Консультация «Профессиональная коммуникация педагогов. Учимся видеть проблемы »
консультация по психологии

Королёва Марина Игоревна

 

Сегодня особенно актуальной становится проблема развития   коммуникативной культуры педагогов ДО. В современном обществе с открытыми границами увеличивается число специалистов, которые должны владеть навыками речевого общения, и в первую очередь на профессиональном уровне.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_7.docx15.65 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация «Профессиональная коммуникация педагогов. Учимся видеть проблемы »

Цель: Совершенствование коммуникативно-речевых навыков и умений педагогов для эффективного взаимодействия с коллегами, родителями и социумом

Сегодня особенно актуальной становится проблема развития   коммуникативной культуры педагогов ДО. В современном обществе с открытыми границами увеличивается число специалистов, которые должны владеть навыками речевого общения, и в первую очередь на профессиональном уровне.

Для воспитателя дошкольного образовательного учреждения, как субъекта профессиональной деятельности, способом познания и преобразования мира выступает профессиональная культура, а способом преобразования себя – коммуникативная культура.

Анализ практики показывает, что в педагогической деятельности такие свойства личности, как общительность, рефлексия, коммуникативные умения, ставшие профессионально личностными качествами педагога, могут обеспечить продуктивность педагогического взаимодействия (общения).

    Общение – это сложный процесс установления и развития контактов между людьми, обусловленный их совместной деятельностью и включающий в себя  обмен информацией (коммуникация), выработку общей тактики и стратегии взаимодействия (интеракция), восприятие и понимание партнёрами друг друга (социальная перцепция).

    Овладеть коммуникативными навыками общения помогают определённые знания в области психологии общения. Предлагаем воспитателям задания для самопроверки знаний в области психологии общения.

     Коммуникация — обмен информацией между индивидами посредством общей системы символов

    Различают механический и деятельностный подход к коммуникации.

   Коммуникация — в механическом подходе — однонаправленный процесс кодирования и передачи информации от источника и приема информации получателем сообщения.

     Коммуникация — в деятельностном подходе — совместная деятельность участников коммуникации (коммуникантов), в ходе которой вырабатывается общий (до определенного предела) взгляд на вещи и действия с ними.

     Взаимодействуя друг с другом, включаясь в процесс общения, люди обычно преследуют конкретные цели. К основным целям коммуникации обычно относятся следующие:

  1. обеспечение эффективного обмена информацией
  2. совершенствование межличностных отношений в процессе обмена информацией;
  3. формирование умений и навыков для успешной социокультурной деятельности;
  4. формирование отношения к себе, к другим людям, к обществу в целом;
  5. обмен деятельностью, инновационными приемами, средствами, технологиями;
  6. изменение мотивации поведения;
  7. обмен эмоциями.

Коммуникации в организации или в группе выполняют ряд значимых функций:

  1. информативную функцию — передачу сведений,
  2. мотивационную функцию — побуждает к лучшему исполнению задач,
  3. контрольную функцию — отслеживание поведения различными способами
  4. экспрессивную функцию способствует эмоциональному выражению чувств

    Коммуникационный процесс — это процесс обмена информацией между двумя или более людьми.

    Коммуникативная компетенция педагога предполагает умение решать средствами языка задачи общения в конкретных, типичных для профессиональной деятельности коммуникативных речевых ситуациях

Коммуникативная компетентность педагога заключается в нескольких позициях:

1. Правила речевого этикета.(слайд 7)

Уметь слушать других.

Уважать мнение коллег.

Говорить полными предложениями.

Никого не унижать, ни над кем не смеяться.

Давать другим возможность высказаться.

Аргументировать свое мнение.

Избегать разговора не по делу

2. Умение слушать собеседника.

Умение слушать собеседника – это навык, который включает в себя сосредоточение, понимание, запоминание, оценку и реагирование.

Подготовиться к слушанию: принять позу заинтересованного слушателя, отстраниться от проходящих через сознание мыслей.

Полностью переключиться с роли говорящего на роль слушающего. Если вместо того, чтобы слушать, вы будете тратить время на продумывание ответа, то ничего так и не услышите.

Выслушать, прежде чем реагировать. Дослушать, даже если знаете, что человек намерен сказать. Слушать разумом, а не эмоциями. Стараться слушать, что говорит собеседник, а не раздражаться на его манеру говорить или его убеждения.

3. Умение понимать. 

Относится к собеседнику с уважением ( даже если это трудно).

Сконцентрироваться на понимании его речевых и неречевых сигналов.

Использовать для выяснения его состояния поведенческие сигналы.

Попробовать прочувствовать ситуацию вместе с собеседником или представить, чтобы вы ощущали в подобных обстоятельствах. Попытаться понять насколько ему плохо, чтобы суметь вызвать чувство сострадания по отношению к нему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Профессиональный стандарт педагога"

Консультация разработана для педагогов ДОУ и содержит обзор профессионального стандарта педагога, утвержденного приказом  Минтруда РФ от 18.10.2013г. № 544н...

СТАНДАРТИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ.

В статье отражены основные трудности введения профессионального стандарта для педагога дошкольного образования...

Консультация для педагогов «Задания и упражнения для развития умения видеть проблемы и выдвигать гипотезы»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14380938","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"312","width":"390"}}]] Консультация для педагогов«Задания и упражне...

Практикум по профессиональной коммуникации педагогов

Данный практикум нацелен на формирование у педагога ДОУ умений и навыков рационального речевого поведения ( использование вербальных и невербальных средств общения, умение создать успешную ситуацию об...

Лекторий "Профессиональная позиция педагога в отношении проблемы насилия в семье"

Данный материал предназначен для ознакомления педагогов с формами насилия в семье, причинами его возникновения и последующим применением этих знаний в своей практике....