Тренинг для педагогов "Все мы разные"
консультация по психологии

Н.Н.Лысенко

Тренинг для педагогов "Все мы разные"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий тренинга «Мы все разные»

(профилактика профессионального выгорания)

Цели:        сплочение        коллектива,        обучение        активному        стилю        общения, гармонизация внутреннего состояния.

Задачи: показать наличие нескольких точек зрения на одну и ту же проблему, развивать умение слушать своего собеседника и уважать его мнение, включение в групповое взаимодействие.

Продолжительность: 1–1,5 ч.

Количество человек в группе: 10–12.

Материалы: текст сказки «Машина времени», текст притчи «О слепцах и слоне», текст басни Эзопа «Осел и мул», альбомные листы, фломастеры, сюжетная картинка, картины или трафарет озер голубого и синего цвета, игрушка «солнце».

Музыкальное сопровождение: любая спокойная композиция.

Ход тренинга

  1. Сказка «Машина времени»

Цель: обратить внимание участников тренинга на значимость и важность прошлого, настоящего и будущего.

Слово педагога-психолога: У каждого из нас есть настоящее, прошлое и будущее. В настоящем мы живем, прошлое вспоминаем, о будущем задумываемся. Я хочу рассказать вам одну сказку…

Машина времени

У каждого жителя одной волшебной страны была своя машина времени. Но все ею пользовались по-разному. Одни путешествовали в прошлое: им нравилось только вспоминать, и они совсем не думали о том, что их ждет. Другие путешествовали только в будущее: им не хотелось вспоминать то, что было, а настоящее им не нравилось. Но были в той стране и люди, которые жили настоящим. Они не понимали тех, кто все время что-то вспоминал, и тех, кто постоянно о чем-то мечтал. Их машины времени затянуло паутиной: они почти никогда ими не пользовались.

Жил в той стране мальчик по имени Тим. Он был очень любопытным и многое хотел знать. Но в его семье путешествовали только в прошлое… Однажды Тим пробрался в гараж, смазал все рычаги машины времени и оказался в будущем. Через несколько дней мальчик вернулся и рассказал о том прекрасном и загадочном, что там увидел. Его рассказы заинтересовали многих жителей страны, и они решили отправиться туда, где еще не были.

Но рычаги машины двигались только в одну сторону: так, как они привыкли. Почти все жители смирились с этим и продолжали путешествовать, как прежде, и лишь упорство некоторых достигло цели: люди смогли сами выбирать время и место, где им хотелось бы побывать.

Сейчас мы с вами отправимся в путешествие на машине времени.

Подумайте о том прекрасном и загадочном, что у вас было в прошлом, есть в настоящем, ожидает в будущем…

  1. Игра «Карусель»

Инструкция. Участники встают в два круга – внешний и внутренний – лицом друг к другу. Задача на данном этапе – обменяться с партнером информацией о том, в какое время (прошлое или будущее) они отправились бы на машине времени, или, если остались бы в настоящем, то почему. Затем по сигналу педагога-психолога участники прощаются. Внешний круг делает переход на одного участника. При встрече собеседники здороваются, пожимают друг другу руки. Упражнение возобновляется, но теперь участникам надо выбрать другое время. Внешний круг делает три перехода – таким образом, каждый из присутствующих должен побывать и в прошлом, и в будущем, и в настоящем.

Вывод педагога-психолога. Для людей важны и прошлое, и настоящее, и будущее. Только мы сами вправе выбирать время и место, где нам хотелось бы жить.

  1. Сказка «Два озера»

Инструкция. Педагог-психолог показывает участникам картины озер. Одно – голубого цвета, другое – синего, после чего рассказывает следующее:

– Есть на свете два озера – оба глубокие и загадочные. В одном из них вода всегда светлая и теплая, в другом – темная и холодная. Человек может попасть в любое из них по собственной воле или по воле обстоятельств. Но в каком бы озере человек ни оказался, через некоторое время он устает плыть. Человек начинает захлебываться, искать опору и, не найдя ее, может утонуть. Тогда будет не важно, в каком из озер – светлом или темном – это произошло. Но часто бывает так: когда практически не остается никакой надежды, появляется лодка. Теперь человек может решить, что делать дальше: сесть в нее и добраться до берега, или плыть на ней туда, где мелко, или еще немного поплавать в озере.

