Конспект итогового занятия по финансовой грамотности для детей подготовительной группы
материал по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Суслова Надежда Николаевна

"Путешествие в страну экономики"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovoe_dish.docx27.51 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия в подготовительной группе по финансовой грамотности «Путешествие в страну экономики»

Цель: закрепить знания старших дошкольников, по финансовой грамотности.

Задачи:

Образовательные:

-Пополнять активный и пассивный словарь детей экономическими терминами.

- Закреплять умение выполнять математические вычисления.

-Формировать умения выражать свои мысли и анализировать.

-Формировать навыки сотрудничества, умения договариваться друг с другом

Развивающие:

-Развивать при выполнении задач экономического характера логические мышления, память, внимание.

- Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.

Воспитательные:

-Воспитывать личностные качества дошкольников, связанные с экономической деятельностью (трудолюбие, бережливость).

Интегрируемые образовательные области: познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие.

Вид детской деятельности: лежащий в основе организации образовательной ситуации – познавательно – исследовательская, коммуникативная, физическая деятельность.

Метод организации: обучения детей финансовой, экономической грамотности: накопление у детей конкретных представлений о деньгах и экономике.

Приемы: погружения в игровую ситуацию, наглядный, словесный, практический, сюрпризный момент.

Используемые технологии: личностно – ориентированного обучения. Игровые. Сотрудничество. Реализует демократизм, равенство, партнерство в субъектах отношениях педагога и ребенка.

Планируемый результат:

Дети будут знать: как правильно себя вести в реальных жизненных ситуациях. Носящих экономический характер (покупка в магазине), что товар в магазине – это результат труда многих людей, поэтому он стоит денег, цена – это количество денег, которое надо отдать.

Дети будут уметь: следовать полученной инструкции, проявлять инициативу, договариваться. Задавать вопросы, искать ответы. Выдвигать гипотезы и проверять их. Отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности. Проводить посильные опыты и делать соответствующие выводы.

Ход занятия:

1. Приветствие:

Воспитатель: Ребята, посмотрите сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с нашими гостями.

Воспитатель: Ребята. А с каким настроением вы пришли сегодня в детский сад? Все мы с вами разные, со своими особенностями, индивидуальными способностями, возможностями, интересами, каждый из нас – это отдельный мир знаний, эмоций чувств.

Ответы детей.

 А сейчас давайте поговорим: Что значит экономить? Как Вы думаете, знают ли дети — это понятие?

Понимают ли они значение этого слова? Давайте послушаем стихотворение…

Маму в магазин

Провожает сын.

Три рубля он ей дает:

- Вот!

Купи мне самолет!

А еще –

Ружье,

Лопатку,

Танк,

Лошадку,

Шоколадку,

Самосвал,

Тетрадки,

Краски,

Маски,

Сказки и салазки!..

Постарайся

Не забыть!

А на сдачу

Можно даже

И свистульку

Мне купить!

Ответы детей.

Предлагаю всем вместе отправиться в путешествие в страну Экономики. Работа предстоит сложная, но интересная. Там мы научимся быть экономными, познакомимся с экономическими названиями и решим экономические задачи.

Нужно будет выполнить несколько заданий. Но сначала нужно разделиться на две команды: «Рублики» и «Копеечки». За правильно выполненные задания команды будут получать фишки, побеждает та команда, которая наберет наибольшее количество фишек.

1 задание

Воспитатель демонстрирует копилку.

Воспитатель:

- Ребята, что это такое?

- Для чего нужна копилка?

Ответы детей.

- Правильно, чтобы копить деньги. Но мне очень интересно узнать, на что люди копят и тратят деньги?

Речевая игра «Для чего нам нужны деньги?»

Воспитатель: - А сейчас мы с вами поиграем в игру «Для чего нам нужны деньги?». Давайте встанем в круг и будем передавать копилку друг другу и называть, для чего нам нужны деньги.

Ответы детей.

2 задание

Воспитатель: Ребята, каким образом в семье появляются деньги?

Ответы детей

Воспитатель: Как называются деньги, которые зарабатывают родители?

Ответы детей

Воспитатель поясняет: Зарплата — это деньги, полученные за работу, за месяц, за неделю, за один день. Кроме родителей, кто является членом семьи?

Ответы детей

Воспитатель: Вносят ли дедушка и бабушкой в семейный бюджет деньги, если они живут вместе с нами? Пенсия – это деньги. Её платят пожилым людям, проработавшим много лет. Кто ещё живёт в семье?

Ответы детей

Воспитатель: Могут ли дети приносить в бюджет семьи деньги?

Ответы детей

Воспитатель обобщает ответы детей. Большие дети, окончившие школу, обучающиеся в училищах, институтах, получают стипендию.

Воспитатель: Зарплата, пенсия, стипендия, пособия. А как одним словом назвать все эти деньги? (семейный бюджет) Сегодня вы будите тоже зарабатывать монеты, за правильные ответы. Заработанные монеты будите складывать в свои копилки, которые стоят у вас на столах. Если вы ответите без ошибок, получаете монетку. Но сначала нужно разделиться на две команды: «Рублики» и «Копеечки».

