"Свойства воздуха"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Пинчук Александра Александровна

Подвести к пониманию того,что воздух есть вокруг нас и внутри нас .

Дать представления  о том,что  он облодает свойствами(невидим,легкий),а также дать представление о том, что  ветер- это  движение воздух.

Спрасобствовать  овладению некоторыми способами  обнаружения воздуха.

Дать представления о значении воздуха для всего живого на Земле.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательному развитию

опытно-экспериментальной деятельности

Тема: «Свойства воздуха»

старший дошкольный возраст 

Подготовила: А. А. Пинчук,

воспитатель

МКДОУ Сортавальского МО РК д//с 23

Цель: Формирование у детей представлений о воздухе.

Задачи:

- расширить знания детей о воздухе;

– подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;

– дать представление о том, что он обладает свойствами (невидим, лёгкий), а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха;

– способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;

– дать представление о значении воздуха для всего живого на Земле.

– развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность;

– развивать интерес к познавательно-исследовательской деятельности.

– воспитывать бережное, позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать некоторыми доступными способами.

Материал и оборудование: полиэтиленовые мешочки (по количеству детей); стаканчики с водой, коктейльные трубочки (по количеству детей); веера (по количеству детей); воздушный шарик без рисунка, надутый гелием; иллюстрации с изображением зверей, птиц, рыб, насекомых, деревьев, кустарников, цветов, человека; карточки правила в лаборатории: карточки с выводами о опыте; чудесный мешочек для рефлексии; шапочки на каждого ребенка; белый халат для воспитателя

Ход занятия:

Организационный момент

Воспитатель: Ребята, посмотрите, у нас гости. Давайте с ними поздороваемся.

Дети: Здравствуйте.

 Воспитатель: Ребята, давайте поприветствуем друг друга.

Собрались все дети в круг,

 Ты мой друг и я твой друг.

 Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Сюрпризный момент:

За окном воздушный шарик. Воспитатель обращает внимание детей

Воспитатель: – ребята, смотрите, кто это там за окном?

(ответы детей - Воздушный Шарик)

-Да, это шарик прилетел к нам в гости. Смотрите, стучит, просится к нам в группу. Хотите, чтобы он залетел к нам в гости?

(ответы детей - Да!)

- Ребята, смотрите, вот он, шарик. Улыбается, он так рад вас видеть. А вы рады шарику? А какого, он цвета?

Как его еще называют?

(ответы детей - воздушный)

- Правильно, а как вы думаете, почему его называют воздушный?

(потому что внутри воздух)

- Молодцы!

- А как вы думаете, для чего нам воздух??

(Ответы, предположения детей)

- Правильно. Воздух нужен нам, чтобы дышать.

- А если мы не будем дышать, что с нами произойдет?

(Ответы детей)

- правильно, ребята, без воздуха жить нельзя.

Воспитатель: сегодня мы с вами будем говорить о воздухе, его свойствах.

А чтобы нам все узнать нам надо отправиться в лабораторию.

- Как вы думаете, что делают в лаборатории? Правильно, проводят опыты. Хотите мы тоже с вами станем лаборантами (ответы детей)

Тогда надевайте шапочки, я надену халат.

- Раз, два, три в лабораторию иди.

В каждой лаборатории, есть свои правила. В нашей они очень простые и их легко запомнить (показываю карточки с правилами и закрепляю на мольберте).

Воспитатель: Теперь мы с вами готовы приступить к опытам.

- давайте посмотрим внимательно на мольберт и назовем, кому на нашей планете нужен воздух.

(на мольберте иллюстрации с изображением птиц, рыб, деревьев, цветов, зверей, травы, насекомых, человека, воспитатель указывает на иллюстрации, дети называют.)

- Вот видите, ребята, как много мы назвали растений, животных и, конечно, человека. Всем нам нужен воздух.

- Какой можно сделать вывод? Ответы детей (вывод вывешивается на мольберте)

Воспитатель: - ребята, Шарик спрашивает у вас: есть ли воздух в нашей группе? Как вы думаете? (Ответы детей)

- Ребята, давайте покажем шарику, как можно обнаружить воздух.

- Посмотрите, ребята, внимательно видите ли вы воздух?  (ответы детей)

- Как же узнать, есть ли воздух вокруг нас? (ответы, предположение детей) Да, сделать, это очень просто. Мы будем воздух ловить. Возьмите в руки пакет, и попробуем поймать воздух. Повторяйте за мной:

- Раз, два, три, лови!

(делают движения открытым пакетом снизу-вверх и сверху вниз).  А теперь закручиваем наш пакет.