Как вы думаете, что же означают эти два озера и спасательная лодка?.. (Светлое – радость, счастье и т. п. Темное – грусть, печаль, тревога. Лодка

– сам человек, который сам выбирает, какие чувства ему испытывать.)

Вывод педагога-психолога. Для того чтобы человек   смог справиться со своими чувствами, ему необходимо осознать причину их появления.

  1. Упражнение «Причины наших чувств»

Инструкция педагога-психолога: (Показывает трафареты двух озер.) Посмотрите на озера. Это – Светлое озеро, а это – Темное. В одном из них людям хочется купаться чаще, чем в другом. В каком озере хотелось бы искупаться вам?.. Если хорошенько приглядеться, то на дне этих волшебных озер можно увидеть причины наших чувств и настроений: на дне Темного озера можно разглядеть то, что нас расстраивает, а на дне Светлого – то, что радует и приносит нам хорошее настроение. «Войдите» мысленно в светлое озеро и «достаньте» со дна причины позитивных чувств и хорошего настроения.

  1. Рисование «Домик из кубиков»

Примечание. Необходимо заранее построить дом из кубиков – так, чтобы он был разным с четырех сторон.

Инструкция. Участникам предлагается нарисовать ту часть дома, которая видна им лучше всего. Работа проходит под музыку. По окончании рисования работы вывешиваются на стенд и проводится обсуждение. В процессе педагог-психолог обращает внимание участников на сходство и различия, после чего задает им вопрос: «Как же так получилось, что все мы рисовали один и тот же домик, а рисунки у всех разные?..»

Вывод педагога-психолога. Если смотреть на один и тот же предмет с разных сторон или, как говорят, с разных точек зрения, то и виден он будет по-разному.

На данном этапе участникам можно предложить поменяться местами и посмотреть на домик с точки зрения другого человека.

  1. Притча «О слепцах и слоне»

Участникам предлагается прослушать притчу.

О слепцах и слоне

За горами был расположен большой город. Все его жители были слепыми. Однажды какой-то чужеземный король со своим

войском расположился лагерем в пустыне неподалеку от города. В королевском войске был огромный боевой слон, прославивший себя во многих битвах. Одним своим видом он повергал врагов в трепет. Жителям города не терпелось узнать, что же такое слон, и несколько слепых горожан побежали, как

безумные, чтобы разузнать о нем.

Не имея никакого понятия о том, какими бывают слоны, они принялись ощупывать его со всех сторон. Каждый из них, ощупав какую-нибудь его часть, решил, что теперь он кое-что знает о слоне. Когда они вернулись, их окружила толпа нетерпеливых сограждан. Пребывая в глубоком неведении, слепцы страстно желали узнать правду от тех, кто сам заблуждался. Люди спрашивали о форме и размерах слона, выслушивали объяснения.

Человек, трогавший ухо слона, сказал:

  • Слон – это нечто большое, широкое и шершавое, как ковер. Но тот, кто ощупывал хобот, сказал:
  • У меня есть о нем подлинные сведения. Он похож на прямую и пустотелую трубу, страшную и разрушительную.
  • Слон могуч и крепок, как колонна, – возразил другой, ощупавший ногу и ступню слона.

Каждый из них ощущал только одну из многих частей слона.

Каждый воспринял его ошибочно. Они не могли умом охватить всего: знание не бывает спутником слепцов. Все они что-то вообразили о нем, но были одинаково далеки от истины.

