Конспект интегрированного занятия "Посуда"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Конспект интегрированного занятия по речевому и познавательному развитию (ФПЦП) расчитан для детей старшей группы

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya_posuda.docx27.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №394 г. Челябинск»

Конспект интегрированного занятия

«Посуда»

(старшая группа компенсирующей направленности для детей с ТНР)

Выполнил: воспитатель высшей

 квалификационной категории

Иванова Евгения Андреевна

Челябинск, 2025 год

Образовательная область: речевое развитие, познавательное развитие

Форма взаимодействия с детьми: занятие, организованное в форме игры-путешествия

Форма организации детей: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Цель: Расширять и систематизировать представления детей по лексической теме «Посуда», познакомить с историей возникновения посуды.

Задачи образовательной деятельности:

- Формировать умение классифицировать предметы посуды по их назначению (кухонная, чайная, столовая); обогащать имеющиеся представления о посуде для хранения отдельных продуктов; расширять представления о материалах, из которых она изготовлена; расширять кругозор детей на основе установления временных отношений.

- Развивать умение анализировать, обобщать и делать выводы; развивать память, слуховое и зрительное внимание, познавательный интерес.

- Воспитывать бережное отношение к посуде и желание помогать.

Словарная работа:

          Активизация словаря – хлебница, солонка, перечница, сахарница, сухарница, супница,  

          масленка, кофейник, конфетница, салфетница, селёдочница, молочник; стеклянный,

          деревянная, пластмассовая, глиняная, керамический, чугунный, металлический.

          Обогащение словаря – буфет, крынка

Оборудование: 4 стола, доска

Демонстрационный материал: иллюстрации с изображением деревьев: дуб, сосна, ель, берёза; иллюстрация замка и замка, большая схема слова замок для проверки; карточки для проверки игры «Подели слова на слоги»; синяя ткань для реки; 3 цветка(маки) на подставках и карточки для проверки.

Раздаточный материал: цветные фишки; картинки для игры «Какая бывает посуда?»; картинки для игры «Где храниться посуда?»;

Предшествующая работа воспитателя:

- Знакомство с лексической темой «Посуда»

- Знакомство с произведениями К.И. Чуковского, просмотр мультфильма «Федорино горе»

- Заучивание пальчиковой гимнастики «Мы посуду перемыли», стих Е.Николаевой

«Я сейчас готовить буду»

- Организация выставки «Путешествие в мир посуды»

Индивидуальная работа:

-  Индивидуальная работа проводиться с детьми во время бесед и дидактических игр на занятии.

Ожидаемые результаты:

- Дети классифицируют предметы посуды по их назначению (кухонная, чайная, столовая); самостоятельно называют и определяют продукты для посуды, в которой она будет храниться; умеют определяют материалы, из которых она изготовлена.

- Самостоятельно анализируют, обобщают и делают выводы по лексической теме «Посуда».

- Проявляют желание оказывать помощь (героям и друг другу)

ХОД:

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

- Ребята посмотрите, что я вам сегодня принесла! Этот чемодан не простой, а волшебный. Он открывает дверь в мир сказок. Хотите узнать, что в нем и отправиться в путешествие?

- Для этого нужно прочитать волшебное заклинание и чемоданчик откроется:

Абрака-за, Абрака-зи,

В мир сказок ребяток скорее впусти.

- Посмотрите, тут какой-то портрет…Вы знаете кто это? (Корней Иванович Чуковский).  Кто он такой? (ответы детей) 

- Правильно! Он писал свои произведения для детей значит он….(детский) писатель.

- Предлагаю вместе с волшебным чемоданчиком переместиться на сказочную поляну и окунуться в мир сказок К.И. Чуковского. Садитесь по кругу чтобы всем было удобно. (пока ребята не видят, воспитатель кладет в чемодан телефон)

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

- Посмотрите, на какой чудесной поляне мы с вами оказались! (раздаётся звонок, воспитатель ищет откуда раздаётся этот звук и открывает чемодан, в котором спрятан телефон и берёт трубку)

У меня зазвонил телефон

 -  Кто говорит?

- Что, что посуда? Куда пошла?

 -Что такое? Почему? Ничего я не пойму.

