Экологическая игра "Спасатели "
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)
Сборник ситуаций для сюжетных игр с детьми, целью которых является расширение знаний по теме и формирование алгоритма поведения в рамках темы.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 973.65 КБ | |
| 27.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №53 «Яблонька» города Димитровграда Ульяновской области» «Формирование экологической ответственности через сюжетно-ролевую игру «Спасатели родного края»» Направление: «Экологическая грамотность». Номинация: «Лучшая сюжетно-ролевая игра на экологическую тему для дошкольников» Автор: воспитатель первой категории Пятерикова Яна Ринатовна город Димитровград 2025 В игре используется кейсовая технология, где ребята сами стараются выстроить алгоритм действий по каждой ситуации, найти причины и предложить варианты профилактических действий, педагог только корректирует их работу
«Спасение мальчика с дерева, испугавшегося собаки» | Цель игры: «Формирование познавательного интереса к экологической грамотности посредством изучения профессии спасателей» В данной игре под спасателями понимаются четыре вида профессий: МЧС, экологи, скорая помощь, пожарные В игре могут принимать участие от 3 до 20 человек - игре используются ситуации актуальные для жизни ребят и их безопасности -в игре затронуты темы, которые наиболее интересны для изучения детьми -игра позволяет на практике закрепить и расширить знания по основным понятиям экологии -игра позволяет расширять эмоциональный интеллект ребят -игра учит уметь договариваться, работать в команде на результат -игра развивает быстроту реакции, умение анализировать, делать выводы, спортивные навыки « Наводнение в городе» | Игра включает: -варианты игры в группе -варианты игры на улице -сборник заданий для игры (для ее пролонгирующего эффекта) Задания к игре включают спасательные операции на различные темы, а также операции направленные на восстановление экологии Игра не имеет конечного вида, она может всегда дополняться и развиваться с учетом экологических тем конкретного региона и по желанию педагога Игра вариативна: ребята играют и за столами, и по всему периметру группы и даже на улице Рекомендации по игре: для большего эффекта и интереса ребят, необходимо проводить мотивационные мероприятия по сопутствующим темам Коллективная работа «Наводнение» |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №53 «Яблонька» города Димитровграда Ульяновской области»
«Формирование экологической ответственности через сюжетно-ролевую игру «Спасатели родного края»».
Направление: «Экологическая грамотность».
Воспитатель первой категории
Пятерикова Яна Ринатовна
г.Димитровград 2025
Цель методической практики:
«Формирование познавательного интереса к экологической грамотности посредством изучения профессии спасателей»
Этапы создания игры:
Этап № 1. Анализ интересов детей, выбор общего, объединяющего всех ребят
1.Игры по интересам, интервью ребят.
2.Опрос родителей.
Результат:
1.Наибольший интерес у ребят представляют сюжетно-ролевые игры.
«Сюжетно-ролевая игра – мнимая, воображаемая ситуация, заключающаяся в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке»
Д.Б. Эльконин
2.Самая любимая тема - «Спорт» и «Защитники Отечества».
3.Наименьшим интересом, как оказалось, у детей пользуются дидактические игры. Игры, которые требуют логического мышления, умения устанавливать простейшие закономерности.
4.Принято решение: создать сюжетно-ролевую игру с элементами дидактической игры на формирование экологических представлений на тему, которая несет развитие спортивных навыков и развитие эмоционального интеллекта
Этап № 2. Мотивирующие занятия, увеличивающие интерес к будущей игре. Постановка задач игры
1.Чтение детских газет «Природные ЧС», книг «Экология для малышей» школа семи гномов, «Первые эко-привычки» И.Асеева, «Наш общий дом Земля»
2.Сюжетно-ролевые игры с элементами конструирования на тему «Разыгрывания ЧС и работы спасателей», «Скорая помощь», «МЧС»
3.Настольные игры «Что из чего сделано», «Разделение мусора», «Экология на пляже», настольная игра-ходилка «В лесу», «Эколята»
4. Участие в волонтерских акциях: «Протяни руку лапе», «Бум-батл»
5. Конструирование инсталяции о природных ЧС «Наводнение»
6. Познавательное занятие «Экологический дом будущего»
7. Провели соревнования по гражданской обороне
8.Закрепили правила оказания первой помощи при ушибах и ссадинах
Результат:
1.Закрепили знания о спасательных операциях, алгоритмах действий, транспорте, возможности набрать номер 112 с любого телефона, без доступа к паролю
2.Закрепили правила поведения в лесу, дома, эко-этикет
3.Познакомились с новыми понятиями, расширили свой словарный запас.
