Кто с огнем не осторожен, у того пожар возможен"
план-конспект занятия по обж (средняя группа)
Воспитательный блок «Охрана здоровья и физическое развитие».
Тема: Кто с огнем неосторожен, у того пожар возможен!
Цель: формирование у детей навыков осторожного обращения с огнём и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности.
Задачи: - пополнить и углубить знания воспитанников о причинах возникновения пожаров, знание правил пожарной безопасности, привить навыки осторожного обращения с огнем;
- развивать самостоятельность и творческие способности детей;
- воспитывать чувство ответственности, бережного отношения к природе, к своему здоровью, жизни своей и окружающих людей.
Оборудование: картинки с ситуациями, тест на закрепление правил пожарной безопасности, слайды, кружочки зеленого, желтого, красного цветов.
Ход воспитательного занятия
I. Организационный момент
Психологический настрой
Воспитатель. Добрый день, ребята! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами! Хорошего вам настроения и успехов!
II. Основная часть занятия
1. Проблемная ситуация
Знают все: человек без огня
Не живет ни единого дня!
При огне, как при солнце, светло!
При огне и зимой тепло!
Посмотрите, ребята, вокруг:
Нам огонь - повседневный друг!
Но когда мы небрежны с огнем,
Он становится нашим врагом.
Воспитатель. Так каким же бывает огонь? Ребята, как вы думаете, огонь – друг или враг для человека?
Дети: (ответы детей).
Воспитатель. Сегодня на занятии мы будем говорить об огне и выясним, может огонь быть нашим другом или огонь – наш враг.
Воспитатель. Много веков назад люди научились добывать огонь. И с тех времен он стал верным спутником человека. Огонь - одно из самых больших чудес природы, с которым человек познакомился. Огонь дарил человеку тепло, свет, защищал от диких зверей. Он был великим помощником человека. К огню люди относились с уважением, боялись его и считали подарком богов. О нем складывались легенды. Сегодня без огня нам тоже не обойтись. И в добрых руках человека, умеющего обращаться с огнем, он тоже добрый.
2. Огонь – друг.
Воспитатель. Овладение этой величайшей стихийной силой природы дало возможность человеку обеспечить себя светом и теплом. Огонь помог ему расселиться по Земле, преодолеть неблагоприятные для жизни человека климатические условия, господствовавшие в отдельных областях земного шара.
Воспитатель. Ребята, скажите, возможна ли жизнь без огня на Земле?
Дети: (ответы детей).
Воспитатель. Я с вами согласна, ребята, без огня невозможна жизнь на Земле. Огонь согревает людей, дает им тепло. Он нужен всюду: в домах, школах, в детских садах, на заводах и фабриках, на фермах и в сельскохозяйственном производстве. Огонь плавит руду, помогая человеку получить металл. Работа двигателей внутреннего сгорания, полеты реактивных лайнеров и космических кораблей стали возможными благодаря освоению и умелому применению могучей силы огня.
3. Огонь – враг.
Воспитатель. Огонь оставил свои следы в истории всех эпох и народов. Тысячи городов и сел исчезли в гигантских языках пламени. Бесценные творения, созданные разумом и талантливыми руками предыдущих поколений, превратились в прах. Огонь сгубил миллионы человеческих жизней. По своим трагическим последствиям пожары не уступали эпидемиям, засухам и другим бедствиям.
Воспитатель. Ребята, скажите, огонь – это живое существо?
Дети: нет.
Воспитатель. Конечно, огонь – существо неживое и само наносить вред человеку не может. По каким причинам может возникнуть пожар?
Дети: (ответы детей).
4. Причины возникновения пожара.
Воспитатель. Причинами возникновения пожаров чаще всего являются:
1. Неосторожное обращение с огнем.
Когда пожар возникает от огонька:
- не затушенной спички;
- непотушенной свечи, оставшейся без присмотра;
- также причиной пожара может быть непотушенная сигарета, например, человек, заснул и не затушил сигарету, загорается дом/квартира, происходит сильное задымление, в результате человек может получить ожоги (дыхательных путей) или погибнуть.
2. Детская шалость с огнем.
Почти все дети проявляют повышенный интерес к огню, не осознавая в полной мере его потенциальной опасности, дети играют со спичками, поджигают бумагу, ради развлечения поджигают почтовые ящики, тополиный пух, оставляют непотушенными костры, совершенно не думая, к каким последствиям могут привести такие развлечения.
3. Неправильная эксплуатация электрооборудования и электроприборов.
