Презентация "Скоро в школу"
план-конспект занятия по психологии (подготовительная группа)

Кравцова Евгения Михайловна

«Подготовка детей к обучению в школе »

Основной причиной неуспеваемости большинства учащихся в первом классе является своего рода их "незрелость", недостаточная готовность к сложному процессу обучения. Чрезвычайно важно своевременное выявление такого рода незрелости детей, так как возможно более полное ее преодоление еще в дошкольном возрасте, что позволит предупредить само возникновение многих проблем.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Готовность ребенка к обучению в школе» Педагог-психолог Кравцова Е.М. Как избежать трудностей? Как подготовить ребенка к школе? Когда лучше начать подготовку? Чему и как учить?

Слайд 2

Предостережения: избегайте чрезмерной требовательности предоставляйте право на ошибку не думайте за ребенка, не перегружайте ребенка не пропустите «особые» трудности и обратитесь к узким специалистам Не забывайте хвалить, но не переусердствуйте

Слайд 4

Школьные психологи считают ребенка неготовым к школьному обучению, если он: не самостоятелен или недостаточно самостоятелен; не умеет слушать инструкцию педагога ; не умеет сосредотачиваться на задании ; у него недостаточно знаний об окружающем мире, он не умеет сравнивать, обобщать, анализировать и др. больше настроен на игру, чем на учение; слишком зажат или стеснителен, или, наоборот, слишком возбуждён и активен; не умеет дружить со сверстниками; не умеет вежливо разговаривать со взрослыми и слушать их;

Слайд 5

Неуспеваемость, агрессия и нежелание учиться — это результат того, что дошкольник психологически не был готов к обучению в школе

Слайд 6

КАК определить, что ребенок психологически готов к школе? – ребёнок хочет учиться; - он умеет общаться с детьми и взрослыми, не боится обратиться к ним; - умеет аргументировать свою точку зрения; - понимает, для чего нужна школа; - умеет подчиняться правилам; - может самостоятельно делать задания; - умеет собирать свои вещи и т.д.

Слайд 7

тЕст для родителей : готов ли ребёнок идти в школу? Может ли ваш ребенок заниматься самостоятельно каким-нибудь делом, требующим сосредоточенности в течение 25-30 минут (например, собирать конструктор или пазлы )? Говорит ли ваш ребенок, что он хочет идти в школу, потому что там он узнает много нового и интересного, найдет новых друзей? Может ли ваш ребенок самостоятельно составить рассказ по картинке, включающий в себя не менее 5 предложений? Знает ли ваш ребенок наизусть несколько стихотворений? Верно ли, что ваш ребенок в присутствии незнакомых людей ведет себя непринужденно, не стесняется? ИЛИ ДА НЕТ

Слайд 8

Умеет ли ваш ребенок изменять имя существительное по числам (например: рама - рамы, ухо - уши, человек - люди, ребёнок - дети)? Умеет ли ваш ребенок читать без ошибок по слогам или, что ещё лучше, целиком слова, состоящие из 2-3 слогов? Умеет ли ваш ребёнок считать до двадцати и обратно? Может ли ваш ребёнок решать примеры на сложение и вычитание в пределах десяти? Может ли ваш ребёнок решать задачи на нахождение суммы или разности (например: "В вазе 3 яблока и 2 груши. Сколько всего фруктов в вазе?"; "В вазе было 10 конфет. 3 конфеты съели. Сколько осталось?")? Сможет ли ваш ребёнок точно повторить скороговорку или предложение (например:"Зайчик, вспрыгни на пенёк!")? Любит ли ваш ребёнок раскрашивать картинки, рисовать, лепить из пластилина?

Слайд 9

Умеет ли ваш ребёнок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликацию)? Может ли ваш ребёнок обобщать понятия, например , назвать одним словом (а именно мебель) стол, диван, стул, кресло? Может ли ваш ребёнок сравнить два предмета, то есть назвать сходство и различия между ними (например, ручка и карандаш, дерево и кустарник)? Знает ли ваш ребёнок название времён года, месяцев, дней недели, их последовательность? Может ли ваш ребёнок понять и точно выполнить словесные инструкции?

