Семинар – практикум для педагогов «Формирование основ безопасности у дошкольников»
презентация по обж
Семинар – практикум для педагогов
«Формирование основ безопасности у дошкольников»
Цель: повышение профессиональной компетенции педагогов по формированию основ безопасной жизнедеятельности у детей дошкольного возраста.
Дошкольный возраст - один из основных периодов, в котором формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы здоровья и поведения. Данный возраст характеризуется повышенной любознательностью и попыткой узнать окружающий мир самостоятельно. Недостаточное воспитательное воздействие, как самих родителей, так и воспитателей нередко является причиной детского травматизма и смертности среди детей. По данным статистики МЧС России ежегодно большое количество детей становятся жертвами ЧС, вследствие, своего незнания и легкомыслия. Это не может не вызвать тревогу. Очень важно, каждого ребенка подготовить к встрече с различными сложными, а иногда и опасными жизненными ситуациями. Необходимо дать детям знания о правильном поведении дома, на улице, в транспорте, в лесу и т. д.
Но безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице, дома, поэтому главная задача взрослых – стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности.
Согласно ФОПДО раздел «Формирование безопасного поведения» определен в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» и наша задача — показать ребенку социальный мир «изнутри», помочь найти своё место в нем, накопить социальный опыт, быть его активным участником.
Дошкольный возраст – своеобразный фундамент, период впитывания, накопления знаний, именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с предметным миром, миром людей, природы, закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни.
Для детей опыт служит источником предосторожности. Но самостоятельный опыт детей должен идти под контролем взрослого, который помогает ему смотреть вперед и различать, что опасно и что безопасно.
Социальная действительность – основное средство ознакомления детей с основами безопасности и воспитания безопасного поведения у детей на улице, в быту, в общении с природой.
Основными задачами раздела «Формирование основ безопасного поведения» являются:
- формирование первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе;
- формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения;
- формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека ситуациям в общении, в быту, на улице, в природе, в сети Интернет;
- формирование представлений о некоторых типичных опасных ситуациях и способах поведения в них;
- воспитание осознанного отношения к выполнению правил безопасности.
Выделяют 3 компонента безопасного поведения человека, единство и реальность которых существенно влияют на приобретение комфортного уровня взаимодействия личности и среды обитания.
Такими компонентами являются:
- предвидение опасности,
- уклонение от опасности,
- преодоление опасности.
Для детей эту формулу можно зарифмовать в стихах:
Безопасности формула есть :
Надо видеть, предвидеть, учесть.
Но возможно - всё избежать,
А где надо - на помощь позвать.
Т. Г. Хромцова
Этапы реализации задач формирования основ безопасности:
1 этап – уточнить представления детей о правилах поведения в быту, социуме, природе, сети Интернет есть ли у детей личный опыт, на который может опираться педагог;
2 этап– расширение первоначальных представлений и систематизация, накопление новых знаний о правилах поведения в быту, социуме, природе, сети Интернет;
3 этап– закрепление полученных знаний и формирование сознательного отношения к соблюдению правил безопасности в быту, социуме, природе, сети Интернет;
4 этап– на основе усвоенных знаний и умений помочь осознанно овладеть реальными практическими действиями и формирование у детей чувства ответственности и предпосылок готовности отвечать за свои поступки;
5 этап – развитие у детей чувства контроля и самоконтроля.
При организации образовательной работы по формированию основ безопасности необходимо придерживаться следующих основных принципов:
- системность и последовательность, полнота содержания (при планировании любая новая ступень в обучении детей опирается на уже освоенное в предыдущем и реализуется по всем разделам);
- доступность и учет возраста (усложнение материала происходит с учетом возрастных особенностей детей, построение образовательной работы от простого к сложному);
- использование элементов исследовательского обучения (выявление проблем, выдвижение гипотез, организация наблюдений, умение делать выводы);
- наглядность (техника безопасности лучше всего воспринимается через богатый иллюстративный материал);
- интеграция задач в единый педагогический процесс в разных видах деятельности т.е. содержание работы соединяет разные направления: познавательную, продуктивную, поисковую, театрализованную деятельность;
- психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов);
- преемственность взаимодействия детского сада и семьи (по ФГОС ДО единая концепция в вопросах воспитания).
