Методическая разработка музейного занятия в для детей 5-7 лет "Путешествие в русскую избу"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)
Методическая разработка музейного занятия для детей 5-7 лет "
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 17.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка музейного занятия для детей подготовительной группы (6-7 лет)
Тема: «Путешествие в русскую избу»
Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста первичных представлений о традиционном укладе жизни, быте и культуре русского народа через игровое интерактивное погружение.
Задачи:
Образовательные:
-Познакомить с основными элементами русской избы (печь, красный угол, лавки, полати ).
- Дать представление о старинных предметах быта (ухват, кочерга, прялка, чугунок, рубель, сундук) и их назначении.
- Активизировать словарь: изба, сруб, утварь, лучина, зыбка, лапти, самовар, чугунок, ухват, кочерга, прялка, рубель, сундук.
Развивающие:
- Развивать познавательный интерес, воображение и логическое мышление через решение проблемных ситуаций («Как растопить печь без спичек?», «Как помочь Хозяйке собрать утварь?»).
- Развивать тактильное восприятие через взаимодействие с репликами предметов (разрешено трогать).
- Развивать коммуникативные навыки и умение работать в малой группе.
Воспитательные:
- Воспитывать уважение к труду, традициям и быту русского народа.
- Формировать бережное отношение к старинным вещам как к источникам истории.
Предварительная работа:
- Чтение русских народных сказок, где фигурирует изба («Теремок», «Заюшкина избушка», «По щучьему веленью»);
- Разучивание потешки «Ладушки-ладушки, где были? – У бабушки! ;
- Беседа «Откуда хлеб пришел?».
Оборудование и материалы:
Музейная экспозиция «Русская изба» с основными зонами: печь (макет), красный угол с иконой и полотенцем, стол, лавки, люлька (зыбка), рубель,сундук.
· Подлинные предметы: прялка, веретено, шерсть для прядения, чугунок (небольшой), ухват, кочерга, деревянные ложки, самовар ,расписное полотенце (рушник), деревянная миска, хлеб на рушнике.
· Для интерактива: «Волшебный» сундук с замком, внутри — конверты с заданиями и в конце — угощение (сушки или маленькие пряники). Карточки-силуэты предметов быта. Клубок шерсти.
Музыкальное сопровождение: тихая фоновая музыка — русские народные напевы, наигрыши.
Ход занятия:
Детей встречает «Хозяйка» (воспитатель в народном костюме).
I. Организационный момент.
Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие, желанные! Проходите в мою светёлку, места хватит всем! Садитесь на лавочки, по-старому, по-русски.
Сегодня у меня для вас особая просьба. Приснился мне сон, что в моем сундуке спрятана большая тайна, а открыть его могу не я, а только добрые да смышленые помощники. Не поможете ли мне разгадать загадки сундука? Для этого нам предстоит отправиться в путешествие по моей избе и выполнить все задания, которые он нам приготовит.
(Хозяйка подводит детей к большому сундуку, на котором висит замок.)
Хозяйка: Сундук не простой, а волшебный. Чтобы открыть его, нужно выполнить его задания. Посмотрите, вот и первая записка!
(Достает из-за замка первый свиток/конверт.)
II. Основная часть.
Воспитатель читает задания.
Задание 1: «Сердце избы».
Хозяйка : «Чтобы путь начать, нужно «сердце» избы отыскать. Греет и кормит, свет дает, на себе спать велит». Как вы думаете, что это такое?
Дети: Печка!
Хозяйка: Верно! Печь – это сердце любого дома. Давайте подойдем к ней поближе.
Беседа у печи: Хозяйка рассказывает, что в печи готовили еду, она обогревала дом, на ней спали старики и дети, а еще она была чуть ли не главной героиней многих сказок. («...и посадили его на лопату, хотят в печь посадить...») .
Проводится игра «Помоги Хозяйке»: воспитатель демонстрирует ухват и кочергу. Предлагает 2-3 детям «достать» из печи (макета) чугунок с помощью ухвата. Объясняет, для чего нужна кочерга (ворошить угли) .
Воспитатель спрашивает: «Как вы думаете, а как люди раньше разжигали печь, если не было спичек?» (Выслушивает версии, кратко объясняет про кресало и лучинку).
Задание 2: «Угол красоты и порядка».
Хозяйка: Молодцы, с первым заданием справились! Давайте посмотрим, что дальше пишет сундук.
(Достает второй конверт.)
«В самом видном месте стоял, гостей встречал. В нем не вещи хранили, а душу дома и веру».
Дети: (С помощью Хозяйки приходят к выводу) Красный угол!
Хозяйка: Правильно! Красный – значит красивый, парадный.
Проводится беседа в красном углу: Хозяйка показывает икону, объясняет ее значение простыми словами («здесь хранились самые важные для семьи мысли и вера»). Показывает вышитый рушник (полотенце), обращает внимание на красивый орнамент. «Рушником и хлеб-солью гостей встречали. Давайте и мы, как в старину, поприветствуем друг друга».
Проводится игра «Хлеб-соль»: Дети передают друг другу хлеб на рушнике, говоря добрые слова или приветствия.
Задание 3: «Забытые помощники».
Хозяйка: Слушайте третью записку!
«Мы трудились не лениво:стирали, ткали, варили. Лежим теперь в потемках, угадайте, кто мы?»
Хозяйка: Ребята, это загадка про старинные вещи, которые помогали людям в работе. Давайте найдем их в избе! Дети находят разложенные предметы (прялку, веретено с шерстью,рубель). Хозяйка по очереди показывает каждый предмет и предлагает догадаться, для чего он.
-Прялка и веретено: Хозяйка показывает движение прядения. Предлагает детям попробовать скрутить пальцами кусочек шерсти. «Чтобы связать одну варежку, нужно было прясть целый день!»
- Рубель: Объясняет, что это «утюг» наших прабабушек. Показывает, как им катали по белью. Дает детям потрогать ребристую поверхность.
Проводится игра «Найди пару»: На столе разложены карточки-силуэты предметов. Дети должны найти сам предмет в избе и поставить карточку рядом с ним.
III. Заключительная часть. Рефлексия.
Хозяйка: Вот мы и выполнили все задания волшебного сундука! Как вы думаете, откроется он теперь? Давайте попробуем! Хозяйка «открывает» сундук . Внутри лежат маленькие мешочки или коробочки для каждого ребенка (угощение – сушки) и красивый свиток.)
Хозяйка разворачивает свиток и читает.
«Ребята,вы узнали, как жили ваши предки: были трудолюбивыми, мастерили вещи с душой, уважали свой дом и гостей. Храните эти знания, и они будут согревать вас лучше любого богатства. А за старания – вам угощение!»Хозяйка угощает детей сушками.
Хозяйка: Ну что, помогли вы мне? Понравилось вам в моей избе? Что вам запомнилось больше всего? (Краткий опрос детей). А теперь давайте, как в старину, встанем в хоровод и поблагодарим наш дом за гостеприимство.
Дети вместе с Хозяйкой водят хоровод под русскую народную музыку вокруг «избы» и прощаются.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Организация работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством"
В методической разработке говорится о ценности народного искусства в воспитании детей дошкольного возраста, описаны направления работы, цели, задачи и примерный тематический план....

