Исследовательский проект «Ткани разные нужны, ткани разные важны» Возрастная группа: Старшая (5-6 лет) Выполнил работу воспитатель: Свириденко Оксана Викторовна
проект по окружающему миру (старшая группа)

Наименование проекта: «Ткани разные нужны, ткани разные важны».

Вид проекта: исследовательский, познавательный.

Срок реализации: краткосрочный.

Форма представления: Викторина «В мире лоскутков».

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели группы, родители.

Охватываемые образовательные области: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Постановка проблемы: Дети очень любит наряжаться, но не знают, из каких тканей шьют одежду.

Актуальность проекта:

Дети входят в этот мир, думая, что все окружающее их было всегда. И мало задаются вопросом, откуда что взялось, для чего это нужно? Приобщение детей ко всему, чем живет общество – задача, которую человечество решает с тех пор, как стала осознаваться необходимость в передаче каждому последующему поколению опыта предыдущего.

Пользуясь тканью, мы не задумываемся насколько это изобретение важно для человечества. Без тканых материалов жизнь была бы некомфортной, неудобной, да и просто немыслимой! Ткань окружает нас во всех отраслях жизнедеятельности — начиная от элементов нижнего белья и заканчивая специальными экипировками, парашютами и защитными костюмами для космонавтов.

Через работу с тканью дети узнают, что ткани обладают разными свойствами и качествами, которые ребенок познает сенсорным путем, т. е. зрительно, осязательно, тактильно и с помощью мыслительных операций. При изучении разных видов ткани и работе с тканью воспитываются такие нравственные качества, как бережливость, аккуратность, трудолюбие, осознание того, что взрослые много трудятся, чтобы создавать вещи, поэтому результаты их труда необходимо беречь.

Давным-давно люди пользовались только натуральными тканями, но за длительное время развития ткань кардинально поменялась, приобрела широкое множество разновидностей. Теперь нас повсюду окружают изделия из разных тканей: искусственных и натуральных. И мы с детьми решили узнать, а какие ткани полезнее.

Основные принципы работы при реализации проекта:

- уважение к ребенку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;

- комплексный подход при разработке заданий;

- систематичность и последовательность;

- вариативность содержания и форм проведения работы;

- наглядность;

- индивидуализация темпа работы - переход к новому этапу обучения только после полного освоения материала предыдущего этапа;

- повторность (цикличность повторения) материала.

Цель проекта: Развивать у воспитанников любознательность, познавательную активность, интерес к рукотворному миру, в частности к тканям. Расширить и обобщить знания о тканях, её свойствах, понимание значимости тканей в жизни человека.

Задачи проекта: Обобщить знания детей о натуральных и искусственных видах ткани, их значении и применении.

- Помочь детям узнать о свойствах и качествах ткани; развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности, желание познать новое; формировать исследовательские навыки.

- Формировать умения устанавливать причинно- следственные связи, доказывать, делать выводы.

- Расширять представления детей об окружающем мире, желание познать новое.

- Развивать связную речь, активизировать и обогащать словарь, воспитывать интерес к чтению художественной литературы.

- Развивать игровую деятельность детей; умение работать в коллективе, участвовать в совместной опытно-экспериментальной деятельности.

- Учить проявлять инициативу у детей в наблюдениях, опытах, рассуждениях, экспериментах.

- Развивать самостоятельность детей в познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности.

- Воспитывать бережное отношение к вещам как к результату труда людей.

Гипотеза проекта: Чтобы ткань приносила пользу, ее нужно использовать по назначению.

Формы реализации проекта:

Формы работы с детьми: Рассматривание иллюстраций, просматривание мультфильмов, презентаций. Чтение произведений, разгадывание загадок, беседы на тему проекта. Игровые упражнения, изобразительная деятельность, опыты и эксперименты. Дидактические методы, воображаемые ситуации с ролями. Сюжетно-ролевые игры.

Формы работы с родителями:

Индивидуальные беседы, рекомендации, наглядные информационные материалы, выполнение творческих заданий.

Ожидаемые результаты: У детей будут расширены знания о ткани, ее свойствах. Сформировано уважение к людям труда. Пополнится и обогатится словарный запас. Развит познавательный интерес к экспериментально-исследовательской деятельности. Разовьются навыки работы в коллективе.

Этапы реализации проекта: Проект реализуется в три этапа – подготовительный, основной, заключительный.

1. Подготовительный этап:

Мероприятие Дата Цель и задачи Формы и методы работы

Выставка книг и иллюстраций по теме «Ткань» 06.02.25 г. Развитие познавательных и творческих способностей детей средствами детской художественной литературы. Чтение стихотворений. Беседа.

Беседа «Что мы хотим узнать?» 06.02.25 г. Обсуждение тем и направлений работы в рамках проекта. Обсуждение, беседа.

Подбор и систематизация материала по теме проекта. 06.02.25 г. Обсудить с родителями тему проекта. Систематизировать имеющийся материал. Беседа.

Мозговой штурм.

2. Основной этап

Мероприятие Дата Цель и задачи Формы и методы работы

Беседы на темы:

«Для чего нужны ткани?»

«Как выращивали лен в старину?»;

«Раньше и сейчас». 06.02.-13.02.25г. Развивать познавательный интерес. Уточнить и расширить знания детей о ткани, ее разнообразии, свойствах и применении. Рассказ о том, как выращивали в старину лен и какую одежду из него делали. Рассматривание иллюстраций и презентации «Виды ткани и их характеристика», «Как рубашка в поле выросла».

