Авторский проект "Живое общение".
проект

Шаляпина Арина Владимировна

Представлена авторская разработка проекта "Живое общение", проект направлен на развития навыков общения у детей старшего дошкольного возраста посредством оптимизации родительского отношения к детям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Введение.

Общение – главное условие и основной способ жизни человека       (А.А. Леонтьев, 2005; М.И. Лисина, 1986; Е.О. Смирнова, 2003). Родительство является базовым жизненным предназначением, важным состоянием и значительной социально-психологической функцией каждого человека. Значимый компонент феномена родительства – родительское отношение к ребенку (А.Я. Варга, В.В. Столин, 1986).

Цель: развитие навыков общения у детей старшего дошкольного возраста посредством оптимизации родительского отношения к детям.

Проблема: проект ориентирован в конечном итоге на решение одной главной проблемы – развития навыков общения у детей старшего дошкольного возраста.

Для решения поставленной проблемы было выделено ряд задач:

- формирование коммуникативных способностей (активность, обогащение словаря, знания норм и правил общения);

- формирование эмоционального комфорта ребенка в ситуации общения;

- расширение возможностей ребенка по использованию приемов и средств общения;

 - установление эффективных взаимоотношений между родителями и детьми.

Тип проекта: долгосрочный, социально направленный, групповой с детьми старшей группы.

Участники проекта: дети, родители и воспитатели группы.

Срок реализации: 1 год.

Ожидаемый результат:  Положительная динамика коммуникативных умений и навыков у детей. Опыт позитивного общения с детьми, умение конструктивно решать конфликтные ситуации, приобретенный за время реализации проекта воспитателями и родителями.

Разработан комплекс развивающих мероприятий с детьми и родителями. Памятка для родителей «Как играть с ребенком дома», подборка игр для воспитателей.

  1. Подготовительно-проектировочный этап.
  • Изучение литературы по теме;
  • Подбор диагностического материала.
  1. Практический этап.
  • Исследование родительского отношения  (Опросник родительского отношения» (А.Я. Варга, В.В. Столин).
  • Исследование навыков общения детей старшего дошкольного возраста по методике наблюдения за общением ребенка со сверстниками (Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова);
  • Определение статуса ребенка в группе по методике «Выбор в действии», предложенная Я.Л. Коломинским.
  • Выявление взаимосвязи родительского отношения и навыков общения .
  • Разработка комплекса развивающих мероприятий для детей и родителей;
  • Реализация комплекса развивающих мероприятий для детей и родителей;
  1. Результативный этап.
  • Составление игр и игровых упражнений для воспитателей;
  •  Составление памятки для родителей «Как играть с ребенком дома».
  • Итоговая диагностика.

Содержание и структура проекта по развитию навыков общения у детей старшего дошкольного возраста посредством оптимизации родительского отношения к детям.

Мероприятия

Участники

Сроки

I этап.

1.

Изучение литературы по теме.

Психолог

Сентябрь

2.

Выбор диагностического материала.

Психолог

Сентябрь

II этап.

3.

Методика «Опросник родительского отношения» (А.Я. Варга, В.В. Столин). Определение типа родительского отношения.

Психолог-психолог, родители

Сентябрь

4.

Методика наблюдения за общением ребенка со сверстниками (Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова). Выявление уровня развития коммуникативных навыков детей.

Педагог-психолог, дети

Сентябрь

5.

Методика «Выбор в действии», предложенная Коломинским Я.Л. Определение статуса ребенка в группе.

Педагог-психолог, дети

Сентябрь

6.

Выявление взаимосвязи родительского отношения и навыков общения.

Педагог-психолог

Октябрь.

7.

Разработка комплекса развивающих мероприятий с детьми и игр с родителями.

Педагог-психолог

Октябрь.

8.

Реализация комплекса развивающих мероприятий с детьми и игр с родителями.

Педагог-психолог, деть, родители.

Ноябрь-январь

III этап.

9.

Разработка памятка для родителей «Как играть с ребенком дома».

Педагог-психолог, родители

февраль

10.

Подборка игр для воспитателя на развитие речи детей.

Повышение педагогической компетенции в сфере развития детского общения.

Февраль

11.

Итоговая диагностика. Методика «Опросник родительского отношения» (А.Я. Варга, В.В. Столин). Определение типа родительского отношения

Психолог-психолог, родители

Март

12.

Итоговая диагностика. Методика наблюдения за общением ребенка со сверстниками (Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова). Выявление уровня развития коммуникативных навыков детей.

Педагог-психолог, дети

Март

13.

Итоговая диагностика. Методика «Выбор в действии», предложенная Коломинским Я.Л. Определение статуса ребенка в группе.

Педагог-психолог, дети

Март

 

Информационно – методическое обеспечение.

№1.

 

  1. Арцишевская И.Л. «Современные пятилетние дети: особенности игры и развития и психического развития». 
  2. Бычкова С.С «Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников».
  3. Клюева Н.В.., Касаткина Ю.В. «Учим детей общению».
  4. Котова Е.В. Детско-родительские отношения в различных типах семей: монография. – Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2004.
  5. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства). Спб.: Речь, 2003.
  6. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. Спб.: Речь, 2004.
  7. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми / И.М. Марковская. Спб.: Речь, 2000.
  8. Саранская О.Н. «Психологический тренинг для дошкольников «Давайте дружить!» 
  9. Смирнова, Е.О. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция / Смирнова Е.О., Холмогорова В.М.  – М.: Гуманитар. изд. центр «ВЛАДОС», 2005.
  10. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками / Е.О. Смирнова. М.: Академия, 2000.
  11. Смирнова Е.О. Общение ребенка со сверстниками / Е.О. Смирнова // Мама и малыш. – 2004. – №9.
  12. Столин В.В., Бодалев А.А. Семья и формирование личности. М.: Речь, 2000.
  13. Смирнова О.Е., Гударева О.В. Опыт обследования психологического развития современных 5-ти летних детей // Психологическая наука и образование. – М.: Дошкольное воспитание. – 2002. – №3.
  14. Спиваковская А.С. Обоснование психологической коррекции неадекватных родительских позиций / под ред. А.А. Бодалева // Семья и формирование личности: сб. науч. тр. – М.: НИИОП, 1981.
  15. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства / Р.В. Овчарова. М.: Института психотерапии, 2003.
  16. Общение и оптимизация совместной деятельности / под ред. Г.М. Андреевой, Я. Яноушека, М.: МГУ, 1987.
  17. Панфилова М.А. «Игротерапия общения».
  18. Развитие общения у дошкольников. Характеристика основных форм общения со взрослыми у детей от рождения до семи лет / под ред. Запорожца А.В., Лисиной М.И. – М., 2004.
  19. Чернецкая Л.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников / Л.В. Чернецкая. Ростов н/Д.: Феникс, 2005.

 №2.

 Диагностический инструментарий

 

  • Методика «Опросник родительского отношения»

(А.Я. Варга, В.В. Столин);

  • Методика наблюдения за общением ребенка со сверстниками

(Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова), направленная на выявление уровня развития коммуникативных навыков детей;

  • Методика определения статуса ребенка в группе, предложенная

Я.Л. Коломинским «Выбор в действии». 

Примерное содержание развивающих мероприятий представлено в таблице. Подробное описание занятий представлено в приложении.

Таблица.

План развивающих занятий с детьми и родителями.

Период

мероприятия с родителями

мероприятия с детьми

1 неделя ноября.

«Знакомство»

Цель: ознакомление участников с целями, задачами, принципами работы в группе.

Структура:

1. Знакомство с целями и задачами тренинга;

2. Знакомство участников тренинга;

3. Информационная часть.

«Здравствуйте»

Цель: снятие эмоционального напряжения, создание благоприятного климата в группе.