Методическая разработка по развитию речи для детей старшей группы «ПО МОТИВАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ «ГУСИ-ЛЕБЕДИ»
КОНСПЕКТ непрерывной образовательной деятельности по развитию речи для детей старшей группы с использованием здоровьесберегающих технологий и элементов театрализованной деяте...
Методическая разработка: Конспект занятия по ознакомлению детей со свойствами и качествами предметов для детей средней группы.
Дети внимательно рассматривают предметы: прозрачный, непрозрачный. Устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы, четко называют слова. С помощью исследовательских действий с предметам...

Методическая разработка интегрированного занятия " Ёлочка красавица детям очень нравится"
Тема: «Ёлочка красавица детям очень нравится» Цели: Познакомить детей со стихотворением А. Барто «Дело было в январе».Развивать понимание стихотворного текста, накапл...

Методическая разработка интегрированного занятия «Зимушка» для детей старшего возраста
Развитие познавательного интереса и творческого проявления в музыкальной деятельности через создание коллективной работы «Волшебный снеговик»....
Методическая разработка музейно-образовательного проекта для детей подготовительного к школе группы (6-7 лет) «Урок в музее», номинация «Музейный объект».Тема проекта:«Каслинский чугунный павильон»
В последнее время в системе дошкольного образования появляются новые формы, методы и приемы организации обучения и воспитания детей. Одной из новых отраслей современной педагогической науки, которая а...
Методическая разработка: конспект занятия –тренинга для детей 5-7 лет и родителей «В поисках жемчужины семейного счастья»
Методическая разработка педагога-психолога разработана с целью гармонизации отношений детско-родительских отношений. Участвуя в совместных занятиях, родители и дети учатся конструктивному взаимодейств...
