Экологическая игра "Спасатели "
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Пятерикова Яна Ринатовна

Сборник ситуаций для сюжетных игр с детьми, целью которых является расширение знаний по теме и формирование алгоритма поведения в рамках темы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buklet.docx973.65 КБ
Файл pyaterikova_ya.r._opisanie_igrydoshkolniki.docx27.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №53 «Яблонька» города Димитровграда Ульяновской области»

«Формирование экологической ответственности через сюжетно-ролевую игру

 «Спасатели родного края»»

Направление: «Экологическая грамотность».

Номинация: «Лучшая сюжетно-ролевая игра на экологическую тему для дошкольников»

Автор: воспитатель первой категории

Пятерикова Яна Ринатовна

город Димитровград 2025

 В игре используется кейсовая технология, где ребята сами стараются выстроить алгоритм действий по каждой ситуации, найти причины и предложить варианты профилактических действий, педагог только корректирует их работу

 

«Спасение мальчика с дерева, испугавшегося собаки»

         Цель игры:

«Формирование познавательного интереса к экологической грамотности посредством изучения профессии спасателей»

В данной игре под спасателями понимаются четыре вида профессий: МЧС, экологи, скорая помощь, пожарные

В игре могут принимать участие от

3 до 20 человек

 - игре используются ситуации актуальные для жизни ребят и их безопасности

-в игре затронуты темы, которые наиболее интересны для изучения детьми

-игра позволяет на практике закрепить и расширить знания по основным понятиям экологии

-игра позволяет расширять эмоциональный интеллект ребят

-игра учит уметь договариваться, работать в команде на результат

-игра развивает быстроту реакции, умение анализировать, делать выводы, спортивные навыки

« Наводнение в городе»

Игра включает:

-варианты игры в группе

-варианты игры на улице

-сборник заданий для игры

(для ее пролонгирующего эффекта)

Задания к игре включают спасательные операции на различные темы, а также операции направленные на восстановление экологии

Игра не имеет конечного вида, она может всегда дополняться и развиваться с учетом экологических тем конкретного региона и по желанию педагога

Игра вариативна: ребята играют и за столами, и по всему периметру группы и даже на улице

Рекомендации по игре: для большего эффекта и интереса ребят, необходимо проводить мотивационные мероприятия по сопутствующим темам

Коллективная работа «Наводнение»



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №53 «Яблонька» города Димитровграда Ульяновской области»

«Формирование экологической ответственности через сюжетно-ролевую игру «Спасатели родного края»».

Направление: «Экологическая грамотность».

Воспитатель первой категории

Пятерикова Яна Ринатовна

г.Димитровград 2025

Цель методической практики:

 «Формирование познавательного интереса к экологической грамотности посредством изучения профессии спасателей»

Этапы создания игры:

 Этап № 1. Анализ интересов детей, выбор общего, объединяющего всех ребят

1.Игры по интересам, интервью ребят.

2.Опрос родителей.

Результат:

1.Наибольший интерес у ребят представляют сюжетно-ролевые игры.

«Сюжетно-ролевая игра – мнимая, воображаемая ситуация, заключающаяся в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке»

                                                                                  Д.Б. Эльконин

2.Самая любимая тема - «Спорт» и «Защитники Отечества».

3.Наименьшим интересом, как оказалось, у детей пользуются дидактические игры. Игры, которые требуют логического мышления, умения устанавливать простейшие закономерности.

4.Принято решение: создать сюжетно-ролевую игру с элементами дидактической игры на формирование экологических представлений на тему, которая несет развитие спортивных навыков и развитие эмоционального интеллекта

Этап № 2. Мотивирующие занятия, увеличивающие интерес к будущей игре. Постановка задач игры

1.Чтение детских газет «Природные ЧС», книг «Экология для малышей» школа семи гномов, «Первые эко-привычки» И.Асеева, «Наш общий дом Земля»

2.Сюжетно-ролевые игры с элементами конструирования на тему «Разыгрывания ЧС и работы спасателей», «Скорая помощь», «МЧС»

3.Настольные игры «Что из чего сделано», «Разделение мусора», «Экология на пляже», настольная игра-ходилка «В лесу», «Эколята»

4. Участие в волонтерских акциях: «Протяни руку лапе», «Бум-батл»

5. Конструирование инсталяции о природных ЧС «Наводнение»

6. Познавательное занятие «Экологический дом будущего»

7. Провели соревнования по гражданской обороне

8.Закрепили правила оказания первой помощи при ушибах и ссадинах

Результат:

1.Закрепили знания о спасательных операциях, алгоритмах действий, транспорте, возможности набрать номер 112 с любого телефона, без доступа к паролю

2.Закрепили правила поведения в лесу, дома, эко-этикет

3.Познакомились с новыми понятиями, расширили свой словарный запас.

