Конспект занятия по познавательному развитию «Окружающий мир» в старшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Дьячкова Светлана Владимировна

Цель: закрепление представления детей о домашних животных - собаке.

Задачи:

1. Образовательные: познакомить детей с различными породами собак, с историей приручения собаки человеком; дать представление о том, как собаки помогают человеку в жизни.

2. Развивающие: пробудить у детей желание получить удовольствие от общения с домашними питомцами; развивать знание о множество пород, умение и желание ухаживать за ними.

3. Воспитывающие: воспитание культуры общения, умения вести беседу, умения слушать собеседника, говорить, сопереживать. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pr._3._okruzhayushchiy_mir._sobaka_-_drug_cheloveka.docx28.91 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 6

Конспект занятия по познавательному развитию

«Окружающий мир» в старшей группе

Тема: «Собака – друг человека»

Цель: закрепление представления детей о домашних животных - собаке.

Задачи:

1. Образовательные: познакомить детей с различными породами собак, с историей приручения собаки человеком; дать представление о том, как собаки помогают человеку в жизни.

2. Развивающие: пробудить у детей желание получить удовольствие от общения с домашними питомцами; развивать знание о множество пород, умение и желание ухаживать за ними.

3. Воспитывающие: воспитание культуры общения, умения вести беседу, умения слушать собеседника, говорить, сопереживать.  

Словарная работа: ветеринар, поводырь, терапевт, извозчик.

Предварительная работа: просмотр мультфильма «Трое из Простоквашино», рассматривание иллюстраций разных пород собак, чтение произведений.

Методы и приемы: словесный: беседа; наглядный.

Материалы и оборудование: макет, фотографии собак разных назначений, плакат «Породы собак», иллюстрация «Волк».

Ход занятия.

Загадка.

Поперёк крылечка лёг

Лохмоногий наш замок.

Но и ночью он, и днём

Чужаков не пустит в дом. (Собака)

Воспитатель: правильно, ребята! Сегодня мы с вами поговорим о собаках, о наших четвероногих друзьях и помощниках.

Вопрос.

Ребята, а у кого дома есть собака? Как её зовут? (Индивидуальные ответы детей.)

Показ игрушки-собаки на макете.

Воспитатель: а этого пса зовут Шарик. Он живет в Простоквашино, а порода – дворняжка. Говорят, что собака - друг человека.

Вопросы.

Как вы понимаете эти слова?

Почему собаку так называют? (С ней можно погулять, поиграть, пойти в гости; она может сторожить вещи, защитить от хулиганов, встретить из садика, спасти в трудную минуту).

Информация о собаках.

«Волк   и   дикая собака». Дружба человека и собаки уходит своими корнями в далёкое прошлое. Дикие собаки и волки жили с человеком по соседству. На картинках определить: где волк, а где собака.

 «Первый помощник человека». Люди в то время жили в пещерах и одевались в шкуры диких зверей. Именно тогда собака и стала другом человека.  Но произошло это не сразу. Вначале собака следовала за человеком во время охоты, подбирая остатки его добычи.

«Охрана    и   охота». Вскоре собака стала помощником человека на охоте и в домашнем хозяйстве.  Человек принял собаку в круг своей семьи, и она воспринимает эту семью как свою стаю, где хозяин – вожак.  Собака стала человеку настоящим другом.

 «Боевые собаки». С древних времён люди стали использовать собак в военном деле. Такие собаки назывались боевыми псами. Они бросались на неприятеля во время боевых сражений, кусали лошадей и наездников. На животных надевали панцири и кольчуги, защищавшие голову, грудь и спину от стрел, дротиков, копий, ударов мечей. Ошейники с большими шипами защищали их от вражеских собак. Но и наше время у служебных собак есть защитные жилеты.

Вопросы.

Для чего на собаку надевают защитный жилет?

Дети смотрят фото собак и ведут диалог с воспитателем.

Как называется собака - которая служит на границе?

На границе служит пёс.

Он службу верную несёт.

Вперёд! Сомнений больше нет!

Настроен пёс решительно.  

Сперва взяла собака след,  

И следом – нарушителя

«Спасатель».  Обученная собака улавливает запах человека и его вещей даже под двухметровым слоем снега, она бесстрашна, не боится ни снежной пурги, ни метели, поэтому собак, названных впоследствии сенбернарами, учат  находить людей, попавших в беду после схода лавины или снежной бури. Это собака – спасатель.

