«Экономика для малышей»
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Першина Анна Васильевна
1. Интеграция образовательных областей - познавательное развитие
-социально-коммуникативное развитие
- речевое развитие
- художественно-эстетическое развитие
- физическое развитие
2. Виды деятельности детей - коммуникативная
- игровая
- двигательная
- познавательно-исследовательская
- трудовая
- музыкальная
Методическая информация
1. Тема образовательной деятельности «Экономика для малышей»
 
2. Методы и приёмы реализации содержания занятия - Игровой (внезапное появление, игры)
- Наглядный (демонстрация наглядных пособий, мяч, кошельки, монеты, картинки, оборудование к игре «Магазин», строительный материал. )
- Словесный (объяснение, указание, пояснение, вопросы, педагогическая оценка)
- Практический (выполнение упражнений, эксперимент)
4. Возрастная группа 4-5 лет
5. Цель: Формировать элементарные экономические представления.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekonomika_dlya_malyshey.docx14.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад 7 "Солнышко" г.Соль-Илецка


Конспект образовательной деятельности с детьми

Тема: «Экономика для малышей»

Образовательная область «Познавательное развитие»

Подготовила: воспитатель

                                                                                        Першина Анна Васильена

Организационная информация

Примечание (дополнительная информация к конспекту)

1.

Интеграция образовательных областей

- познавательное развитие

-социально-коммуникативное развитие
- речевое развитие
- художественно-эстетическое развитие

- физическое развитие        

2.

Виды деятельности детей

- коммуникативная

- игровая

- двигательная

- познавательно-исследовательская

- трудовая

- музыкальная

Методическая информация

1.

Тема образовательной деятельности

 «Экономика для малышей»

2.

Методы и приёмы реализации содержания занятия

- Игровой (внезапное появление, игры)

- Наглядный (демонстрация наглядных пособий, мяч, кошельки, монеты, картинки, оборудование к игре «Магазин», строительный материал. )

- Словесный (объяснение, указание, пояснение, вопросы, педагогическая оценка)

- Практический (выполнение упражнений, эксперимент)

4.

Возрастная группа

4-5 лет

5.

Цель:

Формировать элементарные экономические представления.

6.

Задачи:

6.1

Образовательные:

-Формировать понятия «деньги», «монета», «доход», «расход», «товар», «рубли»;

 -закрепить знания детей о внешнем виде современных денег. 

- применять элементарные экономические знания на практике;

- продолжать учить детей решать проблемные ситуации, аргументируя свои ответы;

- расширять и активизировать словарный запас дошкольников;

- учить детей сравнивать, анализировать, соотносить потребности и возможности («хочу» и «надо»).

6.2

Развивающие: 

- развивать познавательный интерес к основам финансовой грамотности;

- развивать память, мышление, воображение;

- расширять представление о труде, его роли и значимости в жизни человека.

6.3

Воспитательные:

- воспитывать бережливость, трудолюбие, желание учиться, умение   планировать свою деятельность;

- воспитывать финансовую культуру;

- воспитывать всестороннему развитию личности.

7.

Планируемые результаты:

- владеет представлениями: об понятиях «деньги», «монета», «доход», «расход», «товар», «рубли»;

- способен:

-анализировать, сравнивать, наблюдать, задавать вопросы, обобщать, делать выводы;

-выделять существенные признаки;

- проявляет интерес к продуктивной деятельности. 

8.

Организация среды для проведения образовательной деятельности

Оборудование: мяч, кошельки, монеты, руль, картинки, оборудование к игре «Магазин», строительный материал.

Демонстрационный материал: иллюстрации, монеты, банкноты, музыка.

Конспект занятия (образовательной деятельности)

Вводная часть

1.1

Организационный момент

Звучит русская народная музыка

входят дети, встают полукругом

Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся!

Дети стоят в центре группы в кругу.
Произносят приветствие:

 Давайте порадуемся солнцу и птицам,

(дети поднимают руки вверх)

А также порадуемся улыбчивым лицам

(Улыбаются друг другу)

И всем, кто живет на этой планете,

(разводят руками)

«Доброе утро!» скажем мы вместе

(берутся за руки)

«Доброе утро!» — маме и папе

«Доброе утро!» — останется с нами.


Воспитатель: Дети, скажите, какое сейчас время? Какой месяц? День недели? (Ответы детей).