4.Закрепили на практике понятие «волонтер»

5.Улучшили навыки быстрой реакции, спортивные характеристики, повысили эмоциональный интеллект

6.Повысили эко-ответственность перед природой

Основные задачи игры «Спасатели»

1.Формировать более глубокие представления об экологии

2.Закрепить знания о правилах поведения человека с экологической ответственностью

3.Формировать знания о природных ЧС, проблемах экологии и путях решения

4.Развивать речь и повышать активный словарь.

5.Развивать коммуникативные навыки.

6.Мотивировать спортивный интерес при построении спасательных операций

Этап №3. Знакомство с правилами игры и ее целями

Участники игры: (от 1 до 20 человек, возраст игроков от 5- лет)

Диспетчер(ведущий) – сообщает о звонке на пульт (заявки)

Спасатели с красными значками (пожарные) – принимают заявки, связанные с пожаром

Спасатели с белым значком (мед. персонал) – принимают заявки, связанные с оказанием скорой помощи

Спасатели с зеленым значком (экологи) – принимают заявки, связанные с эко-этикетом

Спасатели с синим значком (спасатели) – принимают заявки, связанные с угрозой жизни

Ведущий – проверяет выполнение задания, выдает жетон выполнения задания и вознаграждение в конце игры

Варианты игры:

  1. Вариант игры в группе

Ребята делятся на команды. У каждой своя база. Все внимательно слушают диспетчера. Диспетчер берет трубку и сообщает задание(Приложение 1).

Задание №1

Задание для красной и синей бригады: «Пожар в лесу»

Каждая бригада проговаривает правила поведения при пожаре и варианты устранения, затем красная бригада тушит с помощью игрового набора «Пожарный», синяя эвакуирует животных с помощью упражнения «Переберись от одного края к другому» (животные-игровые макеты или дети с масками по желанию)

Например: два человека встают в один обруч, мимо обруча наступать нельзя, перетаскивают поочередно обручи, запрыгивая с одного на другой и таким образом добираются до потерпевших и доставляют их через реку в безопасное место.  

У диспетчера ребята проговаривают причины данной ситуации и получают жетон

Между заданиями на спасательной станции тренировки(разминка)

Дети выходят на свободную площадку и совершают движения по тексту под музыку. Затем возвращаются на свои базы.

Задание №2

Задание для зеленой и белой бригады: «Мальчик играл в парке и порезал ногу о железную банку, очень много мусора»

Каждая бригада проговаривает правила поведения в парке и при порезе, затем зеленая бригада убирает и сортирует мусор в баки, белая оказывает первую помощь с помощью набора «Доктор» (зеленку заменяем зеленым фломастером, пластырь и бинт настоящие) Команда получает жетон.

Заключительный этап: церемония награждения, дети стоят по стойке «смирно» и каждая бригада выходит за награждением, флажок РФ, интервью (подведение итогов).

Рекомендация: данный вариант, включающий два задания, физ. минутку и награждение рассчитан на 25минут. Но, в зависимости от особенностей детей, можно добавить 3или 4 задания из сборника. В зависимости от выбранных игр, бригады можно создавать не 4, а три, т.е. те, которые нужны для выполнения определенных заданий.(если пожарные будут не нужны, их не организовываем)

  1. Вариант игры на улице

Ребята делятся на команды. У каждой свой отличительный знак (ленточки, значки). Все строятся в колонну по два человека. Воспитатель -диспетчер, просит следовать по маршруту. На определенном участке все останавливаются, и диспетчер озвучивает телефонограмму - задание.

Задание №1

Задание для белой, синей бригады и зеленой: «Мальчик испугался бродячей собаки и застрял на дереве» (Когда вызов для нескольких бригад, можно активировать по два человека из каждой)

Каждая бригада проговаривает правила поведения при встрече с бездомным животным и варианты решения, затем синяя бригада снимает мальчика с дерева(куклу) с помощью веревки-страховки, белая обрабатывает ушибы, зеленая доставляет животное в приют и ухаживает за ним (кормит, делает вакцину).

С диспетчером ребята проговаривают причины и предупреждение данной ситуации, получают жетон.

