Методическая разработка интегрированной образовательной деятельности по финансовой грамотности для детей группы компенсирующей направленности с 5 до 6 лет с тяжелым нарушением речи (ОНР) «Путешествие в страну «Экономград»
методическая разработка по основам финансовой грамотности (старшая группа)
Пояснительная записка
Экономической грамотности, то есть представлению о том, откуда берутся деньги и как их правильно тратить, стоит учить с детства. Если ребенок будет четко понимать, что деньги зарабатываются трудом, что каждая вещь или продукт имеют стоимость, он быстрее осознает устройство взрослого мира. В этой непростой, но интересной задаче помогут различные тематические экономические игры.
Место проведения: МБДОУ детский сад №9 «Солнышко»
Возраст детей: 5-6 лет.
Состав группы: 7 человек
Форма организации детей: подгрупповая
Место ООД в программе: Данное занятие проходило в рамках закрепления пройденного материала по темам: «Деньги», «Доходы и расходы», «Бартер».
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально — коммуникативное развитие».
Приёмы и методы: метод наглядности, метод практической деятельности, побуждение, рассуждение, вопросы, поощрение.
Педагогические технологии: ИКТ-технология, здоровьесберегающие, игровые, социально-коммуникативные технологии.
Оборудование и материалы:
- Ноутбук, мульти-медиапроектор, экран.
- Презентация на экране,
- Атрибуты к играм,
- Атрибуты для экспериментированию (бумага,вода ,кошелек ,монеты ,купюра бумажная )
Предварительная работа:
- чтение сказок,
- заучивание пословиц,
- просмотр отрывка фильма «Буратино».
- Просмотр сказки «Лисичка со скалочкой»,
- Просмотр сказки «Трое из Простаквашино»,
- Загадывание загадок,
- Следует предложить рассмотреть детям до занятия банкноты и монеты, чтобы в дальнейшем дети могли свободно называть отличительные и сходные черты между монетой и банкнотой.
Ожидаемый результат:
- Усвоят понятия «семейный бюджет», «расход и доход», «деньги», «банк», «потребности», будут применять их в свободной и игровой деятельности
- Поймут, как сберегаются деньги, как научиться принимать правильные финансовые решения.
- Будут ответственно относиться к финансовым обязательствам.
- Осознавать, что сбережения семьи - это денежные средства, которые могут
остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для
отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей.
Литература
- А.А. Смоленцева «Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок» 2006г.
- Т.А.Шорыгина « Беседы об экономике» методическое пособие.2009г.
- Н.А. Модель Финансовая грамотность для детей 5-7лет» 2024г.
- Н.А. Модель «Путешествие в сказочные финансы» 2024г.
- Н.А. Модель «Школа финансов» 2024г.
- Комплект познавательных мини- плакатов: Денежные знаки, ООО «ИД Сфера Образования»
Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста.
Образовательные задачи:
- Расширять представление детей о свойствах и функциях денег. Раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «банкнота»
- Повторить понятие «потребности человека», закреплять названия основных потребностей и что к ним относится; уточнить от чего зависят потребности человека;
- Продолжать учить решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы, активизировать словарь;
- Подвести к пониманию того, что человек не может иметь все, что хочет.
- развивать у детей умение подмечать в сказках простейшие экономические явления;
- развивать речь, внимание, мыслительные операции, воспитывать любознательность.
Развивающие задачи:
- Развивать умение детей в процессе исследовательской деятельности находить отличительные особенности монеты и банкноты
- Развивать логическое, образное и конструктивное мышление, сообразительность,
- развивать речевой слух, слуховое восприятие, воображение, внимание, память,
- развивать связную речь, речевую активность,
- продолжать развивать умение находить решение в проблемных ситуациях, умение работать коллективно.
Воспитательные задачи:
- Способствовать воспитанию нравственных качеств,
- воспитывать у детей интерес к исследованию и познанию,
- воспитывать умение слушать друг друга.
- развивать способность совместно развертывать игру согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников
- воспитывать культуру речевого общения
Оборудование и материалы:
- деньги (монеты ,купюры),
- картинки сказок Лисичка со скалочкой ,Муха-цокотуха ,Трое из простаквашино ,
- атрибуты для экспериментов ( бумага ,вода, кошелек)
- атрибуты для игр «Что можно(нельзя)купить за деньги», «Упрямый Антошка»,
Ход интегрированной образовательной деятельности
- Организационный момент
Воспитатель: Ребята, сегодня мы отправимся с вами в увлекательное путешествие.