В связи с наступлением осенне-зимнего периода люди чаще всего для согревания дома или квартиры используют камины, обогреватели. Нередко устанавливают их на небезопасном расстоянии от предметов мебели, стен. Оставляют электроприборы или электрооборудование без присмотра на длительный промежуток времени. Также включение в розетку нескольких электроприборов или использование неисправного оборудования может стать причиной пожара.
4. Газовое оборудование, оставляют газ без присмотра.
5. Правила безопасности при пожаре.
Воспитатель. Ребята, а если получилось так, что пожар все-токи возник, как надо поступить в этой ситуации? Дома произошел пожар, никого из взрослых нет дома, что вы будите делать?
Дети: (ответы детей).
Воспитатель. Давайте разберем разные ситуации при пожаре.
Твои действия в квартире, если дома нет взрослых
1. Если выйти из квартиры (помещения) невозможно.
· Плотно закрыть входную дверь.
· Дверные щели и вентиляционные отверстия заткните мокрыми тряпками.
· При задымлении помещения или повышении температуры выйдите на балкон.
· Если есть балкон, то выходите на балкон, плотно закрывая за собой балконную дверь, если нет балкона, приоткрываете окно или форточку, не создавая сквозняков.
· Вызываете пожарную охрану по номеру 01 или по единой службе спасения 112. Если нет возможности вызвать пожарных, то просите о помощи соседей или прохожих. Подаете сигналы спасателям (пожарным) через окно или с балкона ярким куском ткани и зовете их на помощь.
2. При выходе через задымленный коридор (задымленное помещение).
· Дышите через мокрый носовой платок или полотенце, закрывая нос и рот.
· Двигайтесь к выходу, пригнувшись или ползком – внизу дыма меньше.
3. При пожаре в доме (квартире).
· Оцените обстановку, убедитесь в наличии опасности и определите, откуда она исходит.
· Вызовите пожарную охрану по телефону 01 или по номеру единой службы спасения 112.
· Выбегая из квартиры, сообщите о пожаре соседям, отключите газ, электроэнергию, закройте окна и двери.
· Не пользуйтесь лифтом - его в любое время могут отключить. Кроме того, вы сами загоните себя в ловушку, так как можете «зависнуть» в лифте между горящими этажами и получить отравление угарным газом.
· Покиньте помещение, уйдите на безопасное место.
Воспитатель. Ребята, скажите, как надо вести себя при пожаре?
Дети: (ответы детей).
Воспитатель. Ребята, запомните, самое главное во время пожара – не паниковать. Вызвать пожарную охрану. В случае если возгорание не большое, то можно попробовать затушить возгорание самим. Ребята, кто скажет, чем можно потушить пожар?
Дети: (ответы детей).
Воспитатель. Какие первичные средства пожаротушения вы знаете?
Дети: (ответы детей).
Воспитатель. К первичным средствам пожаротушения относятся различные огнетушители, песок, земля, плотное одеяло. Ребята, также к первичным средствам пожаротушения можно отнести подручные средства пожаротушения, такие как: пищевая сода, стиральный порошок, соль, крышка, вода.
Вывод:
Основными причинами возникновения пожаров в доме являются следующие факторы:
ü неосторожное обращение с огнем;
ü нарушение правил безопасности при пользовании электробытовыми и электронагревательными приборами;
ü нарушение правил хранения и использования горючих и легковоспламеняющихся жидкостей;
ü утечка бытового газа;
ü беспечность, небрежность и недисциплинированность при пользовании огнем;
ü неосторожное обращение с пиротехническими изделиями.
6. Решение проблемной ситуации.
Воспитатель. Ребята, сегодня на занятии мы говорили об огне, который служит человеку и дает ему тепло, свет, пищу. Но последствия от пожара, возникающего от огня, настолько сильны и непоправимы, что мы относим огонь к нашему врагу. Пришло время определиться: огонь – наш друг или огонь – наш враг.
Дети: ответы детей: пожар не возникает сам по себе; причин пожара много; виновник пожара - человек.
Воспитатель. Ребята, вы все сказали правильно. Давайте сделаем вывод: огонь – друг или враг. Люди научились добывать и сохранять огонь. Однако, выйдя из-под контроля человека, он превращается в страшное бедствие – пожар. Пожар не возникает сам по себе. Главным виновником пожара является человек. Это может быть и ребенок, и взрослый человек. Если мы будем осторожны с огнем, будем выполнять правила безопасности, огонь всегда будет нашим другом, помощником. Если мы будем легкомысленно относиться к огню, пренебрегать правилами пожарной безопасности, огонь будет нашим беспощадным врагом. Только от нас зависит быть огню нашим другом или нашим врагом.