Структура:

1. Игра «АУ»;

2. Игра «Непослушные шарики»;

3. Игра «Найди три отличия».

1. Игра «Жизнь в лесу»;

2. Игра «Добрые эльфы»;

3. Игра «Птенцы».

2 неделя ноября.

«Язык принятия и язык непринятия»

Цель: знакомство с понятием «принятие» ребенка, особенностями принимающего и не принимающего поведения родителя. Определение «языка принятия» и «языка непринятия».

Структура:

1. Упражнение с мячом;

2. Информационная часть;

3. Психогимнастическое упражнение.

«Давайте поиграем»

Цель: снятие эмоционального напряжения, умение устанавливать контакт.

1. Игра «Сто мячей»;

2. Игра «Интервью»;

3. Упражнение «Инструкция».

1. Игра «Муравьи»;

2. Игра «Театр теней»;

3. Игра «Ожившие игрушки».

3 неделя ноября.

«Активное слушание»

Цель: прояснить различия проблем родителей и проблем детей; познакомиться с целями и приемами активного слушания, развить навыки активного слушания.

Структура:

1. Психогимнастическое упражнение;

2. Информационная часть;

3. Упражнение «пересказ»;

4. Упражнение «словарь чувств».

«Давайте поговорим»

Цель: развитие навыков общения у детей, установление контакта глаз.

1. Игра «Если да – потопай, если нет  – похлопай»;

2. Игра «Отвечай сосед слева»;

3. Игра «Сотвори чудо».

1. Упражнение «Ласковое имя»;

2. Игра «Испорченный телефон»;

3. Игра «Взгляд».

4 неделя ноября.

«Безусловное принятие»

Цель: формирование родительской позиции «принятие».

Структура:

1. Учимся понимать друг друга;

2. Эффективное общение (мини-лекция);

3. Упражнение «беседа»;

4. Невербальное общение (мини-лекция);

5. Упражнение «мимика – интонация».

«Поиграем вместе»

Цель: формирование вербального и не вербального общения, умения фиксировать малейшие изменения в мимики партнера по общению.

1. Игра «Молекулы»;

2. Игра «Большой Pazzle»;

3. Игра «Змея запуталась».

1. Игра «Ругаемся овощами»;

2. Упражнение «Дождик»;

3. Упражнение «Игры на взаимодействия детей».

1 неделя декабря.

«Давай общаться» (совместно с детьми)

Цель: установить доверительные отношения между родителями и детьми; снятие напряжение в общении детей с родителями.

Структура:

1. Игра «давайте поздороваемся»;

2. Игра с колокольчиком;

3. Игра «охота на динозавров».

«Выбери партнера»

Цель: развитие навыков общения, слухового внимания, а также снятие телесных  напряжений.

 1. Игра «Найди своего брата или сестру»;

2. Игра «Газета»;

3. Игра «Дотронься».

1. Игра «Давайте поздороваемся»;

2. Игра «Давайте поговорим»;

3. Игра «Охота на тигров».

2 неделя декабря.

«Мир детский и мир взрослый»

Цель: описание разницы между миром ребенка и миром взрослого, что выражается в особенностях восприятия, эмоциональных переживаниях и другое; приобретение навыков анализа поведения ребенка.

Структура:

1. Упражнение с мячом;

2. Информационная часть;

3. «Погружение»;

4. Упражнение «Билль о правах».

«Установление контакта»

Цель: переход к непосредственному общению, отказ от привычных вербальных способов взаимодействия, понимание сверстника, способность чувствовать эмоциональный настрой.

1. Игра «Эхо»;

2. Упражнение «Передай настроение»;

3. Игра «Зеркало».

1. Игра «Солдат и тряпичная кукла»;

2. Игра «Разговор сквозь стекло»;

3. Игра «Головомяч».

Выводы. Результаты проведенных развивающих мероприятий с детьми, показали, что дети стали более активны и инициативны в общении, у них появилось умения организовывать общение, они научились соблюдать правила.

Приложения

Приложение 1

Методика «Опросник родительского отношения»

(А.Я. Варга, В.В. Столин).

Цель: выявление родительского отношения к детям.

Контингент обследуемых: родители. Вопросы опросника составляют пять шкал, выражающих собой те или иные аспекты родительского отношения к ребенку.

  1. принятие – отвержение – отражает действенное эмоциональное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы – родителю нравится ребенок таким, какой он есть. На другом полюсе – родитель воспринимает своего ребенка плохим, неудачливым;
  2. кооперация – социально желаемый образ родительского отношения. Родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается помочь ему во всем;
  3. симбиоз – шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все его потребности. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автоматизироваться в силу обстоятельств, т.к.  по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда;
  4. авторитарная гиперсоциализация – отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоком балле на шкале в родительском отношении проявляется авторитаризм. Родитель требует от ребенка послушания и дисциплины;
  5. «маленький неудачник» – отражает особенности воспитания и понимания ребенка родителем. При высоких значениях в родительском отношении имеется стремление инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Интересы, увлечения, мысли кажутся родителю детскими, несерьезными. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость.

Фиксация и обработка результатов.

Для каждого из типов родительских отношений, выявляемых при помощи данного опросника, ниже указаны номера суждений:

Принятие – отвержение: 3, 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 52, 53, 55, 56, 60.

Кооперация: 6, 9, 21, 25, 31, 34, 35, 36.

Симбиоз: 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58.

Авторитарная гиперсоциализация: 2, 19, 30,48, 50, 57, 59.

«Маленький неудачник»: 9, 11, 13, 17, 22, 28, 54, 61.

Отвечая на вопросы, родитель должен выразить свое согласие или не согласие с помощью оценок «да» или «нет». Оценка происходит по балловой шкале за ответ «да» – 1 балл, «нет» – 0 баллов. Результаты заносятся в таблицу. Преобладающее количество баллов по одной из шкал говорит о выраженности того или иного типа родительского отношения к ребенку.

Протокол опросника родительского отношения

Ф.И.О. испытуемого______________________________________________

Вопросы

Ответ

«да»

Ответ

«нет»

1.

Я всегда сочувствую своему ребенку.

2.

Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок.

3.

Я уважаю своего ребенка.

4.

Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.

5.

Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.

6.

Я испытываю к ребенку чувство расположения.

7.

Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.

8.

Мой ребенок часто неприятен мне.

9.

Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.

10.

Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему большую пользу.

11.

Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.

12.

Мой ребенок ничего не добьется в жизни.

13.

Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком.

14.

Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые, кроме презрения, ничего не стоят.

15.

Для своего возраста мой ребенок немножко незрелый.

16.

Мой ребенок ведет себя плохо специально, чтобы досадить мне.

17.

Мой ребенок впитывает в себя все дурное как "губка".

18.

Моего ребенка трудно научить хорошим манерам при всем старании.

19.

Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.

20.

Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.

21.

Я принимаю участие в своем ребенке.

22.

К моему ребенку "липнет" все дурное.

23.

Мой ребенок не добьется успеха в жизни.

24.

Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как мне бы хотелось.

25.

Я жалею своего ребенка.

26.

Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям.

27.

Я с удовольствием провожу с ребенком все свое свободное время.

28.

Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким.

29.

Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку.

30.

Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне не удалось в жизни.

31.

Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать этого от него.

32.

Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка.

33.

При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребенка.

34.

Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.

35.

В конфликте с ребенком я часто могу признать, что он по-своему прав.

36.

Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.

37.

Я всегда считаюсь с ребенком.

38.

Я испытываю к ребенку дружеские чувства.

39.

Основная причина капризов моего ребенка - эгоизм, упрямство и лень.

40.

Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребенком.

41.

Самое главное, чтобы у ребенка было спокойное и беззаботное детство.