 

Дети стоят в кругу

1.2

Мотивация деятельность детей

Воспитатель: Ребята, чтобы узнать тему нашего занятия, отгадайте загадку:

В кошелёк мы их кладём,
С ними в магазин пойдём. (Деньги.)
Воспитатель: Правильно, деньги. Присаживайтесь! (дети садятся на стульчики)

Загадка

1.3

Целеполагание

Буратино: Здравствуйте, дети! Со мной приключилась необыкновенная история. Карабас-Барабас дал мне 5 монеток. Я побежал домой, чтобы отдать их папе Карло. По дороге встретил Лису Алису и Кота Базилио. Они мне сказали, что монеты надо закопать в землю, полить, и у меня вырастет монетное дерево. Пока я ждал, уснул. К сожалению, дерево не выросло, а монетки исчезли. Что случилось? Ведь я всё сделал правильно.

Воспитатель: Ребята, скажите, деньги на деревьях растут? Может они падают с неба, как дождь или снег? (Ответы детей.)

Воспитатель: Буратино, ты успокойся и оставайся с нами! Мы расскажем, что такое деньги, как их зарабатывают и как их правильно потратить.

Входит Буратино, обращается к детям.

Основная часть

2.1

Актуализация ранее приобретенных знаний
Добывание (сообщение и принятие) нового знания

Воспитатель: Ребята, посмотрите, вот деньги. Как называются деньги на синей тарелке? (Монеты.) На красной тарелке? (Банкноты.)  Деньги называются рублями. Рассмотрим их.  (Дети приходят к выводу, что монеты металлические, а банкноты бумажные и т. д.).

Воспитатель: Ребята, откуда взрослые берут деньги? (Ответы детей.)

Правильно, ваши родители ходят на работу, трудятся и получают за это заработную плату, то есть заработанные деньги, которые коротко называют «зарплата». Все деньги, которые получают члены семьи, называются доходом семьи или семейным бюджетом. Ни один человек не может обойтись без того, чтобы не расходовать деньги. То есть всё, что мы тратим, называется расходом.

Деньги можно накопить или потратить. Накопление должно быть привычкой. Простейшее и интереснейшее занятие – завести копилку и откладывать туда деньги «на потом».

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру «Что такое расход и доход». (На мольберте выставляются картинки с изображением двух кошельков.) В один кошелёк деньги залетают (доход), из другого – вылетают (расход). (Дети соотносят картинки в соответствии с заданием)
Мама получила зарплату – … (Доход.)
Бабушка купила лекарство – … (Расход.)
Сестра выиграла приз – … (Доход.)
Потеряла кошелёк – … (Расход.)
Заплатили за квартиру – … (Расход.)
Нашла монетку – … (Доход.)
Бабушка получила пенсию – … (Доход.)
Купили игрушку – … (Расход.)

Воспитатель: А теперь, Буратино и ребята,  я вас приглашаю на весёлую физкультминутку.

Физкультурная пауза:

Мы бежали по дорожке (бег на месте)

Вдруг, порвались босоножки! (один громкий хлопок в ладоши)

Что же делать? Как нам быть? (разводим поочередно руки в стороны)

Где же обувь нам добыть? (обнять щечки ладошками и покачать головой)

Будем туфли покупать! (потопать ногами в ритм словам 4 или 7раз)

Станем денежки считать! (потереть большим пальчиком другие

пальцы, обеими руками одновременно)

Один (рубль), два, три, четыре (с размахом вскользь хлопаем правой

ладонью левую и наоборот, 4 хлопка)

Вот мы туфельки купили! (указываем ручками на обувь,

выставляя на пяточку то правую, то левую ножку)

Воспитатель: Давайте поиграем в игру с мячом «Для чего нужны деньги?».

Ответы детей:

  • Для покупки продуктов питания;
  • Для оплаты бытовых услуг и детского сада;
  • Для оплаты развлечений;
  • Для оплаты проезда на транспорте;
  • Для покупки подарков.
  • Для лечения.

Воспитатель: Ребята, а что за деньги не купишь? Правильно - дружбу, любовь, здоровье, семью, океан, лес, поля за деньги не купить.

Воспитатель: Вот сколько расходов у ваших родителей. Поэтому к деньгам нужно относиться экономно. Прежде чем просить у родителей игрушки, подумайте, есть ли деньги, а может важнее купить хлеб или лекарство.

