Конспект интегрированного мероприятия с детьми дошкольного возраста по познавательному развитию (с включением наблюдения на прогулке за объектами живой/неживой природы
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Суркова Полина Сергеевна

Цель: Ознакомление с объектом неживой природы – радугой, посредством наблюдения и проведения опытно-экспериментальной деятельности

Задачи:

Образовательная: обогатить и систематизировать представления детей о природном явлении «радуга», ее свойствах и способах получения

Воспитательная: воспитывать эстетические чувства, обращая внимание на красоту природных явлений.

Развивающая: закрепить знания детей о цветах радуги, выучить с детьми стихотворение для более успешного запоминания последовательности расположения цветов, расширять и активизировать словарный запас детей (преломление, отражение, спектр, радужная, двойная)

 

Дополнительные задачи по экспериментированию: научиться создавать радугу самостоятельно

Предварительная работа (подготовительный этап наблюдения): рассматривание иллюстраций о природном явлении – радуга, беседа о радуге

Выносной материал: для подвижных игр: флажки, шнурок, мяч, мелки

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nablyudenie_za_radugoy_i_eksperiment.docx26.77 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного мероприятия с детьми дошкольного возраста по познавательному развитию (с включением наблюдения на прогулке за объектами живой/неживой природы и экспериментальной деятельности). с детьми старшего дошкольного возраста

Цель: Ознакомление с объектом неживой природы – радугой, посредством наблюдения и проведения опытно-экспериментальной деятельности

Задачи:

Образовательная: обогатить и систематизировать представления детей о природном явлении «радуга», ее свойствах и способах получения

Воспитательная: воспитывать эстетические чувства, обращая внимание на красоту природных явлений.

Развивающая: закрепить знания детей о цветах радуги, выучить с детьми стихотворение для более успешного запоминания последовательности расположения цветов, расширять и активизировать словарный запас детей (преломление, отражение, спектр, радужная, двойная)

Дополнительные задачи по экспериментированию: научиться создавать радугу самостоятельно

Предварительная работа (подготовительный этап наблюдения): рассматривание иллюстраций о природном явлении – радуга, беседа о радуге

Выносной материал: для подвижных игр: флажки, шнурок, мяч, мелки

Ход прогулки:

Этапы прогулки

Содержание деятельности

Самостоятельная игровая деятельность

Рисование мелками на асфальте, игры с мячом

Индивидуальная работа

Упражнять в быстром беге Дашу, Костю, Марину

Совершенствовать навыки бросания мяча в цель у Кости, Арины, Кати

Трудовая деятельность

Труд. «Уборка в песочнице после игр»

Цель: закрепление у детей знания о том, что нужно убираться за собой после игры

Двигательная активность

Подвижная игра 1: «ПТИЧКИ И КОШКА»

Цель: Развитие у детей решительности, упражнять в беге с увертыванием.

Описание: На земле чертится круг или кладется шнур со связанными концами. Воспитатель выбирает ловишку который становится в центре круга. Это кошка. Остальные – птички, находятся за кругом. Кошка спит, птички влетают за зернышками в круг. Кошка просыпается, видит птичек и ловит их. Все птички вылетают из круга. Тот, кого коснулась кошка, считается пойманным и идет на середину круга. Когда поймают 2-3 птичек – выбирается новая кошка.

Правила: Кошка ловит птичек только в кругу.

                Кошка может касаться птичек, но не хватать их.

Варианты: Если кошка долго не может никого поймать, добавить еще одну кошку.

Подвижная игра 2: «ЧЕРЕЗ РУЧЕЕК»

Цель: Развитие у детей ловкости, упражнять в прыжках на обеих ногах, в равновесии.

Описание: Все играющее сидят на стульях, в 6 шагах от них кладутся 2 шнура, расстояние между ними 2 метра – это ручеек. Дети должны по камушкам – дощечкам перебраться на другой берег не замочив ног. Дощечки положены с таким расчетом, чтобы дети могли прыгнуть обеими ногами с одного камушка на другой. По слову «Пошли! » 5 детей перебирается через ручеек. Тот, кто оступился, отходит в сторону – «сушить обувь». Все дети должны перейти через ручей.

Правила: Проигравшим считается тот, кто вступил ногой в ручеек.

