Конспект проведения образовательной деятельности познавательное развитие с детьми старшей группы.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Формирование целостной картины мира познавательно – экологического направления в старшей группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nablyudenie_s_obektami_zhivoy_i_nezhivoy_prirody.docx18.13 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект проведения образовательной деятельности познавательное развитие с детьми старшей группы.

Тема: «Наблюдение с объектами живой и неживой природы»

Цель: Формирование целостной картины мира познавательно – экологического направления в старшей группе.

Задачи:

Образовательные: учить различать природу и не природу, называть объекты живой и неживой природы;

Развивающие: развивать мышление, речь, пространственное воображение, память, зрительное восприятие;

Воспитательные: воспитывать любовь и интерес к природе, умение сопереживать; развитие игровой деятельности детей.

Ход наблюдения:

(встреча детей со сказочным героем Чиполино в уголке природы)

В: Посмотрите, ребята, кто находится рядом с нами в уголке природы, кто нас окружает?

(ответы детей)

В: Обратите внимание, к нам в уголок природы пришел сказочный персонаж мальчик-луковка Чиполино. Мы знаем его по сказке Дж. Родари «Приключения Чиполино». Это жизнерадостный, веселый мальчик. Он помогает своим друзьям, всегда спешит на помощь, если в нём нуждаются. Но сейчас Чиполино плачет. Что же случилось?

Ч: Я сейчас один, никому не нужен. Только я появляюсь, у людей наворачиваются слёзы. Мне так грустно!

В: Ребята, давайте поможем ему. Посмотри, Чиполино, какая у тебя красивая луковичная голова, на ней распускаются зелёные листья. Ты похож на растения, которые растут в нашем уголке природы. Они очень важные жители нашего дома! Ребята, давайте узнаем вместе с Чиполино о том – кто такие растения и другие объекты природы, которые нас окружают, и той роли, которую они играют в нашей жизни.

В: Посмотри мой милый друг,

Что находится вокруг

Небо светит голубое

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет

Тучка в небе проплывает

Поле, речка и трава

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса

Человек и время года-

Это всё вокруг….

(ответы детей)

В: О каких объектах и явлениях природы, говорится в этом стихотворении?

(ответы детей)

Ч: А я давно дружу с растениями и о других природных объектах много знаю. Все то, что окружает человека и не сделано его руками, называется объектами природы.

В: Ребята, рассмотрите плакат «Окружение человека» и расскажите Чиполино, что изображено на плакате (на плакате изображены объекты живой и неживой природы, изделия и постройки, природные явления) .

Ч: Какие объекты живой природы изображены на плакате?

(ответы детей)

В: Знаете ли вы, ребята, что объекты живой природы дышат, питаются, растут, размножаются. Ребята, давайте, изобразим объекты живой природы, которых мы видим на рисунке. (Дети имитируют движения растений и животных) .

Ч: Какие объекты неживой природы изображены на плакате?

(ответы детей)

Ч: А какие ещё объекты неживой природы вы знаете?

(ответы детей)

В: Знаете ли вы, ребята, что объекты неживой природы не дышат, не питаются, не размножаются. Но мы часто замечаем, как изменяются объекты неживой природы: падает снег, идёт дождь, тает лёд. Все изменения, которые происходят с объектами неживой и живой природы, называются явлениями природы.

Ч: Какие явления природы изображены на плакате?

(ответы детей)

В: Ребята, изобразите, как кружатся листья во время листопада, снежинки во время снегопада, как дует ветер. А кто-то пускай будет пчелками, опыляющими цветки. А как разные звери запасают и прячут корм на зиму и др. (слова воспитателя сопровождаются эмоциональными движениями детей)

Ч: Ребята, а как называются объекты, которые сделаны руками человека? (это изделия и постройки) назовите их.

(ответы детей)

В: Ребята, а давайте мы с вами сейчас поиграем.

Дети встают в круг, в середине – ведущий. Он бросает мяч кому – ни будь из играющих, произнося при этом одно из четырех словосочетаний : «объекты живой природы», «объекты неживой природы», «явления природы», «объекты, сделанные руками человека». Тот, кто поймал мяч, должен назвать любой объект природы (явление природы) или объект человеческой деятельности, на который указал ведущий.

Ч: И я хочу поиграть, угадай, что у меня в руке?

Дети стоят, выстроившись в круг. Чиполино вызывает одного ребенка в центр круга, просит его закрыть глаза и кладет в его руки предмет. Смотреть на то, что лежит в руке, нельзя, предмет нужно узнать на ощупь. Ребенок называет предмет, открывает глаза и определяет к какой группе объектов («объекты живой природы», «объекты неживой природы», «явления природы», «объекты сделанные руками человека» относится названный предмет.

В: (организовывает беседу с ребятами по теме «Природа в жизни человека», используя стихотворение:

Нас в любое время года

Учит мудрая природа.

