Проект Финансовые шаги к мечте
проект по основам финансовой грамотности

Сабенова Айслу Истлеувна

    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_opisanie.docx93.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад №8 г.Соль-Илецка» Оренбургской области

ПРОЕКТ

«ФИНАНСОВЫЕ ШАГИ К МЕЧТЕ» 

C:\Users\босс\Downloads\62fclUHxUGoyy87Y7n1UeSpsw0q4Mul6LCH16fXtkDCTMdCsAq5TRS-qmskhU3kDmMADIjIgjGIU_DUGELIKzUer.jpg

г.Соль-Илецк 2025г

Введение  

Современные реалии требуют от подрастающего поколения формирования основ финансовой грамотности уже с дошкольного возраста. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО), развитие социально-коммуникативной, познавательной и речевой сфер является приоритетным направлением воспитательно-образовательной работы с детьми. Особое внимание уделяется формированию у ребёнка предпосылок к учебной деятельности, самостоятельности, инициативности и ответственности.

Проект «Финансовые шаги к мечте» направлен на реализацию этих требований через интеграцию образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие» и «Художественно-эстетическое развитие». В процессе занятий дети учатся понимать и различать понятия «нужно» и «хочу», узнают, откуда берутся деньги, как труд влияет на доход семьи, и зачем важно уметь копить и планировать покупки.

Совместная деятельность с родителями способствует укреплению детско-родительских отношений и обеспечивает выполнение требования ФГОС ДО по взаимодействию детского сада с семьёй как равноправными участниками образовательного процесса.

Проект ориентирован на практическое применение знаний: дети и родители играют, обсуждают, создают копилки, планируют «финансовые мечты», что способствует развитию у ребёнка целостной картины мира, уважения к труду, понимания основ экономического мышления и навыков сотрудничества.

Тема проекта: "Финансовые шаги к мечте"

Тип проекта: Познавательно-практико-ориентированный, краткосрочный, групповой (дети и родители).

Участники проекта: Воспитанники старшей и подготовительной группы ДОУ, родители воспитанников, воспитатель.

Сроки реализации: 3 дня (с возможным продолжением и расширением тем).

Актуальность: Современное общество требует от человека финансовой грамотности, умения осознанно обращаться с деньгами, планировать расходы и оценивать потребности. Эти навыки необходимо формировать с раннего возраста. ФГОС ДО подчёркивает важность развития познавательной активности, инициативности, самостоятельности, а также взаимодействия семьи и образовательной организации. Проект «Финансовые шаги к мечте» актуален, так как помогает в игровой и доступной форме заложить основу финансовой грамотности у дошкольников, развить у родителей навыки финансового воспитания, а также укрепить детско-родительские отношения через совместную деятельность. В условиях современного общества человек ежедневно сталкивается с необходимостью принимать финансовые решения — как распределить семейный бюджет, на чём сэкономить, как накопить на желанную покупку. Эти навыки не возникают спонтанно, они формируются с детства. Несмотря на то, что дошкольники не совершают денежных операций, именно в этом возрасте закладываются основы бережного отношения к вещам, понимания ценности труда, способности различать желания и потребности.

ФГОС ДО подчёркивает значимость познавательного и социально-коммуникативного развития, а также взаимодействия детского сада и семьи. Реализация проекта «Финансовые шаги к мечте» позволяет в доступной форме познакомить детей с базовыми понятиями финансовой грамотности и вовлечь родителей в процесс воспитания у ребёнка полезных финансовых привычек.

Примеры актуальных ситуаций с которыми сталкиваются родители воспитанников

  • Дети часто просят купить игрушку или сладость в магазине. В процессе игры «Хочу и нужно» ребёнок учится понимать, что не все желания являются необходимыми.
  • Родители могут сталкиваться с трудностью объяснения отказа от покупки. Через совместные задания они получают инструменты для конструктивного диалога.
  • В семьях, где дети принимают участие в накоплении (например, складывают монетки в копилку на новую книгу), формируется навык планирования, терпения и ответственности.

Таким образом, проект позволяет создать мотивационную среду, в которой ребёнок получает первый опыт взаимодействия с деньгами, а родители — поддержку в вопросах раннего финансового воспитания.

Цель проекта: Сформировать навыки составления и управления семейным бюджетом у родителей и дошкольников через базовое понимание финансов и совместную познавательно-игровую деятельность

Задачи проекта:

  • Обучающая: познакомить с понятиями «деньги», «доход», «расход», «хочу» и «нужно», «бюджет», «копилка»;
  • Развивающая: развивать мышление, речь, умение анализировать, сравнивать, классифицировать, делать выбор;
  • Воспитывающая: воспитывать уважение к труду, бережное отношение к вещам, формировать навыки планирования, терпения и ответственности.

Планируемые результаты:

  • Дети различают «хочу» и «нужно»;
  • Умеют объяснить, откуда берутся деньги и зачем нужно копить;
  • Появление первых навыков планирования и финансового самоограничения;
  • Родители вовлечены в процесс финансового воспитания детей;
  • Повышение уровня осознанности семейного бюджета.