Посмотрите, ребята, вокруг:
Нам огонь – повседневный друг!
Но когда мы небрежны с огнем,
Он становится страшным врагом.
III. Закрепление.
1. Тест на закрепление правил пожарной безопасности.
1. Если случится пожар, как ты будешь действовать?
Позвоню по телефону «01».
Позову на помощь.
Убегу, никому ничего не скажу.
2. Если комната начала наполняться густым едким дымом
Открою окно, не закрыв дверь.
Буду продвигаться к выходу.
Закрою рот и нос мокрым носовым платком и буду продвигаться к выходу, прижимаясь к полу.
3. Если загорелась электропроводка?
Буду тушить водой.
Обесточу электросеть, затем приступаю к тушению.
Буду звать на помощь.
4. Если на вас загорелась одежда?
Побегу, попытаюсь сорвать одежду.
Остановлюсь, упаду, покачусь, сбивая пламя.
Завернусь в одеяло.
5. Если при приготовлении пищи загорелся жир на сковородке
Накрою сковородку мокрым полотенцем.
Буду тушить водой.
Попытаюсь вынести горящую сковородку на улицу.
6. Если тебя отрезало огнем в квартире на пятом этаже (телефона нет), что ты будешь делать?
Мокрыми полотенцами, простынями заткну щели в дверном проеме, сократив приток дыма, через окно буду звать на помощь.
Сделаю веревку из скрученных простыней и буду спускаться вниз.
Буду звать на помощь.
7. Если ты увидел, что на опушке леса горит прошлогодняя трава?
Пройду мимо.
Постараюсь затушить, забросав землей, сбить пламя ветками деревьев.
Сообщу об этом взрослым.
8. Если ты увидел, что маленькие дети бросают в огонь бумагу, незнакомые предметы, аэрозольные упаковки, как ты должен поступить?
Остановлю, объясню, что это опасно.
Пройду мимо.
Попытаюсь переключить внимание детей на другое занятие.
9. Если во время интересной телепередачи ты увидел, что из телевизора пошёл дым, как ты должен поступить?
Продолжу смотреть телепередачу.
Позову на помощь взрослых.
Отключу телевизор, позвоню в пожарную охрану, приступлю к тушению.
2. Дидактическая игра «Найди ответ».
Цель: Закрепить знания о правильных действиях при возникновении пожара.
Ход игры: Вопросы и ответы предлагаются в виде картинок (на одном подносе вопросы, на другом – ответы). К каждой ситуации необходимо подобрать правильный ответ.
Ситуации. Ответы.
Возник пожар. Звони по телефону «01».
В комнате много дыма. Пробирайся ползком к выходу.
На тебе горит одежда. Падай на пол и катайся.
Задымился телевизор. Отключи, накрой одеялом.
Горит старая трава. Забросай землей, залей водой.
Почувствовал запах газа. Открой окно, позвони «04».
Трудно дышать от едкого дыма. Дыши через мокрую тряпку.
3. Тренинг «Вызов по телефону пожарной охраны».
Ваша задача: суметь грамотно сообщить о пожаре.
Изложить диспетчеру пожарной части, что случилось:
· Назвать город или село.
· Назвать адрес, где горит.
· Что горит.
· Сказать сколько этажей в доме, на каком этаже горит.
· Фамилию и имя.
· Есть ли опасность для людей.
Все это нужно сообщить диспетчеру быстро, грамотно и без запинок. Звонить можно и по номеру единой службы спасения 112

По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучающая презентация "Утром, вечером и днем осторожен будь с огнем".
Вот какую презентацию я подготовила на конкурс "Лучшее пособие по ОБЖ"....

Тема непосредственно - образовательной деятельности: « Кто с огнём не осторожен, у того пожар возможен!»
расширить представления об огне, показать роль огня в жизни человека как положительную, так и отрицательную, дать знания о причинах пожара дома и в не дома, повторить и закрепить пра...
НОД в средней группе на тему: «Кто с огнём неосторожен, у того пожар возможен»
НОД в средней группе...

Занятие по пожарной безопасности в старшей группе " Кто с огнём не осторожен, у того пожар возможен."
Познавательное занятие по пожарной ...
Презентация «С газом будь осторожен, от газа пожар возможен»
Это необходимо знать каждому:не открывайте максимально газовые краны, т. к. при слишком сильной струе газа может произойти отрыв пламени от горелки, а это приводит к понижению температуры в зоне горен...

Презентация на тему: "Кто с огнем не осторожен, у того пожар возможен"
quot;Кто с огнем не осторожен у того пожар возможен"...

