Опыт работы с малышами по проекту «Дорожная азбука»
материал по обж (младшая группа)

Шагиева Инна Анатольевна

Все группы нашего детского сада работают по различным тематическим направлениям. Наша группа выбрала тему «Дорожная азбука». Кто-то скажет, что дети 3-4 лет ещё малы для изучения правил и знаков дорожного движения, но мы так не считаем. Современные дети сегодня чаще передвигаются со своими родителями на машине, чем ходят пешком. Тем самым, являясь пассажирами авто, обращают внимание на  цвета светофора, интересуются у родителей что за знаки стоят на дороге, слышат недовольства пап в адрес людей перебегающих дорогу перед едущим транспортом. Видя всё это, задают вопросы  и получают от родителей информацию. В рассказах некоторых детей можно услышать названия деталей машины (мотор, колёса, фары и др.), знания различных марок автомобилей и т.д. Значит, эта тема интересна детям этого возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dorozhnaya_azbuka.docx19.51 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы по теме «Дорожная азбука»

Все группы нашего детского сада работают по различным тематическим направлениям. Наша группа выбрала тему «Дорожная азбука». Кто-то скажет, что дети 3-4 лет ещё малы для изучения правил и знаков дорожного движения, но мы так не считаем. Современные дети сегодня чаще передвигаются со своими родителями на машине, чем ходят пешком. Тем самым, являясь пассажирами авто, обращают внимание на  цвета светофора, интересуются у родителей что за знаки стоят на дороге, слышат недовольства пап в адрес людей перебегающих дорогу перед едущим транспортом. Видя всё это, задают вопросы  и получают от родителей информацию. В рассказах некоторых детей можно услышать названия деталей машины (мотор, колёса, фары и др.), знания различных марок автомобилей и т.д. Значит, эта тема интересна детям этого возраста. Поэтому мы, воспитатели,  разработали долгосрочный проект на тему «Дорожная азбука», определили его цели и задачи:

- познакомить детей младшего дошкольного возраста c разного вида транспорта, отметить его  отличительные признаки;

-дать знания о правилах дорожного движения,  дорожных знаках, о светофоре и его назначении.

- сформировать начальные навыки безопасного поведения на дороге.  

 На первом этапе подготовки изучили методическую литературу, подобрали познавательную, художественную литературу для детей, иллюстрации, игрушки, дидактический материал по данной теме, составили план работы, конспекты НОД и бесед, сделали картотеку загадок, атрибуты для подвижных и СР игр.

Во втором этапе мы перешли к практической деятельности с детьми. Знакомство с транспортом начали с наземного, наиболее знакомого детям: рассматривали, называли их основные части, сравнивали, что есть общего у всех автомобилей, чем отличаются, определяли их назначение.

Затем познакомились с  воздушным и морским транспортом. Пополнить свой багаж знаний помогли детям:

 обсуждение ситуации «Поможем щенку добраться в гости к петушку», беседы «Правила поведения в автобусе», «Самолет», «Лодочка, плыви», НОД «Виды транспорта», рассказы воспитателя о грузовом и пассажирском транспорте.

На занятии по ФЭМП мы с ребятами учились сравнивать фигуры, возили морковку для зайчиков на грузовой машине, ездили на велосипеде в гости к зайчику по длинной и короткой дорожке.

На занятии по развитию речи обогащали словарь детей по теме «Транспорт». Описывая машину, подбирали ответы на вопрос: «Какая? Что делает?» В вечернее время читали стихи и рассказы о транспорте (Н. Найденова «Машина», Т. Волгина «Паровоз» «Скоростные машины» М.Минакова, «Едем в гости» М.Дружинина), заучивали стихотворения А.Барто «Самолёт», ««Грузовик», «Кораблик». В беседах «Транспорт - зачем он нужен?», «На чем передвигаются родители?» совершенствовали лексический запас по теме "Транспорт».

Важным приёмом в добывании знаний о транспорте стало наблюдение. Поставив задачи:  «Какие колеса у машин», «Понаблюдаем за машиной, привозящей продукты в д/с», мы с ребятами наблюдали за машинами, пробовали сравнить, размышлять, вместе делали простые выводы. Наблюдение, информация из личного опыта помогали ответить на некоторые вопросы. И если до начала проекта на наши вопросы «Какая машина?» ребята отвечали, ориентируясь на цвет и размер: « Красная - синяя, большая- маленькая». То в процессе работы в группе и дома с родителями, появились качественно новые варианты ответов – «грузовая», «легковая»,   «пассажирский транспорт», «специальный».

Игра – это удовольствие и радость для ребенка, с ее   помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение детей. Играя, ребенок может приобретать, новые знания, умения, навыки, развивать способности, даже не догадываясь об этом.