Методы и приёмы реализации проекта:

  • Игровые методы (дидактические игры, сюжетно-ролевые);
  • Беседы, обсуждения;
  • Совместная деятельность (мастер-классы);
  • Наглядные материалы (карточки, схемы);
  • Домашние задания для совместной работы с родителями.

Предполагаемые результаты проекта:

Для детей:

  • Формирование начальных представлений о деньгах как результате труда и средстве обмена.
  • Развитие умения различать «хочу» и «нужно», формирование основ финансовой осознанности.
  • Появление первых навыков планирования и накопления, развитие терпения и самоконтроля.
  • Развитие речевых и мыслительных способностей через обсуждения, игры и домашние задания.
  • Развитие самостоятельности: умение принимать простые финансовые решения в пределах детского опыта.
  • Эмоциональное удовлетворение от совместной деятельности с родителями, укрепление доверительных отношений в семье.

Для родителей:

  • Повышение уровня финансовой грамотности в доступной и прикладной форме.
  • Формирование навыков семейного бюджетирования, планирования расходов и постановки финансовых целей.
  • Осознание важности раннего финансового воспитания детей.
  • Получение инструментов для простого и понятного разговора с ребёнком о деньгах.
  • Укрепление родительско-детских отношений через совместные игры, обсуждения и задания.

Для воспитателей:

  • Овладение методикой работы по финансовому просвещению дошкольников, соответствующей ФГОС ДО.
  • Расширение методического арсенала (игры, задания, беседы) по теме «Финансовая грамотность».
  • Повышение профессиональной компетентности в вопросах экономического воспитания.
  • Формирование сотрудничества с родителями, включение их в образовательный процесс.
  • Создание условий для реализации интегративного подхода: соединение образовательных областей (социально-коммуникативное, познавательное, речевое развитие и др.).

Этапы реализации проекта:

  1. Подготовительный этап:
  • Подбор литературы и материалов по теме;
  • Изготовление карточек, копилок, домиков «Хочу» и «Нужно».

  1. Основной этап:

День 1: Деньги — это труд и выбор

  • Цель: формирование у детей представления о том, что деньги — это результат труда.
  • Совместная игра «Хочу и нужно».
  • Домашнее задание: составить с ребёнком список «Что я хочу» и «Что мне нужно».

День 2: Куда уходят деньги?

  • Цель: познакомить детей с понятием дохода и расхода, объяснить основы семейного бюджета.
  • Игра «Собери бюджет» с карточками и условными монетами.
  • Домашнее задание: записывать все семейные траты за день и обсуждать их вечером.

День 3: Хочу — Коплю — Покупаю

  • Цель: формировать у детей понимание накоплений и полезных финансовых привычек.
  • Мастер-класс «Делаем копилку» из подручных материалов.
  • Совместное планирование: «На что я хочу копить». Придумывание названия копилки.
  • Вручение «Сертификата маленького финансиста».
  1. Заключительный этап:
  • Выставка детских копилок и рисунков мечты;
  • Обсуждение, что нового узнали дети и родители.

Продолжение темы:

  • Введение понятий «экономия», «покупка по акции», «семейные траты»;
  • Тематическая неделя «Профессии и труд»;
  • Игра «Магазин»: обмен, покупки, расчёты.

Используемая литература и ресурсы:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО)
    (Интеграция темы с образовательными областями — социально-коммуникативное, познавательное, речевое развитие.)
  2. Малкова, З. А. Финансовая грамотность для дошкольников и младших школьников. — М.: Сфера, 2021.
    (Методические рекомендации и сценарии занятий по финансовому просвещению)
  3. Куренков, И. А. Финансовая грамотность для детей и родителей — М.: Просвещение, 2020.
    (Пособие с играми, практическими рекомендациями и объяснениями для работы в семье.)
  4. Официальный сайт Банка России – https://www.fincult.info
    (Разделы с бесплатными материалами по финансовому просвещению для детей и взрослых.)
  5. Программа финансового просвещения для детей дошкольного возраста – Банк России, Минпросвещения РФ.
    (Рекомендации и формы работы с родителями и детьми.)
  6. Бэнджамин и его копилка
    (Серия книг про мальчика, который учится распоряжаться деньгами — доступный язык и веселые примеры.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коллективный творческий проект «Детский сад моей мечты»

Коллективный творческий проект «Детский сад моей мечты»Задачи:·                     развитие т...

Проект "Детский сад моей мечты"

Проблема: Как преобразить прогулочный участок группы с наименьшим ущербом для окружающей среды и с наибольшей пользой для детей? Материал: по выбору участников проекта. Место презентации: музыкальный ...

Проект "Я здоровым быть мечтаю"

Описание форм работы по формированию ЗОЖ....

Проект "Первый шаги по ступенькам финансовой грамотности"

Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять. В связи с эти...

Проект "Весело шагаем по ступенькам финансовой грамотности со Смешариками" для старшего дошкольного возраста

Осваивая  ступеньки  финансовой  грамотности  в  игровой  форме  вместе  с   героями любимых   мультфильмов  и  сказок  ...