Консультация для педагогов "Познавательно – исследовательская деятельность в средней группе"
консультация по окружающему миру (средняя группа)

Бигашева Заинаб Миннегараевна

Сегодня одной из актуальных задач дошкольного детства является стремление ребенка реализовать себя как субъекта в разнообразных сферах жизнедеятельности, самостоятельно найти знания и умения, продемонстрировать свою активность, инициативность, направленность на результат и положительное подкрепление взрослого, начиная с раннего детства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poz-no_isssled-ya_deya-t_v_sredney_gruppe.docx16.62 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно – исследовательская деятельность в средней группе

Сегодня одной из актуальных задач дошкольного детства является стремление ребенка реализовать себя как субъекта в разнообразных сферах жизнедеятельности, самостоятельно найти знания и умения, продемонстрировать свою активность, инициативность, направленность на результат и положительное подкрепление взрослого, начиная с раннего детства.

Учитывая эти особенности современных детей, процесс воспитания дошкольника, как субъекта деятельности и поведения, направлен на поиск таких игровых форм организации педагогической работы, которые привлекали бы детей и были бы эффективны в достижении поставленной цели.

Преимущество игрового экспериментирования заключается в том, что ребенок в возрасте от трех до семи лет самостоятельно открывает необходимые для его жизни и здоровья знания и представления, получает бесценный опыт деятельности. Роль взрослого при этом не утрачивает своей дидактической миссии, воспитатель становится для ребенка «содеятелем» и помощником, партнером по увлекательной игре.

Игры-эксперименты, а также игры-путешествия являются

Одним из видов дидактической игры. Для детей каждого возрастного периода следует подбирать эти игры, соответствующие ведущей игровой деятельности малышей.

В среднем дошкольном возрасте экспериментирование все

больше напоминает сюжетную игру, подразумевающую активную практику ребенка. В игре 4-5-летнему дошкольнику дается определенный сюжет, подводящий его к эксперименту или цепочке экспериментальных действий,

или предлагается роль, которая позволит малышу экспериментировать в заданных условиях. Учитывая, что пик познавательного интереса детей приходится на 4-5 лет‚ игры-экспериментирования и игры-путешествия для детей среднего дошкольного возраста - это игры с широким

познавательным контекстом. Ребенок должен получить в такой игре ответы на все интересующие его вопросы.

Игры-эксперименты должны использоваться воспитателем

с учетом следующих факторов:

1. Возраст, опыт детей, ведущий вид деятельности;

2. Доступность содержания игр;

3. Сочетание наглядного материала, словесного комментария воспитателя и действий детей;

4. Обеспечение «культурной практики» детей в игре;

5. Сохранение положительного эмоционального настроя детей, активизация любознательности;

6. Соблюдение темпа и времени проведения игр в педагогическом процессе;

7. Постепенное усложнение игр;

8. Цикличность организации игр.

Наша программа «Из детства в отрочество! Учитывает эту особенность детей среднего возраста. Во всех видах деятельности присутствует элементарное экспериментирование. Например:

Развитие речи:

  • упражнения на развитие дыхания (поддувалочки, футбол);
  • упражнения для образования звуков, работа со звуковыми дорожками;

В них дети знакомятся со свойствами воздуха.

Познавательное развитие: включает задачи знакомства с качествами и свойствами объектов неживой природы - песок, вода, камень. И природных материалов - дерево, глина, мел, уголь.

Серии занятий посвящены классификации различных предметов, объектов природы. Наблюдение за ветром, определение силы ветра (ленточки, вертушки, метелочки)

Наблюдение за погодой на протяжении всего учебного года, внесение в уголок природы объектов растительного мира.

Наиболее показательны и интересны детям знакомства со свойствами воды и снега.

Прошла серия занятий «Секреты ВОДЫ». Цель: познакомить со свойствами воды (замерзает на холоде и превращается в лед, лед в тепле снова превращается в воду).

«Теплый снег, пушистый». Цель: формировать представления о свойствах объектов неживой природы на примере снега (на морозе скрипучий, в тепле - тает, образуя грязную воду). Подвести детей к правилам личной безопасности: «Не пробуй снег!», «После зимней прогулки помой руки!».

Занятия по сказке В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович», «Умные сказки».

Цель: с помощью сказки раскрыть некоторые закономерности природы,

особенности очистки воды.

1. Очистка воды с помощью песка и угля.

2. Свойства снега (сохраняет траву) под снегом тепло.

Так же вне занятий замораживали воду. Провели наблюдение за свойствами льда (твердый, прозрачный, может менять форму).

Провела итоговое занятие о свойствах воды. Дети самостоятельно делали выводы на основе опытов, в которых участвовали все. К каждому свойству сделала карточки и панно «Кому нужна вода». После занятия оформила альбом «Что мы знаем о воде».

«Огород на окне». Посадка лука, посев семян перцев, цветов. Постоянное наблюдение, участие в уходе за посадками, фиксация результатов наблюдений в альбом «Наши посадки».

Опыт с горохом. «Разбуди горошину». Одну горошину завернули в намоченную ватку, положили на блюдце и всегда поддерживали во влажном состоянии. Вторую горошину завернули в сухую ватку и положили в равных условиях на подоконник. Что произошло? (из влажной ватки появился росток, а из сухой нет). После того как появились ростки, посадили горошины в почву и продолжали наблюдение. Из пророщенного выросло растение, сухой горох тоже пророс.

В группе оформлен уголок элементарного экспериментирования. Мы постарались, чтобы он отвечал требованиям возрастной группы. В средней группе дети еще не достаточно самостоятельны и поэтому пользуются им в основном в совместной деятельности с воспитателями. В самостоятельной деятельности присутствует работа с тематическими альбомами и играми.

Элементарное экспериментирование активизирует познавательную деятельность детей, побуждает их задавать много вопросов, длительные наблюдения поддерживают интерес, оживляют имеющийся опыт, дают материал для сравнения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира и развития речи с использованием технологии исследовательской деятельности в средней группе. Тема: "Покормите птиц зимой"

Методическая разработка непосредственной организованной деятельности по формированию целостной картиной мира с использованием технологии исследовательской деятельности в средней группе....

Конспект образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Волшебник – воздух»

Тема: «Волшебник - воздух».Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физкультурн...

Конспект образовательной деятельности по познавательно - исследовательской деятельности в средней группе. Тема: «Что нам осень подарила». Подготовил воспитатель: Федотова Ольга Павловна

Конспект образовательной деятельности по познавательно - исследовательской деятельности в средней группе . Тема: " Что нам осень подарила"....

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию познавательно – исследовательской деятельности в средней группе. Тема: «Дикие животные в лесу»

Цель: Создание условий для расширения представления детей о жизни диких животных в лесу.Задачи:Обучающая: продолжать знакомить детей с обобщающим понятием "дикие животные", учить узнавать и ...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе детского сада «В гости к воде»

Развитие у детей познавательной активности, любознательности через исследовательскую деятельность....

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе "Помощь Курочке" (технология исследовательской деятльности)

Тема: «Помощь Курочке» Возрастная группа: дети 4-5 лет.Цель: создание условий для вызова интереса детей к познавательно-исследовательской деятельности.Задачи:Образовательная:...