Рассматривание иллюстраций и демонстрационного материала на тему «Ткань». 06.02. -13.02. 25г. Развитие познавательного интереса и экспериментальной деятельности стремление узнавать,что то новое и обобщать полученные знания. Рассматривание, постановка вопроса,обсуждение, рассуждение, экспериментирование.

Продуктивно-экспериментальная деятельность.

1. «Я маленький дизайнер» (набивка рисунка на ткани при помощи штампов).

2. Аппликация «Швея».

3. Экспериментальная деятельность «Свойства и применения ткани».

4. Детский мастер-класс «Секреты волшебного узелка. Узелковый батик».

6. Ручной труд Тема: «Переплетение нитей». 09.02.-22.02.25г. Побуждать к творчеству, стимулировать инициативу самостоятельность и активность при выборе технике и материала во время выполнения работы.

Закреплять знания детей о ткани, ее происхождении; развивать

наглядно-образное мышление через сравнение двух предметов,

формировать умение последовательно фиксировать свои наблюдения Показ, обсуждение,

объяснение,

экспериментирование

Просмотр презентаций: «Виды ткани»; «Как рубашка в поле выросла». 06.02. -13.02. 25г. Способствовать формированию внимания, умения выделять главную мысль, обобщать и делать вывод.

Беседа, обсуждение, наводящие вопросы.

Чтение произведений, разгадывание загадок, подбор поговорок по теме проекта: К. Ушинский «Как рубашка в поле выросла»;

З. Александрова «Сарафанчик»; С. Маршак «Вот, какой рассеянный»; Н. Носов «Заплатка». 06.02. -13.02. 25г. Способствовать развитию внимания, памяти, мышления, на материале описательных загадок.

Воспитывать интерес к книге. Беседа, обсуждение, наводящие вопросы.

Дидактические игры: «Что с начала, что потом?», «Что нужно швее?», «Волшебный мешочек», «Оденем медвежат», «Модная девчонка». Речевая игра «Что шьёт швея?», «Найди то, что опишу».

Игра-развлечение «Дуют ветры». 06.02. -13.02. 25г. Развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность

в суждениях. Развивать навыки словообразования и подбора родственных слов. Учить употреблять сложноподчиненные предложения.

Игровая деятельность.

Консультация для родителей «Эксперимент - как способ познания мира». 14.02.25г. Развитие творческих способностей, мелкой моторики.

Беседа, обсуждение

3. Заключительный этап

Мероприятие Дата Цель и задачи Формы и методы работы

Сюжетно-ролевая игра «Магазин тканей». 22.02.25 г. Обогащение представлений о ткани. Игровая деятельность

«Салфетка в подарок маме». 03.03.25г. Побуждать к творчеству. Обсуждение, подведение итогов проекта.

Выставка «Изделия из ткани». 28.02.25 г. Воспитывать интерес к книге, чувство прекрасного. Обсуждение, подведение итогов проекта.

Выставка совместных работ детей и родителей на тему: «Аппликация из ткани». 27.02. 25г. Вовлечение родителей в совместную деятельность. Обсуждение, подведение итогов.

Коллекция «Ткани».

Викторина «В мире лоскутков». 21.02.25 г. Развитие познавательного интереса, стремление узнавать, что-то новое и обобщать полученные знания. Обсуждение, беседа.

Краткое содержание и оценка результатов.

Основной целью подготовительного этапа работы над проектом «Ткани разные нужны, ткани разные важны» было сбор материала по теме проекта, которая заинтересовала воспитанников группы. Необходимо было координировать работу всех, кто был заинтересован в подготовке и реализации проекта (педагоги, дети и подключены родители воспитанников). Поэтому состоялось обсуждение содержания проекта и распределение кто, чем будет заниматься.

Таким образом, цели и задачи подготовительного этапа были выполнены и помогли перейти к реализации основного этапа проекта.

Основной этап.

Основной этап проекта был основан на работе с материалом по теме проекта и направлен на расширение представлений детей о интересующей их теме.

На данном этапе проекта все его участники были погружены в постоянные поиски интересных фактов, их обобщение через проведение разных интересных форм общения: оод, бесед, экспериментированию, игр, просмотров мультфильмов по теме проекта. Была отмечена большая заинтересованность всех участников проекта их активность.

Заключительный этап.

На заключительном этапе, все участники проекта обобщили все знания и информацию, которую они получили во время реализации проекта в ходе организованной образовательной деятельности «Профессия швея». Изготовили салфетки в подарок мамам методом набивки рисунка на ткань, была организована выставка детских работ, где также было отражено все, что участники проекта узнали нового и интересного о волнующей их теме. Был проведен мастер-класс «Секреты волшебного узелка. Узелковый батик». В группе была организована выставка книг по теме проекта, эти книги предназначены для домашнего чтения и попали в рубрику «Книга – домашнего чтения, положено начало коллекции «Ткани», составлена картотека опытов и экспериментов, направленных на изучение свойства ткани.

Итог: Цель, которую мы ставили во время работы над проектом «Ткани разные нужны, ткани разные важны» обобщение знаний детей о видах ткани ее свойствах, привитие уважения к людям труда нами, была достигнута. У детей был сформирован интерес к желанию еще больше узнать о ткани, о том, как ее использует человек. Ребята обсуждали то, что узнали, отражали свои знания в продуктивной деятельности.

 

Приложение № 1

Художественно-эстетическое развитие. Рисование.

Тема: «Салфетка для мамы».