42.

Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.

43.

Я разделяю увлечения своего ребенка.

44.

Мой ребенок может вывести из себя кого угодно.

45.

Я понимаю огорчения своего ребенка.

46.

Мой ребенок часто раздражает меня.

47.

Воспитание ребенка - сплошная нервотрепка.

48.

Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.

49.

Я не доверяю своему ребенку.

50.

За строгое воспитание дети благодарят потом.

51.

Иногда мне кажется, что ненавижу своего ребенка.

52.

В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.

53.

Я разделяю интересы своего ребенка.

54.

Мой ребенок не в состоянии что-либо сделать самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так.

55.

Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни.

56.

Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.

57.

Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.

58.

Нередко я восхищаюсь своим ребенком.

59.

Ребенок не должен иметь секретов от родителей.

60.

Я не высокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.

61.

Очень желательно, чтобы ребенок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.

Методика определения статуса ребенка в группе, предложенная

Я.Л. Коломинским «Выбор в действии».

Детям предлагают «отправить» три поздравительные открытки с праздником (Рождество, Новый год, Пасха, день рождения) ребятам из своего класса или группы. Импровизированные открытки должны иметь номера: первый, второй и третий, что соответствует порядку, в котором дети отдают предпочтения своему сверстнику. Ограничение числа выборов позволяет выявить наиболее субъективно значимые связи, а значит, социометрическая структура группы будет отражать лишь наиболее типичные, «избранные» коммуникации. Высокая достоверность результатов достигается, если в группе не менее 10 участников.

Выборы детей оформляются в виде социометрической матрицы, после составления которой высчитывается показатель социометрического статуса каждого ребенка. Он характеризует индивидуальные социально-психологические свойства личности в роли члена группы.

Количество баллов, набранных ребенком, определяется по количеству полученных им «поздравлений» (выборов).

Выбор под номером 1 оценивается в 3 балла; под номером 2 – в 2 балла; под номером 3 – в 1 балл.

Социометрический статус = Сумма баллов, набранная ребенком / количество детей в группе минус один.

Пример социометрической матрицы группы численностью N-членов

Кто выбирает: Фамилия, Имя

Кого выбирают: номер по списку

1

2

3

4

5

6

7

8

1

2

3

4

Сумма полученных за выборы баллов

Количество взаимных выборов

Социометрический статус ребенка

Уровень владения коммуникативными действиями

Методика наблюдения за общением ребенка со сверстниками

(Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова), направленная на выявление уровня развития коммуникативных навыков детей.

Методика позволяет описать конкретную картину взаимодействия детей, отражает жизнь ребенка в естественных условиях. При наблюдении необходимо обращать внимание на следующие показатели поведения детей:

  •  Инициативность – отражает желание ребенка привлечь к себе внимание сверстника, побудить к совместной деятельности, к выражению отношения к себе и своим действиям, разделить радость и отчаяние;
  • Чувствительность к воздействиям сверстника – отражает желание и готовность ребенка воспринимать его действия и откликнутся на предложения. Чувствительность проявляется в ответных на обращения сверстника действиях ребенка, в чередовании инициативных и ответных действий, в согласованности собственных действий с действиями другого, в умении замечать пожелания и настроения сверстника и подстраиваться под него;
  • Преобладающий эмоциональный фон – проявляется в эмоциональной окраске взаимодействия ребенка со сверстниками: позитивной, нейтрально-деловой и негативной.

На каждого испытуемого заводится протокол, в котором по приведенной ниже схеме отмечается наличие данных показателей их выраженности.

Шкала оценки параметров и показателей

Критерии оценки параметров

Выраженность в баллах

Инициативность

  • отсутствует: ребенок не проявляет никакой активности, играет в одиночестве или пассивно следует за другими;

0

  • слабая: ребенок крайне редко проявляет активность и предпочитает следовать за другими;

1

  • средняя: ребенок часто проявляет инициативу, однако он не бывает настойчивым;

2

  • ребенок активно привлекает окружающих детей к своим действиям и предлагает различные варианты взаимодействия

3

Чувствительность к воздействиям сверстника

  • отсутствует: ребенок вообще не отвечает на предложения сверстников;

0

  • слабая: ребенок лишь в редких случаях реагирует на инициативу сверстников, предпочитая индивидуальную игру;

1

  • средняя: ребенок не всегда отвечает на предложения сверстников;

2

  • высокая: ребенок с удовольствием откликается на инициативу сверстников, активно подхватывает их идеи и действия

3

Преобладающий эмоциональный фон

  • негативный;
  • нейтрально-деловой;
  • позитивный

Регистрация поведения детей с помощью данного протокола позволяет более точно определить характер отношения ребенка к сверстникам. Так, отсутствие или слабо выраженная инициативность (0-1 балл) может говорить о незрелости потребности в общении со сверстниками или о неумении найти подход к ним. Средний и высокий уровни инициативности (2-3 балла) говорят о нормальном уровне развития потребности в общении.

Отсутствие чувствительности к воздействиям сверстника, своеобразная «коммуникативная глухота» (0-1 балл) говорит о неспособности видеть и слышать другого, что является существенной преградой в развитии межличностных отношений.

Важной качественной характеристикой общения является преобладающий эмоциональный фон. В случае если преобладающим является негативный фон (ребенок постоянно раздражается, оскорбляет сверстников или даже дерется), ребенок требует особого внимания. Если же преобладает положительный фон или положительные и отрицательные эмоции по отношению к сверстнику сбалансированы, то это свидетельствует о нормальном эмоциональном настрое по отношению к сверстнику.

Наблюдая, необходимо не только фиксировать поведение детей по указанным параметрам, но и замечать и описывать живую картину детского взаимодействия. Конкретные высказывания, поступки, ссоры, способы выражения внимания к сверстнику могут дать незаменимые реальные факты детской жизни, которые нельзя получить никакими другими методами.

Приложение 2

 Игровые упражнения для родителей.

Упражнение «Имя на ушко» (сплочение в группе, снятие психологических барьеров). Стулья отставляются в сторону, чтобы можно было свободно передвигаться по помещению. Сначала участники ходят по комнате и приветствуют друг друга необычным способом: шепчут на ухо каждому встречному свое имя. Это делается так, будто передается драгоценная тайна, о которой больше никто знать не должен. В один прекрасный момент игроки слышат звон колокольчика, это является сигналом, что нужно остановиться и ждать новых указаний. Когда каждый игрок пообщается примерно с половиной участников, ведущий звонит в колокольчик. И объявляет, что теперь нужно снова ходить по помещению, но на этот раз сообщать на ухо партнеру его имя. Забытое или неизвестное имя игрока не должно стать основанием для уклонения от встречи. Тот, кто не знает имени, шепчет другому на ухо: «Я хотел бы узнать, как тебя зовут». Игра заканчивается со звоном колокольчика.

Информационная часть. Ведущий объясняет причины разной организации восприятия окружающего мира ребенка и взрослого, указывает на импульсивность, эмоциональность, кажущуюся алогичность детских поступков, детский натурализм и т.п. В основе любого нежелательного поведения ребенка могут лежать следующие цели:

  • Требование внимания или комфорта;
  • Желание показать свою власть или демонстрирование неповиновения; месть, возмездие;
  • Утверждение своей несостоятельности или неполноценности.

Упражнение с мячом. Занятие можно начинать с упражнения с мячом: бросить мяч и сказать комплимент другому.

