Формирование необходимых умений педагогического общения. Семинар-практикум
методическая разработка по психологии

Гуренко Наталья Ивановна

Развитие профессионально-значимых коммуникативных умений педагогов предполагает способность оценить собственные достижения и определить уровень проблем в общении с окружающими, стремление совершенствовать умение проявлять педагогический такт в различных условиях работы в детском саду и обогащать свою психологическую культуру в процессе использования вербальных и невербальных средств общения, желание формировать способность адекватно воспринимать себя и окружающих.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум

«Формирование необходимых умений педагогического общения»

Упражнение

«Салфетки»

Перед вами лежат совершенно одинаковые бумажные салфетки. Возьмите одну салфетку и строго выполняйте мои инструкции:

- разверните салфетку;

- оторвите правый уголок;

- сверните салфетку пополам;

- оторвите правый уголок;

- сверните салфетку пополам;

- оторвите правый уголок;

- сверните салфетку;

- разверните салфетку.

- посмотрите, что получилось.

Все салфетки разные, хотя вы все выполняли одну и ту же инструкцию. Почему же так получилось? Потому что мы с вами разные. Каждый из нас по-своему воспринимает одну и ту же информацию, по-разному выполняет одни и те же действия. В этом есть и «плюс», и «минус». «Минус» в том, что в обращении с нами нужны разные методы и приёмы, а «плюс» - было бы совсем неинтересно жить, если бы мы думали и делали одинаково.

Всё это необходимо учитывать как в процессе общения взрослых, так и в ходе взаимодействия с детьми. В общении складывается важная система взаимоотношений между людьми, которая способствует эффективности общения.

Педагогическое общение в обучении и воспитании служит инструментом воздействия на личность воспитуемого.

Педагогическое общение - целостная система (приемы и навыки) социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержащая в себе обмен информацией, воспитательные воздействия и организацию взаимоотношений с помощью коммуникативных средств.

Каждый из нас решает сам, какую линию поведения выбрать, какой способ общения предпочесть. Мы говорим о детях. И здесь важно понимать, что отношения ребёнка с воспитателем играют сильную роль в формировании его личности, так как ребёнок большую часть времени проводит в ДОУ. Именно в процессе взаимодействия с педагогами дети приобретают представление о взаимоотношениях людей, социализируются.

Тест модификация Р. Р. Калининой

«Проверьте, какой Вы педагог»

С помощью теста предлагаю вам определить, есть ли трудности в вашей работе, и с чем они связаны.

Инструкция: ответьте, пожалуйста, на приведённые ниже вопросы «да» или «нет».

  1. Охотно ли вы берётесь за подготовку занятия по новой теме, не имеющей типовой разработки?
  2. Легко ли вам отказаться от тех приёмов воздействия на детей, которые вы успешно применяли раньше?
  3. Быстро ли вы перестали с сожалением вспоминать о прошедших школьных и студенческих годах обучения, став педагогом?
  4. Решительно ли вы отказываетесь от стандартного поведения в различных жизненных ситуациях?
  5. Умеете ли вы дать безошибочную характеристику своим воспитанникам, разделив их на сильных, средних и слабых по умственным способностям и нравственным качествам?
  6. Способны ли вы отказаться от личных симпатий и антипатий, работая с детьми?
  7. Считаете ли вы, что универсального стиля работы не существует и на разных этапах работы, в разных ситуациях надо уметь применять разные стили?
  8. Легче ли вам избежать конфликта с детьми, чем с администрацией дошкольного образовательного учреждения ДОУ?
  9. Хочется ли вам решительно отказаться от стереотипов воспитания и обучения, рекомендованных в вузе и культивируемых вашим ДОУ?
  10. Часто ли оказывается верным ваше первое интуитивное впечатление о качествах воспитанника?
  11. Часто ли вы объясняете неудачи в работе не объективными причинами, а своими собственными недоработками?
  12. Вы ощущаете нехватку времени для эффективной работы?
  13. Считаете ли вы, что и без вашего присутствия и постоянного контроля дети вашей группы будут адекватно себя вести?
  14. Поощряете и наказываете ли вы разных детей по-разному за одинаковые поступки?

Обработаем результаты: в таблице на доске приведены баллы, которые присваиваются в зависимости от ответа на каждый вопрос. Суммируйте количество набранных вами баллов.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

«да»

1

0

0

0

2

1

1

0

1

1

0

0

0

1

«нет»

0

1

1

2

0

0

0

2

0

0

2

1

2

0

Характеристика каждой группы по баллам:

0 - 5 баллов. Вы - очень слабый педагог. Вам трудно контактировать с детьми. Необходимо серьёзно работать над собой и овладевать методикой воспитания и обучения.

6 - 10 баллов. У вас много пробелов в подготовке к работе с детским коллективом. Чаще консультируйтесь с коллегами, с опытными педагогами. Регулярно изучайте педагогическую и психологическую литературу.

