Конспект НОД по экспериментированию «Волшебная соль» Для детей 6-7 лет
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Форма проведения: Технологии – исследовательская и игровая деятельность.

Цель: Изучить особенности соли, ее свойства, качества и применение:

  • соль состоит из кристаллов,
  • она растворяется в воде,
  • её можно раскрасить с помощью краски,
  • ей можно рисовать.

Задачи:

  1. Развивать умение обобщать, устанавливать причинно – следственные зависимости, умение делать выводы.
  2. Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли и научить использовать соль, как средство для творчества.
  3. Воспитывать любознательность, потребность в получении информации о соли и соблюдения правил поведения при проведении опытов с солью, соблюдая при этом необходимые меры безопасности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Карымкарская «СОШ»

Структурное подразделение детский сад

Конспект НОД по экспериментированию  

«Волшебная соль»

Для детей 6-7 лет

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=51ad6210cf43343092be3bd9302e732f-4349183-images-thumbs&n=13Воспитатель Зонова Е. В.

2022г.

Форма проведения: Технологии – исследовательская и игровая деятельность.

Цель: Изучить особенности соли, ее свойства, качества и применение:

  • соль состоит из кристаллов,
  • она растворяется в воде,
  • её можно раскрасить с помощью краски,
  • ей можно рисовать.

Задачи:

  1. Развивать умение обобщать, устанавливать причинно – следственные зависимости, умение делать выводы.
  2. Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли и научить использовать соль, как средство для творчества.
  3. Воспитывать любознательность, потребность в получении информации о соли и соблюдения правил поведения при проведении опытов с солью, соблюдая при этом необходимые меры безопасности.

Предварительная работа:

  1. Беседа с детьми «Что мы знаем о соли и её свойствах?»
  2. Просмотр презентации на тему: «Где и как добывают соль».
  3. Чтение художественной литературы, где речь идет о соли; пословицы, поговорки о соли, русская народная сказка «Соль».
  4. Наблюдение «Как мама использует соль?».

Ход НОД

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся (дети здороваются).

Воспитатель звонит в колокольчик и говорит:

- Колокольчик расписной нас зовет играть с тобой! Ребята, у меня сегодня хорошее настроение, я хочу с вами им поделиться.

Дети стоят в кругу

- Становитесь дети в круг

- Ты мой друг и я твой друг

- Крепче за руки держитесь

- И друг другу улыбнитесь

Воспитатель: А теперь, ребята, передайте свое хорошее настроение гостям и улыбнитесь им (дети улыбаются).

Воспитатель: Ребята, сегодня мне на электронную почту пришло письмо от Фиксиков, где они сообщают о том, что послали нам посылку.

Вот она – красивая коробочка.

Давайте посмотрим: что же в ней?

Открываю коробочку и достаю мешочек

Воспитатель: Ребята, посмотрите - здесь мешочек, посмотрим, что в нем находится?

Достаю пакетик с солью. Каждому ребенку показываю пакетик.

Воспитатель: Как вы думаете, что в этом мешочке нам прислали Фиксики?

Загадка:

Этот белый минерал,

Он на кухне генерал.

Без него супы и каша,

Не понравятся нам даже… (соль)

Воспитатель: Правильно, это соль. Для чего нужна соль? (соль необходима для жизни и здоровья человека)

Воспитатель: Где люди используют соль? (её используют для приготовления пищи)

Воспитатель: Для кого ещё соль нужна в природе? (соль нужна для животных)

Воспитатель: Молодцы, соль- это природное вещество. Соль бывает морской, пищевой, и вы правильно сказали, что её используют в пище. Соль просто необходима человеку.

  • Воспитатель: Как вы думаете, ребята, соль полезна или вредна? (соль полезна). Конечно полезна, так как, Соль – жизненно необходимый пищевой продукт, обеспечивающий нормальную жизнедеятельность организма. Ион хлора обеспечивает синтез соляной кислоты – важного элемента желудочного сока. А натрий — основной минерал в составе плазмы крови, обеспечивающий оптимальный водно-электролитный баланс. Он необходим для нормального роста, здорового функционирования мышц и нервных импульсов.

Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Соль полезна для того, чтобы ….». Я начну (мешочек с солью держу в руках).

Соль полезна для:

  1. Консервирования овощей(и передаю мешочек ребенку)
  2. Ребенок – Соль полезна и ее используют в медицине.
  3. Чтобы посолить суп.
  4. Чтобы посыпать дорожки зимой.
  5. Чтобы добавить в жаренную картошку.
  6. Чтобы посолить салат.
  7. Чтобы засолить грибы и т. д.