                Перебираться можно только по сигналу.

Варианты: Увеличить расстояние между шнурами, обходить предметы, перебираясь на другой берег. Прыгать на одной ноге. 

Подвижная игра 3: «ЦВЕТНЫЕ АВТОМОБИЛИ»

Цель: Развитие у детей внимания, умения различать цвета и действовать по зрительному сигналу. Упражнять детей в беге, ходьбе.

Описание: Дети сидят вдоль стены, они автомобили. Каждому дается флажок какого – либо цвета. Воспитатель стоит лицом к играющим, в центре. В руке – 3 цветных флажка, по цветам светофора. Поднимает флажок, дети, имеющие флажок этого цвета, бегут по площадке в любом направлении, на ходу они гудят, подражая автомобилю. Когда воспитатель опустит флажок, дети останавливаются, и по сигналу «Автомобили возвращаются!» - направляются шагом в свой гараж. Затем воспитатель поднимает флажок другого цвета, но может поднять и 2, и все 3 флажка вместе, тогда все машины выезжают из гаража.

Правила: Выезжать из гаражей можно только по сигналу воспитателя, возвращаться в гараж тоже по сигналу.

Если флажок опущен, автомобили не двигаются.

Наблюдение за радугой

Этапы наблюдения

Деятельность педагога

Предполагаемая деятельность и ответы детей

Мотивационный этап наблюдения

Дождик с Солнцем смастерил

Мост высокий без перил.

От чудесного моста

Всему миру красота (Радуга)

Ребята, о чем эта загадка?

Совершено верно. Это радуга.

Ребята, а как появляется радуга?

- о радуге

Дети предполагают, как появляется радуга

Основной этап наблюдения

Когда через дождь просвечивают солнечные лучи, мы иногда видим радугу. Такую же красивую как сейчас. Это происходит потому, что дождевые капли разлагают свет на разные цвета, происходит игра света, его преломление.

Цвета в радуге всегда расположены в одном и том же порядке.

Посчитайте, пожалуйста, сколько цветов в радуге.

Назовите их по порядку.

Правильно ребята. Молодцы. А лучше запомнить цвета вам поможет стихотворение:

«Каждый охотник желает знать где сидит фазан», Первая буква каждого слова обозначает первую букву цвета.

Давайте все вместе повторим его.

Ребята, а какую форму имеет раду?

Верно, с земли радуга напоминает дугу, но, если подняться немного выше, например с самолёта радуга уже будет в форме круга.

А знаете почему?

Потому что капля дождя имеет в основном круглую форму.

Вот какая загадочная радуга.

Радуга появляется только тогда, когда на улице идёт дождь и светит солнышко. Если встать спиной к солнцу и лицом к дождю, то можно увидеть радугу.

Но вот на нашем экране ещё одно удивительное явление – двойная радуга.

Как вы думаете, так бывает?

На самом деле, такое явление можно увидеть в природе. Конечно, очень редко такая красота появляется на небе, но бывает. Нижняя радуга более яркая, вторая над ней, посветлее. Первая – главная, вторая побочная. Главная радуга начинается с фиолетового цвета, а выпуклая её спинка – красная. Побочная радуга, что повыше наоборот начинается с красного цвета, и её выпуклая спинка фиолетовая.

Такое явление бывает очень редко, когда лучики солнышка на своём пути отражаются два раза – например, первый раз от зеркальной поверхности озера и второй раз от капель дождя. Как только дождик начинает заканчиваться, радуга блекнет, как бы размывается по небу, а после окончания дождя и вовсе исчезает.

Вот как интересно в природе всё устроено.

-7

Дети называют цвета по порядку

Дети повторяют стишок

-Форму дуги

Дети предполагают бывает такое или нет

Заключительный этап наблюдения

Ребята, сегодня мы узнали много нового и интересного, скажите:

- Что такое радуга?

- Без чего не бывает радуги?

- Радуга на небе может быть только одна?

- Откуда появляется радуга?

- Назовите цвета радуги

- Как можно быстро и интересно запомнить цвета радуги?

Какие вы молодцы!!! У вас всё получилось!

- Это природное явление, это игра света, его преломление.

