Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологическому воспитанию в подготовительной группе «Синичкин день»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Головенко Оксана Сергеевна

Цель: Продолжать знакомить детей с культурой русского народа, дать детям представление о русском народном празднике «Синичкин день». 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_sinichkin_den.docx24.42 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Ростова-на-Дону «Детский сад № 49»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологическому воспитанию

 в подготовительной группе № 22

«Синичкин день»

                                                                               

                                                                                                    Воспитатель: Головенко О.С.

Цель: познакомить детей с праздником «Синичкин день».

Задачи:

-Уточнить и расширить знание детей о зимующих птицах.

-Развивать познавательную активность, самостоятельность, умение рассуждать, делать умозаключения.

- Формировать экологически грамотное отношение к подкормке птиц в зимний период.

- Воспитывать у детей бережное и доброе отношение к природе, желание помочь птицам в трудных зимних условиях.

Оборудование:

маски синичек, картинки с изображением зимующих птиц и деревьев, коробка для посылки, корм для птиц (Гречка, пшено, перловка, семена тыквы, семечки подсолнечника, злаки, сушеная рябина, несоленое сало, соленое сало, чипсы, черный хлеб, формочки для корма МP3 запись голосов птиц, бумага А4, видеоролик

Ход занятия:

1 этап: Психологический настрой.

Воспитатель: Собирайтесь дети в круг

Я твой друг, и ты мой друг,

Вместе за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся.

Давайте порадуемся утру и птицам (руки вверх)

А также порадуемся улыбчивым лицам (улыбаемся друг другу)

И всем, кто живёт на этой планете (разводят руками)

«Здравствуйте», скажем, мы вместе (берутся за руки)

«Здравствуйте» скажем нашим гостям (обращаем внимание на взрослых)

Предложим в ответ улыбнуться нам.

Дети здороваются с гостями.

2 этап: Расширение уже имеющихся знаний. Усвоение нового материала.

Воспитатель: ребята, сегодня праздник у маленькой птички, а как она называется вы узнаете если отгадаете загадку!

Синяя косынка, темненькая спинка.

Маленькая птичка, звать её (синичка)

Воспитатель: верно ребята. Сегодня праздник у синички. Давайте посмотрим небольшое видео про синичек.

Текст к видеоролику: Привет, ребятишки! Сегодня особый день — День синички!

Каждый год, 12 ноября, отмечается замечательный праздник — «Синичкин день». Давным-давно эта традиция зародилась среди русских крестьян, которые считали этот день приближением зимы и первым днём, когда нужно помогать птицам добрым делом — развешивать кормушки и подкармливать зимующих птиц.

Почему именно синички?

Синички — очаровательные и энергичные птицы, живущие бок о бок с человеком всю зиму. Хотя осенью многие птицы улетают на юг, синички остаются здесь, терпеливо пережидая холода и снегопады. Именно поэтому нам так приятно видеть их яркую желтенькую грудку и слышать весёлое чириканье даже тогда, когда вокруг царит мороз.

Что же интересного в синичках?

Яркое оперение. Представьте себе маленькую птичку размером чуть больше воробья, одетую в костюмчик желтого цвета с черной шапочкой и белыми щечками. Это и есть наша знакомая сине-желтая красавица — синяя синичка, или как её ещё называют, большая синица.

Но знаете ли вы, что существуют разные виды синиц? Например, есть маленькая серенькая птичка — хохлатая синичка. Она носит маленький хохолок на голове, словно крошечную корону.

Эти чудесные птички встречаются повсюду: в лесах, парках, садах, а зимой даже в городах. Они любят строить гнезда в дуплах деревьев, часто используя старые пустоты, оставленные другими жителями леса.

Зимой синицы особенно нуждаются в нашей помощи. Их рацион состоит преимущественно из насекомых, семян растений и ягод. Но зимой насекомые прячутся, и синицам становится трудно находить пищу. Поэтому именно в холодное время года важно повесить кормушку с семенами подсолнечника, несолёным салом или кусочками творога. Так мы можем поддержать наших крылатых соседей и увидеть, как весело они лакомятся угощениями.

Знаете ли вы, что синицы умеют петь красивые мелодии? У каждой особи своя уникальная песня.

Иногда синички помогают другим животным, предупреждая их об опасности громким криком. Несмотря на свою миниатюрность, синички весьма смелые и любопытные птицы. До новых встреч, дорогие ребята! Берегите природу и заботьтесь о своих крылатых соседях.).

Воспитатель: вот сколько интересного мы узнали о синичках. А на праздник принято дарить подарки, вот и к нам сегодня в детский сад доставили посылку, подарок для синички. Как вы думаете от кого она?

