Формирование элементарных математических представлений у детей с РАС с помощью Блоков Дьенеша (картотека игр)
консультация по психологии (младшая, средняя, старшая группа)

Завалкина Алла Николаевна

 

Формирование математических знаний у детей с РАС необходимы для нормальной повседневной жизни ребёнка. Поэтому начинать обучение таких детей нужно с визуального математического представления. В своей работе предлагаю картотеку игр с Блоками Дьенеша, с помощью которых  можно развивать математические способности у детей

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 3 «Сказка» городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области.

Тема ЭССЕ: Формирование элементарных математических представлений у детей с РАС с помощью Блоков Дьенеша (картотека игр)

                                                                                 Выполнила: педагог-психолог

Завалкина Алла Николаевна

 

2022

Формирование элементарных математических представлений у детей с расстройствами аутистического спектра является важной задачей для нормальной повседневной жизни ребёнка. Математические знания необходимы как на бытовом уровне, так и при подготовке ребёнка к школе. Овладеть математическими представлениями дети с РАС самостоятельно не могут, так как мыслительная деятельность у них характеризуется выраженным отставанием вербального вида мышления (словесно-логического) и большой сохранностью невербального наглядно-действенного и наглядно- образного мышления.  

Кроме того, такие дети плохо понимают обращенную речь, а так как в группе детского сада этот предмет преподается устно, то для детей с РАС такой вариант подходит не всегда. Именно поэтому, начинать обучение нужно с визуального математического представления. Постараться применить математические действия в реальной жизни. Для этого можно использовать такие развивающие игры как Блоки Дьенеша. Все то, что ребёнок может увидеть и до чего дотронуться. После этого этапа можно вводить звуковое сопровождение. При решении математических задач можно использовать краткую запись или схему, которую также будет сопровождать визуальное закрепление.

Важным условием при работе с такими детьми  - это найти индивидуальный подход  к каждому ребёнку, нужно учитывать темп работы, особенности нежелательного поведения, а также темп развития ребёнка.

 Блоки Дьенеша  - это объемные геометрические фигуры. В комплекте 48 фигур.  Все они различаются  по форме  (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник);  цвету (красный, синий, желтый); размеру (маленькие, большие), толщине (тонкие, толстые). Таким образом, в процессе работы с блоками дети оперируют одновременно 4 признаками объекта (цвет, форма, толщина, размер).

Также очень интересные специальные альбомы с заданиями для блоков Дьенеша. Такие альбомы отлично подходят для первого знакомства с фигурами, ведь в процессе игры ребёнок обращает внимание на разные формы, цвета и размеры фигур.

В альбомах ребёнку предлагается собрать картинку по схеме. Вначале знакомства можно собирать, накладывая блоки на схему, а более опытным строителям желательно строить фигуру рядом с образцом.

Блоки Дьенеша позволяют работать с материалом, предъявляемым в наглядной форме, производить планомерный переход от внешних действий с предметами к действиям в умственном плане, строить занятия в игровой  занимательной форме, использовать разную степень сложности заданий и

hello_html_m9f0c602.jpg

дозированную помощь.  А также  развивают такие познавательные процессы как: речь, память и внимание.

Весь комплекс игр и упражнений с блоками Дьенеша – это длинная интеллектуальная лестница, а сами игры и упражнения – её ступеньки. На каждую из этих ступенек ребёнок должен встать.

Работу с пособием можно разделить на три ступеньки:

   Первая – это «свободная игра», она подразумевает отсутствие всяких правил, дайте право ребёнку самому их придумывать. Это позволяет соприкоснуться впервые с математикой.

    Вторая -  это «игра по правилам», здесь необходимо объяснить ребёнку, что от него требуется. Его задача – повторить что-либо. Например «повтори картинку». Он должен выложить из имеющихся фигур представленное на карточке изображение.

     Третья — это «математические игры», которые дают дошкольникам возможность окунуться в мир чисел, учат пользоваться элементами в решении первых арифметических задач.

 Я хочу вам предложить  игры и занятия с блоками Дьенеша, которые вы можете применять дома в работе со своими детьми.

Варианты игр я привожу в порядке возрастающей трудности. Не забывайте превращать любое занятие с пособием в игровую ситуацию, пускай блоки будут не просто объемными фигурами, а печеньем для игрушек  или жильцами домов, пассажирами вагончиков и т.д.

  • Сортируем блоки по наличию одного признака.

54e65df519a31a8f0a8b79b05a01baf0.jpgВажно научить ребёнка выделять и узнавать отдельные свойства фигур. Во время первых занятий акцентируйте внимание ребёнка только на одном

свойстве, например цвет или форма.