Воспитатель: Но и это еще не все. При помощи соли можно создавать картины. А как можно рисовать с помощью соли мы узнаем сегодня, а для начала я предлагаю вам на некоторое время превратиться в УЧЕНЫХ.

Воспитатель: Давайте произнесем волшебные слова:

ХЛОП-ХЛОП

ТОП-ТОП, ПОВЕРНИСЬ,

И В УЧЕБНОЙ, ВОЛШЕБНОЙ ЛАБОРАТОРИИ ОЧУТИСЬ!

Воспитатель: Вот, мы с вами находимся в учебной лаборатории, где проводят эксперименты и опыты.  У меня есть для вас специальная одежда. Давайте ее с вами оденем. Вот теперь мы с вами настоящие учёные.

Воспитатель: Ребята здесь находится очень много различного оборудования. Что бы правильно выполнять опыты, нужно внимательно слушать. И давайте вспомним правила безопасности.

При работе с солью надо соблюдать правила:

  1. Не трогать руками глаза.
  2. Соблюдать тишину.
  3. Не толкать соседа во время работы.
  4. Сначала посмотри, а потом повтори.
  5. Выполнил, положи на место.

Воспитатель: И так внимание:

Опыт № 1«Из чего состоит соль»

Воспитатель: Вот теперь внимательно посмотрите, перед вами тарелочка с солью. Давайте мы её рассмотрим.

Воспитатель:Что вы можете сказать о её внешнем виде? (соль похожа на порошок).

Воспитатель: Действительно, что с виду соль похожа на порошок.А теперь давайте соль рассмотрим в увеличительное стекло, через лупу.Что вы видите? (соль состоит из белых кристаллов).

Воспитатель: Какой вывод делаем? (соль состоит из маленьких камешков - кристаллов).

Воспитатель: Правильно ребята. Молодцы!А теперь продолжим изучать свойства соли. Какими еще свойствами обладает соль?Про соль говорят: «В воде родится, а воды боится».

Воспитатель: А так ли это, действительно? Как вы думаете - соль боится воды? (ответы детей)

Воспитатель: А как думает Саша, Маша и т.д.? Попробуем проверить это опытом.

Опыт № 2 «Соль растворяется в воде»

Воспитатель: У вас на столах стоят стаканы с водой. А теперь возьмите ложку соли, добавьте в стакан с водой, размешайте, что произошло с солью? (ответы детей). А ты, Маша как думаешь?

Воспитатель: Что с солью случилось (спрашиваю каждого). О чём это говорит? Ответы детей (соль растворилась).

Воспитатель: Делаем вывод, права пословица. «В воде родится, а воды боится».

Воспитатель: А как она боится воды? Правильно ребята, она в ней растворяется. Молодцы!

Воспитатель: Значит, какой можно сделать вывод? Вывод: Соль растворяется в воде.

Воспитатель: Ребята, вы наверное уже устали, давайте немного разомнемся.

Физминутка

Воспитатель:Ребята, вы отдохнули? Но, а нас с вами ждёт волшебная лаборатория.Садитесь ребята на стульчики. В этой в комнате мы с вами научимся рисовать нашей волшебной солью. Но для того что бы ей рисовать мы с вами из обычной соли должны сделать цветную.Как думаете сможем мы с вами это сделать (ответы детей).

Воспитатель: А как? У кого какие предположения есть? (ответы детей; спросить каждого ребенка).

Воспитатель: Молодцы, какие интересные способы вы придумали, чтобы разукрасить соль. А я вам хочу показать свой способ покраски соли.

Опыт № 4 «Раскрашивание соли»

(У каждого ребенка разный цвет гуаши)

https://fs01.infourok.ru/images/doc/88/105867/img4.jpg

Воспитатель: У вас у каждого находится разного цвета гуашь. А что если небольшую ложечку гуаши положить в стакан с солью и размешать, соль окрасится? (спрашиваю у детей – а как ты думаешь –каждое мнение)

Воспитатель: Я тоже думаю, что соль окрасится.Проверим через опыт.

Возьмите ложечку свою, набираем в неё гуашь и соединим с солью – лучше размешивайте.

Воспитатель:Что произошло с солью? (она окрасилась), расскажи Саша, Маша и т. д. В какой цвет? (ответ ребенка: у меня соль окрасилась в синий цвет)

Воспитатель: Какой вывод можно сделать? (соль можно покрасить)

Воспитатель: Конечно же, соль можно раскрашивать в разные цвета при помощи гуаши.