Материалы: краски, кисточки, баночки с водой, однотонные квадраты белой ткани размером примерно 15х15 см, образцы салфеток для демонстрации.

Беседа: скоро будет праздник. Как этот праздник называется?

(8 марта, Международный женский день.)

– Кого мы поздравим в этот день? (Мам, бабушек, сестрёнок, тёть, воспитателей, учителей, и всех других женщин.)

– Как вы можете поздравить близких, родных вам людей? (Скажем слова поздравления, прочитаем стихи, подарим подарки, цветы, открытку.)

- И сегодня мы смастерим для ваших мам необычайный подарок – салфетку из ткани. Для чего может пригодиться салфетка? (для украшения стола, на неё можно поставить вазу или конфетницу).

Практическая часть.

Рефлексия

Приложение №2

Картотека опытов с тканями для старших дошкольников.

Экспериментальная деятельность.

Материал: разные кусочки ткани (хлопок, мех, плащовка, джинсовая ткань, ситец, марля и т. д., тарелочки с водой, ножницы, клей, степлер, тазик с мылом и водой для стирки, увеличительное стекло.

1. Опыт «Свойства ткани».

Задача: Побуждать, самостоятельно определять свойства ткани. Развивать умение созерцать предметы, направляя внимание на более тонкое различение характерных деталей.

Оборудование: 2 куска ткани, ножницы, вода, иголка, нитки, клей.

Ход: Дети склеивают два куска ткани, могут сшить, постирать грязный лоскуток, порезать ножницами, помять.

Вывод: Свойства ткани - она сшивается, склеивается, режется, рвется, мнется.

2. Опыт «Определи на ощупь».

Задача: Побуждать, самостоятельно определять вид ткани на ощупь с закрытыми глазами. Формировать умение выделять в процессе восприятия несколько качеств предмета, сравнивать их между собой.

Оборудование: Лоскутки ситца, хлопка, тюля, джинсовой ткани.

Ход: Дети делятся на две команды, по очереди с завязанными глазами подходят к столу, щупают ткань и называют вид ткани.

3. Опыт «Отличительные особенности сухой и мокрой ткани».

Задача: Помочь определить, как переплетаются нити у мокрой и сухой ткани.

Оборудование: Лупа, лоскутки ткани, вода.

Ход: Дети с помощью лупы рассматривают переплетение нитей в промокшем лоскутке и сухом.

Вывод: У ткани, которая промокла, нити переплетаются реже, а в сухом лоскутке чаще.

4. Опыт «Какую ткань легче резать?».

Задача: Побуждать, самостоятельно определить, какую ткань легче порезать ножницами. Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи

Оборудование: Лоскутки ситца, хлопка, тюля, джинсовой ткани, ножницы.

Ход: Дети берут ситец, хлопок, тюль, джинсовую ткань и пытаются разрезать их ножницами.

Вывод: Чем тоньше ткань, тем легче ее порезать ножницами.

5. Опыт «Сравнение тканей по способности мяться».

Задача: Побуждать, самостоятельно определить, какая ткань мнется сильнее. Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи

Оборудование: Лоскутки хлопка, синтетической ткани.

Ход: Сейчас мы проверим, какой вид ткани, натуральный или синтетический, мнётся сильнее.

У каждого ребёнка два лоскутка ткани. Сначала мнём хлопковую ткань, а затем синтетическую. Дети убеждаются в том, что натуральная ткань сильно измялась, а синтетическая практически не изменила свою форму.

Вывод: Натуральная ткань сильно измялась, а синтетическая практически не изменила свою форму.

6. Опыт "Все ли ткани намокают?".

Задача: Помочь определить, какие ткани впитывают воду, а какие не впитывают воду. Формировать умение высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.

Оборудование: Лоскутки различных видов ткани, вода.

Ход: Дети капают на разные лоскутки водой.

Вывод: некоторые ткани впитывают воду, а другие не впитывают (хлопок, плащовка).

Игра "Волшебный зонт"

- Отгадайте загадку:

В руки ты его возьмёшь – и тебе не страшен дождь!

Дождь пройдёт: его ты сложишь и гулять под солнцем сможешь.

Если ясен горизонт, что оставишь дома? (Зонт)

– Ой, ребята, кажется, будет дождь. Прячьтесь под зонтом.

Обрызгивает зонт распылителем.

- Почему вы не промокли? Ведь ткань намокает? Это специальная ткань. Называется "Болонья" (от названия итальянского города Болонья, из которого происходит эта ткань) - ткань, сделанная с помощью химических веществ, из неё делают плащи, куртки и другую водонепроницаемую одежду.

Вывод: Не все ткани намокают.

7. Опыт с тканью "Розовые розы"

Задача: Показать, как на ткани оставить отпечатки. Формировать навык использования нетрадиционных методов рисования на ткани.

Оборудование: Капуста, красная краска, ткань.

Ход: У меня есть капуста и красная краска. Я разрежу капусту пополам. И нанесу на неё краску. Теперь сделаю отпечатки на ткани. Какой цветок получился? (роза). С помощью отпечатков можно самим создавать на ткани красивые рисунки.

8. Опыт «Ткань и утюг»

Задача: Показать на разных видах ткани их свойства.

Оборудование: Ткань разных видов, утюг с отпаривателем.

Ход: Почему вещи мнутся? Ребята, посмотрите, как красиво выглажены вещи. Давайте посмотрим, легко ли вещи мнутся. По очереди мните в кулаке ткани (лен, шёлк, шерсть). Посмотрим что произошло. Лен мнется сильнее, чем шёлк и шерсть.