 - Ты, Федорушка, не плачь,

   Мы сейчас помчимся вскачь.

   Двери нам ты отвори, никуда не уходи.

(кладёт трубку и обращается к ребятам)

- Ребята, у Федоры случилась беда. Вся посуда хочет уйти от неё навсегда.

  Ведь дома у неё не мыто, всё разбросано, побито. Горе Федоре, Горе!

(педагог показывает детям картинку, на которой изображён буфет и разбросанная посуда и обращается к ребятам)

- Что вы видите дома у Федоры? (ответы детей) А что это за шкаф? Кто помнит, как он называется? (буфет) Для чего он нужен? (индивидуальные и хоровые ответы)

- Может поможем Федоре помыть посуду, расставить её на места, чтобы посуда осталась с ней навсегда? Приготовьте свои пальчики (дети выполняют пальчиковую гимнастику, продолжая сидеть на полянке)

Раз, два, три, четыре, (Чередование хлопков в ладоши и ударов кулачков друг о друга)

Мы посуду перемыли: (Одна ладонь скользит по другой по кругу)

Чайник, чашку, ковшик, ложку (Загибать пальчики по одному)

И большую поварешку.

Мы посуду перемыли

Только чашку мы разбили, (Разгибать пальчики по одному)

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали.

Так Федоре помогали! (Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши)

- Всю посуду перемыли и Федоре угодили. Чтобы посуда не ломалась и не билась нужно относиться к ней бережно. Пришло время расставить её по местам.

- Мы уже знаем, что посуда бывает разная по назначению. Посуда бывает…(чайная, столовая и кухонная).

- Чтобы мы быстрее справились с заданием, я предлагаю вам разделится на 3 команды. Выберите фишку с подноса. У кого синие фишки будут расставлять чайную посуду в буфет. У кого жёлтые-столовую, а синие фишки -кухонную. Подойдите к столам своего цвета и выберите необходимую вам посуду.

(педагог выполняет проверку задания, показывая правильный образец)

- Ребята, вы справились с заданием. Давайте вернёмся на нашу полянку и присядем.

(педагог открывает ширму за которой стоит стол с посудой: стеклянный бокал, деревянная тарелка с ложкой, пластмассовая кружка, глиняная крынка, керамический горшок, чугунный котелок, металлический чайник)

- Вы знали, что у каждого предмета посуды свой голос, своя необычная песенка. Как вы думаете почему? (Предположения детей).

- Действительно, голос посуды зависит от материала, из которого она сделана. (Легко постукивает деревянной палочкой по посуде).

- Давайте подумаем и скажем, если бокал сделан из стекла, значит он какой… (стеклянный). Тарелка из дерева … (деревянная). Стакан из пластмассы, значит она… (пластмассовый). Крынка из глины…(глиняная) Горшочек из керамики (керамический) Котелок сделан из чугуна, значит он… (чугунный). Чайник из метала (металлический)

- Федора предлагает сыграть с ней в игру «Чего не стало». (на столе расставлена посуда. Воспитатель закрывает стол ширмой и в это время убирает один предмет. Дети называют предмет посуды, которого нет. Играют 2-3 раза)

- Вот как много разной посуды в доме у Федоры. И она изготовлена из разных материалов.   Но так было не всегда…

-Хотите узнать историю возникновения посуды? (Ответы детей). Тогда садитесь поудобней и внимательно послушайте:

(педагог рассказывает детям историю возникновения посуды, демонстрируя иллюстрации)

У древних людей вообще не было посуды. Овощи и фрукты ели сырыми, а мясо жарили на огне и ели его руками. Потом люди поняли, что это очень неудобно. Как вы думаете почему? (Предположения детей). Еда с огня была очень горячая, обжигало руки, и всё что люди приготавливали, надо было съедать сразу, т.к. хранить оставшуюся еду негде. Воду они пили прямо из водоёмов

Первой посудой древним людям служили плоские камни, раковины моллюсков, скорлупа плодов, веточки, листья. Из коры и прутьев плели корзины, хранили пищу в скорлупе больших орехов, из шкуры и желудков животных изготавливали мешки для хранения жидкостей.