Задачи в работе с детьми:
-формировать знания детей о здоровом образе жизни, способствовать осознанию понятия «здоровый образ жизни»;
-формировать у детей сознательное и ответственное
отношение к личной безопасности и безопасности окружающих;
-расширять и систематизировать знания детей о правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми;
-закрепить у детей знания о правилах поведения на улице. Дороге, транспорте;
-развивать основы экологической культуры ребенка и становление у него ценного и бережного отношения к природе;
-способствовать эмоциональному и благополучному развитию ребёнка-дошкольника;
Задачи в рабате с родителями:
-знакомить родителей с работой МДОУ по формированию у детей старшего дошкольного возраста по основам безопасности жизнедеятельности;
-повышать уровень знаний родителей по формированию у детей старшего дошкольного возраста по основам безопасности жизнедеятельности;
-воспитывать у родителей ответственность за сохранение здоровья, за безопасность детей, их эмоциональное благополучие;
-создать особую форму общения между родителями и воспитателями:
«Доверительно деловой контакт»
Инновационные методы и технологии, применяемые с детьми:
«Метод сравнения» Дети могут сравнить: огонь – это хорошо или огонь – это плохо. Например, детям предлагаю изображения на картинках, дается задание отобрать предметы которые будут нужны пожарному при тушении пожара, и отобрать предметы, которые горят.
«Метод моделирования ситуаций» Дети учатся располагать предметы в пространстве, соотносить их, «читать» карту. Задания типа «Составим план-карту групповой комнаты, отметим опасные места красными кружочками». Моделирование ситуаций: дым в группе, что ты будешь делать, твои действия. Моделирование ситуаций дает ребенку практические умения применить полученные знания на деле и готовит ребенка к умению выбраться из экстремальных ситуаций в жизни.
«Метод проектов», способствует формированию самостоятельной, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности у детей дошкольного возраста. Этот метод предполагает самостоятельную активность детей. Действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении. Завершаются краткосрочные проекты итоговыми занятиями, изготовлением книжек-малышек.
Использование ИКТ является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения детей. Дети с большим удовольствием смотрят мультфильм про Аркадия Паровозова, Уроки тетушки Совы» и запоминают правила поведения. Также можно демонстрировать презентации и видеофильмы.
Личностно-ориентированная технология. Нельзя забывать, что в каждой группе детского сада имеются дошкольники, входящие в «группу риска». Это могут быть излишне подвижные дети или , наоборот, слишком заторможенные. С ними необходимо проводить занятия с учетом их индивидуальных особенностей и в обязательном порядке организует работу с их родителями.
Технология игрового обучения – это дидактические и настольные игры, иры-ситуации, игры-драматизации.
Метод наблюдения и беседы.
А сейчас приглашаем поиграть
И проблемы порешать.
Что-то вспомнить, повторить,
Что не знаем, подучить.
1. «Сказочная безопасность, или Путешествие в сказочный мир».
Нужно указать те правила безопасности, которые нарушили сказочные герои:
1.Какое правило нарушил Кай из сказки «Снежная королева»? (Не цепляться за транспорт).
2.Какого правила безопасности не знала царевна из сказки А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне»? (Не брать угощение у незнакомых людей).
3.Какую ошибку совершили герои сказок «Красная Шапочка», «Волк и семеро козлят»? (Не открывать дверь незнакомцам, т.е. чужим).
4.В кого превратился один из героев сказки после того, как попил грязной воды из лужи? Какая эта сказка? («Сестрица Аленушка и братец Иванушка» - нужно слушаться старших).
5.Почему с колобком («Колобок») и петухом из сказки «Кот, петух и лиса» случилась беда? (Не разговаривать, не доверять незнакомцам).
6.Какое правило личной гигиены не соблюдал герой сказки «Мойдодыр»?
7.Какие правила гигиены нарушила Маша из сказки «Три медведя»?
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 822.22 КБ | |
| 927.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Но безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях . Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице , дома, поэтому главная задача взрослых – стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности.
Согласно ФОПДО раздел «Формирование безопасного поведения» определен в образовательной области « Социально-коммуникативное развитие» и наша задача — показать ребенку социальный мир «изнутри» , помочь найти своё место в нем, накопить социальный опыт, быть его активным участником.
Основными задачами раздела « Формирование основ безопасного поведения» являются: формирование первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе; формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения; формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека ситуациям в общении, в быту, на улице, в природе, в сети Интернет; формирование представлений о некоторых типичных опасных ситуациях и способах поведения в них; воспитание осознанного отношения к выполнению правил безопасности .