Слайд 10

За каждый ответ «ДА» засчитайте себе 1 балл Если вы утвердительно ответили на 15 - 17 вопросов , можете считать, что ваш ребёнок вполне готов к школе. Вы не напрасно с ним занимались, а школьные трудности, если они возникнут, будут легко преодолимы. Если вы утвердительно ответили на 10 - 14 вопросов , значит, ваш ребенок многому научился. Содержание же вопросов, на которые вы ответили отрицательно, подскажет вам темы дальнейших занятий. Если вы утвердительно ответили на 9 (и менее) вопросов, значит, вам следует, во-первых, почитать специальную литературу, во-вторых, постараться уделять больше времени занятиям с ребёнком, в-третьих, обратиться за помощью к специалистам.

Слайд 11

Скрининг Е.А. Екжановой Общие результаты - У 60% детей нарушено слуховое восприятие, дети с трудом воспринимали и запоминали словесную инструкцию (произнесенную несколько раз), - У 70 % детей определяется недостаточное развитие мелкой моторики, 55% детей требуются занятия по развитию памяти, внимания, усидчивости и самоконтроля, 15% детей относятся к детям с низкой самооценкой, у 12 % детей определяются признаки агрессивных детей с неустойчивыми эмоциональными реакциями

Слайд 12

Межполушарное взаимодействие — особый механизм объединения Левого Полушария и Правого Полушария в единую интегративную, целостно работающую систему, формирующийся под влиянием как генетических, так и средовых факторов. Межполушарное взаимодействие необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое . Чем лучше будут развиты межполушарные связи , тем выше у ребёнка будет интеллектуальное развитие , память, внимание , речь, воображение, мышление и восприятие

Слайд 13

За что отвечает правое полушарие: - обработка невербальной информации, эмоциональность; - музыкальные и художественные способности; - ориентация в пространстве; - способность понимать метафоры (смысл пословиц, поговорок, шуток и др ); - обработка большого количества информации одновременно, интуиция; - воображение; - отвечает за левую половину тела. За что отвечает левое полушарие: - логика, память; - абстрактное, аналитическое мышление; - обработка вербальной информации; - анализ информации, делает вывод; - отвечает за правую половину тела.

Слайд 14

для индивидуальной консультации вы можете подойти до конца мая с 8.00 до 9.00 ( по понедельникам) С 13.00 до 14.00 (по вторникам) В каб . педагога-психолога 2 корпус МДОАУ ДС № 7 г. Тынды



Предварительный просмотр:

Выступление

на родительское собрание подготовительной группы

на тему: «Скоро в школу!»

Оборудование, материалы: презентация, информационный буклет   «Скоро в школу», листы и ручки по количеству родителей для проведения теста, результаты тестирования.

Когда ребенок скоро пойдет в первый класс перед родителями встают множество вопросов (( СЛАЙД 1)  :

  • Как подготовить ребенка к школе?
  • Когда лучше начать подготовку?
  • Чему и как учить?
  • На что нужно обратить внимание, чтобы переход из сада в школу был менее болезненным?

Единого для всех рецепта нет, да и быть не может:

- с одним ребёнком нужно больше разговаривать,

- с другим слушать и направлять

- с третьим познавать мир только в движении, динамике и опытах,

- а четвертого день от дня приучать к дисциплине и формировать усидчивость….

Но для всех есть общие предостережения ( СЛАЙД 2) 

  1. избегайте чрезмерной требовательности
  2. предоставляйте право на ошибку
  3. не думайте за ребенка
  4. не перегружайте ребенка
  5. не пропустите «особые» трудности и обратитесь к узким специалистам
  6. Не забывайте хвалить, но не переусердствуйте!

Некоторые родители под готовностью к школе понимают только умение ребенка читать, считать. Но это неверное мнение.

( СЛАЙД 3)  Ведь готовность к школе – это совместно и

  • ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ
  • Педагогическая ГОТОВНОСТЬ
  • ФИЗИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ
  • РЕЧЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ

Посещая уроки в первых классах, ясно видишь с каким трудом адаптируются к школе некоторые первоклассники.( Неустойчивое внимание, неусидчивость, быстрое утомление).

( СЛАЙД 4) Школьные психологи считают ребенка не готовым к школе, если у ребенка определяются хотя бы три из этих признака.

