Проект "Наш край родной"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Свитайло Анна Сергеевна

Данный проект направлен на формирование у детей представлений о родном крае, приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_nash_kray_rodnoy.docx25.25 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №8»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

Проект на тему:

«Наш край родной»

Подготовил:

Воспитатель  Свитайло  Анна  Сергеевна

2023 год

О, Энгельс, край любимый и загадочный,

Часами по твоим дорожкам бродим мы,

Ты самый живописный, самый сказочный,

И нет прекрасней нашей малой родины.

Актуальность проекта:

В любом обществе воспитание гражданина и патриота, ценящего родную землю, ее традиции и национальную культуру, уважающего историю своей Родины, относится к числу приоритетных направлений работы. Понимание того, что Родина человека начинается с  места, где родился, придет к ребенку только тогда, когда он поймет,  что его край родной – это частица большой Родины. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине - месту, где человек родился.

Дети дошкольного возраста  испытывают дефицит знаний о родном городе, стране, у них отсутствует познавательный интерес к истории и культурному наследию  края,  и результаты диагностики  показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями города и края. Решение данной проблемы мы видим в реализации проекта: « Наш край родной»

Цель проекта – формирование у детей представлений о родном крае, приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.

Задачи:

 - Формировать любовь к родному городу и интерес к прошлому и настоящему родного края.

- Развивать эмоционально - ценностное отношение к семье, дому, улице, краю.

- Расширить знания детей о флоре и фауне родного края.

- Развивать бережное отношение к городу (достопримечательностям, культуре, природе). 

- Воспитывать чувства гордости за своих земляков.

- Создавать эмоциональное настроение, оставить яркие впечатления от рассказов и бесед, экскурсий и прогулок.

Тип  проекта: познавательно-творческий

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности,  педагоги, родители воспитанников.

Ожидаемые результаты:

В ходе реализации проекта дети познакомятся с историей родного города, символикой, достопримечательностями, климатическими условиями, флорой и фауной края. Будут знать имена тех, кто  прославил город, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности. У детей должно быть сформировано чувство гордости за свой город и желание сохранить его чистым и красивым.

Реализация проекта рассчитана на 6 месяцев и включает в себя три этапа:

1 этап:  Информационно-накопительный:

  • Диагностирование детей с целью выявить знания о родном крае
  • Сбор и анализ литературы для взрослых и детей.
  • Довести до участников проекта важность данной проблемы. Заинтересовать каждого участника темой проекта.
  • Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала по данной теме.
  • Составление плана работы над проектом.

2 этап :  Основной:

- Проведение цикла познавательных занятий  на темы: “Город Энгельс – прошлое и настоящее», «Чем славится Саратовский край», «Природа нашего края», «Моя Родина – Россия!»

- Оформление альбомов “Достопримечательности моего города”,

 «Промышленность нашего города»  «Обитатели наших лесов и полей»

- Оформление дидактических игр по краеведению:
«Собери и назови», лото «Природа нашего края», “Узнай, где я нахожусь?», «Мой край родной»

- Экскурсии в мини-музей «Изба наших предков», мини-музей «Мой край родной»

- Лепка «Животные нашего края»

- Рисование: «Мои впечатления о родном городе»

- Фотовыставка «Экскурсия по городу»

- Чтение, разучивание стихов о Волге, Саратовском крае

- Оформление стенда «Фронтовые победы спортсменов Саратовской области»

- Встречи с интересными людьми.

- Утренники, праздники.

Посещение  мини-музея «Русская изба» дали представление детям о жизни людей нашего края в прошлом, их семейном укладе, одежде, предметах быта. Дети узнали о народных промыслах, познакомились с художественным и речевым творчеством народа (потешки, поговорки)

В нашем детском саду оформлен мини-музей «Мой край родной». Посещая его,  дети знакомятся с символикой нашего города, г. Саратова, их достопримечательностями. Они узнают, чем славится наш Саратовский край.

 В мини-музее содержится много наглядности, интересной  информации, поэтому познавательные занятия по краеведению мы проводим именно там.