Дети: Осматривают посылку, обнаруживают изображение Лесовичка.От Лесовичка.

Воспитатель:

-Давайте посмотрим, что в коробке.

Дети достают из посылки: семечки подсолнечника, тыквы, сушеная рябина, сало свежее и соленое, белый и черный хлеб, чипсы, пшено, шоколад, сухарики, записка.

Воспитатель:

Интересно, для чего же нам эти продукты? (ответы детей, может кашу варить)

-Ребята, здесь еще записка от Лесовичка: «Здравствуйте дорогие ребята. Сегодня 12 ноября, и зимующие птицы из леса прилетели в города и сёла. А у птички-синички сегодня праздник. Я собрал корм, чтобы вы могли угостить синичек и других птиц на территории вашего детского сада, и высылаю вам рецепт угощения для птиц. Ваш друг, Лесовичок».

3 этап: Актуализация.

Воспитатель: - Ребята, давайте посмотрим на этот корм, весь ли он полезный для птиц?

Дети:

- Нет. Не весь корм полезен для птиц.

Воспитатель: Давайте подумаем, что можно оставить, что нельзя.

Выбирают полезные продукты для подкормки зимующих птиц. Дети объясняют почему выбирают тот или иной продукт (семечки очень жирные и питательные- помогут насытиться птицам, особенно в сильный мороз, и почему откладывают в сторону другие продукты (чипсы и сухарики- острые, соленые, жареные – вызывают у птиц расстройство желудка, птица может погибнуть; в хлебе мало полезных веществ, он разбухает в зобу у птицы, что также может привести к гибели птиц).

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, у нас два одинаковых на вид куска сала. Мы будем кормить птиц салом?

Дети: - Сало едят синички. Но птицам можно давать только несоленое сало.

Воспитатель: - Почему можно кормить птичек только несоленым салом? Как определить, где какое сало?

Предположения детей: от соленого сала птицам захочется пить, но зимой нет воды, птицы могут погибнуть! Дети рассматривают сало, обнаруживают крупинки соли, перца, чеснока на одном из кусочков. Откладывают его в сторону.

Воспитатель: - Наверно, кто-то специально подложил неправильные продукты в посылку. Вы, ребята, молодцы, выбрали только полезный корм для птичек! А каких птиц мы будем подкармливать зимой, как их называют?

Дети: - Зимующие птицы.

Воспитатель: Ребята, давайте рассмотрим синичку. Что вы можете о ней сказать?

Дети: Брюшко — лимонно-жёлтое, разделённое чёрной полосой.

Голова — чёрная блестящая шапочка.

Щёки — белые.

Спинка, крылья и хвост — голубые.

Клюв — острый и сильный, по бокам — сплюснутый.

Лапки — цепкие, что позволяет птице цепляться за ветку и висеть вниз головой.

Воспитатель: Ребята посмотрите сколько зимующих птиц у нас, предлагаю вам выбрать только синичек и разместить их на деревьях.

Дидактическая игра «Найди синичку»(Дети размещают птиц на деревьях)

Воспитатель: - Молодцы ребята, вы справились с заданием.

А скажите, чем птицы отличаются от животных, людей? (у птиц 2 лапки, есть клюв, есть крылья, они летают, птенцы выводятся из яиц)

Логическое упражнение «Какое слово потерялось».

- У зверей тело покрыто шерстью, а у синичек покрыто (перьями)

- Рыба плавает в реке, а синичка летает… (в небе)

- У человека есть нос, а у синички — … (клюв)

- У человека маленький ребенок, а у синички маленький… (птенец) –

-У человека две руки и две ноги, а у синички …Дети : - 2 крыла, 2 лапки.

Воспитатель: Синички очень хорошо летают, потому что у них есть крылья. Давайте разберемся, как же работают крылья.

Воспитатель подводит детей к столу. На нем лежат на каждого ребенка по 2 листочка A4.

Проводится опыт.

Воспитатель: - На столе перед вами лежат два листа бумаги. Возьмите один из них и скомкайте его в шар. А теперь осторожно выпустите шар из рук. Что произошло? (он упал камнем вниз). Возьмите другой лист и так же осторожно отпустите перед собой. Что вы увидели? (лист плавно опустился, лист летел)Почему так происходит: листы одинаковые, а падают по-разному? Воспитатель подводит детей к выводу: бумажный шарик резко падает вниз, а лист бумаги парит в воздухе. Некомканый лист — широкий, он опирается на воздух за счет того, что у него большая поверхность, и не падает вниз, а летит. Как расположены крылья птицы, когда она находится на земле? (сложены на туловище). А в воздухе? (расправлены).