- без солнца и дождя

- нет, их может быть 2

- В результате преломления солнечных лучей в каплях воды во время дождя на небе появляется разноцветная дуга.

- дети называют цвета радуги

- с помощью стишка (повторяют стих)

Опытно-экспериментальная деятельность

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Организационно – мотивационный этап

Создать проблемный вопрос, заинтересовать детей

Ребята, а как вы думаете, можем ли мы сами создать радугу в группе, без помощи дождя и солнышка?

Форма: групповая

Методы: Словесный

Дети предполагают можно ли создать радугу самостоятельно

Дети замотивированы

2.

Основной этап

2.1.

Этап постановки проблемы

Вспомнить как получается радуга в природе и узнать, можно ли сделать ее самостоятельно

  И так ребята, давайте же вспомним, как же появляется радуга?

- Правильно ребята

- но оказывается радуга — это не только природное явление, потому что все вместе мы сможем создать свою маленькую радугу в группе

Давайте проведем небольшой эксперимент и узнаем получится ли у нас радуга!

Форма: групповая

Методы: Словесный (беседа)

- Радуга появляется потому, что свет солнца преломляется в дождевых каплях

-Давайте!

Дети вспоминают как появляется радуга и готовы преступить к эксперименту

2.2.

Этап ознакомления с материалом

Узнать, что необходимо, для проведения эксперимента

В общем, для создание маленькой радуги в группе нам понадобится зеркало (с его помощью у нас будет происходить преломление света), Белый лист бумаги, небольшая емкость с водой (она послужит нам каплей воды) и фонарик (будет нашим искусственным солнышком).

Форма: групповая

Методы: практический (эксперимент), словесный (объяснение)

Средства: демонстрационные (все для эксперимента)

Дети слушают воспитателя

Дети готовы к практическому этапу

2.3.

Этап практического решения проблемы

Решение проблемного вопроса

В емкость с водой ставим зеркало (не на дно) и светим на него через воду фонариком.

На белом листе бумаге у нас появляется радуга, если светить под правильным углом

Форма: групповая

Методы: практический (эксперимент), словесный (объяснение)

Средства: демонстрационные (все для эксперимента)

Дети выполняют эксперимент

Дети, выполняя эксперимент, узнали, что можно сделать радугу самостоятельно

3.

Заключительный этап

рефлексия

Ребята, мы с вами настоящие волшебники, ведь у нас получилось сделать такое чудо, которое, казалось бы, может сделать только природа.

Простой был эксперимент?

А что вам больше всего понравилось?

Форма: групповая

Методы: словесный

Дети рассказывают свои впечатления о эксперименте

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект как форма планирования образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по познавательному развитию "Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста"

Система, направленная на восприятие окружающего мира, называется сенсорной (чувствующей), а формированию полноценного восприятия окружающего мира служит сенсорное воспитание....

Конспект интегрированного мероприятия с детьми младшего возраста "Путешествие в волшебный лес"

Данное мероприятие разработано и реализованно с детьми второй младшей группы. В нем отражается математическое , художественно - эстетическое и коммуникативное  направление....

Конспект педагогического мероприятия с детьми подготовительной группы по познавательному развитию «По дороге к знаниям». (квест-игра)

Конспект педагогического мероприятия с детьми подготовительной группы по формированию элементарных математических представлений с использованием танграма, лего-схем, игр в настольной песочнице, п...

Конспект ООД с детьми дошкольного возраста по познавательному развитию на тему "Прогулка по весеннему лесу"

1)Цель ООД: Воспитывать у детей интерес к жизни леса, умение вести себя в лесу. Познакомить детей с новым приемом рисования.2) Задачи:- обучающие(развивать память, связную речь, творческие способности...

Конспект интегрированного занятия с детьми дошкольного возраста (4-5 лет) С ТНР "Прогулка в зимний парк"

Эффективность коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности во многом зависит от преемственности в работе логопеда и других специалистов. Структура интегрированных занятий отл...

Конспект педагогического мероприятия с детьми раннего возраста по познавательному развитию на тему: "Транспорт"

Конспект педагогического мероприятия с детьми раннего возраста по познавательному развитию на тему: "Транспорт"...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по познавательному развитию « Прогулка в осеннем парке»

Формирование у дошкольников представления об осени и о деревьях родного края...