Проект Финансовые шаги к мечте
проект по основам финансовой грамотности
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад №8 г.Соль-Илецка» Оренбургской области
ПРОЕКТ
«ФИНАНСОВЫЕ ШАГИ К МЕЧТЕ»
г.Соль-Илецк 2025г
Введение
Современные реалии требуют от подрастающего поколения формирования основ финансовой грамотности уже с дошкольного возраста. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО), развитие социально-коммуникативной, познавательной и речевой сфер является приоритетным направлением воспитательно-образовательной работы с детьми. Особое внимание уделяется формированию у ребёнка предпосылок к учебной деятельности, самостоятельности, инициативности и ответственности.
Проект «Финансовые шаги к мечте» направлен на реализацию этих требований через интеграцию образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие» и «Художественно-эстетическое развитие». В процессе занятий дети учатся понимать и различать понятия «нужно» и «хочу», узнают, откуда берутся деньги, как труд влияет на доход семьи, и зачем важно уметь копить и планировать покупки.
Совместная деятельность с родителями способствует укреплению детско-родительских отношений и обеспечивает выполнение требования ФГОС ДО по взаимодействию детского сада с семьёй как равноправными участниками образовательного процесса.
Проект ориентирован на практическое применение знаний: дети и родители играют, обсуждают, создают копилки, планируют «финансовые мечты», что способствует развитию у ребёнка целостной картины мира, уважения к труду, понимания основ экономического мышления и навыков сотрудничества.
Тема проекта: "Финансовые шаги к мечте"
Тип проекта: Познавательно-практико-ориентированный, краткосрочный, групповой (дети и родители).
Участники проекта: Воспитанники старшей и подготовительной группы ДОУ, родители воспитанников, воспитатель.
Сроки реализации: 3 дня (с возможным продолжением и расширением тем).
Актуальность: Современное общество требует от человека финансовой грамотности, умения осознанно обращаться с деньгами, планировать расходы и оценивать потребности. Эти навыки необходимо формировать с раннего возраста. ФГОС ДО подчёркивает важность развития познавательной активности, инициативности, самостоятельности, а также взаимодействия семьи и образовательной организации. Проект «Финансовые шаги к мечте» актуален, так как помогает в игровой и доступной форме заложить основу финансовой грамотности у дошкольников, развить у родителей навыки финансового воспитания, а также укрепить детско-родительские отношения через совместную деятельность. В условиях современного общества человек ежедневно сталкивается с необходимостью принимать финансовые решения — как распределить семейный бюджет, на чём сэкономить, как накопить на желанную покупку. Эти навыки не возникают спонтанно, они формируются с детства. Несмотря на то, что дошкольники не совершают денежных операций, именно в этом возрасте закладываются основы бережного отношения к вещам, понимания ценности труда, способности различать желания и потребности.
ФГОС ДО подчёркивает значимость познавательного и социально-коммуникативного развития, а также взаимодействия детского сада и семьи. Реализация проекта «Финансовые шаги к мечте» позволяет в доступной форме познакомить детей с базовыми понятиями финансовой грамотности и вовлечь родителей в процесс воспитания у ребёнка полезных финансовых привычек.
Примеры актуальных ситуаций с которыми сталкиваются родители воспитанников
- Дети часто просят купить игрушку или сладость в магазине. В процессе игры «Хочу и нужно» ребёнок учится понимать, что не все желания являются необходимыми.
- Родители могут сталкиваться с трудностью объяснения отказа от покупки. Через совместные задания они получают инструменты для конструктивного диалога.
- В семьях, где дети принимают участие в накоплении (например, складывают монетки в копилку на новую книгу), формируется навык планирования, терпения и ответственности.
Таким образом, проект позволяет создать мотивационную среду, в которой ребёнок получает первый опыт взаимодействия с деньгами, а родители — поддержку в вопросах раннего финансового воспитания.
Цель проекта: Сформировать навыки составления и управления семейным бюджетом у родителей и дошкольников через базовое понимание финансов и совместную познавательно-игровую деятельность
Задачи проекта:
- Обучающая: познакомить с понятиями «деньги», «доход», «расход», «хочу» и «нужно», «бюджет», «копилка»;
- Развивающая: развивать мышление, речь, умение анализировать, сравнивать, классифицировать, делать выбор;
- Воспитывающая: воспитывать уважение к труду, бережное отношение к вещам, формировать навыки планирования, терпения и ответственности.
Планируемые результаты:
- Дети различают «хочу» и «нужно»;
- Умеют объяснить, откуда берутся деньги и зачем нужно копить;
- Появление первых навыков планирования и финансового самоограничения;
- Родители вовлечены в процесс финансового воспитания детей;