Вывод:

Чтобы они хорошо разгладились: лен нужно гладить с использованием увлажнителя, шёлк нужно в слегка влажном состоянии, а шерсть через влажную хлопковую ткань.

8. Опыт «Определение воздухопроницаемости ткани».

Задача: Помочь определить, какие ткани подошли бы для летней одежды и почему.

Оборудование: 2 вида ткани (натуральная и синтетическая, фен и комочек ваты.

Ход:

- Отгадайте следующую загадку:

В чистом небе солнце светит ярко,

Можно искупаться, очень жарко.

Так люблю я время года это.

Угадали? Ну, конечно… (лето).

- Дети, как вы считаете, какие ткани подошли бы для летней одежды и почему? (Ответы детей.)

- Чтобы человеку летом не было жарко, и он не потел, ткань должна хорошо пропускать воздух. Давайте проверим, какая ткань пропускает воздух, а какая нет.

С помощью фена продуваем по очереди оба вида ткани и наблюдаем за ватой. В случае с хлопковой тканью вата улетела, а в случае с синтетикой осталась на месте.

Вывод: Через натуральные ткани воздух проходит легко, а через синтетические - плохо. Значит, натуральные ткани лучше подходят для пошива летней одежды, а в синтетической одежде нам будет жарко.

Приложение № 4

Дидактическая игра «Что сначала, что потом».

Цель: учить детей связно выражать свои мысли, составлять сложные предложения, определять причину и следствие в предложенной ситуации.

Задачи: учить составлять рассказ, расширять словарный запас ребенка, развивать логическое мышление, связную речь; научиться систематизировать полученные знания.

Как играть

Все карточки представляют собой процесс возникновения продукта.

Основные варианты игры:

1 вариант. Определить последовательность.

Ведущий отбирает карточки одного сюжета и предлагает разложить их в нужном порядке. Что было в начале, что потом, что произвели.

2 вариант. Определить лишнюю карточку.

Ведущий смешивает все карточки, игроки должны вернуть их в свою цепочку. Это стимулирует у ребенка внимание, развивает реакцию и наблюдательность.

3 вариант. Рассказать историю.

Ведущий предлагает придумать историю приготовления продукта. Если ребёнок затрудняется, ему можно помочь дополнительными вопросами. Данный вариант игры заставляет ребёнка проговаривать свои мысли, что развивает речь, улучшает ее связность и также стимулирует логическое мышление.

Дидактическая игра «Волшебный мешочек».

Цель игры: определить уровень развития моторной сферы и уровень развития мыслительной деятельности ребенка. Совершенствовать тактильные ощущения и восприятие ребенка.

Задачи:

- закрепить умение узнавать на ощупь различные предметы, называть их;

- Развивать мелкую моторику рук и память;

- Воспитывать бережное отношение к игровому материалу.

Ход игры

На столе – несколько образцов тканей (мех, кожа, хлопок, шерсть, кожа, шёлк. Дети трогают их. Потом одному из игроков каждой команды завязывают глаза, дети по очереди достают лоскутки из мешочка и на ощупь пытаются определить материал. Выигрывает та команда, которая даст больше правильных ответов.

Дидактическая игра «Что нужно швее?».

Цель: Побуждать находить необходимые предметы по профессии швеи. Развивать мышление, разговорную речь, пополнять словарный запас слов к разным профессиям. Нужно выбрать нужные картинки и прикрепить рядом с изображением швеи.

Ход игры.

На столе – разные предметы. Команды стараются подобрать швее нужные предметы (иголка, нитки, напёрсток, ткань и. т. д.). побеждает та команда, которая сделала это быстрее.

Дидактическая игра «Найди то, что опишу».

Задача: Вызвать интерес по описанию найти ткань. Формировать умение высказывать оценочные суждения, обосновывать свое мнение.

Оборудование: лоскутки разного вида ткани.

Ход: Педагог описывает тот или иной вид ткани, дети должны найти на столе и назвать.

Игра – развлечение «Дуют ветры».

Цель: развивать речевое дыхание.

Ход игры

На стол кладут кусочки ткани. Капитаны команд по сигналу ведущего начинают дуть на лоскутки. Чей лоскуток быстрее упадет со стола, тот капитан и победил.

Речевая игра «Что шьет швея?»

Цель: Активизировать словарь по теме «Ателье».

Задачи:

Совершенствование грамматического строя речи. Употребление существительных в винительном падеже, согласование существительного и прилагательного.

Развитие связной речи, развивать умение составлять предложения по предложенной картинке. Развивать умение отвечать на вопрос полным ответом (Например: Швея шьёт желтые шорты.)

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_tkani.docx28.57 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательский проект «Ткани разные нужны, ткани разные важны» Возрастная группа: Старшая (5-6 лет)

Выполнил работу воспитатель: Свириденко Оксана Викторовна

Наименование проекта: «Ткани разные нужны, ткани разные важны».

Вид проекта: исследовательский, познавательный.

Срок реализации: краткосрочный.

Форма представления: Викторина «В мире лоскутков».

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели группы, родители.

Охватываемые образовательные области: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Постановка проблемы: Дети очень любит наряжаться, но не знают, из каких тканей шьют одежду.

Актуальность проекта:

Дети входят в этот мир, думая, что все окружающее их было всегда. И мало задаются вопросом, откуда что взялось, для чего это нужно? Приобщение детей ко всему, чем живет общество – задача, которую человечество решает с тех пор, как стала осознаваться необходимость в передаче каждому последующему поколению опыта предыдущего.