После задания ребята меняются, чтобы в игре приняли участие все ребята, пока одни выполняют, другие отдыхают и ждут команды

Задание №2

Задание для зеленой и синей бригады: «Загрязнение реки». Каждая бригада проговаривает пути устранения, затем синяя и зеленая бригада собирают с помощью обруча, привязанного на веревку весь мусор, зеленая- наливает в реку специальный эко-раствор, чтобы улучшить состояние реки. (Река- импровизированное место, понятное детям). После выполнения, ребята с диспетчером проговаривают причины и профилактику данной ситуации. Команда получает жетон.

  1. Заключительный этап: церемония награждения, дети стоят по стойке «смирно» и каждая бригада выходит за награждением, флажок РФ, интервью (подведение итогов).

Рекомендация: данный вариант, включающий два задания, физ. минутку, и награждение рассчитан на 25минут. Но, в зависимости от особенностей детей, можно добавить 3или 4 задания из сборника.

Приложение 1

Сборник игровых ситуации для сюжетно-ролевой игры

«Спасатели родного края»

Задание №1 «Загрязнение воздуха в городе, эвакуация бабушки с внучкой»

Задание для синей, белой и зеленой бригады. Каждая бригада проговаривает пути устранения, затем ребятам которые идут на задание, коллеги одевают марлевые повязки. Спасатели по полосе препятствий (спортивная полоса: змейка, лесенки, веревка) синяя и белая бригады добираются до дома бабушки, одевают марлевые повязки, оказывают первую медицинскую помощь (пострадавшими могут быть ребята по желанию или куклы). Обратно по тому же пути, пострадавших эвакуируют в безопасное место. Зеленая бригада с помощью красно-белой сигнальной ленты закрывает завод, где был выброс и накладывает штраф (имитированное место). После выполнения задания, ребята с диспетчером проговаривают причины и профилактику данной ситуации.

Задание №2 «Взрыв газа, обрушение здания, пожар»

Задание для всех бригад. Каждая бригада с диспетчером обговаривает пути устранения. Синяя и красная бригада через завалы (полоса препятствий, сделанная из сигнальной ленты по типу паутины) добираются до места. Пожарные тушат место, спасатели ищут пострадавших и эвакуируют их тем же путем через полосу препятствий. Зеленая бригада осматривают место и делают выводы о возможных причинах и профилактике.

Задание №3 «Пожар в доме через реку, эвакуация пострадавшего»

Задание для синей, красной и белой бригады.

Каждая бригада с диспетчером обговаривает пути устранения. Задание усложняется переправой через реку. С помощью плотов (упражнение с помощью 2 обручей), их может быть несколько, спасатели добираются до места. Пожарные тушат, спасатели взламывают дверь и эвакуируют пострадавшего, доктор оказывает первую помощь. Затем, тем же путем эвакуируют пострадавшего в безопасное место. После выполнения задания дети проговаривают возможные причины и профилактику.

 

Задание №4 «Пожар в лесу»

Задание для красной и синей бригады. Каждая бригада проговаривает правила поведения при пожаре и варианты устранения, затем красная бригада тушит с помощью игрового набора «Пожарный», синяя эвакуирует животных с помощью упражнения «Переберись от одного края к другому» (животные-игровые макеты или дети с масками по желанию)

Задание №5 «Мальчик играл в парке и порезал ногу о железную банку, очень много мусора»

Задание для зеленой и белой бригады. Каждая бригада проговаривает правила поведения в парке и при порезе, затем зеленая бригада убирает и сортирует мусор в баки, белая оказывает первую помощь с помощью набора «Доктор» (зеленку заменяем зеленым фломастером, пластырь и бинт настоящие). После выполнения проговариваем причины и профилактику ситуации.

Задание №6 «Мальчик испугался бродячей собаки и застрял на дереве»

Задание для белой, синей бригады и зеленой. Каждая бригада проговаривает правила поведения при встрече с бездомным животным и варианты решения, затем синяя бригада снимает мальчика с дерева(куклу) с помощью веревки-страховки, белая обрабатывает ушибы, зеленая доставляет животное в приют и ухаживает за ним (кормит, делает вакцину).

С диспетчером ребята проговаривают причины и предупреждение данной ситуации, получают жетон.

Задание №7 «Загрязнение реки».

Задание для зеленой и синей бригады. Каждая бригада проговаривает пути устранения, затем синяя и зеленая бригада собирают с помощью обруча, привязанного на веревку весь мусор, зеленая- наливает в реку специальный эко-раствор, чтобы улучшить состояние реки. (Река- импровизированное место, понятное детям). После выполнения, ребята с диспетчером проговаривают причины и профилактику данной ситуации. Команда получает жетон.