( СЛАЙД 5) А неуспеваемость и нежелание учиться — это результат того, что дошкольник психологически не был готов к обучению в школе


Так как же определить, что ребёнок готов к обучению к школе? Для этого были разработаны достаточно много диагностик и методик. Одна из подобных диагностик была проведена у ваших детей в конце апреля, с результатами которой вы ознакомитесь попозже, а другую диагностику из раздела «Родительская самодиагностика» мы проведем с вами сейчас:

На любом листке необходимо написать да или нет на 17 вопросов, которые я озвучу (наглядно вы их можете увидеть в презентации). Отвечайте честно, ведь результаты кроме вас никто не увидит. Итак, приступим:

  1. Может ли ваш ребенок заниматься самостоятельно каким-нибудь делом, требующим сосредоточенности в течение 25-30 минут (например, собирать конструктор или пазлы)?
  2. Говорит ли ваш ребенок, что он хочет идти в школу, потому что там он узнает много нового и интересного, найдет новых друзей?
  3.  Может ли ваш ребенок самостоятельно составить рассказ по картинке, включающий в себя не менее 5 предложений?
  4. Знает ли ваш ребенок наизусть несколько стихотворений?
  5. Верно ли, что ваш ребенок в присутствии незнакомых людей ведет себя непринужденно, не стесняется?
  6. Умеет ли ваш ребенок изменять имя существительное по числам (например: рама - рамы, ухо - уши, человек - люди, ребёнок - дети)?
  7.  Умеет ли ваш ребенок читать без ошибок по слогам или, что ещё лучше, целиком слова, состоящие из 2-3 слогов?
  8. Умеет ли ваш ребёнок считать до двадцати и обратно?
  9. Может ли ваш ребёнок решать примеры на сложение и вычитание в пределах десяти?
  10. Может ли ваш ребёнок решать задачи на нахождение суммы или разности (например: "В вазе 3 яблока и 2 груши. Сколько всего фруктов в вазе?"; "В вазе было 10 конфет. 3 конфеты съели. Сколько осталось?")?
  11. Сможет ли ваш ребёнок точно повторить скороговорку или предложение  (например:"Зайчик, вспрыгни на пенёк!")?
  12. Любит ли ваш ребёнок раскрашивать картинки, рисовать, лепить из пластилина?
  1. Умеет ли ваш ребёнок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликацию)?
  1. Может ли ваш ребёнок обобщать понятия, например, назвать одним словом (а именно мебель) стол, диван, стул, кресло?
  2.  Может ли ваш ребёнок сравнить два предмета, то есть назвать сходство и различия между ними (например, ручка и карандаш, дерево и кустарник)?
  3. Знает ли ваш ребёнок название времён года, месяцев, дней недели, их последовательность?
  4.  Может ли ваш ребёнок понять и точно выполнить словесные инструкции?

За каждый ответ «ДА» засчитайте себе 1 балл

  • Если вы утвердительно ответили на 15 - 17 вопросов, можете считать, что ваш ребёнок вполне готов к школе. Вы не напрасно с ним занимались, а школьные трудности, если они возникнут, будут легко преодолимы.
  • Если вы утвердительно ответили на 10 - 14 вопросов, значит, ваш ребенок многому научился. Содержание же вопросов, на которые вы ответили отрицательно, подскажет вам темы дальнейших занятий.
  • Если вы утвердительно ответили на 9 (и менее) вопросов, значит, вам следует, во-первых, почитать специальную литературу, во-вторых, постараться уделять больше времени занятиям с ребёнком, в-третьих, обратиться за помощью к специалистам.  

Не пугайтесь, если результаты тестирования не соответствуют желаемому результату, все диагностики созданы, для того, чтобы родители и педагоги могли своевременно среагировать, позаниматься в нужном направлении и исключить дальнейшие трудности.

В апреле в подготовительных группах был проведен скрининг Екжановой Е.А. по определению готовности детей к школе. Дома вы побродно сможете рассмотреть работы детей и ознакомиться с бальным отражением результатов скрининга. В общем хотелось бы сказать, что:

- У 60% детей недостаточно развито слуховое восприятие, дети с трудом воспринимали и запоминали словесную инструкцию (произнесенную несколько раз),

Для преодоления данной особенности необходимо

- тренировать память (например учить стихи и песни, играть в «Слова на заданную тему»),

- озвучивать инструкции (например трудовые обязанности  на день) постепенно дополняя их до многоступенчатых сложные инструкции,

- просить пересказывать прочитанные сказки, тем самым развиваю речь, увеличивая объем памяти.