Слово педагога-психолога: Представьте себе наш мир в виде кристалла с множеством граней. Мы разглядываем его издалека и видим лишь одну грань, думая, что увидели все. Другой наблюдатель смотрит на кристалл под другим углом и видит иную грань. Третий – третью. Но где же истина? Подходя к жизни, миру, к каким-то явлениям, событиям лишь с одной стороны, мы уподобляемся знаменитым слепым, ощупывающим слона.

  1. Упражнение «Слухи»

Инструкция. Выбираются трое водящих. Они выходят из комнаты. Педагог- психолог показывает остальным участникам сюжетную картинку и просит ее рассмотреть и запомнить. Затем в комнату приглашается первый водящий.

Один из участников описывает ему увиденную картинку. Приглашается

следующий водящий. Задача первого – передать ему только что услышанное описание и т. д. Когда зайдут все водящие и сюжетная картинка будет

пересказана, педагог-психолог вновь показывает картинку всем участникам и выясняет у водящих, произошло или нет искажение сюжета, соответствует ли описанная участниками картинка тому образу, который сложился у водящих.

  1. Басня Эзопа «Осел и мул»

Цель: философское осмысление какой-либо ситуации или явления.

Инструкция. В комнату приглашается первый водящий, ему зачитывают текст басни.

Затем приглашается следующий водящий, и текст ему уже пересказывает своими словами первый водящий и т. д. По завершении текст басни

зачитывается вновь. При этом можно попросить участников ответить на вопрос: «Бывает ли такая ситуация в жизни и когда?» – и привести примеры.

Вывод педагога-психолога. Часто искажение информации происходит из- за того, что каждый стремится добавить что-то свое от себя, опустить детали, которые кажутся неважными. Происходит это потому, что у каждого человека собственное восприятие окружающего мира и событий, которые в нем происходят.

  1. Упражнение «Я даю коллективу…» Цель: способствовать сплочению группы.

Инструкция педагога-психолога: (Участники встают в круг. Педагог- психолог держит в руках игрушку «солнце».) Наш коллектив такой, каким мы сами его делаем, и каждый из нас привносит в него что-то свое. Кто-то смех или юмор, кто-то доброту, строгость, дисциплину, организованность и т. д. – всё это очень важно для коллектива. Сейчас мы будем передавать это солнце

– символ тепла и света. Тот, кто пожелает, может сказать о своем вкладе в коллектив, начиная со слов «Я даю коллективу…».

Вывод педагога-психолога. Все люди разные, но в чем-то они похожи. Это здорово, что мы воспринимаем мир с разных точек зрения и умеем понимать друг друга. Все мы – частички одной мозаики. Если мы поворачиваемся друг к другу своей хорошей стороной и своим хорошим настроением, то картинка получается яркой и красивой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа тренинга для педагогов на тему: "Какими бывают тренинги?"

Программа тренинга для педагогов на тему: "Какими бывают тренинги?"Структура тренинга:1.    Притча2.    Понятие «тренинг»3.    Какими бывают тренинги...

Тренинг с педагогами "Мы разные, мы равные, мы вместе" 15.11.2013

Тренинг с педагогами "Мы разные, мы равные, мы вместе" 15.11.2013...

Тренинг с педагогами ДОУ №4 Тема: Тренинг коммуникативной компетентности для педагогов

ЦЕЛЬ:  Повышение коммуникативной компетентности педагогов....

Тренинг для педагогов "Психологические игры и упражнения с элементами тренинга"

Цель: самораскрытие участников тренинга, создание условий для творческой, профессиональной и личностной индивидуальности....

Тренинг для педагогов "Мы все разные"

Цель: сплочение коллектива, обучение активному стилю общения, гармонизации внутреннего состояния...

Тренинг для педагогов. Психологический тренинг как эффективный метод гармонизации взаимоотношений в педагогическом коллективе.

Психологический тренинг как эффективный метод гармонизации взаимоотношений в педагогическом коллективе  В ходе такого обучения, выступающего в единстве с творческим решением сложных ситуаций...