- Какой он стал? (Большой, выпуклый, он раздулся)

- Почему? Разве мы что-то положили внутрь пакета?  (ответы детей - нет)

- А что же тогда в пакете? (ответы детей - воздух)

- Правильно, внутри пакета воздух. Мы с вами его поймали. Давайте теперь выпустим воздух.

- А еще поймаем воздух?? (ответы детей - да!)

- Раз, два, три – лови!

- Что мы с вами поймали? (ответы детей - воздух)

- Правильно, воздух.

- А смогли мы его увидеть? (ответы детей - нет)

- Если воздух нельзя увидеть, значит, он какой? (ответы детей - невидимый, прозрачный)

- Какой можно сделать вывод? Ответы детей (вывод вывешивается на мольберте)

Давайте его теперь выпустим. Пусть летит. Ведь он всем нужен.

Дыхательная гимнастика:

Подуем на плечо, подуем - на другое.

Нас солнце горячо пекло дневной порою,

А теперь на облака и остановимся пока.

Воспитатель:

- Ребята , мы с вами выяснили, что воздух нельзя увидеть,

- Как вы думаете,  его можно почувствовать? (ответы детей - да)

- Хотите почувствовать воздух?

- Возьмите веер и помашите на себя. Что вы чувствуете? (ответы детей - ветерок)

- Правильно. Ветер – это движение воздуха. Если воздух движется медленно, то ветер слабый, а если воздух движется быстро, то ветер становится сильным.

Предлагаю вам поиграть. Сделаем слабый ветер. Помашите на себя. А теперь подул сильный ветер! (играют 2 раза)

- Что мы с вами сейчас делали? (ответы детей - махали веером, что бы почувствовать ветерок)

- Кто мне скажет, ветер — это что? (ответы детей, предположения)

Воспитатель: Правильно, движение воздуха.

-Какой можно сделать вывод? Что воздух есть вокруг нас.  Мы его не увидели, но смогли почувствовать.

 - А как вы думаете, есть ли воздух внутри нас? (ответы, предположения детей)

- Сейчас мы проверим. Перед вами стаканчики с трубочками. Подвиньте их поближе и подуйте в трубочки.

- Что произошло? Что появилось в стаканчике? (ответы детей - появились пузырьки)

- Мы выдыхаем в трубочку воздух и в воде он виден в виде пузырьков. В каждом пузырьке находится воздух.

Воспитатель: Если в воде появились пузырьки - что это означает?

Дети: в воде появился воздух.

Воспитатель: Правильно пузырьки - это воздух.

- Сейчас мы с ними поиграем.  Игра называется «Кипящий чайник»

- Вы знаете, когда вода нагревается – она бурлит.  Мы с вами сейчас превратимся в чайники и будем кипятить воду. Когда я скажу «чайник нагревается» – нужно дуть в трубочку потихоньку, что бы было мало пузырьков, а когда я скажу «чайник кипит» – нужно дуть сильно, чтобы вода бурлила, было много пузырьков. Щеки надувать нельзя.

Рефлексия:

Воспитатель: Вам понравилось быть лаборантами и проводить опыты? (ответы детей)

 -Что мы сегодня узнали о воздухе?

 Ответы детей:

  1. Воздух прозрачный.
  2. Воздух легкий.
  3. Воздух невидимый.
  4. Мы не можем его почувствовать руками

- Что вас удивило? (ответы детей)

- Что было трудно выполнить? (ответы детей)

- Что получалось легко? (ответы детей)

- О чем вы расскажете дома родителям? (ответы детей) 

Ребята, шарик дарит нам своих друзей! (раздаю шарики детям)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цель: Уточнить и расширить знания детей о воздухе, познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения, продолжать знакомить с органами дыхания. Помочь детям понять, что загрязнение воздуха влияет на здоровье человека. Расширять и активизировать

ull; Закреплять умение работать в техниках рисования ватными палочками, смятая бумага, печатки из картофеля, рисование ладошкой.• развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук, мы...

Воздух. Свойства воздуха!

Исследовательская работа...

Методическая разработка «Воздух вокруг нас.Свойства воздуха» (в помощь воспитателям)

Важное значение для познавательного развития детей имеет воспитание интереса к окружающему миру и бережного отношения к природе.Необходимо расширять представления детей о значимости воздуха в жизни че...

Открытое занятие в средней группе «Воздух. Свойства воздуха»

Данный конспект расчитан для детей среднего дошкольного возраста...

Воздух. Знакомство со свойствами воздуха.

Занятие с детьми второй младшей группыВоздух. Знакомство со свойствами воздуха....

Воздух. Знакомство со свойствами воздуха

Воздух. Знакомство со свойствами воздуха (продолжение)...

Воздух. Знакомство со свойствами воздуха 3.

Занятие с детьми второй младшей группыВоздух. Знакомство со свойствами воздуха 3....