- Повышение уровня осознанности семейного бюджета.
Методы и приёмы реализации проекта:
- Игровые методы (дидактические игры, сюжетно-ролевые);
- Беседы, обсуждения;
- Совместная деятельность (мастер-классы);
- Наглядные материалы (карточки, схемы);
- Домашние задания для совместной работы с родителями.
Предполагаемые результаты проекта:
Для детей:
- Формирование начальных представлений о деньгах как результате труда и средстве обмена.
- Развитие умения различать «хочу» и «нужно», формирование основ финансовой осознанности.
- Появление первых навыков планирования и накопления, развитие терпения и самоконтроля.
- Развитие речевых и мыслительных способностей через обсуждения, игры и домашние задания.
- Развитие самостоятельности: умение принимать простые финансовые решения в пределах детского опыта.
- Эмоциональное удовлетворение от совместной деятельности с родителями, укрепление доверительных отношений в семье.
Для родителей:
- Повышение уровня финансовой грамотности в доступной и прикладной форме.
- Формирование навыков семейного бюджетирования, планирования расходов и постановки финансовых целей.
- Осознание важности раннего финансового воспитания детей.
- Получение инструментов для простого и понятного разговора с ребёнком о деньгах.
- Укрепление родительско-детских отношений через совместные игры, обсуждения и задания.
Для воспитателей:
- Овладение методикой работы по финансовому просвещению дошкольников, соответствующей ФГОС ДО.
- Расширение методического арсенала (игры, задания, беседы) по теме «Финансовая грамотность».
- Повышение профессиональной компетентности в вопросах экономического воспитания.
- Формирование сотрудничества с родителями, включение их в образовательный процесс.
- Создание условий для реализации интегративного подхода: соединение образовательных областей (социально-коммуникативное, познавательное, речевое развитие и др.).
Этапы реализации проекта:
- Подготовительный этап:
- Подбор литературы и материалов по теме;
- Изготовление карточек, копилок, домиков «Хочу» и «Нужно».
- Основной этап:
День 1: Деньги — это труд и выбор
- Цель: формирование у детей представления о том, что деньги — это результат труда.
- Совместная игра «Хочу и нужно».
- Домашнее задание: составить с ребёнком список «Что я хочу» и «Что мне нужно».
День 2: Куда уходят деньги?
- Цель: познакомить детей с понятием дохода и расхода, объяснить основы семейного бюджета.
- Игра «Собери бюджет» с карточками и условными монетами.
- Домашнее задание: записывать все семейные траты за день и обсуждать их вечером.
День 3: Хочу — Коплю — Покупаю
- Цель: формировать у детей понимание накоплений и полезных финансовых привычек.
- Мастер-класс «Делаем копилку» из подручных материалов.
- Совместное планирование: «На что я хочу копить». Придумывание названия копилки.
- Вручение «Сертификата маленького финансиста».
- Заключительный этап:
- Выставка детских копилок и рисунков мечты;
- Обсуждение, что нового узнали дети и родители.
Продолжение темы:
- Введение понятий «экономия», «покупка по акции», «семейные траты»;
- Тематическая неделя «Профессии и труд»;
- Игра «Магазин»: обмен, покупки, расчёты.
Используемая литература и ресурсы:
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО)
(Интеграция темы с образовательными областями — социально-коммуникативное, познавательное, речевое развитие.) - Малкова, З. А. Финансовая грамотность для дошкольников и младших школьников. — М.: Сфера, 2021.
(Методические рекомендации и сценарии занятий по финансовому просвещению) - Куренков, И. А. Финансовая грамотность для детей и родителей — М.: Просвещение, 2020.
(Пособие с играми, практическими рекомендациями и объяснениями для работы в семье.) - Официальный сайт Банка России – https://www.fincult.info
(Разделы с бесплатными материалами по финансовому просвещению для детей и взрослых.) - Программа финансового просвещения для детей дошкольного возраста – Банк России, Минпросвещения РФ.
(Рекомендации и формы работы с родителями и детьми.) - Бэнджамин и его копилка
(Серия книг про мальчика, который учится распоряжаться деньгами — доступный язык и веселые примеры.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коллективный творческий проект «Детский сад моей мечты»
Коллективный творческий проект «Детский сад моей мечты»Задачи:· развитие т...

Проект "Детский сад моей мечты"
Проблема: Как преобразить прогулочный участок группы с наименьшим ущербом для окружающей среды и с наибольшей пользой для детей? Материал: по выбору участников проекта. Место презентации: музыкальный ...

Проект "Первый шаги по ступенькам финансовой грамотности"
Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять. В связи с эти...

Проект "Весело шагаем по ступенькам финансовой грамотности со Смешариками" для старшего дошкольного возраста
Осваивая ступеньки финансовой грамотности в игровой форме вместе с героями любимых мультфильмов и сказок ...