Информационная часть. Ведущий рассказывает о зонах принятия, об относительно принимающем родителе, о том, от каких ситуаций, свойств родителя и личностных качеств ребенка зависит изменение соотношения зон принятия и непринятия. Совместно с родителями находятся те факторы, от которых зависит принятие или, наоборот, непринятие ребенка. Ведущий обсуждает с участниками группы, что значит «язык принятия» и «язык непринятия», говорит о том, что означают:

  • оценка поступка («Мне жаль, что ты не поделился с сестрой игрушками») и оценка личности («Ты очень жадный мальчик»);
  •  временный язык («Сегодня у тебя это задание не получилось») и постоянный язык («У тебя никогда ничего не получается как следует»);
  • невербальные проявления «языка принятия и непринятия» (улыбка, взгляды, жесты, интонации, позы).

Совместно с группой ведущий составляет список элементов «языка принятия» и «языка непринятия», к составлению списка надо привлекать всех участников, по ходу дискуссии проясняя представления группы о принятии и непринятии. Участники группы как бы отвечают на вопрос: «Как ребенок узнает, что мы принимаем или, наоборот, не принимаем его?»

Психогимнастическое упражнение: передача чувства по кругу с помощью тактильных ощущений с закрытыми глазами. Для этого один из участников старается передать возникшее у него чувство (или просто свою идею об определенном чувстве) соседу, а тот в свою очередь – уже другому человеку, но тоже своему соседу. Поскольку группа сидит с закрытыми глазами, то при распознавании чувства можно опираться только на ощущения рук и тела. Участники группы могут передавать чувство таким же образом, как и получили, или воспользоваться своим способом, важно лишь, чтобы чувство сохранилось.

Психогимнастическое упражнение: каждый по очереди высказывает пожелание группе на сегодняшний день. Упражнение можно выполнять с мячом или замещающим его предметом. Вариант: дать индивидуальное пожелание (пожелать что-то на год или на месяц кому-то в группе). Не забыть, чтобы каждый получил мяч.

Информационная часть. Ведущий перечисляет те проблемы, которые поднимались родителями в ходе прошедших занятий. Он обсуждает вопрос с группой, какого рода это были проблемы – детей или родителей. Научиться отличать свои проблемы от проблем ребенка – очень важный элемент тренинга. Называя тему занятия «Активное слушание», тренер предлагает сформулировать ответы на вопрос: «Что для меня значит хорошо слушать?» Слышать и слушать – различные понятия. Слышать – различать, воспринимать что-то слухом. Слушать – направлять слух на что-то.

Информирование родителей включает рассказ о том, какое может быть слушание – пассивное (безмолвное) и активное (рефлексивное). Безмолвное слушание – минимизация ответных реакций («Да, да», «Я тебя слушаю»), поддерживающее выражение лица, кивание головой в знак согласия. Если ребенку важно высказаться и быть выслушанным, такого слушания может быть вполне достаточно. Приемы: пересказ, уточнение, отражение чувств, проговаривание подтекста, резюмирование.

Пересказ – это своеобразная обратная связь ребенку: «Я тебя слышу, слушаю и понимаю». Родитель, который может повторить слова ребенка, помогает ему разобраться в собственных чувствах и мыслях. Сложность формирования навыка пересказа заключается в том, что при этом необходимо сосредоточиться на чужих мыслях, отключившись от своих, а слова других обычно вызывают в нас собственные воспоминания, ассоциации. Умение распределять внимание, одновременно удерживая внутренний строй своих мыслей и ход рассуждений другого человека, – это признак сформированности навыков активного слушания.

Уточнение (выяснение) относится к непосредственному содержанию того, что говорит другой человек. Уточнение может быть направленным на конкретизацию и выяснение чего-либо («Ты сказал, что это происходит давно. Как давно это происходит?»).

Отражение чувств – проговаривание чувств, которые испытывает другой человек («Мне кажется, ты обижен», «Вероятно, ты чувствуешь себя расстроенным»). Этот прием способствует установлению контакта и повышает желание другого человека рассказывать о себе, но в том случае, если тот не пытается скрывать свои чувства.

Проговаривание подтекста – проговаривание того, о чем хотел бы сказать собеседник, дальнейшее развитие мыслей собеседника. Родители часто хорошо понимают, что стоит за словами ребенка, какой «закадровый перевод» можно осуществить. Например, у фразы «Мама, а ты не заметила, какую уборку я сегодня сделал?»  подтекст может быть таким:   «Ты бы меня похвалила» или еще глубже:  «Я хотел бы, чтобы ты разрешила мне пойти гулять». Проговаривание подтекста надо осуществлять для лучшего взаимопонимания и дальнейшего продвижения в беседе, а не для того, чтобы показать, насколько хорошо слушающий родитель знает ребенка.

Резюмирование используется в продолжительных беседах или переговорах («Итак, мы договорились с тобой, что...», «Твоими основными идеями являются...»). Подведение итогов требует от слушающего внимания и умения кратко излагать свои и чужие мысли.

Упражнение «Пересказ». Работа в парах для тренировки приема проговаривания  (полного и краткого пересказа):  на первом этапе один партнер все время только слушает и пересказывает, возвращая мысли собеседнику, затем они меняются ролями; на втором этапе надо пересказывать высказывания партнера и продолжать разговор, то же делает второй партнер. Тема, обсуждаемая собеседниками, касается какой-то проблемы, которая, по мнению родителя, тревожит ребенка.

Упражнение «Словарь чувств». Это упражнение можно выполнять с помощью мяча или мягкой игрушки: каждый называет какое-то чувство и отдает мяч (игрушку) другому.

Упражнение «Учимся понимать друг друга». Члены группы ходят по комнате в произвольном ритме. По сигналу "Стоп" они должны остановиться и встать перед тем участником, который оказался ближе всего к ним. Не говоря ни слова, игроки попытаются почувствовать, внешний облик другого человека – положение тела, мимику лица, частоту дыхания, выражение глаз. Они должны ощутить эмоциональное состояние другого участника и мгновенно оценить свое собственное.

Через полминуты партнеры делятся впечатлениями, которые получили друг о друге. На выполнение задания отводится 2 минуты.
Обсудите итоги игры, дав участникам возможность ответить на следующие вопросы:

  • Почему людям важно учиться понимать язык тела?
  • Насколько хорошо удалось понять того или иного игрока?
  • В какой мере каждый сумел без слов почувствовать внутренний мир своих партнеров?

Мини-лекция «Эффективное общение» (ознакомление с понятиями «коммуникативные способности», «эффективное общение»; способами овладения «секретами эффективного общения»).

Упражнение «Беседа» (выявление приемов эффективного общения; апробация новых способов взаимоотношения с окружающими). Пара садится друг напротив друга и пара должна попытаться  «разговорить» друг друга. По окончанию упражнения делается вывод о том, что люди склонны слушать другого только после того, как выслушали их.

Мини-лекция «Невербальное общение» (значимость невербального общения при взаимодействии с ребенком).

Упражнение «Мимика – интонация» (апробирование невербальных приемов общения с ребенком). Выполняется в группе. Участникам предлагается три картинки: на одной картинке написано, что он должен сказать, на другой – интонация, на – третьей – выражение лица, с которым нужно произнести фразу. Задание: представьте, что перед вами ребенок. Сначала вы произнесете фразу с заданной интонацией, затем с заданной мимикой. Вывод: в разговорах с ребенком необходимо больше внимания уделять невербальным средствам общения.

Игра «Давайте поздороваемся». Дать возможность почувствовать свое тело, снять мышечное напряжение, ощутить себя членом группы. Играющие хаотично передвигаются по комнате в удобном для них темпе и направлении. По определенному сигналу ведущего каждый участник должен успеть поздороваться как можно с большим числом играющих.

Варианты сигналов ведущего:

Хлопок в ладоши – надо пожать руку всем возможным партнерам;

Звонок колокольчика – погладить по спине партнера;

Звук свистка – поздороваться «спинками».

