Технологическая карта занятия по экспериментированию для подготовительной группы
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Ободовская Анна Юрьевна

Технологическая карта занятия по экспериментированию для подготовительной группы 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tk_po_eksperimentirovaniyu.docx21.69 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта проектирования НОД (экспериментирование)

ФИО педагога

Ободовская А. Ю.

Возрастная группа

6-7 лет

Форма организации, количество обучающихся

Подгрупповая, 5-6 детей

Тема занятия

Воздух. Какими свойствами обладает воздух?

Культурная практика

Познавательно-исследовательская

Культурно–смысловой контекст

Создание интеллект-карты на тему: «Свойства воздуха» для запоминания свойств воздуха в группе детского сада

Планируемые результаты

Может самостоятельно или с небольшой помощью взрослого назвать пять свойств воздуха;

Может самостоятельно или с небольшой помощью взрослого выдвигать гипотезы по теме «воздух»

Может самостоятельно организовать свое рабочее место

Может самостоятельно ответить на поставленный вопрос

Цель занятия

Расширение знаний детей о свойствах воздуха, посредством проведения опытов на тему: «Свойства воздуха» и создания интеллект-карты в экспериментальной деятельности.

Задачи

Обучающие

Развивающие

Воспитательные

- получить информацию о воздухе, как одной из составляющих неживой природы

- способствовать пополнению багажа знаний о свойствах воздуха (отсутствие цвета и формы, легкость, способность двигаться, заполнять пустые пространства и создавать ветер);

- отработать навык отвечать на вопросы полным предложением;

- совершенствовать действия экспериментального характера, направленные на выявление скрытых свойств объекта;

- способствовать развитию психических процессов: речь, мышление, внимание;

- способствовать развитию умения выдвигать гипотезы;

- обобщить знания и понимание детей понятия «Неживая природа»;

-самостоятельно организовывать свое рабочее место;

- отрабатывать навыки активного взаимодействия со сверстниками, взрослыми в ходе выполнения экспериментальной деятельности;

- проявлять желание исследовать её всеми доступными способами.

Материалы и оборудование:

веера из бумаги на каждого ребенка, тарелка, прозрачный пакет, кусочки лимона, чеснок, кусок мыла, стакан с водой на каждого, трубочки для коктейля, зубочистка, медали на каждого ребенка, листок для письма, конверт, схематичные карточки экспериментов для наглядности, бумага для интеллект-карты

Этапы (последовательность) деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

Планируемые результаты

  1. Мотивационный этап

Ситуация, подводящая к целеполаганию

- Ребята, я сегодня шла к вам на занятие и меня остановил на улице мальчик и спросил: можно ли увидеть воздух? И я растерялась, взяла у нее него адрес и пообещала, что, когда узнаю ответ на ее ответ обязательно сообщу ей об этом. Вот я и подумала, может вы мне подскажете как можно увидеть воздух?

- Ребята, ваши догадки очень интересные, но давайте выясним всё экспериментальным путем и дадим точный ответ этому мальчику?

— В нашей лаборатории есть всё необходимое для этого.

Осознание и осмысление темы занятия.

Дети выдвигают гипотезы

Дети предлагают варианты ответов на загадку.

Появление у детей заинтересованности,

желания принять участие

в опыте или эксперименте.

  1. Этап формулирования цели опыта

Формулирование цели опыта, выдвижение гипотез

- Вы же знаете, что природа делится на живую и неживую?

-Что у нас относится к неживой природе? (ответы детей)

- А что нужно для жизни и человеку, и растениям, и животным?

- Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, который относится к неживой природе.

- Что же такое воздух? (ответы детей)

— Воздух – это то, чем мы дышим. Без воздуха жить нельзя. Я знаю, что человек без еды может прожить 5 недель, без воды 5 дней, а без воздуха не больше 5 минут.

- Ребята, как вы думаете, каким может быть воздух? Какими свойствами он может обладать?

- Ребята, сегодня мы с вами узнаем какими свойствами обладает воздух как настоящие ученые исследователи. Ученые работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется? Лаборатория.

Формулирование цели эксперимента или опыта (совместно со взрослым).

Выдвижение рабочих гипотез.

Выдвинуто несколько рабочих гипотез.

Формулирование цели эксперимента или опыта (совместно со взрослым).

III. Исполнительский

Подведение к экспериментальной деятельности

- Сейчас мы с вами отправимся в нашу лабораторию, где будем проводить опыты с воздухом. Но прежде, чем отправиться в «лабораторию», давайте вспомним правила поведения в «лаборатории».

- В лаборатории нужно вести себя спокойно и аккуратно выполнять действия для осуществления опытов, нужно быть внимательным, чтобы не пропустить важную информацию. Также нельзя шуметь и перебивать друг друга.

Ответы на вопрос педагога.

Ответы на вопросы педагога.

Этап

коррекции

проблемы

- Ребята, на какой вопрос просила нас ответить девочка?

-Поможете мне найти ответ на этот вопрос?

Уточнение проблемы.

Обсуждение новых гипотез по мере необходимости.

Предотвращение отклонений

от поставленной цели.

Практический этап

детского

экспериментирования.

Формулировка выводов.

— Ребята, скажите, вы видите воздух вокруг нас?

Дети: Нет, не видим.

— Мы его не видим, но знаем точно, что воздух все-таки есть.

— А как мы узнаем, есть ли воздух вокруг нас? (ответы детей).