Пользуясь тканью, мы не задумываемся насколько это изобретение важно для человечества. Без тканых материалов жизнь была бы некомфортной, неудобной, да и просто немыслимой! Ткань окружает нас во всех отраслях жизнедеятельности — начиная от элементов нижнего белья и заканчивая специальными экипировками, парашютами и защитными костюмами для космонавтов.

Через работу с тканью дети узнают, что ткани обладают разными свойствами и качествами, которые ребенок познает сенсорным путем, т. е. зрительно, осязательно, тактильно и с помощью мыслительных операций. При изучении разных видов ткани и работе с тканью воспитываются такие нравственные качества, как бережливость, аккуратность, трудолюбие, осознание того, что взрослые много трудятся, чтобы создавать вещи, поэтому результаты их труда необходимо беречь.

Давным-давно люди пользовались только натуральными тканями, но за длительное время развития ткань кардинально поменялась, приобрела широкое множество разновидностей. Теперь нас повсюду окружают изделия из разных тканей: искусственных и натуральных. И мы с детьми решили узнать, а какие ткани полезнее.

Основные принципы работы при реализации проекта:

- уважение к ребенку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;

- комплексный подход при разработке заданий;

- систематичность и последовательность;

- вариативность содержания и форм проведения работы;

- наглядность;

- индивидуализация темпа работы - переход к новому этапу обучения только после полного освоения материала предыдущего этапа;

- повторность (цикличность повторения) материала.

Цель проекта: Развивать у воспитанников любознательность, познавательную активность, интерес к рукотворному миру, в частности к тканям. Расширить и обобщить знания о тканях, её свойствах, понимание значимости тканей в жизни человека.

Задачи проекта: Обобщить знания детей о натуральных и искусственных видах ткани, их значении и применении.

- Помочь детям узнать о свойствах и качествах ткани; развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности, желание познать новое; формировать исследовательские навыки.

- Формировать умения устанавливать причинно- следственные связи, доказывать, делать выводы.

- Расширять представления детей об окружающем мире, желание познать новое.

- Развивать связную речь, активизировать и обогащать словарь, воспитывать интерес к чтению художественной литературы.

- Развивать игровую деятельность детей; умение работать в коллективе, участвовать в совместной опытно-экспериментальной деятельности.

- Учить проявлять инициативу у детей в наблюдениях, опытах, рассуждениях, экспериментах.

- Развивать самостоятельность детей в познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности.

- Воспитывать бережное отношение к вещам как к результату труда людей.

Гипотеза проекта: Чтобы ткань приносила пользу, ее нужно использовать по назначению.

Формы реализации проекта:

Формы работы с детьми: Рассматривание иллюстраций, просматривание мультфильмов, презентаций. Чтение произведений, разгадывание загадок, беседы на тему проекта. Игровые упражнения, изобразительная деятельность, опыты и эксперименты. Дидактические методы, воображаемые ситуации с ролями. Сюжетно-ролевые игры.

Формы работы с родителями:

Индивидуальные беседы, рекомендации, наглядные информационные материалы, выполнение творческих заданий.

Ожидаемые результаты: У детей будут расширены знания о ткани, ее свойствах. Сформировано уважение к людям труда. Пополнится и обогатится словарный запас. Развит познавательный интерес к экспериментально-исследовательской деятельности. Разовьются навыки работы в коллективе.

Этапы реализации проекта: Проект реализуется в три этапа – подготовительный, основной, заключительный.

1. Подготовительный этап:

Мероприятие Дата Цель и задачи Формы и методы работы

Выставка книг и иллюстраций по теме «Ткань» 06.02.25 г. Развитие познавательных и творческих способностей детей средствами детской художественной литературы. Чтение стихотворений. Беседа.

Беседа «Что мы хотим узнать?» 06.02.25 г. Обсуждение тем и направлений работы в рамках проекта. Обсуждение, беседа.

Подбор и систематизация материала по теме проекта. 06.02.25 г. Обсудить с родителями тему проекта. Систематизировать имеющийся материал. Беседа.

Мозговой штурм.

2. Основной этап

Мероприятие Дата Цель и задачи Формы и методы работы

Беседы на темы:

«Для чего нужны ткани?»

«Как выращивали лен в старину?»;

«Раньше и сейчас». 06.02.-13.02.25г. Развивать познавательный интерес. Уточнить и расширить знания детей о ткани, ее разнообразии, свойствах и применении. Рассказ о том, как выращивали в старину лен и какую одежду из него делали. Рассматривание иллюстраций и презентации «Виды ткани и их характеристика», «Как рубашка в поле выросла».

Рассматривание иллюстраций и демонстрационного материала на тему «Ткань». 06.02. -13.02. 25г. Развитие познавательного интереса и экспериментальной деятельности стремление узнавать,что то новое и обобщать полученные знания. Рассматривание, постановка вопроса,обсуждение, рассуждение, экспериментирование.

Продуктивно-экспериментальная деятельность.

1. «Я маленький дизайнер» (набивка рисунка на ткани при помощи штампов).

2. Аппликация «Швея».

3. Экспериментальная деятельность «Свойства и применения ткани».

4. Детский мастер-класс «Секреты волшебного узелка. Узелковый батик».

6. Ручной труд Тема: «Переплетение нитей». 09.02.-22.02.25г. Побуждать к творчеству, стимулировать инициативу самостоятельность и активность при выборе технике и материала во время выполнения работы.

