по поводу сломанных игрушек, вещей, не делится со сверстниками.

Планирование игровой деятельности

Старший дошкольный возраст (5-6 лет)

Тема

Задачи

Содержание

«Азбука финансов»

«Азбука финансов»

Формировать представления детей о возникновении денег, о том, что служило деньгами для древних людей;

Развивать умение подбирать предметы и атрибуты для игры

Д/игра «Деньги древние и современные», кукла би-ба-бо «дедушка» для обыгрывания ситуации

Практическая работа «История возникновения денег»

Систематизировать знания о деньгах, истории их возникновения посредством игровой деятельности.

Мультимедийная презентация с играми, зёрна кофе, пшеницы, кувшин, макет «колесо времени»

«Бюджет семьи»

Технология проблемного обучения: «Что такое семейный бюджет? Планируем вместе»

Познакомить с понятием «потребности человека», закрепить названия основных потребностей и что к ним относится;

Уточнить от чего зависят потребности человека.

Интерактивная игра «Мои покупки»

Д/игра «Оплата ЖКХ»

Экономическая (сюжетно-ролевая) игра «Супермаркет»

Формирование основ финансовой грамотности посредством игры «Супермаркет». Познакомить с понятием «товар».

Атрибуты к игре «Супермаркет»

( одежда продавца, кассовый аппарат, корзинки, промышленные и продовольственные товары, деньги).

Дидактические игры (в течение одной недели): «Что продаётся в магазине», «Что важнее?», «Что дешевле»

Формировать представление о том, что каждый товар имеет свою стоимость; закреплять умение ориентироваться в понятиях «предметы роскоши» и

«жизненно необходимые предметы»; учить дифференцировать предметы по степени их значимости, делая логические выводы.

Карточки с изображением денег, карточка с изображением предметов (товар), которые используются людьми в различных жизненных ситуациях, ценники.

Деловая игра «Моя первая копилка».

Показать принципы финансового планирования в семье, донести принцип «сначала зарабатываем, потом тратим».

«Чёрный ящик» с карточками товаров первой необходимости и «любимыми, вкусными товарами». Карточки – деньги, ценники, коробочки – копилки. Рекламные ролики товаров.

«Профессии. Труд. Продукт труда»

Дидактическая игра «Кто кем работает?», «Кому, что нужно для работы?»

На примере сказочных героев закрепить представления о профессиях. Воспитывать желание познавать мир профессий, уважение к человеку – труженику.

Кукла – Загадка, иллюстрации к сказкам, изображения людей разных профессий, колокольчик

Организация творческих игр «Кем работают мои родители» - моделируем роли

Обучать детей реализовывать и развивать сюжет игры;

Воспитывать культуру общения в играх. Закрепить представления о профессиях.

Игровые модули: «Парикмахерская», «ГИБДД», «Магазин» и т.д.

«Все профессии нужны, все профессии важны!»

Формировать представление о том, что трудиться – значит что-то делать, созидать для себя, на благо всей семьи, близких людей, друзей.

Квест – игра «Тропинка в профессию»: конверты с заданиями, ребусы «Профессии», сумочки, кейсы для предметов (орудия труда)

«Купюры. Монеты. Банковские карты»

 «Финансовая школа». Работа с лэпбуком.

Содействовать развитию познавательного интереса к решению математических и логических задач с использованием терминологии: сальдо, бюджет, валюта.

Формировать навыки командной игры

Валюта разных стран (игровая), наборы логических задач: «Игра с Купюриусом», «Путаница», ребусы, математические игры - шутки

Дидактическая игра «Таблица расходов»

Дидактическая игра «Размен»

Научить считать деньги, показать принципы финансового планирования.

Научить считать деньги.

Нарисованная таблица расходов, игрушечные деньги.

Монеты и купюры разных номиналов (принцип: выкладывание на банкноту мелочь по количеству)

Квест – игра: «Поиск сокровищ пирата Финансиста»

Расширение знаний детей о возникновении денег, о том, что служило деньгами для древних людей;

Воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость.

Письмо пирата, карта клада, фишки игровые, костюм пирата

Сюжетно-ролевая игра «Магазин-«Детский мир»

Развивать способность совместно развертывать игру. Согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников;

Воспитывать культуру речевого общения;

Знакомит с профессиями продавец, кассир.