Воспитатель: Ребята мы совсем забыли про Фиксиков. Они вместе с мешочком прислали нам письмо. Давайте прочтем, о чем нам пишут Фиксики:

«Дорогие ребята, мы знаем, что вы научились разукрашивать соль в разные цвета и просим вас дорисовать картины, которые мы вам прислали. Разукрасьте земной шар разноцветными соляными цветами».

(достаю картины с земным шаром, рассматривают их)

Воспитатель: Ребята поможем Фиксикам? А вот, что бы у каждого была соль разного цвета я помогу сделать вам каждому палитру, (насыпаю каждому в тарелочку соль разного цвета, получается тарелка с разными пятнами соли).

Воспитатель: Пока я помогаю вам, вы подумайте, как украсить земной шар?

Воспитатель: Можно ли рисовать солью как кисточкой? (нет). Я вам подскажу, рисовать будем ложечками.

Воспитатель: А что же нужно сделать, что бы соль не высыпалась с картины? Как вы думаете? (ответы детей).

Воспитатель: Правильно, надо соль приклеить на земной шар клеем. А как вы будете раскрашивать свою планету пятнами или разноцветными полосками (спрашиваю у детей). А может кто-то по- другому? (ответы детей).

Воспитатель: Тогда приступайте к работе. (Индивидуальная работа во время рисования. Дети заканчивают, выходят из-за стола и встают вокруг стола перед картинами).

Воспитатель: Какие красивые получились картины. Как вы думаете Фиксикам понравятся наши картины? (ответы детей).

Воспитатель: Как вы думаете какая картина им понравится больше всего? Почему? Ответы детей.

Воспитатель: Когда они высохнут мы их отправим посылкой Фиксикам.

Звенит звонок в колокольчик!

Воспитатель: Вот и звенит колокольчик, говоря нам о том, что наше время в научной лаборатории заканчивается. Давайте вспомним, какое вещество мы с вами изучали в лаборатории сегодня? (ответы детей).

Воспитатель: С какими свойствами соли мы познакомились сегодня через опыты? (ответы каждого ребенка: скажи, Саша, полным ответом).

Обобщающий вывод воспитателя: Да, ребята! Сегодня мы с вами изучали свойства соли. Мы узнали, что соль состоит из кристаллов, что она растворяется в воде полностью. Но, самое главное мы с вами научились разукрашивать ее в разные цвета и рисовать ею.

Воспитатель: Спасибо, ребята, за работу в лаборатории! Наше пребывание в ней заканчивается, снимаем лабораторную специальную одежду.

Воспитатель: Повторяем волшебные слова:

ХЛОП-ХЛОП

ТОП-ТОП, ПОВЕРНИСЬ,

И В НАШЕЙ ГРУППЕ ОЧУТИСЬ!

Воспитатель: Вот мы и в группе, вам понравилось быть настоящими учеными и работать в научной лаборатории? А сейчас дежурные по занятиям помогут все убрать со столов.

https://images.satu.kz/82683102_w640_h640_pesok-tsvetnoj-kvartsevyj.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности с элементами экспериментирования « Волшебная соль»

Возраст воспитанников: старшая группаФорма проведения: технологии – исследовательская деятельность и игровая.Цель:  Изучить особенности соли, ее свойства, какие имеется изменение.Воспитываю...

конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования «Волшебная соль»

middot;        Беседа с детьми «Что мы знаем о соли и её свойствах?»·        Просмотр презентации на тему: &la...

конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования "Волшебная соль" в старшей группе

с помощью опытов дать детям знания об особенности  соли, её свойства, качества и применения...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования «Волшебная соль»

Форма проведения: технологии – исследовательская деятельность и игроваяОбразовательная область: «Художественно-эстетическое развитие», интеграция с образовательными областя...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования «Волшебная соль»

Ознакомление детей о различных способах применения соли, научить использовать соль, как средство для творчества; воспитание любознательность, потребность в получении информацию о соли и соблюдени...

Конспект НОД по экспериментированию "Волшебная соль" стпрший возраст

Чистая поваренная соль – бесцветное, не поглощающее влагу из воздуха, кристаллическое вещество, растворимое в воде и плавящееся при 801° С. В природе поваренная соль встречается в виде минер...

Конспект НОД в старшей группе по экспериментированию "Волшебная соль"

Конспект НОД в старшей группе по экспериментированию «Волшебная соль»Цель: изучить особенности соли, ее свойства, качества и применение.Задачи:Воспитательные : воспитывать любознательность...