Закреплять знания детей о ткани, ее происхождении; развивать

наглядно-образное мышление через сравнение двух предметов,

формировать умение последовательно фиксировать свои наблюдения Показ, обсуждение,

объяснение,

экспериментирование

Просмотр презентаций: «Виды ткани»; «Как рубашка в поле выросла». 06.02. -13.02. 25г. Способствовать формированию внимания, умения выделять главную мысль, обобщать и делать вывод.

Беседа, обсуждение, наводящие вопросы.

Чтение произведений, разгадывание загадок, подбор поговорок по теме проекта: К. Ушинский «Как рубашка в поле выросла»;

З. Александрова «Сарафанчик»; С. Маршак «Вот, какой рассеянный»; Н. Носов «Заплатка». 06.02. -13.02. 25г. Способствовать развитию внимания, памяти, мышления, на материале описательных загадок.

Воспитывать интерес к книге. Беседа, обсуждение, наводящие вопросы.

Дидактические игры: «Что с начала, что потом?», «Что нужно швее?», «Волшебный мешочек», «Оденем медвежат», «Модная девчонка». Речевая игра «Что шьёт швея?», «Найди то, что опишу».

Игра-развлечение «Дуют ветры». 06.02. -13.02. 25г. Развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность

в суждениях. Развивать навыки словообразования и подбора родственных слов. Учить употреблять сложноподчиненные предложения.

Игровая деятельность.

Консультация для родителей «Эксперимент - как способ познания мира». 14.02.25г. Развитие творческих способностей, мелкой моторики.

Беседа, обсуждение

3. Заключительный этап

Мероприятие Дата Цель и задачи Формы и методы работы

Сюжетно-ролевая игра «Магазин тканей». 22.02.25 г. Обогащение представлений о ткани. Игровая деятельность

«Салфетка в подарок маме». 03.03.25г. Побуждать к творчеству. Обсуждение, подведение итогов проекта.

Выставка «Изделия из ткани». 28.02.25 г. Воспитывать интерес к книге, чувство прекрасного. Обсуждение, подведение итогов проекта.

Выставка совместных работ детей и родителей на тему: «Аппликация из ткани». 27.02. 25г. Вовлечение родителей в совместную деятельность. Обсуждение, подведение итогов.

Коллекция «Ткани».

Викторина «В мире лоскутков». 21.02.25 г. Развитие познавательного интереса, стремление узнавать, что-то новое и обобщать полученные знания. Обсуждение, беседа.

Краткое содержание и оценка результатов.

Основной целью подготовительного этапа работы над проектом «Ткани разные нужны, ткани разные важны» было сбор материала по теме проекта, которая заинтересовала воспитанников группы. Необходимо было координировать работу всех, кто был заинтересован в подготовке и реализации проекта (педагоги, дети и подключены родители воспитанников). Поэтому состоялось обсуждение содержания проекта и распределение кто, чем будет заниматься.

Таким образом, цели и задачи подготовительного этапа были выполнены и помогли перейти к реализации основного этапа проекта.

Основной этап.

Основной этап проекта был основан на работе с материалом по теме проекта и направлен на расширение представлений детей о интересующей их теме.

На данном этапе проекта все его участники были погружены в постоянные поиски интересных фактов, их обобщение через проведение разных интересных форм общения: оод, бесед, экспериментированию, игр, просмотров мультфильмов по теме проекта. Была отмечена большая заинтересованность всех участников проекта их активность.

Заключительный этап.

На заключительном этапе, все участники проекта обобщили все знания и информацию, которую они получили во время реализации проекта в ходе организованной образовательной деятельности «Профессия швея». Изготовили салфетки в подарок мамам методом набивки рисунка на ткань, была организована выставка детских работ, где также было отражено все, что участники проекта узнали нового и интересного о волнующей их теме. Был проведен мастер-класс «Секреты волшебного узелка. Узелковый батик». В группе была организована выставка книг по теме проекта, эти книги предназначены для домашнего чтения и попали в рубрику «Книга – домашнего чтения, положено начало коллекции «Ткани», составлена картотека опытов и экспериментов, направленных на изучение свойства ткани.

Итог: Цель, которую мы ставили во время работы над проектом «Ткани разные нужны, ткани разные важны» обобщение знаний детей о видах ткани ее свойствах, привитие уважения к людям труда нами, была достигнута. У детей был сформирован интерес к желанию еще больше узнать о ткани, о том, как ее использует человек. Ребята обсуждали то, что узнали, отражали свои знания в продуктивной деятельности.

Приложение № 1

Художественно-эстетическое развитие. Рисование.

Тема: «Салфетка для мамы».

Материалы: краски, кисточки, баночки с водой, однотонные квадраты белой ткани размером примерно 15х15 см, образцы салфеток для демонстрации.

Беседа: скоро будет праздник. Как этот праздник называется?

(8 марта, Международный женский день.)

– Кого мы поздравим в этот день? (Мам, бабушек, сестрёнок, тёть, воспитателей, учителей, и всех других женщин.)

– Как вы можете поздравить близких, родных вам людей? (Скажем слова поздравления, прочитаем стихи, подарим подарки, цветы, открытку.)

- И сегодня мы смастерим для ваших мам необычайный подарок – салфетку из ткани. Для чего может пригодиться салфетка? (для украшения стола, на неё можно поставить вазу или конфетницу).

Практическая часть.

Рефлексия

Приложение №2

Картотека опытов с тканями для старших дошкольников.

Экспериментальная деятельность.