Практическое задание. «Подсчитайте семейный бюджет»

Воспитатель: Папа зарабатывает 4 рубля. Мама зарабатывает 3 рубля. Бабушка с дедушкой — пенсию 2 рубля. Сестра стипендию 1 рубль.

Выложите нужное число. (Дети выполняют математическое вычисление и получают число 10)

Ответы детей

Воспитатель: Молодцы! За правильно выполненные задания и за правильные ответы команды получают по монетке.

А теперь задание для командиров команд

3 задание Словесная игра «Расход-приход»

Воспитатель: если в ситуации деньги накапливаются, «приходят» в кошелек, то это доходы – вы поднимете красный кошелек. Если деньги расходуются «уходят» из кошелька, то это расходы – вы поднимаете синий кошелек.

Будьте внимательны!

Первая команда

1.Зарплата папы….

2.Покупка лекарств….

3.Зарплата мамы…

4.Ремонт автомобиля…

5.Покупка куклы….

6.Стипендия сына..

Вторая команда

7.Посещения цирка…

8.Пенсия дедушки…

9.Покупка продуктов…

10.Пенсия бабушки…

11.Покупка компьютера…

12.Оплата за телефон…

Воспитатель: Молодцы! За правильные ответы команды получают монетки.

Пальчиковая гимнастика «Страны и деньги»

Во всем мире много стран (обеими руками нарисовать большой круг)

Посчитаем: Казахстан, Индия, Япония, Россия и Эстония (загибаем пальчики)

Китай, Корея, Франция, Молдавия, Малайзия (на другой руке)

И еще десятки разных (сжимаем и разжимаем кулачки)

Стран больших, разнообразных

Назову сейчас я вам (щелкаем пальцами)

Деньги этих разных стран

Рубль, доллар, франк, юань (сжимаем пальчики)

Лира, евро, лат, динар

Теперь сначала все начните и за мною повторите (погрозить пальчиком)

4 задание «Собери картинку»

Воспитатель: Ребята вы, когда-нибудь, делали покупки самостоятельно?

Ответы детей

Воспитатель: - А за покупками, в магазин, с чем ходят?

Ответы детей

Воспитатель: Правильно! Ребята, помогите нам собрать деньги чтобы можно было сходить в магазин, так как они порвались на кусочки.

(Дети собирают разрезные деньги)

Воспитатель: Молодцы! За правильно выполненные задания команды получают по монетке.

Воспитатель: ребята, давайте откроем кошелек и посмотрим, что из себя представляют современные деньги, из чего они сделаны?

Ответы детей: ответы детей. (бумажные и металлические деньги).

Воспитатель: правильно. Бумажные деньги называются - купюры. Металлические деньги называются - монеты. Давайте рассмотрим монеты. Какие они?

Ответы детей: круглая, металлическая, звенит (можно взять в руки несколько монет и позвенеть ими, после этого дети смогут назвать данный признак).

Воспитатель: давайте рассмотрим бумажные деньги - купюры. Какие они?

Ответы детей: бумажные, прямоугольные, шуршат.

Воспитатель: ребята, а вы знаете, что купюры изготовлены из специальной, очень прочной бумаги, которая почти не мнется, очень трудно рвется. Краска, которую используют при изготовлении купюры тоже очень стойкая. Даже после стирки в воде краска на купюрах не растекается и не смывается, а бумага не размокает.

К деньгам нужно относиться бережно: не рвать их, не мять, не терять. И для этого мы кладем деньги в кошелек.

А теперь задание для команд. Я называю признак монеты, а вы противоположный знак купюры или наоборот. За каждый правильный ответ вы получаете монету.

5 задание «Монеты-купюры» закончить предложение

Первая команда

1.Купюра бумажная, а монета (Металлическая)

2.Монета круглая, а купюра (прямоугольная)

3. Монета звенит, а купюра (шуршит)

4.Монета появилась раньше, а купюра (позже)

Вторая команда

5. Купюра может порваться, а монета(нет)

6.Монета маленькая, а купюра (большая)

7. Купюра разноцветная, а монета(одноцветная)

8.Купюра легкая, а монета (особенно когда их много) (тяжелая)

Воспитатель: - Ой, какие вы молодцы, так много знаете про деньги! Заработали кучу монет!

6 задание «Что можно купить за деньги»

Воспитатель: Ребята, теперь у нас есть деньги, и мы можем совершать покупки! Как вы думаете все ли можно купить за деньги?

Ответы детей

Командам выдаются карточки с заданиями, нужно из представленных картинок выбрать и отметить фишками то что можно купить за деньги.

Воспитатель: Молодцы! За правильно выполненные задания и за правильные ответы команды получают по монетке.

А теперь команды могут подсчитать заработанное количество денег.