В ходе проекта, с детьми были проведены беседы и занятия по воспитанию у детей эмоционально-положительного отношения  к природе родного края. Ребята совершили путешествие в мир животных, птиц и растений нашего края, овладели правилами поведения в природе.

Групповой патриотический уголок пополнился новыми дидактическими играми по краеведению, в которых главной целью является закрепление необходимых сведений через  интересные задания для самостоятельной работы.

Были оформлены альбомы: “Достопримечательности моего города”, “ Промышленность нашего города» ” «Обитатели наших лесов и полей», в изготовлении которых родители принимали активное участие

Свои впечатления о родном городе, о нашей природе  ребята смогли отобразить в своих работах и совместных с родителями рисунках.

С большим энтузиазмом родители вместе со своими детьми посетили достопримечательности города Энгельса и сделали фотографии.

К преддверию 75- летней годовщины победы в великой отечественной войне был оформлен стенд «Фронтовые победы спортсменов Саратовской области», где ребята узнали о наших спортсменах, которые в годы великой отечественной войны прославляли наш город и как народ гордится этими  людьми

3 этап: Презентационно  -  завершающий

Оформление уголка краеведения «Мой любимый город»

Открытое занятие “Экскурсия по городу Энгельсу ”

Создание лепбука «Мой край родной».

По мере накопления детьми знаний о нашем городе создавался лэпбук, который помогает закреплять опыт ребенка и позволяет еще раз осмыслить информацию, полученную в процессе проекта.

На основе собранного материала и полученных знаний совместно с детьми создавали страничку за страничкой. В любое удобное время дети могут рассмотреть Лэпбук как необычную книжку про город, в которой нет страниц, но есть интересные кармашки, конвертики и т.д. и быстро освежить в памяти пройденные темы.  Весь практический материал  можно доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению.

Работа с лэпбуком предполагает общение дошкольника с воспитателем, сверстниками. Тем самым решаются проблемы детского общения, формирования и развития правильной речи, приобретается первичный социальный опыт.

Мы очень надеемся, что проводимая работа поможет детям испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, городу, краю; испытывать гордость и уважение за свою нацию, русскую культуру, язык, традиции, гордиться своим народом, его достижениями, научит любоваться природой, бережно относиться к ней.

В результате экскурсий, наблюдений , тематических занятий, совместных праздников, чтения произведений местных писателей и поэтов о родном крае, у детей  обогатились знания об окружающем мире , расширились представления о родном городе Энгельсе.

Родители, принимающие участие в проекте  получили возможность не только узнать о том, чем занимается ребёнок в детском саду, но и принять активное участие в жизни группы; смогли реализовать свои творческие способности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мой дом в краю родном" проект на тему "Архитектура родного края"

Проектная деятельность дошкольников в изодеятельности. Архитектура родного края в рисовании, аппликации, лепке, конструировании. Проект расчитан на месяц, каждую неделю проводится НОД по изодеятельнос...

Конспект занятия по развитию речи «Карелия – мой край родной» Составление описательного рассказа по опорным картинкам на тему: «Что мы узнали о родном крае»

Это занятие я провела в подготовительной речевой группе. . занятие по лексической теме Карелия. Это итоговое занятие по теме. Идёт закрепления и систематизация знаний по данной теме. Учила детей соста...

Конспект ООД по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным краем "Люблю тебя, мой край родной!"

формировать знания детей о России и о родном крае, а также культурно-историческое сознание посредством краеведения...

Проект «Цвети мой Край родной» (экспериментальная работа по формированию представлений о родном крае у детей 6 – 7 лет в проектной деятельности)

Уровень развития ребенка сегодня становится мерой качества работы педагога и всей образовательной системы в целом. Педагоги ДОУ ориентируются не только на подготовку к школе, но и на сохранение полноц...

Дополнительная Программа по ознакомлению детей с историй родного края «Родной свой край люби и знай!»

Формирование интегративных качеств  у детей старшего дошкольного возраста(5-7 лет) в процессе приобщения к  культуре и  традициям разных  народов Оренбуржья....