Постепенно человек научился делать посуду из материалов, которые находили в природе: дерево, камень, глина, кости животных.

Шли годы, проходили столетия, и вот однажды, совершенно случайно люди изобрели новый материал для посуды. Женщины стали обмазывать внутреннюю часть плетёной посуды глиной. Глина застыла, образовав защитный слой. Однажды одна из таких корзин упала в костёр, и произошло чудо, прутья сгорели, а глина наоборот, стала твёрдой как камень.

Потом древние люди придумали первый гончарный станок и печь для обжига глиняной посуды. Люди научились обжигать посуду из глины в печи, и в такой посуде можно было хранить воду и молоко, готовить пищу на огне.

Со временем люди научились выдалбливать посуду из дерева. Она оказалось удобной, лёгкой и прочной.

Позже появилась металлическая посуда. Из чугуна выплавляли чугунки. Ими пользуются и в настоящее время. Так же металлическую посуду делают и из других металлов- из алюминия и стали изготавливали кастрюли, сковородки, столовые приборы, из меди делали самовары, из серебра и золота чайники и стаканы и прочую столовую посуду, но она очень дорогая и из неё ели только знатные и богатые люди.

После появилась стеклянная и фарфоровая посуда (из белой глины)

Со временем люди начали делать посуду из пластмассы. Такая посуда удобна для маленьких детей. Она лёгкая и небьющаяся. Так же сейчас изготавливают одноразовую посуду из пластика и бумаги. Она очень удобна в использовании, но в то же время наносит большой вред окружающей среде.

А вот русская национальная посуда так и осталась деревянной и глиняной. Сначала она была простая без особой красоты. Со временем русские мастера начали расписывать её и получилась очень красивая посуда, которую узнают во всём мире. Название этой посуды дали по месту ее происхождения: Гжель и Хохлома, Городец.

- Вот так, ребята, после долгого развития до наших домов дошла разнообразная посуда прочная, красива и удобная.

- Посмотрите на доску. На столе у Федоры стоит разная посуда.  Давайте подойдём поближе и назовём её. (называют посуду, которую видят на доске)

- Возле доски лежат карточки, которые нужно прикрепить к той посуде, которая для них предназначена. (дети по одному подходят к столам выбирают картинку и крепят её к тому предмету для которого она предназначена при этом проговаривая свои действия: сахар я положу в сахарницу и т.д.)

- Молодцы! Мы помогли Федоре и нам уже пора возвращаться. Давайте закончим наше путешествие стихотворением, которое мы учили с помощью схемы. (дети, опираясь на мнемотаблицу рассказывают стихотворение)

Я сейчас готовить буду

Соберу на стол посуду.

Вот, кастрюля, поварёшка,

Сковородка, вилка, ложка.

Небольшой столовый ножик

Нам понадобиться тоже.

Вот, с узорами тарелки,

Чашка с блюдцем на салфетке.

И, конечно не случайно

На плите дымиться чайник.

Федору чай пить усажу,

О посуде расскажу.

- Чтобы вернуться обратно, нам нужно прочитать заклинание:

Абрака-за, Абрака-зи,

В группу ребяток скорее верни.

ИТОГ

- В какой сказке мы сегодня побывали? («Федорино горе») Кто её написал? (К.И. Чуковский)

- Ребята, а почему же посуда хотела убежала от Федоры? Как надо относиться к посуде, чтобы такого больше не повторилось? (бережно к ней относиться, мыть, ставить её на место) 

- За то, что мы сегодня помогли Федоре, волшебный чемоданчик наколдовал для нас пригласительный билет в музей посуды, который мы обязательно посетим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по физической культуре для детей старшей группы с использованием здоровьесберегающих технологий. « Путешествие в город Здоровья» Конспект интегрированной непосредственной образоват

Цель: Укрепление физического здоровья детей через интеграцию образовательных областей. Формирование двигательных умений и навыков, физических качеств ребёнка. Привитие интереса к физку...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе Конспект интегрированного занятия в старшей группе (природа, ознакомление с окружающим, рисование) «Секреты яблока»

Конспект интегрированного занятия в старшей группе (природа, ознакомление с окружающим, рисование) «Секреты яблока»...