Тема «Транспорта» очень увлекла ребят. Играя с кубиками, дети сооружали из них гаражи для машин. В ходе постройки решали проблему «Как надо изменить гараж, чтобы на место   машины въехала машина выше?»

Для постройки моста, по которому двигается транспорт, дети использовали бросовый материал. Введение в игровую ситуацию вопроса: «Сможет ли большая машина проехать по узкому мосту?» подтолкнуло к поиску возможностей расширения моста.

Закрепить названия частей автомобиля помогло плоскостное конструирование из геометрических фигур. Дети с удовольствием создавали поделки по образцу и проявляли своё творчество, придумывая новый транспорт.

В продуктивную деятельность были включены занятия по лепке «Колеса  автомобиля», «Автомобиль»,  аппликации «Наклеим окна на автобус»,  где дети совершенствовали навыки и умения в работе с пластилином и бумагой.

В свободной деятельности дети использовали раскраски и трафареты «Разные виды транспорта».  

Мы проводили с детьми такие дидактические игры и упражнения: вкладыши «Транспорт», «Сложи транспорт из частей», «Цветные автомобили», «Выложи транспорт из геометрических фигур», «Найди лишнее».  Для малышей сложно было начать играть в эти игры, поэтому мы выстраивали упражнения  по принципу «от простого к сложному», предлагая задания, соответствующие способностям и возрастным особенностям ребёнка, показывали образец рассуждения. В результате таких упражнений у детей формируются и закрепляются практические навыки и умения.

Игровые ситуации: «На дороге», «Перевези груз», «Мы едем в автобусе», «Ремонт автомобилей» помогли внести разнообразие в самостоятельные игры детей, наметился переход от манипулятивной игры к ролевой.

На занятиях по физической культуре и на прогулках играли в подвижные игры: «Самолеты», «Воробушки и автомобиль».

Во время бесед, НОД использовали физкультминутки: «Автобус», «Едет, едет паровоз»; дыхательное упражнение «Плыви, кораблик»; пальчиковая гимнастика «Транспорт».

В рамках проекта мы запланировали работу по взаимодействию с родителями:

1. Вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми (беседы, просмотр видео-сюжетов, домашнее чтение по теме «Транспорт»).

2.Совместное творчество детей и родителей (изготовление транспорта из бросового материала).

3.Подготовка фотоматериалов «Ребенок и транспорт» для создания альбома.

4.Консультации для родителей по данной теме.

В результате проведенного проекта:

Прошло ещё совсем немного времени работы по данной теме, но у детей   возросла заинтересованность темой, они научились правильно называть виды транспорта, проявляют активное желание играть (приносят из дома игрушки, играют в дидактические игры), умеют организовать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний, понимают элементарные правила поведения в транспорте.

Перспектива: На основе полученных знаний в дальнейшем расширить представления о транспорте специального назначения.  Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах. Обучить детей безопасному поведению в дорожной среде   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы ДОУ по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.

Описание опыта работы ДОУ по предупреждению дорожно-транспортного травматизма доказывает важность данной работы сдетьми и родителями в ДОУ....

Методическая разработка мероприятия по Правилам дорожного движения: проект «Дорожная азбука»

Актуальность данной методической разработки возникла после проведения анкетирования среди родителей. Результаты анализа показали неутешительные данные: сами родители зачастую нарушают правила дорожног...

Проект "Дорожная азбука малышам"

На сегодняшний день остро стоит проблема популяризации уважительного отношения участников дорожного движения друг к другу. Необходимо сформировать у подрастающего поколения негативное отношение к прав...

Методические указания по работе с проектом "Дорожная азбука"

Проект предназначен для детей 5-6 лет. Главная цель работы это профилактика детского дорожного травматизма – формирование у детей навыков осознанного безопасного  поведения на улицах города....

Итоговая работа по теме: «Формирование правил безопасного поведения на дорогах у детей среднего дошкольного возраста через организацию проектной деятельности». (Проект «Дорожная азбука»)

В данной работе представлен проект по формированию правил безопасного поведения на дорогах у детей среднего дошкольного возраста. (Проект «Дорожная азбука»)...

Дорожный калейдоскоп. Опыт работы по обучению дошкольников правилам дорожного движения.

Жизненных правил много на свете,Безопасность на дороге необходимо обеспечить детям.Система работы должна быть во всёмИ будет эффективен метод и приём....

Методическое объединение №2 воспитателей старших групп Тема: Предупреждение детского дорожно- транспортного травматизма. Проект «Дорожная азбука»

Методическое объединение №2  воспитателей старших  групп Тема: Предупреждение детского дорожно- транспортного травматизма.  Проект «Дорожная азбука» Дата пров...