Итог: 

Воспитатель: Ребята, скажите пожалуйста вам понравилось сегодня наше занятие?

Ответ детей: Да.

Воспитатель: -А что вам запомнилось больше всего?

Ответы детей

Воспитатель: Молодцы хорошо. Ребята давайте я расскажу вам одно правило, и вы его запомните. Деньгами нужно распоряжаться экономно и бережно. Не тратить их по пустякам, а иметь привычку копить. Запомнили. Молодцы. На этом сегодняшнее наше занятие закончилось. Вы мне очень понравились. Будем дальше знакомится с финансовой грамотностью.

7 задание Игра – «Наоборот»

1.Покупатель- продавец

2.Покупка – продажа

3.Дорого – дешево

4.Доход – расход

5.Тратить – копить

6.Наличные – безналичные

7.Высокие цены – низкие цены.

8.Прибыль – убыль,

9. Скупой – щедрый,

10.Богатство – бедность,

11.Экономить – тратить.

 8 задание

Ребята вы любите загадки? Предлагаю вам загадки - добавлялки

Загадки – добавлялки.

Первая команда

1. На товаре быть должна, обязательно … (цена)

2. Коль трудиться круглый год, будет кругленьким … (доход)

3. Журчат ручьи, промокли ноги, весной пора платить … (налоги)

5. Дела у нас пойдут на лад: мы в лучший банк внесли свой … (вклад)

Вторая команда

6.Люди ходят на базар: там дешевле весь…. (товар)

7.Приносить доходы стал. В банке папин …. (капитал)

8. Сколько купили вы колбасы, стрелкой покажут вам точно. (весы)

9. И врачу и акробату выдают за труд ….(зарплату)

10. Из какого аппарата выдается нам зарплата?..... (банкомат)

Уважаемые коллеги! Практически в любой сказке есть экономическая составляющая. Хотите в этом убедиться? Тогда слушайте.

  1. В какой сказке жадность оставила медвежат без обеда?

«Три медведя»

  1. Герой какой сказки закопал 5 золотых монет на Поле Чудес в Стране Дураков, чтобы вырастить золотое дерево. Как его зовут? «Буратино»
  2. Назовите сказку о волшебном олене, у которого было особенное копытце, с помощью которого можно добывать драгоценные камни.
  3. В какой сказке на трех сундуках с медными, серебряными и золотыми
    монетами сидели  собаки. 
    «Огниво»
  4. Что нашла Муха, когда пошла по полю в сказке «Муха-Цокотуха»?
  5. Герой этой сказки с помощью рекламы помог простому крестьянину занять высокий статус в обществе.
  6. В какой сказке описывается эффективность коллективного труда?

«Репка»

Молодцы. Помните, что с помощью сказки можно развить в детях трудолюбие и бережливость, расчетливость и экономность. 

Уважаемые коллеги, следующая форма, которую можно использовать – пословицы. Предлагаю Вам по картинке отгадать пословицу.

1. Деньги куры не клюют.

2. Деньги на ветер.

3. Деньги лопатой гребут.

4. Копейка рублю бережет.

5. Не имей 100 рублей, а имей сто друзей.

6. Деньги любят счет.

Пословицы и поговорки — это как маленький рассказ, формулирующие многовековую народную мудрость. Предлагаю вам продолжить пословицу…

  1. Уговор…дороже денег.
  2. Скупой платит …дважды
  3.  Хороший товар сам себя …хвалит
  4. Считай деньги, не отходя от …кассы
  5. Будешь крутиться – будут и денежки …водиться


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект СОД по формированию финансовой грамотности для детей подготовительной группы «Путешествие в страну Экономика»

Цель: формирование и создание необходимой мотивации для повышения знаний о финансовой грамотности, навыков сбережения и трат денежных средств; формировать умение правильно распоряжаться деньгами...

Конспект игры по развитию финансовой грамотности для детей подготовительной группы «Путешествие по сказкам»

В игровой форме формировать начальные представления о финансовой грамотности, рациональное использование бюджета...

Занятие по финансовой грамотности для детей подготовительной группы «Буратино и его монетки»

quot;Буратино и его монетки" Цель: Содействовать финансовому просвещению детей старшего дошкольного возраста....

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ, НА ТЕМУ «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ МОНЕТОГОРСК»

Цель: Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста: раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «банкнота», «пл...

Конспект занятия по финансовой грамотности для детей подготовительной группы «Путешествие по сказкам»

Конспект занятия по финансовой грамотности для детей подготовительной группы «Путешествие по сказкам» Цель: формировать начальные представления финансовой грамотности, рациональное ис...

Конспект занятия по финансовой грамотности для детей подготовительной группы: «Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности»

Конспект занятия по финансовой грамотностидля детей подготовительной группы «Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности» Цель: создание социальной ситуации ра...

Занятие по финансовой грамотности для детей подготовительной группы «Буратино и его монетки»

Данное занятие позволяет детей познакомить с финансовой грамотностью, через интересные методы и приемы...