Модуль «Магазин», предметы, материалы к игре

 Путешествие «Думки и Торопыги»

Повторить понятие «потребности человека»;

Закрепить названия основных потребностей и что к ним относится;

Уточнить от чего зависят потребности человека.

кошельки с монетками. Интерактивная игра «Путешествие в страну Финансию», материал к д/игре «Монетки», «Посчитаем расходы»

«Реклама вокруг нас»

 «Реклама вокруг нас»

Познакомить детей с профессиями людей, занимающихся рекламой товаров и услуг: рекламный агент, рекламный художник (дизайнер), рекламодатель. Учить устанавливать взаимосвязь между рекламой и успехом в торговых отношениях «продавец – покупатель».

Интерактивная игра-презентация «Мир рекламы»

Сюжетно – ролевая игра «Рекламное агентство»

Побуждать детей в игре практически осуществлять замысел создания рекламы заявленного товара (продукта).

Материалы по изобразительной деятельности, вырезки из журналов (рекламные), наклейки.

Развлечение «Зазывалы»

Систематизировать представления о профессиях людей, занимающихся рекламой.

Организация рекламных агентств по направлениям: продукты питания, игрушки, одежда, детская косметика. Остальные дети – покупатели, заказчики. Дети самостоятельно выбирают товар, продукт, стараются интереснее разрекламировать его, используя художественные средства (стихи, музыку, изо творчество). Подготовка к мероприятию осуществляется совместно с родителями.

Игра – путешествие «Удачная покупка»

Закрепить понятия: труд, профессии, экономия, товар, услуга, семейный бюджет;

содействовать повышению уровня мотивации к получению знаний в области финансовой грамотности через игровые средства обучения.

Презентационный материал, раздаточный и демонстрационный материал, доска для магнитов

Подготовительная к школе группа

Высокий: ребенок проявляет ярко выраженное эмоциональное отношение к играм экономического содержания. Использует в играх экономические термины. Устойчивое отрицательное отношение к жадности, лени. Уверен в своих силах, способен к длительному сосредоточению на игровой задаче.

Средний: ребенок проявляет интерес к большинству игр экономической направленности. Выполняет задание с незначительной помощью взрослого.  Отношение к отрицательным нравственным качествам не устойчивое.

Низкий: при организации игр ребенок не всегда уверен в своих силах. Затруднения преодолевает по побуждению воспитателя. Проявляет ситуативный интерес к играм. Низкий уровень самостоятельности. Осуждает жадность, лень с нацеливания взрослого.

Планирование игровой деятельности

Подготовительная к школе группа (6-7лет)

«Азбука финансов»

«Азбука денег»

Систематизировать представления детей о возникновении денег.

Создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Интерактивная игра «Деньги в древности»;

Игровая ситуация: «Кошелёк и его друзья»

Закрепить понимание того, что у каждой семьи есть свой семейный бюджет (доход и расход).

Развивать умения соотносить свои желания и возможности.

Бумажные кошельки, купюры, монеты. Для игровой части: ребусы «доход», «расход».

Экономическая (сюжетно-ролевая) игра «Супермаркет», «Гипермаркет».

Формирование основ финансовой грамотности посредством игры «Супермаркет». Закреплять понятия: «товар», «покупка», «расход».

Атрибуты к игре «Супермаркет»

( одежда продавца, кассовый аппарат, корзинки, промышленные и продовольственные товары, деньги).

Дидактические игры (в течение одной недели): «Работать можно по-разному», «Какие бывают доходы», лэпбук.

Уточнить знания детей об основных и дополнительных доходах. Расширить представление о том, что в сказке герои по-разному приобретают богатство: одни трудятся, а другие стремятся неблаговидными делами получить большие деньги.

Настольно – печатные и дидактические игры, лэпбук

«Бюджет семьи»

Командная игра «Расходы. Как потратить деньги с пользой»

Познакомить с разными ситуациями по теме «Расходы в  современных семьях»;

научить тратить собственные деньги с пользой; развивать способность правильного мышления в вопросах расходов, управлять  своими желаниями и потребностями с учётом семейного бюджета.

Проектор, презентация. Раздаточный материал, деньги . Д/игра «Желаемые и необходимые расходы» раздаточный        и демонстрационный материал, презентация, доска

 «Почему взрослые работают?»