Воспитатель: Ребята, а вы хотите поработать и получить зарплату? (Ответы детей.)

Воспитатель: Тогда мы с вами будем строить дом

(Звучит музыкальная песенка Е. Железновой «Я хочу построить дом») Дети из геометрических фигур строят дом.
Воспитатель
: Хватит в профессии играть, пора зарплату получать.

 (Детям раздают бумажные монетки. Они кладут деньги в кошельки, которые сделали на занятии по аппликации.)

Воспитатель
: А сейчас я вас вместе с Буратино  приглашаю поехать на автобусе  в детский мир. Пусть Буратино посмотрит, что деньги никто не закапывает, и как  ими нужно правильно пользоваться.

(Дети садятся в «автобус».

 Ребенок берет  руль (водитель).

Звучит звук мотора)
Воспитатель: А чтобы не было скучно ехать, поиграем. Вы должны назвать понятия, которые встречаются в магазине.

 Проводится игра «Добавь слово»
Очень яркая витрина
У овощного … (Магазина.)
На товарах быть должна
Обязательно … (Цена.)
Повару и акробату
Выдают за труд … (Зарплату.)
Молоко, печенье и огурцы
Продают нам … (Продавцы.)

Где всегда с волшебным чувством
Покупаем юбки, блузки
Или джинсовый пиджак,
Или бродим просто так?
(В магазине «Одежда»)

В магазине папа с Настей
Покупают к чаю сласти.
Шоколадный торт “Причуда”
Очень любит тётя Люда.
Три эклера, пять колец
Завернул им …
(Продавец)

Кто товары покупает,
Деньги продавцу вручает? (Покупатель)

Воспитатель: Мы приехали в магазин.
Продавец: Магазин открыли! Покупатели, заходите.
Продавец: Дети, посмотрите, сколько на витрине игрушек. Но хочу дать вам совет – не спешите с покупками. Потратив деньги, вы их уже не вернёте. Сначала решите, что хотите купить.

Продавец вежливо обслуживает покупателей. Дети благодарят продавца, прощаются с ним, и садятся в «автобус».

Дети и воспитатель рассматривают монеты и банкноты.

 

Игра «Расход, доход)

Физкультминутка с Буратино.

Музыка.

Игра с мячом

Музыка.

Строительный материал.

Игра «Поездка в магазин»

Игра «Добавь слово»

Игра «Магазин»

III

Заключительная часть

3.1

Подведение итогов, самостоятельная деятельность детей по закреплению полученных знаний

Воспитатель: Вот мы и вернулись домой.

Давайте напомним Буратино правила обращения с деньгами (ответы детей)

Воспитатель: Экономно распоряжаться деньгами;

- Складывать деньги в копилочку, чтобы потом что-нибудь себе приобрести.

Воспитатель: Ребята, давайте подарим Буратино копилку, чтобы он больше никогда не слушал хитрую лису и кота, смог накопить деньги на азбуку и подарок для папы Карло.

Дети дарят Буратино копилку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Экономика для малышей"

- познакомить детей с некоторыми составляющими семейного бюджета: пенсия, зарплата; - дать  представление о рекламе; - пробуждать здоровый интерес к деньгам; - формировать экономическое сознан...

ДОП Экономика и малыши

Формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, дает знания о новых профессиях и умение рассказать о них....

Учебный материал - презентация к занятию "Экономика для малышей, или Как Миша стал бизнесменом"

Представлена презентация для занятий в группах дошкольного образовательного учреждения.Использована следующая литература:Кнышова, Лариса Васильевна, Ольга Ивановна Меньшикова, and Татьяна Львовна Попо...

Выступление на ПС «Реализация вариативной программы «Приключение Кота Белобока или экономика для малышей», как средство социализации дошкольника»

laquo;Реализация вариативной программы «Приключение Кота Белобока или экономика для малышей», как средство социализации дошкольника»...

Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом.

Цель: дать детям дошкольного возраста экономические знания, так как каждый ребёнок должен хорошо ориентироваться в окружающей жизни....

Рассказы «Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом».

Дорогие мамы, папы, бабушки и дедушки! Вы все знаете, в какое сложное время мы живем. Сколько нового и незнакомого появилось вокруг! Процессы, явления, понятия,над которыми раньше и не задумывали...