Мы побываем в удивительной стране, поиграем и узнаем много интересного. А вот куда же лежит наш путь? Мы сейчас узнаем. А сейчас, мои ребятки, отгадайте – ка загадку:
Бывают они медные, блестящие, бумажные,
Но для любого из людей, поверьте, очень важные!
Дети: Деньги, монеты
Воспитатель: Правильно, ребята, а для чего людям нужны деньги?
Дети: Покупать товар, копить, ездить в отпуск.
Воспитатель: Совершенно верно. Деньги нужны людям в современном мире, без них прожить невозможно.
Вспомните, пожалуйста, героев сказок или мультфильмов, где покупают, продают, меняют что-то, копят деньги.
Дети: «Лисичка со скалочкой», «Муха-цокотуха», «Трое из Простоквашино», «Приключения Буратино».
Воспитатель: Молодцы, правильно, вы очень много знаете сказок и мультфильмов.
Оказывается, даже сказочные персонажи живут так же, как и люди. Хотите получше узнать о них? Давайте отправимся в сказочную страну «Экономград». Ребята, на чем путешествуют сказочные герои?
Дети: С помощью шапки-невидимки, в ступе, в сапогах-скороходах, на ковре-самолете.
Воспитатель: Вот на ковре - самолете я и предлагаю сегодня вам отправиться в путешествие.
2.Основная образовательная деятельность
Воспитатель: Вот мы и прибыли, остановка «Денежка». Если отгадаете загадку, вы узнаете, кто вас здесь ждет:
Покупала самовар,
А спасал ее комар.
Дети: Муха-цокотуха
Воспитатель: Правильно, ребята, это героиня сказки К. Чуковского «Муха Цокотуха». Что муха нашла? … «денежку»... А что такое деньги?
Дети: Особые ценные бумаги, на которые можно обменять любой другой товар.
Это - богатство, которое можно копить, хранить в «Сбербанке».
Воспитатель: Что сделала муха?
Дети: «Пошла муха на базар и купила самовар».
А потом она пригласила всех на чаепитие.
Воспитатель: А как бы вы предложили поступить мухе? Экономно ли поступила муха?
Дети: не нужно было тратить все деньги сразу на развлечения, на них можно было купить более нужные вещи, продукты. Деньги нужно уметь экономить, тратить разумно.
Воспитатель: Ребята, у меня для вас есть несколько интересных заданий. Хотите попробовать их решить? (Да)
Мишка продавал на рынке мед. На вырученные деньги он хотел купить малины.
Его друг Сладкоежка продавал малину, чтобы купить липовый мед. Покупателей на рынке было мало, и торговля шла плохо. Медвежата загрустили.
Какое решение могут принять медвежата, чтобы оба были довольны?
Дети: Медвежатам надо сделать обмен. Такой обмен называется бартером.
Воспитатель: Правильно, ребята, слушайте следующее задание.
У одного продавца на прилавке яблочки красивые, наливные, крепкие, да еще и зимний сорт. А у другого продавца, яблоки - ароматные, но переспелые, ранний сорт. Что делать? Как продать, не испортив товар?
Дети: Надо снизить цену на переспелые яблоки, чтобы их продать быстрее, пока они не испортились.
Воспитатель: Молодцы, ребята, со всеми заданиями вы справились. Ну, что ж полетели дальше. Закрываем глазки.
Посмотрите, а вот и следующая остановка - «Бюджетик». Кого же мы еще встретим на своем пути? Это же плутишка Буратино-герой сказки А. Толстого «Приключения Буратино».
Воспитатель: Здравствуй, Буратино! Почему ты сидишь здесь один и грустишь?
Буратино: Я закопал в землю пять золотых монет, а теперь сижу и жду, когда вырастет дерево с целой кучей золотых монет! Да только что-то ничего пока не растет.
Воспитатель: Эх ты, доверчивый Буратино! Зачем ты послушался совета лисы Алисы и кота Базилио, ведь они тебя обманули! Ребята, как вы думаете, деньги растут на деревьях? (Нет)
А откуда берутся у людей деньги?
Дети: Деньги нужно зарабатывать. Наши родители ходят на работу, за работу они получают зарплату.
Воспитатель: А для чего нам нужны деньги? (ответы детей). Скажите, все ли можно купить за деньги? Чтобы в этом разобраться, я предлагаю вам поиграть в игру «Что можно (нельзя) купить за деньги»
На столе лежат разные картинки, дети выбирают, показывают и объясняют почему выбрали эту картинку. Сначала, например, что можно купить, потом чего нельзя купить.