Опыт № 1 «Как поймать воздух».

— Смотрите, у меня в руках полиэтиленовый пакет. Посмотрите, что в нем?

Дети: Он пуст.

— Теперь я набираю в пакет воздух и закручиваю его. Пакет полон воздуха, и он похож на подушку. Воздух занял свое место в пакете. Закрутим пакет. Теперь я возьму зубочистку и осторожно проколю мешочек. Поднесите руку к пакету, что вы чувствуете?

Дети: Из мешочка выходит воздух.

- Вывод: воздух нельзя увидеть, он прозрачный, но его можно почувствовать.

Опыт № 2 «Движение воздуха».

— Давайте с вами подуем на ладошку, что мы чувствуем? (холод). Возьмите в руки веер и помашите веером, а потом друг на друга. Что вы чувствуете?

Дети: В лицо дует ветерок.

— Делаем вывод: Воздух движется, получается ветер.

— А как вы, думаете, воздух пахнет? Понюхайте.

Дети: Нет.

— Сам воздух не имеет запаха, но зато может переносить запахи. Например, по запаху из кухни мы можем узнать, какое блюдо нам приготовили.

Опыт № 3 «Воздух легче воды»

— Воздух можно не только почувствовать, но и увидеть. Для этого подуем в трубочку, конец которой опустим в воду. Что вы увидели? (Пузырьки).

— Откуда они появились? Это из трубочки выходит воздух, он легкий, поднимается через водичку вверх. Как думаете, что тяжелее вода или воздух?

Опыт №4 «Узнай по запаху»

Детям предлагается с закрытыми глазами отгадать запах (лимона, чеснока, куска мыла) — что вы чувствовали?

— Вы чувствовали запах того вещества, которое я вам давала понюхать. Имеет ли свой запах воздух? (нет).

Вывод: воздух не имеет запаха, но может передавать запах других предметов.

Опыт №5. «Слышим воздух»

- Возьмите по бутылочке, крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите?

- а еще на столе у нас есть надутый шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, чо мы слышим? Писк, воздух

- С помощью чего мы услышали воздух? (баночки, крышки и шарик)

Вывод: Если подуть в баночку или бутылку (колпочек от фломастера, сдуть шарик) то мы можем услышать воздух

— Ребята, давайте вспомним, для чего нам необходим воздух? (для дыхания). Мы его не видим, но знаем точно, что воздух все-таки есть! Чтобы воздух увидеть его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух. (Да).

— Молодцы ребята! Вы очень хорошо работали, много узнали нового, много запомнили.

- Ребята, сегодня мы с вами провели много опытов, давайте вспомним какие выводы мы сделали:

1. Воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать

2. Воздух движется

3. Воздух легче воды

4. Воздух не имеет запаха.

5. Воздух можно услышать

- А теперь давайте создадим интеллект-карту, в которой вспомним все наши опыты и поместим ее в центр экспериментирования.

- Ребята, давайте напишем ответ мальчику, можно ли увидеть воздух.

- Да, мы не видим его в повседневной жизни, так как воздух прозрачный, но мы можем поймать его. Я сегодня схожу на почту и обязательно отошлю это письмо мальчику.

Проверка предположений на практике. Отбор нужных средств, реализация в действии.

В случае не подтверждения первоначальной гипотезы – возникновение новой гипотезы, предположения с последующей реализацией в действии.

Если гипотеза подтвердилась - формулирование выводов.

Выражают свои эмоции.

Проведенный эксперимент или опыт.

IV. Рефлексивный этап

Рефлексия.

О чем мы сегодня говорили на занятии?

Кому вы сегодня расскажете о наших опытах?

Какой из опытов вам понравился больше всего?

Понравилось сегодняшнее занятие?

Самооценивание, повторное осмысление проблемы с новой точки зрения.

Подтверждение (опровержение) предполагаемой гипотезы.

V. Перспективный этап

Организация перехода к самостоятельной деятельности

Настрой на новую проблемную ситуацию, предстоящую деятельность.

Предполагают, что можно сделать в самостоятельной деятельности

Переносят знания в другие виды деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта занятия по аппликации в подготовительной группе

Технологическая карта занятия по аппликации в подготовительной группе по теме: «Машины на улицах города» ...

Технологическая карта занятия по рисованию в подготовительной группе. Тема: «Быстроногий конь» в технике мезенской росписи.

Мне очень нравится Мезенская роспись (Палащельская). Нравится каким-то необыкновенным волшебством в своей простоте. Какое многообразие образов: и птиц, и животных, и природы. Иногда мне кажется, что к...

Технологическая карта занятия по ФЭМП в подготовительной группе на тему "Сколько продуктов в корзине?"

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад №85 Приморского района Санкт – Петербурга ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯВ подготовительной группе Воспитатель:...

Технологическая карта занятия по ФЭМП для подготовительной группы на тему "Путешествие по родному городу"

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад №85 Приморского района Санкт – Петербурга ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ В подготовительной группе...

Технологическая карта занятия по ФЭМП в подготовительной группе "Состав числа 5"

Математическое развитие детей дошкольного возраста- это качественное изменение интелектуальной сферы личности ребёнка дошкольника, происходящее в результате формирования математических понятий и предс...

Технологическая карта занятия по аппликации в подготовительной группе

Карта занятия по аппликации  "Паучок" в подготовительной группе....

Технологическая карта занятия по экспериментированию в старшей группе

В данном документе представлен подробный конспект занятия!...