Желательно для более эффективного результата игры ввести запрет на разговоры во время выполнения задания.

Игра с колокольчиком. Требуется: повязки на глаза, свернутые в трубочку газеты, колокольчики. Игра начинается, когда всем игрокам, кроме одного, завязывают глаза и дают в руки свернутую газету. Единственному «зрячему» игроку на шею привязывают колокольчик. Суть игры состоит в том, что все игроки внимательно слушают, где звенит колокольчик, и пытаются ударить его владельца свернутой газетой. А последний делает все, чтобы избежать этих ударов. В случае попадания удачливый игрок становится обладателем колокольчика, а его жертва присоединяется к охотникам.

Игра «Охота на динозавров». Эта игра учит взаимодействовать с окружающими не только вербально, но и невербально, способствует формированию умения фиксировать малейшие изменения в мимике партнера по общению. Группа участников встает в круг. Водящий выходит за круг, становится спиной к группе и начинает громко считать до 10. В это время участники передают друг другу маленького игрушечного динозаврика. По окончании счета тот, у кого находится зверек, вытягивая руки вперед, закрывает его ладошками. Остальные участники повторяют этот жест. Задача водящего – найти, у кого в руках динозаврик.

Упражнение с мячом. Занятие можно начинать с упражнения с мячом: бросить мяч и давать положение другому.

Информационная часть. Ведущий объясняет причины разной организации восприятия окружающего мира ребенка и взрослого, указывает на импульсивность, эмоциональность, кажущуюся алогичность детских поступков, детский натурализм и т.п. В основе любого нежелательного поведения ребенка могут лежать следующие цели:

  • Требование внимания или комфорта;
  • Желание показать свою власть или демонстрирование неповиновения; месть, возмездие;
  • Утверждение своей несостоятельности или неполноценности.

Мы часто исходим из положения, что дети должны нас и окружающий мир понимать так же, как взрослые, но это величайшее заблуждение. Дети делают свои выводы, учитывая при этом не только то, что мы им говорим, но и то, что мы при этом делаем, как ведем себя с другими людьми. Наш личный пример является подчас более воспитывающим, чем любые нравоучения.

Упражнение «Погружение». Участникам предлагается одна или несколько ситуаций взаимодействия между родителями и детьми и дается задание представить себя на месте ребенка. Далее участники делятся эмоциональным опытом проживания ситуации. Ситуации могут быть подобраны с учетом возраста детей данных родителей и наиболее характерных проблемных ситуаций. Вот примерный текст такого «погружения».

Погружение в детство. Сядьте поудобнее, ноги поставьте на пол, так, чтобы они хорошо чувствовали опору, спиной обопритесь на спинку стула. Если вы хотите откашляться, сделайте это сейчас. Закройте глаза, прислушайтесь к своему дыханию, оно ровное и спокойное. Почувствуйте тяжесть в руках, в ногах. Поток времени уносит вас в детство, то время, когда вы были маленькими. Представьте теплый весенний день, вам 6, 6 или 7 лет, представьте себя в том возрасте, в котором вы лучше себя помните. Вы идете по улице, посмотрите, что на вас надето, какая обувь, какая одежда. Вам весело, вы идете по улице и рядом с вами близкий человек, посмотрите, кто это, вы берете его за руку и чувствуете его теплую надежную руку. Затем вы отпускаете его и убегаете весело вперед, но не далеко, ждете своего близкого человека и снова берете его за руку. Вдруг вы слышите смех, поднимаете голову и видите, что держите за руку совсем другого, незнакомого вам человека. Вы оборачиваетесь и видите, что ваш близкий человек стоит сзади и улыбается. Вы бежите к нему и снова вместе смеетесь над тем, что произошло. А сейчас пришло время вернуться обратно в эту комнату, и когда вы будете готовы, вы откроете глаза.

В этом сюжете, актуализируется чувство привязанности и переживания потери, хотя и мгновенно, близкого человека. Ситуация может пробудить в участниках тренинга как теплые, так и тревожные чувства, она позволяет побыть ребенком и осознать, что значит присутствие надежного взрослого в этом возрасте, какова его величайшая роль для формирования уверенности в дальнейшей жизни.

Упражнение «Билль о правах». Ведущий делит группу на две половины. Одна группа представляет детей, а другая – родителей. Задача каждой группы заключается в составлении списка своих прав. После того как каждая группа закончила подготовку такого списка (в течение 15-20 минут), «родители» и «дети» начинают поочередно предъявлять эти права друг другу, причем каждое право может быть внесено в окончательный список только тогда, когда оно принято другой стороной.  Каждая сторона имеет возможность отклонить какое-то право или настаивать на его изменении.

Приложение 3

Комплекс игровых упражнений и игр на формирование навыков общения у детей

Игра «Ау». Цель: игра помогает преодолевать барьеры в общении. Один ребенок стоит спиной ко всем остальным, он потерялся в лесу. Кто-то из детей кричит ему: «Ау!» - и «потерявшийся» должен угадать, кто его звал.

Игра «Непослушные шарики». Цель: игра помогает снять эмоциональное напряжение, способствовать дальнейшему сплочению группы. Игра проводится в четырех подгруппах. Участники каждой подгруппы берутся за руки, образуя замкнутую фигуру любой формы. Каждой команде тренер выдает 2-3 воздушных шарика одного цвета. Задача участников — любыми способами, но не расцепляя рук, удерживать шарики в воздухе как можно дольше. (На шарики можно дуть, подкидывать их головой, плечом и т. д.). Побеждает та команда, которая дольше всех сможет удержать шарики.

Игра «Найди три отличия». Цель: отработка навыков наблюдения, установление контактов в общении. Участники встают в две шеренги друг напротив друга таким образом, чтобы у каждого была пара. В течение 1 минуты партнеры внимательно смотрят друг на друга, стараясь запомнить внешний облик своей «пары». Затем игроки одной шеренги отворачиваются, а каждый участник второй шеренги за определенное время меняет в своей внешности три признака (например, снимает шапку, меняется с соседом обувью, надевает перчатки и т. д.). Когда игроки первой шеренги поворачиваются лицом к партнерам, задача каждого из них – определить, что же изменилось в облике его партнера по игре. Затем участники меняются ролями. Для оживления игры тренер может заранее приготовить некоторые атрибуты: косынки, бусы и др.

Игра «Жизнь в лесу». Цель: игра способствует развитию навыков общения. Воспитатель (садится на ковер, рассаживая вокруг себя детей). Представьте себе, что вы оказались в лесу и говорите на разных языках. Но вам надо как-то общаться между собой. Как это сделать? Как спросить о чем-нибудь, как выразить свое доброжелательное отношение, не проронив ни слова? Чтобы задать вопрос, как дела, хлопаем своей ладонью по ладони товарища (показ). Чтобы ответить, что все хорошо, наклоняем голову к его плечу; хотим выразить дружбу и любовь – ласково гладим по голове (показ). Готовы? Тогда начали. Сейчас раннее утро, выглянуло солнышко, вы только что проснулись... Дальнейший ход игры педагог разворачивает произвольно, следя за тем, чтобы дети не разговаривали между собой.

Игра «Добрые эльфы». Цель: игра способствует развитию навыков общения. Воспитатель (садится на ковер, рассаживая детей вокруг себя). Когда-то давным-давно люди, борясь за выживание, вынуждены были работать и днем и ночью. Конечно, они очень уставали. Сжалились над ними добрые эльфы. С наступлением ночи они стали прилетать к людям и, нежно поглаживая их, ласково убаюкивать добрыми словами. И люди засыпали. А утром, полные сил, с удвоенной энергией брались за работу.