Выделяют 3 компонента безопасного поведения человека: предвидение опасности, уклонение от опасности, преодоление опасности. Для детей эту формулу можно зарифмовать в стихах: Безопасности формула есть : Надо видеть, предвидеть, учесть. Но возможно - всё избежать, А где надо - на помощь позвать.
Этапы реализации задач формирования основ безопасности: 1 этап – уточнить представления детей о правилах поведения в быту, социуме , природе, сети Интернет есть ли у детей личный опыт, на который может опираться педагог; 2 этап – расширение первоначальных представлений и систематизация, накопление новых знаний о правилах поведения в быту, социуме, природе , сети Интернет; 3 этап – закрепление полученных знаний и формирование сознательного отношения к соблюдению правил безопасности в быту, социуме, природе , сети Интернет; 4 этап – на основе усвоенных знаний и умений помочь осознанно овладеть реальными практическими действиями и формирование у детей чувства ответственности и предпосылок готовности отвечать за свои поступки; 5 этап – развитие у детей чувства контроля и самоконтроля.
При организации образовательной работы по формированию основ безопасности необходимо придерживаться следующих основных принципов : системность и последовательность, полнота содержания; доступность и учет возраста ; использование элементов исследовательского обучения ; наглядность ; интеграция задач в единый педагогический процесс в разных видах деятельности; психологическая комфортность ; преемственность взаимодействия детского сада и семьи.
Задачи в работе с детьми : -формировать знания детей о здоровом образе жизни, способствовать осознанию понятия «здоровый образ жизни» ; -формировать у детей сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих; -расширять и систематизировать знания детей о правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми; -закрепить у детей знания о правилах поведения на улице, дороге , транспорте; -развивать основы экологической культуры ребенка и становление у него ценного и бережного отношения к природе; -способствовать эмоциональному и благополучному развитию ребёнка-дошкольника;
Задачи в рабате с родителями : знакомить родителей с работой МДОУ по формированию у детей старшего дошкольного возраста по основам безопасности жизнедеятельности; повышать уровень знаний родителей по формированию у детей старшего дошкольного возраста по основам безопасности жизнедеятельности; воспитывать у родителей ответственность за сохранение здоровья , за безопасность детей, их эмоциональное благополучие ; создать особую форму общения между родителями и воспитателями : « Доверительно деловой контакт»
Инновационные методы и технологии, применяемые с детьми: «Метод сравнения» «Метод моделирования ситуаций» «Метод проектов » Использование ИКТ Личностно-ориентированная технология Технология игрового обучения Метод наблюдения и беседы
Философы говорят, что « жизнь » измеряется не количеством прожитых дней, месяцев, лет , а яркими, запоминающимися событиями, впечатлениями от них" уверена , что эмоциональная память сохранит атмосферу нашего семинара .
Спасибо вам! Берегите себя и своих близких .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План занятий семинара-практикума с педагогами "Формирование эмоциональной стабильности у дошкольников"
План занятий семинара-практикума "Формирование эмоциональной стабильности у дошкольников"...
Семинар-практикум с педагогами "Формирование эмоциональной стабильности у дошкольников".Занятие №1
Ценность семинара заключается в его практической направленности, получении актуальных знаний, закреплении навыков работы, обмене опытов между участниками и ведущим. В процессе изучения курса сем...
Семинар-практикум для педагогов «Формирование основ здорового образа жизни у детей младшего дошкольного возраста средствами здоровьесберегающих технологий (технология обучения здоровому образу жизни)»
Гармоничное развитие ребенка в будущем возможно только при условии, что он будет здоровым. Поэтому нужно с самого раннего возраста приучать детей к заботе о своем здоровье. Важно достичь такого р...

Семинар – практикум для педагогов «Формирование основ пожарной безопасности».
Ни для никого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан - маленьких людей. ...
Семинар-практикум для педагогов: «Формирование навыков безопасности через художественную литературу. Безопасные сказки».
Семинар-практикум для педагогов:«Формирование навыков безопасности через художественную литературу. Безопасные сказки»....
Семинар – практикум для педагогов «Формирование основ безопасности у дошкольников»
Безопасность жизни и деятельности - насущная потребность человека. Одним из направлений реализации образовательной области «Социально-коммуникативного развития» в ДОУ, согласно ФГОС ДО, яв...

Семинар-практикум для педагогов «Формирование основ финансовой грамотности через произведения художественной литературы»
Для усвоения финансовых знаний используются самые разнообразные методы, приёмы и средства обучения. Так, овладение финансовым содержанием осуществляется и в процессе чтения художественной литературы (...