Рассадите перед ребёнком две игрушки, например Зайку и Мишку и скажите, что Зайка любит квадратное печенье (печенье будут блоки Дьенеша), а Мишка любит красное печенье. Пускай ребёнок  разделит фигуры между игрушками соответственно их предпочтением.

img12.jpgАналогично сортировать фигуры можно и по цвету, размеру, толщине. Свойство толщины, как правило, ребёнку даётся труднее всего, поэтому займитесь им в последнюю очередь.

  • Сортируем фигуры по наличию двух признаков

Когда ребёнок будет хорошо справляться с предыдущим заданием, попробуйте добавить еще одно свойство для сортировки.

На этот раз фигуры могут быть семенами, которые нужно рассадить по грядкам. На одну грядку сажаем все красные и большие семена, а на вторую – синие и треугольные.

  • Сортируем блоки с использованием логических карточек

Следующий шаг – это развитие умения кодировать и декодировать информацию о фигурах с помощью логических символов. То есть, если до сих пор мы проговаривали ребёнку условия для сортировки словами, то теперь малыш ребёнок будет учиться устанавливать взаимосвязь между свойствами блока и его графическим изображением.

  • Подбираем карточки к соответствующим фигурам

Попробуйте и обратное задание. Сначала вместе рассортируйте блоки по какому-то словесному условию. Допустим, предложите расселить все фигуры по двум домикам (толстые в один домик, а тонкие в другой). После того, как ребёнок справится с заданием, предложите ребёнку из предложенных карточек выбрать подходящую для каждого домика, чтобы наши жильцы не перепутали свои домики.

  • Сортируйте блоки по отсутствию одного признака

Предложите ребёнку рассортировать фигуры на НЕкруглые и НЕквадратные. При этом обратите внимание малыша на то, что некоторые блоки (к примеру треугольные) могут подойти и туда, и сюда. Не забывайте оживлять игру каким-то сюжетом (например, котёнок рассаживает цветы по клумбам – на одной клумбе НЕкруглые цветы, а в другой НЕквадратные). Если у ребёнка все получится, то можно предложить рассортировать блоки по отсутствию сразу двух и даже трех признаков.

  • Собираем дорожку/ мостик по заданным условиям

Расскажите ребёнку историю о том, как между домиками ваших игрушечных друзей (например, Зайки и Мишки) сломался мостик, из-за чего теперь они не могут ходить друг к другу в гости. Предложите построить новый мостик. Но он будет не простой, а волшебный. На этом мостике каждый кирпичик можно выкладывать только по правилам: вы задаете для каждого блока  условия с помощью 1 – 2 логических карточек, а малыш выкладывает фигуры в ряд.

  • Знакомимся с понятием пересекающихся множеств

На первый взгляд задание может показаться очень сложным, но на самом деле для маленького ребёнка оно вполне доступно.hello_html_1bc6d2d4.jpg

 Итак, выложите на полу с помощью обручей два пересекающихся круга и объясните, что в один круг нужно положить все круглые фигуры, а в другой -  красные. После этого, обратите внимание ребёнка на то, что есть такая область, которая попадает одновременно в оба круга, соответственно в этом месте фигуры должны удовлетворять обоим условиям – быть красными и круглыми.

Логические блоки Дьенеша,  предполагают множество игр, которые можно придумывать и самим. Конструирование, моделирование, счет, развитие памяти и речи, воображения, способность совершать логические операции - все это позволяет развивать чудесные «кубики и треугольники». А, если в какой-то момент захочется усложнить и расширить материал,  то можно обратиться к дополнительным материалам, которые разработаны специально для работы с блоками и направлены на развитие отдельных умений и навыков для детей с особыми образовательными потребностями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятия по формированию элементарных математических представлений (с использованием палочек Кюизенера и логических блоков Дьенеша) в подготовительной к школе группе с ЗПР

особенности дошкольников, имеющих задержку психического развития, создают для них повышенные трудности в овладении элементарными математическими представлениями. Использование в работе блоков Дьенеша ...

Нод по формированию элементарных математических представлений в старшей группе с использованием логических блоков Дьенеша.

Развиваем аналитическое мышление, умение выявить в обьектах несколько признаков, удержать их в памяти....

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе с использованием блоков Дьенеша

Приоритетная образовательная деятельность:Познавательное развитиеИспользование современной образовательной технологии:ИгроваяТема: «Поможем мишке».Цель: Закрепить математические представле...

Презентация опыта "Современные технологии в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста по средствам блоков Дьенеша"

.  Если спросить у школьника, какой предмет для него самый трудный, то многие скажут, что это математика.Цель моей работы развитие познавательных способностей детей через логико-математические иг...

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе с использованием блоков Дьенеша

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе с использованием блоков Дьенеша...

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений для детей младшей группы с использованием блоков Дьенеша Тема: «Поможем мишке»

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений для детей младшей группы с использованием блоков Дьенеша Тема: «Поможем мишке»...