Материал: разные кусочки ткани (хлопок, мех, плащовка, джинсовая ткань, ситец, марля и т. д., тарелочки с водой, ножницы, клей, степлер, тазик с мылом и водой для стирки, увеличительное стекло.

1. Опыт «Свойства ткани».

Задача: Побуждать, самостоятельно определять свойства ткани. Развивать умение созерцать предметы, направляя внимание на более тонкое различение характерных деталей.

Оборудование: 2 куска ткани, ножницы, вода, иголка, нитки, клей.

Ход: Дети склеивают два куска ткани, могут сшить, постирать грязный лоскуток, порезать ножницами, помять.

Вывод: Свойства ткани - она сшивается, склеивается, режется, рвется, мнется.

2. Опыт «Определи на ощупь».

Задача: Побуждать, самостоятельно определять вид ткани на ощупь с закрытыми глазами. Формировать умение выделять в процессе восприятия несколько качеств предмета, сравнивать их между собой.

Оборудование: Лоскутки ситца, хлопка, тюля, джинсовой ткани.

Ход: Дети делятся на две команды, по очереди с завязанными глазами подходят к столу, щупают ткань и называют вид ткани.

3. Опыт «Отличительные особенности сухой и мокрой ткани».

Задача: Помочь определить, как переплетаются нити у мокрой и сухой ткани.

Оборудование: Лупа, лоскутки ткани, вода.

Ход: Дети с помощью лупы рассматривают переплетение нитей в промокшем лоскутке и сухом.

Вывод: У ткани, которая промокла, нити переплетаются реже, а в сухом лоскутке чаще.

4. Опыт «Какую ткань легче резать?».

Задача: Побуждать, самостоятельно определить, какую ткань легче порезать ножницами. Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи

Оборудование: Лоскутки ситца, хлопка, тюля, джинсовой ткани, ножницы.

Ход: Дети берут ситец, хлопок, тюль, джинсовую ткань и пытаются разрезать их ножницами.

Вывод: Чем тоньше ткань, тем легче ее порезать ножницами.

5. Опыт «Сравнение тканей по способности мяться».

Задача: Побуждать, самостоятельно определить, какая ткань мнется сильнее. Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи

Оборудование: Лоскутки хлопка, синтетической ткани.

Ход: Сейчас мы проверим, какой вид ткани, натуральный или синтетический, мнётся сильнее.

У каждого ребёнка два лоскутка ткани. Сначала мнём хлопковую ткань, а затем синтетическую. Дети убеждаются в том, что натуральная ткань сильно измялась, а синтетическая практически не изменила свою форму.

Вывод: Натуральная ткань сильно измялась, а синтетическая практически не изменила свою форму.

6. Опыт "Все ли ткани намокают?".

Задача: Помочь определить, какие ткани впитывают воду, а какие не впитывают воду. Формировать умение высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.

Оборудование: Лоскутки различных видов ткани, вода.

Ход: Дети капают на разные лоскутки водой.

Вывод: некоторые ткани впитывают воду, а другие не впитывают (хлопок, плащовка).

Игра "Волшебный зонт"

- Отгадайте загадку:

В руки ты его возьмёшь – и тебе не страшен дождь!

Дождь пройдёт: его ты сложишь и гулять под солнцем сможешь.

Если ясен горизонт, что оставишь дома? (Зонт)

– Ой, ребята, кажется, будет дождь. Прячьтесь под зонтом.

Обрызгивает зонт распылителем.

- Почему вы не промокли? Ведь ткань намокает? Это специальная ткань. Называется "Болонья" (от названия итальянского города Болонья, из которого происходит эта ткань) - ткань, сделанная с помощью химических веществ, из неё делают плащи, куртки и другую водонепроницаемую одежду.

Вывод: Не все ткани намокают.

7. Опыт с тканью "Розовые розы"

Задача: Показать, как на ткани оставить отпечатки. Формировать навык использования нетрадиционных методов рисования на ткани.

Оборудование: Капуста, красная краска, ткань.

Ход: У меня есть капуста и красная краска. Я разрежу капусту пополам. И нанесу на неё краску. Теперь сделаю отпечатки на ткани. Какой цветок получился? (роза). С помощью отпечатков можно самим создавать на ткани красивые рисунки.

8. Опыт «Ткань и утюг»

Задача: Показать на разных видах ткани их свойства.

Оборудование: Ткань разных видов, утюг с отпаривателем.

Ход: Почему вещи мнутся? Ребята, посмотрите, как красиво выглажены вещи. Давайте посмотрим, легко ли вещи мнутся. По очереди мните в кулаке ткани (лен, шёлк, шерсть). Посмотрим что произошло. Лен мнется сильнее, чем шёлк и шерсть.

Вывод:

Чтобы они хорошо разгладились: лен нужно гладить с использованием увлажнителя, шёлк нужно в слегка влажном состоянии, а шерсть через влажную хлопковую ткань.

8. Опыт «Определение воздухопроницаемости ткани».

Задача: Помочь определить, какие ткани подошли бы для летней одежды и почему.

Оборудование: 2 вида ткани (натуральная и синтетическая, фен и комочек ваты.

Ход:

- Отгадайте следующую загадку:

В чистом небе солнце светит ярко,

Можно искупаться, очень жарко.

Так люблю я время года это.

Угадали? Ну, конечно… (лето).

- Дети, как вы считаете, какие ткани подошли бы для летней одежды и почему? (Ответы детей.)