4.Закрепили на практике понятие «волонтер»
5.Улучшили навыки быстрой реакции, спортивные характеристики, повысили эмоциональный интеллект
6.Повысили эко-ответственность перед природой
Основные задачи игры «Спасатели»
1.Формировать более глубокие представления об экологии
2.Закрепить знания о правилах поведения человека с экологической ответственностью
3.Формировать знания о природных ЧС, проблемах экологии и путях решения
4.Развивать речь и повышать активный словарь.
5.Развивать коммуникативные навыки.
6.Мотивировать спортивный интерес при построении спасательных операций
Этап №3. Знакомство с правилами игры и ее целями
Участники игры: (от 1 до 20 человек, возраст игроков от 5- лет)
Диспетчер(ведущий) – сообщает о звонке на пульт (заявки)
Спасатели с красными значками (пожарные) – принимают заявки, связанные с пожаром
Спасатели с белым значком (мед. персонал) – принимают заявки, связанные с оказанием скорой помощи
Спасатели с зеленым значком (экологи) – принимают заявки, связанные с эко-этикетом
Спасатели с синим значком (спасатели) – принимают заявки, связанные с угрозой жизни
Ведущий – проверяет выполнение задания, выдает жетон выполнения задания и вознаграждение в конце игры
Варианты игры:
- Вариант игры в группе
Ребята делятся на команды. У каждой своя база. Все внимательно слушают диспетчера. Диспетчер берет трубку и сообщает задание(Приложение 1).
Задание №1
Задание для красной и синей бригады: «Пожар в лесу»
Каждая бригада проговаривает правила поведения при пожаре и варианты устранения, затем красная бригада тушит с помощью игрового набора «Пожарный», синяя эвакуирует животных с помощью упражнения «Переберись от одного края к другому» (животные-игровые макеты или дети с масками по желанию)
Например: два человека встают в один обруч, мимо обруча наступать нельзя, перетаскивают поочередно обручи, запрыгивая с одного на другой и таким образом добираются до потерпевших и доставляют их через реку в безопасное место.
У диспетчера ребята проговаривают причины данной ситуации и получают жетон
Между заданиями на спасательной станции тренировки(разминка)
Дети выходят на свободную площадку и совершают движения по тексту под музыку. Затем возвращаются на свои базы.
Задание №2
Задание для зеленой и белой бригады: «Мальчик играл в парке и порезал ногу о железную банку, очень много мусора»
Каждая бригада проговаривает правила поведения в парке и при порезе, затем зеленая бригада убирает и сортирует мусор в баки, белая оказывает первую помощь с помощью набора «Доктор» (зеленку заменяем зеленым фломастером, пластырь и бинт настоящие) Команда получает жетон.
Заключительный этап: церемония награждения, дети стоят по стойке «смирно» и каждая бригада выходит за награждением, флажок РФ, интервью (подведение итогов).
Рекомендация: данный вариант, включающий два задания, физ. минутку и награждение рассчитан на 25минут. Но, в зависимости от особенностей детей, можно добавить 3или 4 задания из сборника. В зависимости от выбранных игр, бригады можно создавать не 4, а три, т.е. те, которые нужны для выполнения определенных заданий.(если пожарные будут не нужны, их не организовываем)
- Вариант игры на улице
Ребята делятся на команды. У каждой свой отличительный знак (ленточки, значки). Все строятся в колонну по два человека. Воспитатель -диспетчер, просит следовать по маршруту. На определенном участке все останавливаются, и диспетчер озвучивает телефонограмму - задание.
Задание №1
Задание для белой, синей бригады и зеленой: «Мальчик испугался бродячей собаки и застрял на дереве» (Когда вызов для нескольких бригад, можно активировать по два человека из каждой)
Каждая бригада проговаривает правила поведения при встрече с бездомным животным и варианты решения, затем синяя бригада снимает мальчика с дерева(куклу) с помощью веревки-страховки, белая обрабатывает ушибы, зеленая доставляет животное в приют и ухаживает за ним (кормит, делает вакцину).
С диспетчером ребята проговаривают причины и предупреждение данной ситуации, получают жетон.