Закрепить понимание экономических категорий «потребности», «труд», «продукт    труда», «профессия», «специальность»;

продолжить формирование элементарных представлений о различных профессиях, специальностях.

картинки-путаницы с изображением людей различных профессий; картинка-задание «Людям каких профессий нужны эти вещи?»

Игровая ситуация «Умники и умницы»

Развивать логическое мышление, быстроту реакции в ответах на логические загадки.

Картотека логических, математических игр, игры – путаницы.

Брейн - ринг «Мы ребята деловые!»

Воспитывать желание познавать многообразный мир профессий, уважение к человеку – труженику.

Сигнальные флажки для команд. Д/игры «Потребности», «Товары», «Семейный бюджет»

«Профессии. Труд. Продукт труда»

Экономическая игра «Банкиры и заёмщики»

Совершенствовать навыки игры путём расширения ориентирования детей в социальной жизни. Развивать навыки общения при организации совместной деятельности.

Настольная экономическая игра «Банкиры и заёмщики»

Организация творческих игр «Кем работают мои родители» - моделируем роли

Обучать детей реализовывать и развивать сюжет игры;

Воспитывать культуру общения в играх. Закрепить представления о профессиях.

Игровые модули: «Парикмахерская», «ГИБДД», «Магазин» и т.д.

Сюжетно-ролевые игры: «Ярмарка продуктов», «Фермерское хозяйство»

Закреплять знания о сельскохозяйственных профессиях  

Продукты из солёного теста, игрушки – домашние животные.

«Купюры. Монеты. Банковские карты»

Дидактические игры по теме направления: «Разложите товар», «Какой товар лишний?», «Всё по полочкам»

Закреплять у детей понятия «товар». Продолжать формировать у детей представление о товаре. Учить выбирать товары по необходимости. Формировать умение соотносить количество имеющихся «денег» со стоимостью «товара».

Муляжи «товаров», «деньги», карточки «товар».

Игровая ситуация «Буратино и деньги»

Формирование основ финансовой грамотности. Умения и навык бережливости денег.

Интерактивные игры, сюжет игры «Что сколько стоит?»

Дидактическая игра «Таблица расходов»

Дидактическая игра «Размен»

Научить считать деньги, показать принципы финансового планирования.

Научить считать деньги.

Нарисованная таблица расходов, игрушечные деньги.

Монеты и купюры разных номиналов (принцип: выкладывание на банкноту мелочь по количеству)

Сюжетно-ролевая игра «Магазин-«Детский мир»

Развивать способность совместно развертывать игру. Согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников.

Модуль «Магазин», предметы, материалы к игре

«Реклама вокруг нас»

«Производители и реклама».

Закреплять представления детей о труде взрослых, занимающихся рекламой товаров и услуг». Познакомить с профессией «дизайнер».

Организация творческих игр совместно с педагогом

Дидактическая игра «Деньги получили – ерунды накупили»

Формировать представления о важности планирования покупок, разумного подхода к покупкам и тратам денег. Обратить внимание на то, как реклама влияет на расход бюджета семьи.

Карточки с изображением товаров: изображение красивых упаковок с яркими рисунками, пакеты красивые. Изображения товара: веники, платки, хлопушки, соски, погремушки…

Экономическая игра «Рекламное агентство»

Совершенствовать навыки организации сюжетно – ролевой игры. Развивать социо – культурные компетенции в игре.

Материалы и оборудование для организации игры

Командная игра «Рекламный бизнес»

Сформировать у детей представление о рекламе. Научить детей правильно воспринимать рекламу.

Мультимедийный        проектор, раздаточный        и демонстрационный материал

Игровая ситуация «У моей мамы самое вкусное блюдо…», «Мой папа умеет делать…»

Развивать связную речь детей посредством составления рекламных роликов о талантах родителей. Развивать креативность мышления.

Рекламные ролики, подготовленные совместно с семьями воспитанников (видео сюжеты)

Экономическая игра «Аукцион»

Закреплять знания детей о различных формах продажи товара.

 Продолжать знакомить с особенностями продажи товара на аукционе. Упражнять в постепенном увеличении первоначальной цены товара.

Цифры, товар для аукциона, молоточек для аукциониста. Товар для аукциона (игрушки, книги), молоточек для аукциониста, игровые деньги, магнитофон.

Игры с конструктором

Систематизировать представления о профессиях людей, занимающихся рекламой. Развивать конструктивные навыки.