- Чтобы человеку летом не было жарко, и он не потел, ткань должна хорошо пропускать воздух. Давайте проверим, какая ткань пропускает воздух, а какая нет.

С помощью фена продуваем по очереди оба вида ткани и наблюдаем за ватой. В случае с хлопковой тканью вата улетела, а в случае с синтетикой осталась на месте.

Вывод: Через натуральные ткани воздух проходит легко, а через синтетические - плохо. Значит, натуральные ткани лучше подходят для пошива летней одежды, а в синтетической одежде нам будет жарко.

Приложение № 4

Дидактическая игра «Что сначала, что потом».

Цель: учить детей связно выражать свои мысли, составлять сложные предложения, определять причину и следствие в предложенной ситуации.

Задачи: учить составлять рассказ, расширять словарный запас ребенка, развивать логическое мышление, связную речь; научиться систематизировать полученные знания.

Как играть

Все карточки представляют собой процесс возникновения продукта.

Основные варианты игры:

1 вариант. Определить последовательность.

Ведущий отбирает карточки одного сюжета и предлагает разложить их в нужном порядке. Что было в начале, что потом, что произвели.

2 вариант. Определить лишнюю карточку.

Ведущий смешивает все карточки, игроки должны вернуть их в свою цепочку. Это стимулирует у ребенка внимание, развивает реакцию и наблюдательность.

3 вариант. Рассказать историю.

Ведущий предлагает придумать историю приготовления продукта. Если ребёнок затрудняется, ему можно помочь дополнительными вопросами. Данный вариант игры заставляет ребёнка проговаривать свои мысли, что развивает речь, улучшает ее связность и также стимулирует логическое мышление.

Дидактическая игра «Волшебный мешочек».

Цель игры: определить уровень развития моторной сферы и уровень развития мыслительной деятельности ребенка. Совершенствовать тактильные ощущения и восприятие ребенка.

Задачи:

- закрепить умение узнавать на ощупь различные предметы, называть их;

- Развивать мелкую моторику рук и память;

- Воспитывать бережное отношение к игровому материалу.

Ход игры

На столе – несколько образцов тканей (мех, кожа, хлопок, шерсть, кожа, шёлк. Дети трогают их. Потом одному из игроков каждой команды завязывают глаза, дети по очереди достают лоскутки из мешочка и на ощупь пытаются определить материал. Выигрывает та команда, которая даст больше правильных ответов.

Дидактическая игра «Что нужно швее?».

Цель: Побуждать находить необходимые предметы по профессии швеи. Развивать мышление, разговорную речь, пополнять словарный запас слов к разным профессиям. Нужно выбрать нужные картинки и прикрепить рядом с изображением швеи.

Ход игры.

На столе – разные предметы. Команды стараются подобрать швее нужные предметы (иголка, нитки, напёрсток, ткань и. т. д.). побеждает та команда, которая сделала это быстрее.

Дидактическая игра «Найди то, что опишу».

Задача: Вызвать интерес по описанию найти ткань. Формировать умение высказывать оценочные суждения, обосновывать свое мнение.

Оборудование: лоскутки разного вида ткани.

Ход: Педагог описывает тот или иной вид ткани, дети должны найти на столе и назвать.

Игра – развлечение «Дуют ветры».

Цель: развивать речевое дыхание.

Ход игры

На стол кладут кусочки ткани. Капитаны команд по сигналу ведущего начинают дуть на лоскутки. Чей лоскуток быстрее упадет со стола, тот капитан и победил.

Речевая игра «Что шьет швея?»

Цель: Активизировать словарь по теме «Ателье».

Задачи:

Совершенствование грамматического строя речи. Употребление существительных в винительном падеже, согласование существительного и прилагательного.

Развитие связной речи, развивать умение составлять предложения по предложенной картинке. Развивать умение отвечать на вопрос полным ответом (Например: Швея шьёт желтые шорты.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация педагогического проекта "Профессии разные нужны - профессии разные важны"

В данной презентации находится презентация образовательного проекта по ознакомлению детей младшей группы с трудом помощника воспитателя "Профессии разные нужны - профессии разные важны"...

проект "Мамы разные нужны, мамы разные важны"

Цель проекта:Познакомить  детей с различными профессиями своих мам.Формировать у старших дошкольников трудовые навыки.Обеспечить  начальную профориентацию детей дидактическими и методическим...

Проект "ткани всякие нужны,ткани всякие важны"

Проект "ткани всякие нужны,ткани всякие важны"...

Проект "Мамы разные нужны, мамы разные важны". с детьми подготовительной группы

Воспитывает  любовь и уважение к матери, способствует  созданию семейных традиций, теплых взаимоотношений в семье, сплочению коллектива родителей....

Сценарий викторины по правилам дорожного движения: «Знаки разные нужны, знаки разные важны!» для детей старшей группы.

Викторина ПДД(старшая группа)Ведущий:  Здравствуйте, дорогие участники! Сегодня мы отправимся на викторину! (Музыкально – ритмическая композиция «Если с другом вышел в путь»...

Конспект в рамках реализации проекта «Папы разные нужны -папы разные важны!» в средней группе в форме квест – игры на тему: «По дорогам сказочных профессий»

Цель: формирование у детей представлений о разнообразии профессий посредством художественной литературы.Задачи: расширять представления детей о труде взрослых, результатах труда, его обществ...

Проект «Мамы разные нужны, мамы разные важны» Для детей старшего дошкольного возраста.

Проект «Мамы разные нужны, мамы разные важны» Для детей старшего дошкольного возраста....