Проект формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
проект по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Бодрова Мария Фаузловна

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни. Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с многочисленной рекламой, деньгами, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на начальном уровне.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proek_fin._gr.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

     

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №2»

Проект

по формированию финансовой грамотности

у детей старшего дошкольного возраста

Тип проекта: информационно-практический

Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

Сроки реализации: долгосрочный (с июня 2024 по май 2025 г)

Проект составили воспитатели:

Черепанова Д.В.

                                                                                                                        Бодрова М.Ф

Ачинск

2024 г.

Введение

         Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни. Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с многочисленной рекламой, деньгами, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на начальном уровне.

          Финансовая грамотность – это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств (жить по средствам) и грамотно их приумножать. Другими словами – это знание, позволяющее достичь финансового благополучия и оставаться на этом уровне всю свою жизнь.

           Нужно понимать, что грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.

Актуальность

Экономика всегда была неотъемлемой частью жизни человека. В изменяющихся условиях современного общества жизни непрерывное экономическое образование необходимо начинать именно с дошкольного возраста – когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Ребенок - дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но, вместе с воспитателями и родителями, путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретает доступные ему знания и поймет, какое место экономика занимает в окружающей его действительности.

Цель:

 Расширение экономического кругозора дошкольника, представлений о таких экономических качествах, как трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономность.

Задачи:

-    Создать условия для финансового образования детей старшего дошкольного возраста;

- Повысить экономическую образованность родителей, изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания, обучение родителей основам экономических знаний через консультации, рекомендации;
-  Развивать познавательный  интерес детей к вопросам финансовой грамотности и применению этих знаний на практике, развивать способности  развернуть игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников; развивать речь, внимание, мыслительные операции, воспитывать любознательность в процессе познавательно игровой деятельности детей
- Воспитывать нравственные качества  разумного подхода к своим желаниям, сопоставление их с возможностями бюджета семьи.

Принципы реализации проекта:

  • принцип наглядности;
  • принцип доступности;
  • принцип систематичности и последовательности;
  • принцип прочности;
  • принцип целенаправленности;
  • принцип новизны;
  • принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка.

Объект проекта – дети старшего дошкольного возраста

Предмет проекта – финансовая грамотность.

Этапы реализации проекта:

Этапы

Содержание

I этап – подготовительный

Сентябрь- октябрь

       Методическая и организационная подготовка проекта.

Диагностика уровня финансовой грамотности детей и родителей.

II этап – основной (реализация проекта)

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

  • Показ презентаций на тему «История возникновения денег», «Семейный бюджет»
  • НООД «Труд - основа жизни.  Профессии»
  • Беседа «История развития денежных отношений
  • Знакомство с российскими купюрами и монетами»
  • Просмотр многосерийного мультфильма «Азбука финансов» из серии «Уроки тетушки Совы»
  • Сюжетно-ролевая игра «Кафе»

  • Просмотр мультфильма «Как мужик корову продавал»
  • ИОС «для чего нужна реклама?»
  • Игра «Рекламируй свою вещь»
  • Сюжетно-ролевая игра  «Магазин»,  «Супермаркет»

  • Изготовление игрушек к ярмарке
  • НООД «Изготовление денежных купюр по замыслу детей»
  • Беседа «Не все продается, не все покупается»

  • Беседа «Полезные и вредные привычки»
  • Беседа «Знакомство с банкоматом»
  • Сюжетно-ролевая игра «Банк»

  • Беседа «Деньги разных стран»
  • Обсуждение по пословиц и поговорок;
  • Тренинг «Подарок для мам»

  • Ситуация общения «Умеешь ли ты копить»
  • Беседа как избежать ненужных покупок»
  • Изготовление детьми копилки

III этап – заключительный

Май

  • Подведение итогов, диагностика уровня финансовой грамотности детей, изучение мнения родителей о результативности проекта
  • Создание мини-музея «Монетка»
  • Интеллектуальные игры:  «Что, где, когда?»
  • Оформление результатов проекта в виде методических материалов Представление результатов проекта на интернет сайте, применение на практике

Тип проекта:

  Долгосрочный, информационно-практический.

Участники проекта

Дети 5-6 лет, родители, воспитатели

Ожидаемый результат:

-   Созданы условия для финансового образования детей старшего дошкольного возраста;

- У детей  развит познавательный  интерес  к вопросам финансовой грамотности и применению этих знаний на практике, развиты способности  развернуть игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников; развита речь, внимание, мыслительные операции, воспитана любознательность в процессе познавательно игровой деятельности детей
- Воспитаны нравственные качества  разумного подхода к своим желаниям, сопоставление их с возможностями бюджета семьи.

- Повышена экономическая образованность родителей в проблеме взаимодействия с детьми по финансовым вопросам;

- Повышена профессиональная компетентность педагогов в вопросах финансовой грамотности;

План мероприятий работы:

Сроки реализации

Формы работы

Содержание деятельности

Сентябрь

Диагностика «Уровень финансовых знаний и умений детей»

 

Проведение исследования уровня финансовых знаний и умений

Октябрь

Анкетирование родителей «Мой ребенок и финансовая грамотность»

Проведение опроса осведомленности о методах развития финансовых знаний и умений, о готовности родителей заниматься с детьми

В течение всего времени реализации проекта

Методика формирования основ финансовой  грамотности

Стендовые консультации для родителей «Азы финансовой грамотности в семье» и т.п.

Ноябрь

Мероприятия по формированию финансовой грамотности

Развивающее занятие с детьми «Семейный бюджет и расходы семьи»

Декабрь

Мероприятия по формированию финансовой грамотности

Занятие с детьми «Путешествие в страну Экономград»

Январь

Мероприятия по формированию финансовой грамотности

       «Ярмарка игрушек»

Февраль

Мероприятия по формированию финансовой грамотности

Игровое занятие для детей «Поиск сокровищ пирата Финансиста»

Март

Мероприятия по формированию финансовой грамотности

Викторина по экономическому воспитанию «Путешествие в денежную страну»

Апрель

Мероприятия по формированию финансовой грамотности

Квест-игра для детей «Финансовая школа»

Май

Диагностика итогового уровня финансовых знаний и умений

Проведение исследования уровня финансовых знаний и умений выявление динамики и полученных результатов

Май

Мероприятия по формированию финансовой грамотности

Деловая игра для родителей и детей «Азбука финансов»

Май

Представление результатов работы

Обобщение опыта работы в семье и ДОУ по развитию финансовой грамотности детей. Выступление на педагогическом совете.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект: «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

Проект: «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»Цель проекта: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необхо...

Проект по формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Юные финансисты»

Нравственные представления дошкольников в основном формируются на основе наглядных примеров. Дети не знают, почему тот или иной поступок хорош или плох, но знают, как именно они должны посту...

Проект «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

Проект  «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»Экономика всегда была неотъемлемой частью жизни человека. В изменяющихся условиях современного общес...

Проект «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

В современном мире ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнаёт, что такое «моё», «твоё», «наше», «обмен», &la...

Проект по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Паспорт проекта          Использование музейной педагогики, как инновационной технологии в создании развивающей среды  по формированию  экономиче...

Методическая разработка (для работы с родителями по финансовой грамотности детей) Интерактивный практикум для родителей по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Устами младенца»

Актуальной и противоречивой темой в дошкольных образовательных учреждениях, стала тема воспитания у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности. К сожалению, многие взрослые люди не умеют ...

Проект по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Я Финансист»

Проект по формированию финансовой грамотности у детейстаршего дошкольного возраста                           «Я Финансист&ra...