- с ребёнком можно поиграть в игру «Забывчивый взрослый» :необходимо обсуждать планы на день, а потом в течении дня спрашивать у ребёнка, а чем же мы должны заняться дальше?,

- У 70 % детей определяется недостаточное развитие мелкой моторики,

Это не означает, что нужно теперь с утра до вечера заниматься в прописи, нет……мелкую моторику развивает намного лучше и быстрее лепка, рисование-разукрашивание, мозайка и пазлы, попробуйте в отпуске на пляже с ребенком сложить ковер из камней и ракушек, это занятие намного увлекательнее и не отбъет желание учиться.

  •  55% детей требуются занятия по развитию памяти, внимания, усидчивости и самоконтроля,

Без данных занятий ребёнку будет очень сложно осваивать программу в классе, где таких будет 30 детей. Для Вас я распечатала несколько примерных игр и упражнений по данному направлению, которые помогут Вам дома, в машине, в отпуске с пользой и весело провести время.

  •  15% детей относятся к детям с низкой самооценкой.

Незавершенные, т.е. не доведенные до границы листочка, ряды укажут нам на боязливого, робкого ребенка со сниженной самооценкой.

 Неуверенного, тревожного ребенка можно увидеть и по качеству штрихов. Линии в графическом ряду будут дисгармонично неровными, короткими, со слабым нажимом

Здесь есть большой риск, что данные дети будут отказываться от деятельности (в том числе и учебной) из-за страха потерпеть неудачу. Вам обязательно нужно помочь своему ребёнку преодолеть эти трудности, но сделать это корректно и ненавязчиво. Найти таланты у своего ребёнка- вместе развивать их и хвалить за успехи.

  •  Радует, что в  этом году всего у  12 % детей определяются признаки агрессивных детей с неустойчивыми эмоциональными реакциями. Здесь чаще всего помогает установка четких рамок поведения, снижение строгости со стороны родителей, исключение агрессивных проявлений в окружении ребёнка  (никакого ремня, никаких криков и скандалов) любовь, ласка и внимание со стороны родителей, которых так не хватает в наш век занятости и перегруза.

В интернете Вы можете найти множество разных игр, упражнений и терапий по преодолению возникших трудностей и подготовке к школе. Одной из самых любимых мной и детьми направлений развития  является развитие Межполушарного взаимодействия. На слайде вы можете увидеть что же такое межполушарное взаимодействие. А для примера я захватила с собой несколько папок с играми и заданиями. Сейчас с Вами мы попробуем выполнить несколько из них.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового занятия по определению готовности к школе детей подготовительной к школе группы «Скоро в школу».

Конспект итогового занятия по определению готовности к школе детей подготовительной к школе группы «Скоро в школу».Цель: Выявление знаний детей по разделам программы детского сада.  Зад...

Программа психолого-педагогического сопровождения процесса формирования социально-личностной готовности воспитанников подготовительных к школе групп к началу регулярного обучения в школе «На пороге школы»

На современном этапе развития отечественной науки и практики проблема готовности детей к обучению в школе приобретает особую значимость.Социально-личностная готовность к школе – один из важнейших комп...

Семейный клуб «А Ваш ребенок готов идти в школу?» в рамках проекта «Ресурсная школа» «Речевая готовность ребенка к школе»

Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. В статье говорится о том, как должны быть развиты компоненты...

"Дискуссионные качели" для родителей подготовительных к школе групп на тему: "Пора ли ребенку в школу?" / Готовность ребенка к школе в контексте ФГОС ДО/

Методическая разработка общего родительского собрания для родителей подготовительных групп в нетрадиционной форме - "дискуссионные качели" создаст непринужденную атмосферу сотрудничества пед...

Сценарий выпуска детей в школу "Золушка идет в школу" (подготовительная к школе группа)

Сценарий праздника выпуска детей подготовительной группы в школу включает в себя фрагменты сказки о Золушке, что вовлекает детей в ход праздника с его играми, разными заданиями. Прослеживается интегра...