Если в горах беда случится с вами

Спасение не за горами,

Спешит в пургу, в метель, в мороз

На помощь людям добрый пёс.

Вопрос.

Как человеку в горах может помочь собака-спасатель? (найти, отрыть из снега, позвать людей…)

Воспитатель: и на воде может приключиться беда. И вот тогда вам поможет собака - водолаз.

Если кто попал в беду —

Скажем, тонет он в пруду,

В одно мгновенье пёс в воде

Придёт на выручку в беде

«Поводырь и терапевт».  Специально обученные собаки помогают человеку с различными физическими недостатками, слепым, глухим, инвалидам. Незрячие люди используют собак-поводырей для передвижения и защиты в путешествиях. Собаки-терапевты, широко используются для реабилитации больных, где больным людям не дают грустить, помогают забыть о болезни.

«Артист». Ну, а что за цирк без собачьих номеров! Это цирковая собака.

Зал аплодирует, хохочет:  

Что за прыжки! Что за повадки!

В награду – сахару кусочек.  

Но труд артиста, ох, не сладок!

«Пастух   и охранник». Собака и в дождь, и в мороз помогает человеку пасти стада домашних животных.  

Стадо овечье собаке послушно.  

Собака справлялась с работой пастушьей.

Вопрос.

Каких домашних животных помогает пасти собака? (коров, овец, лошадей, коз)

Ну а если в доме вор,

Пёс достойный даст отпор.

Для него святое дело

За семью сражаться смело.

Что охраняют собаки?

«Космонавт и извозчик».

Собаки способны не только на трюки.

А верно служили нашей науке.

Кто в космос летал раньше всех, угадай-ка?  

Звездочка, Белка, Стрелка и Лайка!

Воспитатель: это собаки – космонавты. В науке собаки – верные друзья. Часто они первопроходцы, а за ними следует человек. Этим собакам установлены памятники.

В условиях крайнего Севера собаки в качестве ездовых животных для людей незаменимы: выносливы, безотказны, преданы хозяину, проходят по льду и рыхлому весеннему снегу — там, где более крупные животные (олени, лошади) скользят или проваливаются. С помощью собачьих упряжек проводились исследования Северного и Южного полюса.

Несутся собаки тропой ледяной.

Терпенье и сила в упряжке одной.

Физкультминутка.

Имитация движений по ходу стихотворения.

Вот сидит наш пес дружок,

В лапы спрятал серный нос.

Песик дремлет или спит.

На ребяток не глядит.

Наши дети тихо встали

И к собачке подбежали

Ну-ка пес скорей вставай

И ребяток догоняй! (Убежали на стульчики)

Беседа «Разнообразие    пород».

Воспитатель: посмотрите на этот плакат. На нем изображены собаки разные, у них разная порода.

Вопросы.

А какие породы собак вы знаете?

Ребята, посмотрите внимательно и скажите, чем отличаются собаки друг от друга? (Окраской, длиной шерсти, формой ушей, головы и тела, цветом глаз, хвостом, характером).

Как вы думаете, какой у собак бывает характер? (Добрый, злобный, спокойный, игривый, задорный, смелый, доверчивый).

Воспитатель: невозможно сказать, какая порода собак лучше, умнее, красивее. Каждый владелец выбирает собаку по своему вкусу, практическим потребностям. Она дарит людям много прекрасных минут жизни, платит за заботу безграничной преданностью.

«Служебные породы».

Есть служебные собаки,

Есть собаки-сторожа.

Их работу – знает всякий –

Можно только уважать…

Есть собаки-водолазы,

Есть – спасатели в горах.

Им – героям, скажем сразу,

Незнакомо слово «страх».

Вопросы.

Каких служебных собак вы можете назвать? (овчарка, ротвейлер, лабрадор…)

Чем помогают людям служебные собаки?

«Охотничьи    породы».

Бродить, утопая в болотах и травах,

Готов он и счастлив и нет ему равных.

А в стойке замрёт на охоте весенней -

Замрешь от восторга и сам - загляденье!

Вопросы.