Птицы учат пению,

Паучок – терпению.

Пчелы в поле и в саду

Обучают нас труду

И к тому же в их труде

Всё - по справедливости.

Отражение в воде

Учит нас правдивости.

Учит снег нас чистоте,

Учит солнце доброте.

И при всей огромности

Обучает скромности.

У Природы круглый год

Обучатся нужно

Нас деревья всех пород,

Учат крепкой дружбе.

Ребята, чему учит нас природа?

(ответы детей)

В: (игра размышление) Ребята, возьмите в руки яблоко и скажите: «Всё яблоко – это наша планета Земля». На планете Земля живут разнообразные живые организмы (объекты живой природы).

Три четверти поверхности Земли занимает вода (с этими словами разделите яблоко на четыре части и три из них уберите). Одна четвертая поверхности Земли – суша. Разделите эту четвертушку на две восьмушки. Одна восьмая поверхности Земли составляет ту сушу, на которой почка отсутствует. Это Антарктида, высокие горы, пустыни ит. д. Оставшаяся одна восьмая поверхности Земли покрыта почвой, но часть этой территории занята городами, поселками, дорогами и т. д.

Если эту восьмушку разделить еще на четыре части, то только одна часть будет представлять собой ту поверхность суши, которая покрыта плодородными почками. Но почка – это только тонкий слой земной коры. Это тонкая кожура яблока. Берегите нашу Землю!

Три клада у природы есть:

Вода, земля и воздух – три её основы.

Какая бы не грянула беда –

Целы они – жизнь возродится снова.

В: Ребята, давайте с вами отдохнем и поиграем в игру.

«Ходят капельки по кругу»

Эта игра интересная и волшебная. Для этого нужно превратиться в маленькие капельки дождя. (Звучит музыка, напоминающая дождь) воспитатель произносит волшебные слова и игра начинается.

Воспитатель говорит, что она – мама Тучка, а ребята - её детки капельки, им пора отправляться в путь. (Музыка) капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Мама Тучка показывает, что им делать.

Полетели капельки на землю…. Попрыгаем, поиграем. Скучно им стало по одиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками. (Капельки составят ручей, взявшись за руки.) Встретились ручейки и стали большой рекой. (Ручейки соединяются в одну цепочку.) Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла – текла речка и попала в океан (дети перестраиваются в хоровод и движутся по кругу). Плавали – плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали Капельки лёгкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются и вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке. Молодцы, Капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротники не лезли, не брызгались. Теперь с мамой побудьте, она без вас соскучилась.

Игра «Барометр настроения»

В: Ребята, что интересного было для вас сегодня на занятии? Что бы вы хотели ещё узнать об объектах природы? Ваши пожелания!

По окончании занятия детям, предлагается выбрать лицо человечка (если занятие понравилось – улыбающееся; не очень понравилось – с прямым ртом; не понравилось – грустное) и карточку с цветом.

В: Ребята, давайте вернемся в группу, скажем «спасибо! » Чиполино за интересное общение. Мы с ним ещё встретимся!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности познавательное развитие (ФЭМП) в старшей группе

Доминирующая область: «Познавательное развитие». ФЭМП.Интеграция  образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие»,  «Речевое развитие».Инте...

Конспект непосредственно образовательной деятельности познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Здоровье – это богатство!»

Систематизировать представления детей о человеке, здоровье, способах его сохранения и здоровом образе жизни.Закрепить представления детей о значимости режима дня, о том какая еда полезна, какая вредна...

Конспект непосредственно образовательной деятельности познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Зимовье зверей»

Формировать представление о том, что дикие животные приспосабливаются к изменениям погодных условий.Познакомить с особенностями диких животных (их детенышей), впадающих в спячку, а также с теми, кто в...

Конспект непосредственно образовательной деятельности познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Что такое дружба!»

Формировать у детей оценочное отношение к поведению людей и своему собственному используя сказки.Обобщить и расширить представление детей  о понятиях,  как друг, дружба, подбирать определени...

Конспект проведения образовательной деятельности познавательное развитие с детьми старшей группы. Тема: «Наблюдение с объектами живой и неживой природы»

Конспект проведения образовательной деятельности познавательное развитие с детьми старшей группы.Тема: «Наблюдение с объектами живой и неживой природы» Цель: «Формирование целос...

Сценарный конспект непосредственной образовательной деятельности познавательному развитию для детей старшей группы «Поможем Роботу».

Цель: Установление свойств и качеств металла через экспериментальную деятельность и составление сериационного ряда картинок со свойствами и качествами металла для оказания помощи Роботу.Задачи:Рассмот...

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Познавательное развитие» ФЭМП в старшей группе «Путешествие в математическую страну»

Цель: Формирование элементарных математических представленийЗадачи:Образовательная:Способствовать закреплению представления детей о геометрических фигурах (различать и сравнивать их по свойствам);Спос...