Сейчас мы с вами разыграем роли древних людей и добрых эльфов. Те, кто сидит по правую руку от меня, исполнят роли этих тружеников, а те, кто по левую, - эльфов. Потом мы поменяемся ролями. Итак, наступила ночь. Изнемогающие от усталости люди продолжают работать, а добрые эльфы прилетают и убаюкивают их...

Разыгрывается бессловесное действо.

Игра «Птенцы». Цель: игра способствует развитию навыков общения. Воспитатель. Вы знаете, как появляются на свет птенцы? Зародыш сначала развивается в скорлупе. Через положенное время он разбивает ее своим маленьким клювиком и вылезает наружу. Ему открывается большой, яркий, неизведанный мир, полный загадок и неожиданностей. Все ему ново: и цветы, и трава, и осколки скорлупы. Ведь он никогда не видел всего этого. Поиграем в птенцов? Тогда присядем на корточки и начнем разбивать скорлупку. Вот так! (Показ.) Все! Разбили! Теперь исследуем окружающий мир - познакомимся друг с другом, пройдемся по комнате, принюхаемся к предметам. Но учтите, птенцы не умеют разговаривать, они только пищат.

Игра «Сто мячей». Цель: игра способствует разбитию навыка распределения внимания, умения устанавливать контакт с окружающими. Игра проводится в несколько этапов. Одно из главных условий – играть молча.

1 этап. Все участники встают в круг. В руках у ведущего – мяч. Он бросает его кому-либо из играющих, предварительно «договорившись» с ним взглядом. Тот, кто поймал мяч, перебрасывает его еще кому-либо, тоже предварительно «связавшись» с ним взглядом и т. д. Задача играющих – поймать взгляд партнера и не допустить падения мяча на пол.

2 этап. Игра проводится точно так же, как и на первом этапе, только ведущий вводит еще один, дополнительный мяч, тем самым усложняя проведение игры.

На последующих этапах в игре может использоваться три, четыре, пять мячей. В этом случае также необходимо не допустить падения хотя бы одного мяча на пол. Если же мяч все-таки упал, количество мячей сокращается на один.

Игра «Интервью». Цель: игра способствует развитию навыков общения у детей. Дети выбирают ведущего, а затем, представляя, что они – взрослые люди, по очереди становятся на стульчик и отвечают на вопросы, которые им будет задавать ведущий. Ведущий просит ребенка представляться по имени-отчеству, рассказать о том, где и кем он работает, есть ли у него дети, какие имеет увлечения и т.д. На первых этапах игры дети часто затрудняются в подборе вопросов. В этом случае взрослый роль ведущего берет на себя, предлагая детям образец диалога. Вопросы могут касаться чего угодно, но необходимо помнить, что разговор должен быть «взрослым».

Упражнение «Инструкция». Цель: научится давать четкие вербальные указания. Ведущий вызывает из группы одного желающего – водящего. Ему вручается лист с заранее нарисованными фигурами. Задача водящего – в течение одной минуты дать четкие вербальные указания группе, в результате которых у каждого участника должно быть воспроизведено изображение с листа водящего.

Затем ведущий просит всех участников поднять листы с выполненным заданием, проходя по кругу, сверить их с эталоном. (Возможный вариант: ведущий закрепляет эталон на доске (блокноте). Тогда каждый участник сам сравнивает свою работу с эталоном). Затем участники отрабатывают в парах навык четкой формулировки указаний.

Каждый участник пары рисует на листе любую несложную картинку. Затем один играющий дает второму указания, что и в какой последовательности рисовать. После завершения работы полученный рисунок сравнивается с первоначальным вариантом. Затем участники меняются ролями.

Игра «Муравьи». Цель: игра способствует развитию навыков общения. Воспитатель (рассадив детей вокруг себя). Приходилось ли кому-нибудь из вас видеть в лесу муравейник, внутри которого день и ночь бурлит жизнь? Никто из муравьишек не сидит без дела, каждый занят: кто-то таскает иголки для укрепления жилища, кто-то готовит обед, кто-то воспитывает детей. И так всю весну и все лето. А поздней осенью, когда наступают холода, муравьишки собираются вместе, чтобы заснуть в своем теплом домике. Они спят так крепко, что им не страшны ни снег, ни метель, ни морозы. Муравейник просыпается с наступлением весны, когда первые теплые солнечные лучи начинают пробиваться сквозь толстый слой иголок. Но прежде чем начать привычную трудовую жизнь, муравьишки закатывают огромный пир. У меня такое предложение: сыграем роль муравьишек в радостный день праздника. Покажем, как муравьишки приветствуют друг друга, радуясь приходу весны, как рассказывают о том, что им снилось всю зиму. Только не забудем, что разговаривать муравьи не умеют. Поэтому будем общаться жестами.

Воспитатель и дети разыгрывают пантомимой и действиями изложенный рассказ, заканчивая его хороводом и танцами.

Игра «Театр теней». Цель: игра способствует развитию навыков общения. Воспитатель. Обращали ли вы внимание на то, как в яркий солнечный день за вами неотступно следует собственная тень, в точности повторяя, копируя все ваши движения? Гуляете ли вы, бегаете, прыгаете - она все время с вами. А если вы с кем-то идете или играете, то ваша тень, как бы подружившись с тенью вашего спутника, опять-таки в точности все повторяет, но не разговаривая, не издавая ни одного звука. Она все делает бесшумно. Представим, что мы - наши тени. Погуляем по комнате, посмотрим друг на друга, попробуем друг с другом пообщаться, а потом вместе что-нибудь построим из воображаемых кубиков. Но как? Будем двигаться тихо-тихо, не издавая ни единого звука. Итак, начали!

Совместно с взрослым дети молча передвигаются по комнате, смотрят друг на друга, здороваются за руку. Затем по его примеру из воображаемых кубиков строят башню. Успех игры зависит от фантазии педагога.

Игра «Ожившие игрушки». Цель: игра способствует развитию навыков общения. Воспитатель (садится на ковер, рассаживая детей вокруг себя). Вам, наверное, рассказывали или читали сказки о том, как оживают ночью игрушки. Закройте, пожалуйста, глаза и представьте свою самую любимую игрушку, вообразите, что она, проснувшись, делает ночью. Представили? Тогда предлагаю вам исполнить роль любимой игрушки и познакомиться с остальными игрушками. Только опять-таки все наши действия выполняем молча, чтобы не разбудить старших. А после игры попробуем отгадать, кто какую игрушку изображал.

По окончании игры дети по просьбе педагога рассказывают, кто кого изображал. Если кто-либо затрудняется, взрослый предлагает еще раз, пройдясь по комнате, показать свою игрушку.

Игра Если «Да» – потопай, если «Нет» – похлопай. Цель: игра способствует развитию коммуникативных навыков детей, а также развитию слухового внимания. Взрослый называет предложения, а дети должны оценить их и показать свое отношение, похлопав в ладоши, если они согласны, или потопав ногами, если утверждение неверно.

«Рома навестил бабушку и так обрадовался, что обиделся на нее».

«Саша отнял игрушку у Пети и побил его, Петя поссорился с ним».

«Лене очень нравится Сережа, поэтому она его побила».

«Максим подарил Даше конфеты, и она очень обрадовалась».

«Сережа увидел, что Максим подарил Даше конфеты, обиделся, что сам не сделал этого и поэтому поссорился с Максимом». Ситуации можно подбирать из непосредственной жизни детей.

Игра «Отвечай, сосед слева!». Цель: дать почувствовать, насколько необходим контакт глаз при общении. Все участники сидят в кругу. Тренер по очереди подходит к каждому игроку и, глядя на него, задает ему один вопрос. На этот вопрос отвечает не тот, на кого смотрит ведущий, а тот, кто сидит слева от него.

Вопросы должны быть подготовлены заранее, чтобы игра проходила в быстром темпе.