Сборник игровых ситуации для сюжетно-ролевой игры

«Спасатели родного края. Восстановление природы»

(настольный вариант сюжетно-ролевой игры)

Задание №1 «В городе исчезли птицы»

Ребятам предлагается макет города без растений, с заводом, черное загрязненное озеро (из цветной бумаги), много мусора по городу.

Макет могут заранее в игровой форме построить дети или сам педагог

Задание для зеленой и синей бригады. В городе ЧС. Озвучивается ситуация. Каждая бригада проговаривает пути устранения сложившейся ситуации, затем синяя и зеленая бригада восстанавливают экологию города: вырезают из цветной бумаги голубые озера, заменяя ими черные; убирают мусор, создают очистные сооружения на завод, высаживают деревья и кусты, акцентируя зону вдоль дорог. После устранения воспитатель дает птичек и ребята их размещают в городе по своему устранению. Задание выполнено. Все команды получают знак отличия-флажки.

Задание №2 «В городе наводнение»

Ребятам предлагается макет города с маленькими человечками и животными

Макет могут построить строители, педагог или все ребята.

В городе ЧС. Озвучивается ситуация. Каждая бригада проговаривает алгоритм действий в этой ситуации (звонок112, действия, сигнальные действия) ситуации, затем синяя и зеленая бригады выполняют эвакуацию людей в безопасное место с помощью обговоренного транспорта, заранее по алгоритму ребята подняли всех пострадавших выше уровня земли. Пострадавшие спасены. Все спасатели награждены за мужество и отвагу.

Примечание: сборник будет постоянно дополняться новыми заданиями такими как- «В городе много бродячих животных», «В реке запрещено купаться», « Лисы в городе», «Смог над городом» и мн.др..

Техническое оснащение

  1. Повязки белого, синего, зеленого, красного цвета (можно заменить на значки или эмблемы)
  2. Флажки для награждения команд (можно заменить другими предметами)
  3. Костюмы: доктора, пожарных, МЧС, экологов- по желанию
  4. Куклы, игрушечный щенок, игр.корм для него, набор ветеринара и импровизированный приют
  5. Набор доктора (бинт, зел. фломастер, шприц), набор спасателя (инструменты, веревка2,3шт., обручи от 4шт), набор пожарного, сигнальная лента
  6. ДИ набор «Город» для построения города на столе, который включает кубики, машинки, зеленые насаждения, имитацию завода и очистных сооружений, мелкие животные птицы, человечки, лодки, вертолет. Цветная бумага, ножницы. Бумажный мусор.
  7. Баки для разделения мусора, эмитированный мусор


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Экологический театр и экологическая агитбригада как инновационная форма работы по экологическому образованию дошкольников».

« Экологический театр и экологическая агитбригада как инновационная форма работы по экологическому образованию дошкольников»....

Картотека экологических игр и упражнений для педагогов. Экологических игр и упражнений по формированию экологической культуры у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.

Картотека экологических игр и упражнений для педагогов. Экологических игр и упражнений по формированию экологической культуры у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста....

Консультация для педагогов «Методика проведения экологических бесед с дошкольниками» Экологические беседы Экологические беседы принято делить на следующие виды: установочные, эвристические и итоговые Установочная беседа помогает воспитателю собрать вниман

Консультация для педагогов «Методика проведения экологических бесед с дошкольниками»Экологические беседыЭкологические беседы принято делить на следующие виды:установочные, эвристические и итоговыеУста...

"УНДИНА" фея воды - экологическая сказка для детей средней группы. "РУЧЕЁК"- стихотворение экологического содержания. "УНДИНА"- экологическая сказка для детей младшей группы. Подмосковье г.Красногорск 2017г.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СКАЗКА«УНДИНА»(средняя группа)       Жила-была на свете фея водной стихии, дух воды - Ундина. В те времена везде на Земле была только вода. И бы...

Конспект по экологическому воспитанию в средней группе Тема. «Экологический светофор» Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариантов взаимодействия с ней.

Конспект по экологическому воспитанию в средней группеТема. «Экологический светофор» Цель:Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариа...

Конспект занятия по экологическому воспитанию подготовительной группе. Наблюдение за деревьями на экологической тропе. Тема «Наблюдение за деревьями на экологической тропе детского сада»

Учить наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях. Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны (увеличивается день, с...

Мастер-класс по экологическому воспитанию Тема: «Экологическая игрушка – «Травянчик», как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»

Тема мастер-класса:  «Экологическая игрушка - Травянчик, как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»Цель мастер - класса: распространение и передача...