После задания ребята меняются, чтобы в игре приняли участие все ребята, пока одни выполняют, другие отдыхают и ждут команды
Задание №2
Задание для зеленой и синей бригады: «Загрязнение реки». Каждая бригада проговаривает пути устранения, затем синяя и зеленая бригада собирают с помощью обруча, привязанного на веревку весь мусор, зеленая- наливает в реку специальный эко-раствор, чтобы улучшить состояние реки. (Река- импровизированное место, понятное детям). После выполнения, ребята с диспетчером проговаривают причины и профилактику данной ситуации. Команда получает жетон.
- Заключительный этап: церемония награждения, дети стоят по стойке «смирно» и каждая бригада выходит за награждением, флажок РФ, интервью (подведение итогов).
Рекомендация: данный вариант, включающий два задания, физ. минутку, и награждение рассчитан на 25минут. Но, в зависимости от особенностей детей, можно добавить 3или 4 задания из сборника.
Приложение 1
Сборник игровых ситуации для сюжетно-ролевой игры
«Спасатели родного края»
Задание №1 «Загрязнение воздуха в городе, эвакуация бабушки с внучкой»
Задание для синей, белой и зеленой бригады. Каждая бригада проговаривает пути устранения, затем ребятам которые идут на задание, коллеги одевают марлевые повязки. Спасатели по полосе препятствий (спортивная полоса: змейка, лесенки, веревка) синяя и белая бригады добираются до дома бабушки, одевают марлевые повязки, оказывают первую медицинскую помощь (пострадавшими могут быть ребята по желанию или куклы). Обратно по тому же пути, пострадавших эвакуируют в безопасное место. Зеленая бригада с помощью красно-белой сигнальной ленты закрывает завод, где был выброс и накладывает штраф (имитированное место). После выполнения задания, ребята с диспетчером проговаривают причины и профилактику данной ситуации.
Задание №2 «Взрыв газа, обрушение здания, пожар»
Задание для всех бригад. Каждая бригада с диспетчером обговаривает пути устранения. Синяя и красная бригада через завалы (полоса препятствий, сделанная из сигнальной ленты по типу паутины) добираются до места. Пожарные тушат место, спасатели ищут пострадавших и эвакуируют их тем же путем через полосу препятствий. Зеленая бригада осматривают место и делают выводы о возможных причинах и профилактике.
Задание №3 «Пожар в доме через реку, эвакуация пострадавшего»
Задание для синей, красной и белой бригады.
Каждая бригада с диспетчером обговаривает пути устранения. Задание усложняется переправой через реку. С помощью плотов (упражнение с помощью 2 обручей), их может быть несколько, спасатели добираются до места. Пожарные тушат, спасатели взламывают дверь и эвакуируют пострадавшего, доктор оказывает первую помощь. Затем, тем же путем эвакуируют пострадавшего в безопасное место. После выполнения задания дети проговаривают возможные причины и профилактику.
Задание №4 «Пожар в лесу»
Задание для красной и синей бригады. Каждая бригада проговаривает правила поведения при пожаре и варианты устранения, затем красная бригада тушит с помощью игрового набора «Пожарный», синяя эвакуирует животных с помощью упражнения «Переберись от одного края к другому» (животные-игровые макеты или дети с масками по желанию)
Задание №5 «Мальчик играл в парке и порезал ногу о железную банку, очень много мусора»
Задание для зеленой и белой бригады. Каждая бригада проговаривает правила поведения в парке и при порезе, затем зеленая бригада убирает и сортирует мусор в баки, белая оказывает первую помощь с помощью набора «Доктор» (зеленку заменяем зеленым фломастером, пластырь и бинт настоящие). После выполнения проговариваем причины и профилактику ситуации.
Задание №6 «Мальчик испугался бродячей собаки и застрял на дереве»
Задание для белой, синей бригады и зеленой. Каждая бригада проговаривает правила поведения при встрече с бездомным животным и варианты решения, затем синяя бригада снимает мальчика с дерева(куклу) с помощью веревки-страховки, белая обрабатывает ушибы, зеленая доставляет животное в приют и ухаживает за ним (кормит, делает вакцину).
С диспетчером ребята проговаривают причины и предупреждение данной ситуации, получают жетон.
Задание №7 «Загрязнение реки».
Задание для зеленой и синей бригады. Каждая бригада проговаривает пути устранения, затем синяя и зеленая бригада собирают с помощью обруча, привязанного на веревку весь мусор, зеленая- наливает в реку специальный эко-раствор, чтобы улучшить состояние реки. (Река- импровизированное место, понятное детям). После выполнения, ребята с диспетчером проговаривают причины и профилактику данной ситуации. Команда получает жетон.