Конструктор «лего», схемы постройки домов.

Взаимодействие с семьями воспитанников

        

Тема

Цель

Участники

Анкетирование

«Что такое финансовая грамотность?»

Определить, на сколько родители заинтересованы в обучении детей основам финансовой грамотности

Семьи воспитанников, воспитатели

Консультация «Экономическая безопасность»

Практические советы родителям по финансовой безопасности

Родители, воспитатели, представители банковских структур города

Буклеты:

«Бюджет семьи, забота каждого», «Словарь финансовых терминов»

Советы родителям по вовлечению детей в схему семейного бюджета

Семьи воспитанников, дети, воспитатели

Консультации:

«Дайте ребенку знания о деньгах», «Учите ребёнка планировать бюджет»

Практические советы родителям

Семьи воспитанников, воспитатели

Совместная встреча с родителями и детьми

«Моя мама работает ...»

Престиж и уважение к труду, людям разных профессий

Семьи воспитанников, дети, воспитатели

Деловые встречи:

«Создание предметно-развивающей среды для формирования финансовой грамотности»; «Дайте ребёнку знания о деньгах»

Продолжать создавать необходимые условия для финансового образования воспитанников

Семьи воспитанников, воспитатели

Обмен опытом: «Осторожно, дропперы», «Банковская карта для ребёнка»

Практические советы родителям от родителей…

Семьи воспитанников, воспитатели

Организация совместных мероприятий экономической направленности: интеллектуальные игры, квест-задания, мастер-классы и др.

Взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса в вопросах экономического воспитания

Семьи воспитанников, дети, воспитатели

Самореализация. Взаимодействие с педагогическим сообществом на разных уровнях:

- прохождение курсов повышения квалификации, участие в вебинарах, семинарах;

- представление опыта работы на конференциях, методических объединениях разного уровня, на Совете педагогических работников Учреждения;

- участие в конкурсах профессионального мастерства, показ открытых мероприятий для педагогов;

- работа в творческой группе по направлению «Познавательное развитие»;

- предоставление отчётного материала по итогу работы по теме самообразования, выбор вектора деятельности на учебный год.

Список литературы

  1. Галкина Л. Н. Формирование элементарных экономических знаний у детей старшего        дошкольного возраста: учеб. Пособие / Л. Н. Галкина. – Челябинск, 2006. – 98 с.
  2. Галкина Л.Н. Экономическое образование детей дошкольного возраста/ Учебно-методическое пособие, Челябинский государственный педагогический университет, Челябинск, 2015 - 89 с.
  3. Курак Е.А. Экономическое воспитание дошкольников. М., 2002. – 80 с.
  4. Прокофьева О.О. Мы и экономика: [формирование основ экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста]/О. Прокофьева // Пралеска. – 2006. – № 7. – с.17-18.
  5. Семенкова Е.В., Стахович Л.В., Рыжановская Л.Ю. Обучающие сказки. Знакомство с основами финансовой грамотности и формирование финансовой культуры дошкольников, Издательство «ВАКО», 2019
  6. Смоленцева А. А. Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009 – 176 с.
  7. Шатова А. Д. Тропинка в экономику. Программа. Методические рекомендации. М.: Просвещение, 2018


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие по стране Транспорта»

laquo;Путешествие по стране Транспорта»Программные задачи:Образовательная область «Труд». Труд взрослых и рукотворный  мир. ·...

Методическая разработка совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Подарок малышам»

Совместная образовательная деятельность с детьми старшей группы по своему содержанию  является интегрированной, т. к. объединяет несколько образовательных областей:-    социализация (па...

Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме: Волшебная страна «Математика»

Воспитывать интерес к математическим занятиям.Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.Закрепить представления детей о геометрических ...

Методическая разработка непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста "Волшебные разводы"

Художественная деятельность ведущей способ эстетического воспитания детей дошкольного возраста, основное средство художественного развития детей с самого раннего возраста. Чем разнообразнее детская де...

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности с детьми Старшего дошкольного возраста «Кому поможет ледокол?»

Данная методическая разработка будет полезна воспитателям детей старшего дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений....

Методическая разработка совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие по Африкe»

Формировать у детей представление об особенностях природы Африки, продолжать формировать представление о взаимозависимости от среды обитания....