После участники отвечают на вопрос, что они чувствовали во время игры, насколько для них важен контакт глаз с партнерами.

Игра «Сотвори чудо». Цель: игра учит дошкольников эмпатии, умению понять чувства другого, посочувствовать ему. Дети разбиваются на пары, у одного из них в руках «волшебная палочка» (карандаш, веточка или любой другой предмет). Дотрагиваясь до партнера, он спрашивает его: «Чем я могу тебе помочь? Что я могу для тебя сделать?». Тот отвечает: «Спой (станцуй, расскажи что-нибудь смешное, попрыгай на скакалке», - или предлагает что-нибудь хорошее сделать позже (оговаривается время и место).

Упражнение «Ласковое имя». Цель: умение входить в контакт. Ведущий просит каждого ребенка по кругу произнести то ласковое имя, которое ему нравится, а остальные дети хором должны вслед за ним произнести его с такой же интонацией.

Игра «Испорченный телефон». Цель: развитие навыков общения. Все садятся в ряд, ведущий задумывает слово и на ухо говорит его крайнему игроку, который также на ухо передает то что услышал следующему, и так по цепочке до другого крайнего игрока. Затем ведущий спрашивает, что услышал каждый, обычно слово смешно перевирают, проиграл тот, кто первый не так услышал, он и водит.

Игра «Взгляд». Цель: игра помогает установить контакт глаз.  Образуется круг. Все закрывают глаза. На 3,4 все открывают глаза, и каждый смотрит на одного человека из круга. Те, чьи взгляды совпали выходят из игры, и игра начинается заново.

Игра «Молекулы». Цель: игра помогает создать творческую рабочую атмосферу в группе. Каждый участник выполняет роль атома, который свободно передвигается по аудитории. По команде тренера: «Атомы объединяются в молекулы по три (два, четыре, пять и т. д.)» участники объединяются в тройки. Кто не смог найти себе тройку, становится ведущим и дает команду остальным участникам для выполнения дальнейших действий: «Атомы объединяются...» В конце игры предлагается всем участникам объединиться в одну большую молекулу.

Игра «большой Pazzle». Цель: игра способствует сплочению группы, развитию способности устанавливать контакт с партнерами, умения добиваться конечной цели, четко сформулированной. Тренер заранее готовит карточки: разрезает большую красочную картину на множество мелких деталей (по числу играющих, или в 2–3 раза больше, чем участников). Затем он раздает каждому участнику по 1–2–3 карточки. Задача группы — собрать общую картину. Можно усложнить условия игры, ограничив время выполнения задания. Можно провести игру в подгруппах, каждая из которых собирает свою картину. Можно ввести запрет на вербальное общение. Можно провести игру в 2 этапа: 1 этап — вербально, 2 этап – невербально.

Во время обсуждения участники делятся впечатлениями о том, что мешало и что помогало при выполнении задания.

Игра «Змея запуталась». Цель: повысить уровень работоспособности участников. Один из участников – водящий – выходит из комнаты. Остальные встают в одну линию и берутся за руки. Это большая змея. Первый и последний участники – голова и хвост змеи. Змея запутывается: голова и хвост двигаются, проходя под руками играющих. Затем входит водящий и распутывает змею. Обычно игра заканчивается на эмоциональном подъеме.

Игра «Ругаемся овощами». Цель: развитие эмоционального мира детей. Ведущий. Иногда в ссоре, если она все-таки произошла, очень трудно удержаться от обидных слов. Но чтобы эти слова не принесли ущерба окружающим, можно их «приручить». Как? А вот как!
Представьте, что поссорились два приятеля. Но вдруг оказалось, что они оба забыли все обидные слова; остались лишь слова – названия овощей (фруктов, рыб, птиц, цветов и т.д.). И вот приятели и хотят поругаться, а с их языка слетают только «овощи».

Ведущий выбирает на эти роли два ребенка, которые разыгрывают сценку.

– Капуста!

– Сам ты капуста зеленая!

– А ты – огурец!

– А ты – редиска!

– А ты – помидорище!

Затем ведущий интересуется у них, легко ли так ругаться. Что почувствовал каждый? Возникла ли охота кричать и ссориться? Игра повторяется несколько раз с разными участниками.

Упражнение «Дождик». Цель: способствует снятию эмоционального напряжения. Дети вместе с ведущим хлопают в ладоши во все убыстряющемся темпе. Ведущий. Набежали тучки, и пошел дождик... Сначала редкие капли застучали по крыше. Но вот дождик усиливается, капли падают чаще, чаще... Настоящий ливень!

Упражнение « Игры на взаимодействия детей». Цель: отработка навыков по составлению четкой и ясной инструкции игры. Ведущий знакомит группу с вариантами известных игр, направленных на формирование коммуникативных склонностей детей. С этой целью каждый участник получает список игр, затем группа выбирает одну игру, направленную на взаимодействие детей. Дальнейшая работа – составление четкой инструкции к играм для детей – проходит в подгруппах. На следующем этапе ведущий записывает на доске составленные инструкции. Группа выбирает наиболее приемлемые для детей старшего дошкольного возраста.

Игра «Найди своего брата или сестру». Цель: игра способствует развитию слухового внимания. Собрав детей вокруг себя, воспитатель говорит: «Вы знаете о том, что все звери рождаются слепыми? И только через несколько дней они открывают глазки. Давайте поиграем в слепых зверенышей. Сейчас я подойду к каждому, завяжу ему глаза платком и скажу, чей он детеныш. У каждого из вас будет свой братик или сестричка, которые будут говорить на одном языке с вами: котята – мяукать, щенки – скулить, телята – мычать. Вы должны будете найти друг друга по звуку». Взрослый завязывает детям глаза и шепотом говорит каждому, чей он детеныш и какие звуки он должен издавать. Распределять роли нужно таким образом, чтобы в группе было по два детеныша каждого из животных. Дети ползают по полу, говорят на своем языке и ищут другого ребенка, говорящего на том же языке. После того как дети нашли свои пары, воспитатель развязывает им глаза и предлагает познакомиться с другими парами детенышей.

Игра «Газете».  Цель: снятие эмоционального напряжения. На пол кладут развернутую газету, на которую встают четыре ребенка. Затем газету складывают пополам, все дети должны снова встать на нее. Газету складывают до тех пор, пока кто-то из участников не сможет встать на газету. В процессе игры дети должны понять, что для победы им нужно обняться – тогда расстояние между ними максимально сократится.

Игра «Дотронься». Цель: игра способствует развитию навыков общения, а также снятию телесных зажимов. Дети становятся в круг, в центр и складывают игрушки. Ведущий произносит: «дотронься до… (глаза, колеса, правой ноги, хвоста и т.д.)». Кто не нашел необходимого предмета – водит. Игрушек должно быть меньше, чем детей.

Игра «Давайте поздороваемся». Цель: дать возможность почувствовать свое тело, снять мышечное напряжение, ощутить себя членом группы. Играющие хаотично передвигаются по комнате в удобном для них темпе и направлении. По определенному сигналу ведущего каждый участник должен успеть поздороваться как можно большим числом играющих. Варианты сигналов ведущего:

Хлопок в ладоши – надо пожать руку всем возможным партнерам;

Звонок колокольчика – погладить по спине партнера;

Звук свистка – поздороваться «спинками».

Желательно для более эффективного результата игры ввести запрет на разговоры во время выполнения задания.

Игра «Давайте поговорим». Цель: игра способствует развитию навыков общения у детей. Играют взрослый и дети. Взрослый начинает игру словами: «Давайте поговорим. Я бы хотел стать… (волшебником, волком, маленьким). Как ты думаешь, почему?». Ребенок высказывает предположение и завязывается беседа. В конце можно спросить, кем бы хотел стать ребенок, но нельзя давать оценок его желанию и нельзя настаивать на ответе, если он не хочет по каким-либо причинам признаться. В игре взрослый должен находиться на одном уровне с ребенком, а в случае трудностей – ниже его.