Воспитатель: - А теперь, давайте превратимся в птичек, поиграем-полетаем.

Физкультминутка

Скачет шустрая синица,

Ей на месте не сидится. (прыгают на двух ногах на месте)

Прыг-скок (прыгают на левой ноге)

Прыг-скок (прыгают на правой ноге)

Завертелась, как волчок (кружатся на месте).

Вот присела на минутку (приседают).

Почесала клювом грудку (встают, делают наклоны головы вправо, влево)

И с дорожки — на плетень (прыгают на левой ноге!

Тири-тири (прыгают на правой ноге)

Тень-тень-тень (прыгают на двух ногах)

Д / И узнай по голосу.

Воспитатель: Ребята, каждая птичка поет по-своему, давайте по голосу попробуем угадать название птицы. Молодцы ребята, вы хорошо справились с заданием.

Воспитатель: пение синичек очень похоже на слова «синь-синь, зинь-зинь» и поэтому синичек так называют. А еще у них синие перышки на крыльях и это тоже могло послужить поводом для названия синичек.

Воспитатель: Ребята как вы думаете, что страшнее для птиц холод или голод?

Почему?

Дети размышляют.

Воспитатель: да, правильно, ребята, голод для птиц страшнее всего. Птицам тяжело найти себе корм под снегом. Они прилетают ближе к людям. А как вы думаете, почему птицы прилетают к людям? Правильно, потому что люди заботятся о птицах, подкармливают их.

Воспитатель: но, если мы бросим корм на землю, снег засыплет его, и птички не увидят, как же нам быть?

Дети: класть корм в кормушку.

4 этап: Практическая работа.

Воспитатель: Я предлагаю вам угостить птиц. изготовить угощение по рецепту, который нам прислал Лесовичок. Я буду читать рецепт, а вы отмеряйте зернышки и сыпьте их в миску.

Рецепт изготовления угощения для птиц.

• Желатин 1 пачка (10 грамм). Вода теплая 200 мл.

• Гречка, пшено, перловка, семечки подсолнечника, семена тыквы.

• Формочки для выпечки печенья.

• Ложки

• Клеенки для стола

• Нитки, трубочки коктейльные.

• Контейнер для разведения желатина.

Ход:

1. Разводим желатин в контейнере теплой водой и хорошо перемешиваем.

2. Добавляем в желатин крупу, по 5 столовых ложек каждой, все хорошо перемешиваем. Если смесь недостаточно густая, то добавляем столько крупы пока смесь не станет густой.

3. Когда смесь готова берем ложки и заполняем ей формочки.

Прижимаем ложкой, чтобы смесь заполнила всю форму.

Вставляем в середину формочки трубочку, чтобы получилось отверстие. Куда после затвердения желатина будем продевать веревочку.

5. Теперь ждем примерно 24 часа. Можно поставить в холодильник Воспитатель: Молодцы, ребята! У нас получилось отличное угощение для птиц. Через некоторое время смесь застынет, и мы развесим на веточки деревьев наше угощение для птиц!

Рефлексия:

Ребята, какой праздник отмечают 12 ноября? Что нового вы узнали о синичках? Почему необходимо подкармливать зимующих птиц?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по экологическому воспитанию.

Тема: «Снеговик»Приоритетная образовательная область «Познание»Программное содержание:* Расширить представления детей о свойствах снега (белый; холодный; мокрый); льда (в тёплом помещении тает)....

Конспект Непосредственно-образовательной деятельности по экологическому воспитанию с использованием развивающих игр «Лучше нет родного края!»

КОНСПЕКТНепосредственно-образовательной деятельности по экологическому воспитанию с использованием развивающих игр «Лучше нет родного края!»...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по экологическому воспитанию в подготовительной к школе группе.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по экологическому воспитанию в подготовительной к школе группе, с помощью которого можно познакомить детей с заповедными местами Тамани, вызвать у...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологическому воспитанию в старшей группе «Путешествие в зимний лес».

Конспект интегрированного НОД по экологическому воспитанию  в старшей группе «Путешествие в зимний лес»....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологическому воспитанию, тема : "Дары осени".

Тема:  «Дары осени»             Цели: дать детям представление об осени как времени года, когда созревают овощи, фрукты, грибы, семена,...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологическому воспитанию в старшей группе «Синичкин день»

Продолжать знакомить детей с культурой русского народа, дать детям представление о русском народном празднике «Синичкин день»....