Каких охотничьих собак вы знаете? (спаниель, гончая, такса, борзая…)

Как помогают собаки людям во время охоты?

«Декоративные породы».

Изобретателен, умен,

Вам предан бесконечно он.

И жизнь за вас отдать бы смог

Французский маленький бульдог.

Вопросы.

Какие декоративно-комнатные собаки вам известны?

Для чего людям нужны комнатные собачки?

Проблемная ситуация «Кто будет хозяином щенка?»

На одной улице жили три друга – Коля, Саша и Андрей. Они приходили в гости к старику, чтобы поиграть с его собакой. Вскоре у неё появился щенок. Старик пообещал отдать щенка одному из мальчиков. Но чтобы выбрать хозяина щенку, мудрый старик спросил друзей «Что вы сделаете для щенка, если он будет жить у вас?»

Коля сказал: «Я завяжу ему красивый бант!»

Саша сказал: «Я все время буду играть со щенком!»

Андрей сказал: «Я сделаю ему мягкую постельку в корзине, налью в миску тёплого молока, буду гулять с ним, а когда он подрастёт, буду заниматься с ним и сделаю всё, чтобы он не болел, был весёлым и радостным».

Вопросы.

Как вы думаете, кому из мальчиков старик отдал щенка? Почему?

Что нужно для собаки?

Дети, а как человек должен заботиться о своём друге? (Гулять с ним, разговаривать, дрессировать, вовремя кормить, менять воду, содержать в чистоте, своевременно показывать врачу).

Ситуация «Собака заболела».

Воспитатель: ребята, представьте, что ваша собака заболела.

Вопросы.

Как вы об этом узнаете?

Как расскажет об этом ваш пёс?

Как отразится болезнь на нём? (У него поднимется температура, он перестанет играть, не захочет пойти погулять, забьётся в угол, не будет есть, шерсть потускнеет, нос станет сухим и горячим).

Что надо сделать, чтобы вылечить собаку?  (надо обратиться к врачу)

Какой врач лечит собак? (ветеринар)

Рефлексия.

Мы любим собаку ради неё самой, ценим её доверчивость и непосредственность, её привязанность и верность. Собака и поныне служит человеку: помощником на охоте, сторожем, пастухом, ищейкой и поводырём, но главное – она стала для человека спутником и другом.

Вопросы на усмотрение воспитателя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект занятия по познавательному развитию (окружающий мир) в подготовительной группе Тема: «Путешествие на морское дно»

План - конспект занятия по познавательному развитию (окружающий мир)в подготовительной группеТема: «Путешествие на морское дно»Цель: Систематизировать, обобщить и дополнить знания дет...

Конспект занятия по познавательному развитию (Окружающий мир) в средней группе детского сада

Цель:   Расширить представления детей о дереве, его качествах и свойствах. Задачи: учить устанавливать причинно- следственные связи между свойствами материала и способом его использован...

Конспект занятия по познавательному развитию (окружающий мир) в подготовительной группе "Птицы и звери зимой"

Конспект занятия по познавтельному развитию (ознакомление с окружающим миром) в подготовительной группе "Птицы и звери зимой"...

Конспект занятия по познавательному развитию "Окружающий мир" в старшей группе «Комнатные растения»

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Комнатные растения»ЦЕЛЬ: Уточнить и систематизировать знания детей о комнатных растениях.ЗАДАЧИ:Образовательные:Познакомить д...

Конспект занятия по познавательному развитию «Окружающий мир» в старшей группе «Наши любимые комнатные растения»

Цель: уточнить и систематизировать знания детей о комнатных растениях.Задачи:Познакомить детей с комнатными растениями, отметить существенные признаки внешнего вида.Закрепить знания детей по уходу за ...

Конспект занятия по познавательному развитию «Окружающий мир» в старшей группе «Наши любимые комнатные растения»

Конспект занятия по познавательному развитию «Окружающий мир» в старшей группе «Наши любимые комнатные растения»Ход занятия:Организационный момент:Воспитатель: Сегодня, дети, я...

Конспект занятия по познавательному развитию «Окружающий мир» в средней группе

Цель: продолжение знакомства детей с домашними животными – коровой.Задачи:1. Образовательные: расширять знания детей о том, какую пользу корова приносит человеку, какие молочные продукты мы...