Игра «Охота на тигров». Цель: игра учит взаимодействовать с окружающими не только вербально, но и невербально, способствует формированию умения фиксировать малейшие изменения в мимике партнера по общению. Дети встают в круг, водящий отворачивается к стене и громко считает до 10-ти. Пока водящий считает, дети передают друг другу игрушку (маленького тигра). Когда ведущий заканчивает считать, ребенок, у которого оказалась игрушка, закрывает тигра ладошками и вытягивает вперед руки. Остальные дети делают точно так же. Водящий должен найти тигра. Если он угадал, то водящим становится тот, у кого была игрушка.

Игра «Эхо». Цель: игра способствует развитию коммуникативных навыков, а также развитию слухового внимания. Взрослый рассказывает детям про Эхо, которое живет в горах или в большом пустом помещении, увидеть его нельзя, а услышать можно: оно повторяет все, даже самые странные, звуки. После этого дети разбиваются на две группы, одна из которых: изображает путников в горах, а другая – Эхо. Первая группа де детей гуськом (по цепочке) путешествует по комнате и по очереди издает разные звуки (не слова, а звукосочетания), например: «Ау-у-у-у» или «Тр-р-р-р» и т.п. Между звуками должны быть большие паузы, которые лучше регулировать ведущему. Он же может следить за очередностью произносимых звуков, т.е. показывать, кому из детей и когда следует издавать свой звук. Дети второй группы прячутся в разные места комнаты, внимательно прислушиваются и стараются как можно точнее воспроизвести все, что услышали. Если Эхо работает несинхронно, т.е. воспроизводит звуки неодновременно, это не страшно. Важно, чтобы оно не искажало звуки и в точности воспроизводило их.

Игра «Передай настроение». Цель: игра учит эмпатии, умению понимать чувства другого. Дети становятся в круг и закрывают глаза. Взрослый, находясь в общем кругу должен придумать настроение (грустное, веселое, тоскливое, удивленное и т.д.). Когда дети передали его по кругу, можно обсудить, какое именно настроение было загадано. Затем ведущим становится любой желающий. Если кто-то из детей хочет побывать ведущим, но не знает, какое настроение загадать, воспитатель может помочь ему, подойдя и подсказав ему на ушко какое-нибудь настроение.

Игра «Зеркало». Цель: отработка навыков наблюдения, умение взаимодействовать не вербально. Взрослый, собрав детей вокруг себя, говорит: «Наверное, у каждого из вас дома есть зеркало. А иначе как же вы можете узнать, как вы сегодня выглядите, идет ли вам новый костюм или платье? А что же делать, если зеркала под рукой не найдется?» Перед началом игры проводится разминка. Взрослый становится перед детьми и просит как можно точнее повторять его движения. Он демонстрирует легкие физические упражнения, а дети воспроизводят его движения. После этого дети разбиваются на пары и каждая пара по очереди выступает перед остальными. В каждой паре один совершает какое-либо действие (например, хлопает в ладоши, или поднимает руки, или делает наклон в сторону), а другой пытается как можно точнее воспроизвести его движение, как в зеркале. Каждая пара сама решает, кто будет показывать, а кто воспроизводить движения. Все остальные оценивают, насколько хорошо работает зеркало. Показателями правильности зеркала является точность и одновременность движений. Если зеркало искажает или опаздывает, оно ' испорченное (или кривое). Паре детей предлагается потренироваться и починить испорченное зеркало. Показав два-три движения, пара детей садится на место, а следующая демонстрирует свою зеркальность. Когда все зеркала будут работать нормально, воспитатель предлагает детям делать то, что люди обыкновенно делают перед зеркалом: умываться, причесываться, делать зарядку, танцевать. «Зеркало должно одновременно повторять все действия человека. Только нужно стараться делать это очень точно, ведь неточных зеркал не бывает! Готовы? Тогда давайте попробуем». Воспитатель встает в пару с кем-нибудь из детей и копирует все его движения, показывая остальным пример. Затем предлагает детям играть самостоятельно. При этом он следит за ходом игры и подходит к парам, у которых что-то не получается.

Игра «Солдат и тряпичная кукла». Цель: снятие мышечного и эмоционального напряжения. Ведущий предлагает детям представить, что они солдаты. Помогает вспомнить, как нужно стоять на плацу, – вытянувшись в струнку и замерев. Пусть дети изобразят военных, как только ведущий скажет слово "солдат". После того как они постоят в такой напряженной позе, ведущий произносит другую команду – "тряпичная кукла". Выполняя ее, мальчики или девочки должны максимально расслабиться, слегка наклониться вперед так, чтобы их руки болтались, будто они сделаны из ткани и ваты. Ведущий помогите им представить, что все их тело мягкое, податливое. Затем игроки снова должен стать солдатами и т. д. Заканчивать такие игры следует на стадии расслабления, когда дети достаточно отдохнули.

Игра «Разговор сквозь стекло». Цель: развитие коммуникативных навыков. Ведущий помогает ребенку представить, что он находится дома. Окна плотно закрыты, звук сквозь них не проникает. Вдруг он видит на улице своего друга. Тот что-то пытается ему передать и отчаянно жестикулирует. Ребенок должен постарается понять, какую информацию до него пытаются донести. При этом можно использовать не только мимику, жесты и движения, но и подручные средства. Если ребенок не может догадаться, что показывает ведущий, то пусть пожмет плечами. Тогда ведущий должен попробовать показать то же самое каким-то другим способом. Если у ребенка готов ответ, то можно его произнести вслух. Если ребенок верно отгадал только часть предложения, то ведущий сможет повторить правильную часть, а остальную пусть снова отгадывает.

Игра «Головомяч». Цель: игра способствует снятию телесного напряжения. Дети ложатся на живот на пол парами, так, чтобы головы оказались рядом. Точно между головами нужно положить мяч. Цель игры – встать, не уронив мяч. Мяч нельзя трогать руками!

Усложнить игру можно, предложив поднимать мяч втроем. После этого можно поставить эксперимент: каково самое большое число детей, при котором можно поднять мяч?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная ( авторская) программа по работе с родителями дошкольников "Радость общения". Автор Потапова И.И.

Программа "Радость общения" направлена на создание системы взаимодействия семьи и образовательного учреждения в интересах развития личности ребёнка в соответствии с законом РФ " Об образовании".Програ...

Авторская программа дополнительного образования "Риторика общения для дошкольников"

Программа дополнительного образования дошкольников социально-коммуникативной направленности. Может быть использована в работе учреждений общего и дополнительного образования детей дошкольного возраста...

 Авторская интерактивная игра "День рождения Васи"- Безопасное общение с домашними животными для детей старшего дошкольного возраста.

Данная интерактивная игра с использованием анимационных тригеров способствует закреплению правил безопасного общения с домашними животными, закреплению правил личной гигиены. А дополнительные задания ...

Авторская программа тренинга общения для дошкольников с использованием методов психологического тренинга «Общение»

Произошедшие изменения в общественной жизни страны, развитие информационных технологий значительно изменили жизнь детей: снизилось значение книги, существенно понизился духовно- нравственный уровень л...

«Авторская картотека игр, направленных на формирование навыков общения у детей 6-7 лет с Ограниченными Возможностями Здоровья» Информационно-методическое пособие

Аннотация к Информационно-методическому пособию. «Авторская картотека игр, направленных на формирование навыков общения у детей 6-7 лет с Ограниченными Возможностями Здоровья (ОВЗ)» Автор ...