Сборник игровых ситуации для сюжетно-ролевой игры
«Спасатели родного края. Восстановление природы»
(настольный вариант сюжетно-ролевой игры)
Задание №1 «В городе исчезли птицы»
Ребятам предлагается макет города без растений, с заводом, черное загрязненное озеро (из цветной бумаги), много мусора по городу.
Макет могут заранее в игровой форме построить дети или сам педагог
Задание для зеленой и синей бригады. В городе ЧС. Озвучивается ситуация. Каждая бригада проговаривает пути устранения сложившейся ситуации, затем синяя и зеленая бригада восстанавливают экологию города: вырезают из цветной бумаги голубые озера, заменяя ими черные; убирают мусор, создают очистные сооружения на завод, высаживают деревья и кусты, акцентируя зону вдоль дорог. После устранения воспитатель дает птичек и ребята их размещают в городе по своему устранению. Задание выполнено. Все команды получают знак отличия-флажки.
Задание №2 «В городе наводнение»
Ребятам предлагается макет города с маленькими человечками и животными
Макет могут построить строители, педагог или все ребята.
В городе ЧС. Озвучивается ситуация. Каждая бригада проговаривает алгоритм действий в этой ситуации (звонок112, действия, сигнальные действия) ситуации, затем синяя и зеленая бригады выполняют эвакуацию людей в безопасное место с помощью обговоренного транспорта, заранее по алгоритму ребята подняли всех пострадавших выше уровня земли. Пострадавшие спасены. Все спасатели награждены за мужество и отвагу.
Примечание: сборник будет постоянно дополняться новыми заданиями такими как- «В городе много бродячих животных», «В реке запрещено купаться», « Лисы в городе», «Смог над городом» и мн.др..
Техническое оснащение
- Повязки белого, синего, зеленого, красного цвета (можно заменить на значки или эмблемы)
- Флажки для награждения команд (можно заменить другими предметами)
- Костюмы: доктора, пожарных, МЧС, экологов- по желанию
- Куклы, игрушечный щенок, игр.корм для него, набор ветеринара и импровизированный приют
- Набор доктора (бинт, зел. фломастер, шприц), набор спасателя (инструменты, веревка2,3шт., обручи от 4шт), набор пожарного, сигнальная лента
- ДИ набор «Город» для построения города на столе, который включает кубики, машинки, зеленые насаждения, имитацию завода и очистных сооружений, мелкие животные птицы, человечки, лодки, вертолет. Цветная бумага, ножницы. Бумажный мусор.
- Баки для разделения мусора, эмитированный мусор
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Экологический театр и экологическая агитбригада как инновационная форма работы по экологическому образованию дошкольников».
« Экологический театр и экологическая агитбригада как инновационная форма работы по экологическому образованию дошкольников»....

Картотека экологических игр и упражнений для педагогов. Экологических игр и упражнений по формированию экологической культуры у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.
Картотека экологических игр и упражнений для педагогов. Экологических игр и упражнений по формированию экологической культуры у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста....
Консультация для педагогов «Методика проведения экологических бесед с дошкольниками» Экологические беседы Экологические беседы принято делить на следующие виды: установочные, эвристические и итоговые Установочная беседа помогает воспитателю собрать вниман
Консультация для педагогов «Методика проведения экологических бесед с дошкольниками»Экологические беседыЭкологические беседы принято делить на следующие виды:установочные, эвристические и итоговыеУста...

"УНДИНА" фея воды - экологическая сказка для детей средней группы. "РУЧЕЁК"- стихотворение экологического содержания. "УНДИНА"- экологическая сказка для детей младшей группы. Подмосковье г.Красногорск 2017г.
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СКАЗКА«УНДИНА»(средняя группа) Жила-была на свете фея водной стихии, дух воды - Ундина. В те времена везде на Земле была только вода. И бы...

Конспект по экологическому воспитанию в средней группе Тема. «Экологический светофор» Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариантов взаимодействия с ней.
Конспект по экологическому воспитанию в средней группеТема. «Экологический светофор» Цель:Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариа...

Конспект занятия по экологическому воспитанию подготовительной группе. Наблюдение за деревьями на экологической тропе. Тема «Наблюдение за деревьями на экологической тропе детского сада»
Учить наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях. Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны (увеличивается день, с...

Мастер-класс по экологическому воспитанию Тема: «Экологическая игрушка – «Травянчик», как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»
Тема мастер-класса: «Экологическая игрушка - Травянчик, как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»Цель мастер - класса: распространение и передача...