Дети берут по одной картинке, например: солнце, его купить за деньги нельзя, улыбку бабушки купить за деньги нельзя, а велосипед купить можно за деньги.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы все правильно сказали.
Давайте вспомним и объясним Буратино, где можно хранить деньги.
Дети: Деньги нужно хранить в банке, только там они будут в целости и сохранности.
Буратино: Спасибо, ребята! Теперь я точно знаю откуда берутся деньги и как их нужно хранить.
Физминутка
Буратино потянулся,
Раз-нагнулся, два-нагнулся.
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать.
Воспитатель: Следующая остановка «Экономград». Я, кажется, что-то слышу… Звучит голос Кота Матроскина: «А я ничего выписывать не буду, Я экономить буду»
Воспитатель: Кто это?
Дети: Кот Матроскин.
Воспитатель: Правильно, ребята, это герой сказки Э. Успенского «Трое из Простоквашино». Дети, как вы думаете, экономить - это хорошо?
Дети: Да.
Воспитатель: Как вы можете помочь родителям экономить деньги?
Дети: Не лить зря воду; уходя, выключать свет, без необходимости не включать электроприборы, беречь свое здоровье, чтобы не покупать лекарства, бережно относиться к своим вещам, ухаживать за ними, помогать выращивать овощи, чтобы их не покупать, не выпрашивать у родителей бесполезные вещи и игрушки.
Воспитатель: Правильно, дети, ведь на сэкономленные деньги родители могут вам покупать что-то полезное, ездить в отпуск, устраивать семейные праздники. Я вам предлагаю вспомнить поговорки об экономии и бережливости.
Дети: Тот без нужды живет, кто деньги бережет.
Сегодня густо, а завтра - пусто.
Считай деньги в своем кармане!
Цыплят по осени считают.
Лиса и во сне кур считает.
Запасливый лучше богатого.
Подрасту - свое наживу.
Деньги счет любят - Без счета и денег нет.
Без копейки рубля не бывает - Копейка рубль бережет.
Из копеек рубли вырастают.
Не деньги богатство - бережливость да разум.
Слову - вера, хлебу - мера, а деньгам - счет.
Кто не бережет копейки, сам рубля не стоит!
Воспитатель: Молодцы! Мы будим помнить эти пословицы и поговорки русского народа и другим расскажем. Правда, ребята? Ведь русский народ подмечал и собирал мудрость веками и передавал из поколения в поколение. Так они и до наших дней дошли. Из них мы узнаем, что наши предки умели быть бережливыми и экономными. Этому и нам у них нужно поучиться. Ну, а мы продолжаем. Итак, кто помнит, а что отправились искать герои мультфильма «Трое из Простоквашино»?
Дети: Клад. (Пластический этюд)
Мы нашли богатый клад, (изображают, как копают клад)
Каждый кладу очень рад, (дети улыбаются друг другу)
Стали думать, как нам быть? (повороты головой)
Как же клад нам разделить? (руки в стороны)
Чтоб хватило всем друзьям,
Делим ровно пополам.
Воспитатель: Как бы вы распорядились кладом? С кем поделились? (ответы детей).
(Использование спортивного инвентаря)
Воспитатель: Ой, ребята, что это? Разлилась река и преградила нам путь к ковру- самолету. Для того, чтобы пройти через реку, поиграем в игру «Упрямый Антошка».
Я буду называть различные экономические слова, а вы говорить мне слова-наоборот. После каждого правильного ответа нужно положить дощечку через речку – так мы построим мост и сможем дойти до ковра-самолета. Готовы?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда начнем:
Покупатель - продавец
Покупка - продажа
Трудолюбивый - ленивый
Много - мало
Дорого - дешево
Богатый - бедный
Доход - расход
Тратить — копить
Высокие (цены) - низкие (цены)
Наличные – безналичные
Воспитатель: Молодцы, дорога свободна, теперь можно пройти к нашему ковру-самолету. Закрываем глазки, летим. Следующая остановка «Научная лаборатория»
Воспитатель: А как вы думаете какие деньги удобнее монеты или купюры?
Дети: Высказывают своё мнение.
Воспитатель: Как же нам наверняка разобраться, что лучше монеты или купюры? Подумайте? А может мы это проверим?
У меня для вас открыта лаборатория. Мы же с вами исследователи. Правило – вести себя спокойно. Пройдемте. Встаньте так, чтобы было удобно всем. Мы пришли, чтобы узнать, что удобней монеты или купюры.
