Развитие логических приемов мышления у старших дошкольников
статья по психологии

Винокурова Екатерина Витальевна

     Мышление – это одна из самых главных функций мозга, которая позволяет человеку с помощью слов и образов (символов) представить и выразить свое отношение к реально существующим и воображаемым предметам, явлениям окружающей среды, состояниям своего организма. В результате сочетания непосредственных и словесных раздражителей с разнообразными формами деятельности организма возникают временные связи, что является физиологическим аппаратом мышления. Временные связи не только накапливаются, но и извлекаются из памяти. Это обеспечивает создание новых связей. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_logicheskih_priemov_myshleniya.docx16.52 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие логических приемов мышления

у старших дошкольников

     Мышление – это одна из самых главных функций мозга, которая позволяет человеку с помощью слов и образов (символов) представить и выразить свое отношение к реально существующим и воображаемым предметам, явлениям окружающей среды, состояниям своего организма. В результате сочетания непосредственных и словесных раздражителей с разнообразными формами деятельности организма возникают временные связи, что является физиологическим аппаратом мышления. Временные связи не только накапливаются, но и извлекаются из памяти. Это обеспечивает создание новых связей.        

     Развитие детского мышления невозможно без общего умственного развития. В ряде психологических исследований установлено, что темп умственного развития детей дошкольного возраста достаточно высок по сравнению с более поздними возрастными периодами. Любые ошибки, допущенные в умственном развитии в период дошкольного детства, фактически трудно устраняются, пополняются в старшем возрасте и имеют негативное влияние на все дальнейшее развитие ребенка В умственных действиях мы можем выделить их главные составные элементы или процессы - мыслительные операции, которые являются механизмами мышления. Такими являются сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, классификация, систематизация.

Сравнение - с его помощью познаются схожие и отличительные признаки и свойства объектов.

Анализ представляет собой мысленное расчленение предметов сознания, выделение в них их частей, сторон, аспектов, элементов, признаков и свойств. Анализ необходим для понимания сущности предмета, но сам его не обеспечивает. Понимание требует не только анализа, но и синтеза.

Синтез - это объединение отдельных частей, сторон, аспектов, элементов, признаков и свойств объектов в единое, качественно новое целое.

     Анализ и синтез - это главные мыслительные операции, которые в единстве обеспечивают полное и глубокое познание действительности.

     Мыслительный анализ переходит в абстрагирование - то есть мысленное отделение одних признаков и свойств предметов от других их черт и от самих предметов, которым они присущи. Абстрагирование готовит почву для глубокого обобщения. Операция обобщения отражается в мысленном объединении предметов, явлений в группы с существенными признаками, выделенными в процессе абстрагирования. Обобщение - это продолжение и углубление синтезированной деятельности мозга с помощью слова.

Обобщение отдельных качеств предметов и явлений дает возможность группировать объекты по видовым, родовым и другим признакам. Такая операция называется классификацией. Классификация осуществляется с целью разграничения и последующего объединения предметов на основе их общих существенных признаков. Она способствует упорядочению знаний и более глубокому пониманию их смысловой структуры. Многие психолого-педагогические исследования доказали, что мышление складывается и развивается на протяжении всего детства под влиянием условий проживания и воспитания. Когда ребенок рождается, он не обладает мышлением. Познание начинается с ощущения и восприятия предметов окружающей обстановки, образы которых затем хранятся в памяти. Это познание происходит в процессе активного взаимодействия ребенка с действительностью, в процессе практических действий, которые позволяют ему лучше познакомиться с особенностями окружающих его предметов и уточнить собственные представления об этих предметах. Уже в первые месяцы жизни ребенка должно происходить формирование элементарной культуры мышления, которое связано с овладением речи, расширением кругозора, освоением ходьбы, усовершенствованием движений. Мышечное чувство, которому подвергается ребенок от выполняемых действий, является основой для освоения способов решения практических задач, которые завершаются достигнутым успехом. В дошкольном возрасте ребенок усваивает основы знаний об окружающей среде, взаимоотношениях людей, о внешних и внутренних качествах, существенных связях предметов.

Мышление является результатом развития познавательной деятельности. Оно возникает с того момента, когда ребенок может установить некоторые простейшие связи между явлениями действительности и правильно действовать в соответствии с ними. Это первичное мышление, непосредственно связанное с манипулированием предметами, действиями с ними, И.М. Сеченов назвал стадией предметного мышления

     Когда ребенок начинает осваивать речь, в его умственной деятельности происходят существенные изменения. Благодаря общению ребенок переходит на более высокую степень отражения действительности.

Общение, а вместе с ним и мышление переходят на новый уровень развития. Слово выводит предмет из сферы чувственных образов и включает его в систему понятий – форму абстрактного отображения действительности.