И как настоящие исследователи мы результаты опытов будем записывать в карты. И на доске у нас карта. (карта на мольберте)
Воспитатель: Посмотрите на оборудование. Как вы думаете, что будет символизировать бумага?
Дети: Бумага – купюры.
1 эксперимент:
- бумага мнётся, рвется; монета нет.
ВЫВОД.
Воспитатель: Какой вывод можно сделать?
Дети: Монета лучше. Она не мнётся и не рвется. На карточке напротив монеты ставим плюс, в этом эксперименте монета показала лучшие качества
2 эксперимент:
Дети: Намочим бумагу.
Воспитатель: Отлично. Кладите бумагу в воду. Что происходит?
Дети: Она намокает.
Воспитатель: А если она намокнет, что произойдёт?
Дети: Она развалится.
Воспитатель: А теперь проверим монету. Что произойдёт? Какой вывод сделаем, кто в этом эксперименте выигрывает? Женя отметь в нашей карте. ВЫВОД
А теперь разбейтесь на пары, чтобы у вас была и монета, и купюра.
3 эксперимент:
Давайте определим, что тяжелее монета или купюра.
Дети: Предполагают.
Воспитатель: Давайте опытным путём проверим. Возьмите на ладошки монету и купюру – бумажку. Что тяжелее?
Может, подуем? Что происходит с монетой? А что происходит с купюрой? Какой вывод сделаем? Что легче? ВЫВОД: что выигрывает? Ставим плюсик.
4 эксперимент:
Я приготовила для вас кошельки. Положите купюру и монету в кошелёк. Потрясите. Переверните. Сделайте вывод, что удобнее хранить в кошельке?
Дети: Проверяют. ВЫВОД.
Воспитатель: Посмотрите в карту. Кто выигрывает?
Дети: Ничья.
Воспитатель: А что значит ничья?
Дети: Одинаковое количество плюсиков.
Воспитатель: совершенно верно. По одним свойствам выигрывают монеты, а по другим купюры. Какой вывод мы сделаем?
Дети: Размышляют.
Воспитатель: Вы правы, нужны нам и монеты, и купюры.
Ребята, а какое средство оплаты может быть в кошельке? Что кроме денег можно использовать при оплате?
Дети: Банковская карта.
Воспитатель: Правильно, банковская карта тоже достаточно удобна для приобретения товаров и оплаты услуг.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вот сколько интересного и полезного мы с вами сегодня сделали! Ну, что ж нам пора возвращаться в детский сад. Проходите все на ковер-самолет, закрывайте глазки.…И вот мы с вами вернулись в нашу группу, с возвращением, ребята.
Заключительная часть
- Где мы с вами сегодня побывали? Как называется сказочная страна?
- Какие герои сказок повстречались нам на пути?
- Какое задание показалось вам самым сложным, а легким, а интересным?
- Какие новые слова и понятия вы сегодня узнали?











Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 2.37 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка интегрированной образовательной деятельности по математике с детьми старшей группы
Методическая разработка интегрированнойобразовательной деятельности по математике с детьми старшей группыЦели занятия: Cпособствовать проявлению и становлению интереса к познанию в результат...

Методическая разработка организованной образовательной деятельности «ПОМОЖЕМ ЛУНТИКУ» (подготовительная к школе группа компенсирующей направленности)
В документе представлен практический материал для работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи....

Методическая разработка организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему «Открываем Африку»
Методическая разработка организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему «Открываем Африк...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей группы компенсирующей направленности на тему «Ягоды и грибы. Лес осенью»
Задачи:Коррекционно-образовательные: Активизация и актуализация словаря по теме. Совершенствование грамматического строя речи(подбор однокоренных слов)Совершенствование навыка пересказа. Автоматизация...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей группы компенсирующей направленности на тему «Перелётные птицы»
Цель: коррекция лексико-грамматической стороны речи на материале лексической темы: «Перелетные птицы»....

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию словаря у детей группы компенсирующей направленности с РАС подготовительного периода Тема "Игрушки"
Конспекторганизованной образовательной деятельностипо формированию словаря у детей группы компенсирующей направленности с РАС подготовительного периода...

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию словаря у детей группы компенсирующей направленности с РАС подготовительного периода Занятие подготовительного периода Тема: «Овощи»
Конспекторганизованной образовательной деятельностипо формированию словаря у детей группы компенсирующей направленности с РАС подготовительного периодаЗанятие подготовительного периодаТема: &laq...