     В процессе развития и обучения у детей формируются различные виды мышления.

Первым возникает наглядно-действенное мышление (до 3 лет жизни). Оно имеется у всех людей, которые выполняют предметную деятельность.

     Основным видом мышления в дошкольном возрасте является предметно-образное, которое опирается на восприятие или представление предметов.

Это означает, что ребенок может решать некоторые задачи не только в процессе практических действий с предметами, но и «в уме», опираясь на образные представления. Дошкольник приобретает способность мысленно преобразовывать образы, строить модели, представлять конечный результат деятельности, планировать заранее свои действия.

На пятом году жизни ребенок начинает интересоваться не только предметами, но и тем, как они взаимодействуют друг с другом. Ребенка интересует, как предмет выглядит, но больше внимания уделяется тому, из каких частей состоят предметы.

В среднем дошкольном возрасте (4-5 лет) появляются зачатки логического мышления в элементарной исследовательской деятельности, которая проводится детьми по собственной инициативе с целью познания окружающего мира (опыты и эксперименты с природными объектами, самостоятельные выводы и умозаключения). Формируется способность полно и логично передавать смысл своих мыслей, прочитанного, услышанного и др. В старшем дошкольном возрасте (5-6 лет) происходит развитие познавательной активности и устойчивого познавательного интереса как фундамента будущей учебной мотивации.

     У детей активно развиваются все мыслительные операции.

На протяжении школьного детства не только расширяется круг представлений и понятий, но и сами понятия и представления становятся полнее и точнее, расширяется их содержание и объем.

Таким образом, исследования ряда психологов и педагогов убедительно свидетельствуют о том, что уже у младших дошкольников в определенных условиях возникают простые формы логически правильных суждений и обобщений. Для их возникновения нужна такая организация деятельности детей, которая обеспечила бы им реальное знакомство с теми связями и отношениями, которые должны стать предметом детских рассуждений. При таких условиях дошкольники постепенно учатся самостоятельно мыслить, согласовывать свои суждения между собой и с действительностью.

      Уже в четыре года ребенок достигает стадии формальных логических операций, после чего его мышление становится похожим на мышление взрослого человека. Ребенок старшего дошкольного возраста прибегает к наглядно-действенному мышлению тогда, когда перед ним возникает задание, для выполнения которого ему не хватает опыта и знаний. В других случаях начинают доминировать действия с образами.

     Действуя с образами мысленно, дошкольник сначала представляет себе реальное действие с предметами и его результат и только тогда выполняет задачи. Обеспечивает такой процесс образное мышление.

Дошкольники 6 лет начинают работать уже с символами. Такие действия требуют отвлечения от реальных предметов, замены предметов словами, числами, схемами и др. Умение оперировать символами называют логическим мышлением. Оно формируется на основе наглядно-образного и является высшей стадией мышления. Следовательно, основания развития логического мышления закладывается уже в дошкольном возрасте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ: «Развитие логических приемов мышления в процессе формирования умений классификации у детей старшего дошкольного возраста»

В системе дошкольного образования развитие математических представлений  по праву  имеет  большое значение. Так как формирование элементарных математических представлений ра...

«Система работы по развитию логических приемов мышления у детей дошкольного возраста в игровой деятельности, в контексте реализации календаря жизни МБДОУ по теме: "Транспорт".

Преобразования, происходящие в современном обществе, предполагают обновление содержания образования детей разного возраста, включая и дошкольников. Поиск новых вариантов, ориентированных на развитие у...

Развитие логических операций мышления у старших дошкольников в процессе использования проблемных ситуаций математического содержания.

Использование проблемно-  практических ситуаций в образовательной деятельности по математике имеет важное значение для повышения уровня  развития логического мышления старших дошкольников....

Методические рекомендации по использованию игр с блоками Дьенеша в развитии логических операций мышления в старшем дошкольном возрасте

Комплекс игр-заданий,  представленный в постепенно усложняющихся вариан­тах, образуя целостную систему....

Методические рекомендации для родителей по использованию игр с блоками Дьенеша в развитии логических операций мышления в старшем дошкольном возрасте.

Для старшего дошкольного возраста предназначены игры и упражнения с логическими действиями и операциями. Они помогают развивать у детей умения разбивать множества на классы по совместимым свойст...

Мастер-класс Тема: Использование игровых приемов для развития предпосылок инженерного мышления у старших дошкольников в условиях реализации ДОП «Логика».

Инженерное мышление (далее ИМ) представляет собой синтез разных видов мышления, которые между собой неразрывно связаны и в зависимости от ситуации доминируют тот или иной вид. Главные и...

Методическая разработка "Планирование по развитию логических приемов мышления у старших дошкольников"

Данная методическая разработка будет полезная воспитателям дошкольных образовательных учреждений....