11 - 15 баллов. Вы - хороший, знающий педагог. Однако подумайте, не стремитесь ли вы к идеальному результату. Предоставляйте детям больше свободы, смотрите на них как на своих помощников, не забывая при этом контролировать выполнение поручений.

16 - 20 баллов. Вы - грамотный опытный педагог. Вы избегаете шаблона в работе. Выполняете свои обязанности творчески. Избегаете излишней категоричности в оценках людей. Обратите внимание на ваши взаимоотношения с коллегами и представителями администрации - не вы ли являетесь причиной напряжённости?

Мини-лекция

«Семь воспитательских позиций по отношению к детям»

Существует несколько воспитательских позиций по отношению к детям:

• Карабас-Барабас. В соответствии со своей ролью этот педагог нуждается лишь в чётком и правильном исполнении детьми его спектаклей - постановок. Такое общение в большей степени похоже на дрессировку, на выучку маленьких оловянных солдатиков. Карабас не обучает, а дрессирует, добиваясь определенного успеха: куклы овладевают тем набором знаний, умений и навыков, которые нужны для спектаклей Барабаса.  Для достижения своих целей он использует следующие способы воздействия: плетку, окрик, диктат, наказание, наставление. Основой всего воспитания является страх и подчинение воле взрослого, подавляющего естественную активность дошкольников. Куклы боятся дрессировщика, немногие убегают от него, большинство не смеет и убежать. Но и те, и другие в его присутствии не выказывают своих истинных чувств, парализованные страхом перед ним. Поведение ребёнка, посещающего группу с таким Карабасом-Барабасом, похоже на пружину, постоянное давление сжимает её, при малейшем ослаблении пружина с огромной силой вырывается вверх, и её траектория становится мало предсказуемой, а сила — разрушительной.

Активность детей, освобожденных на некоторое время от давления такого воспитателя (например, на занятиях у других специалистов, направляется на выплеск накопившейся энергии, другими словами, дети не обращают внимания на слова взрослого, пока не устанут. Они быстро привыкают к сильным стимулам (окрик) и перестают реагировать на спокойный голос.

В случае необходимости (открытое занятие, диагностическое обследование) дети в группе Карабаса-Барабаса могут показывать достаточно высокий уровень овладения какими-либо знаниями и умениями, но лишь в условиях искусственно созданного спектакля, так как знания и умения выдрессированы, усвоены автоматически. Стоит немного изменить условия игры, заменить картинки, задать вопрос иначе, и дети уже не смогут воспроизвести то, что усвоили.

Самым печальным последствием такого воспитания является выработка у детей двойной позиции, манипулятивных способностей. Уже дошкольник способен понять, что ложь помогает избежать неприятностей, а лесть — добиться одобрения (это я сделаю, скажу Марии Ивановне, а на самом деле я поступлю, подумаю иначе). Также у детей блокируется развитие способностей. Вместо этого дети овладевают набором задаваемых воспитателем знаний, умений, навыков.  И всё это является следствием использования диктаторского стиля и дисциплины как основных мер воздействия.

• Мальвина. Такой педагог чётко знает, что правильно, а что нет, что нужно, а что бесполезно. Она точно знает, что следует мыть руки перед едой, чистить зубы, читать книжки и т.д. Она искренне считает, что все должны следовать этим правилам. Когда же поведение Буратино не укладывается в те нормы, которые она считает единственно правильными, Мальвина сажает непослушного мальчика в чулан. Действия Мальвины укладываются в чёткий и единственно правильный стереотип. Она умна, но может действовать только так, и никак иначе, потому что считает такие действия единственно правильными. Такой подход эффективен в воспитании у детей культурно-гигиенических навыков, предполагающих выработку чётко последовательных действий (сначала откручиваем кран, потом уж намыливаем руки, а не наоборот). Что же касается повседневного общения, естественно возникающих конфликтов, здесь Мальвина действует просто: непонятное ей автоматически становится неправильным.

Позиция воспитателя — Мальвины приводит детей к ограниченной психической активности, воспроизведению стереотипных способов поведения и решения задач. Это происходит потому, что Мальвина предлагает себя детям в качестве единственного образца для подражания, что не способствует формированию у них собственных побудительных мотивов. Немотивированная деятельность отбивает интерес к познавательным задачам, гасит детскую любознательность, тем самым ограничивая развитие способностей.

• Красная Шапочка ведёт себя так, как это свойственно ребёнку-дошкольнику. Она беспечна, эмоциональна, весела, непослушна и непоследовательна. Вызывает у детей симпатию, основанную на схожести. В своих действиях такой педагог руководствуется сиюминутно возникшими желаниями, не продумывает последствия хотя бы на полшага. В действиях Красной Шапочки отсутствует учёт реальных жизненных обстоятельств. Это опасно для детей, потому что воспитатель — Красная Шапочка в качестве образца задает непродуктивный с точки зрения психического развития вариант. Такая инфантильность приводит к торможению волевой регуляции поведения у детей, к развитию неорганизованности, к трудностям планирования и прогнозирования собственных действий, неумению предвидеть последствия своего поведения.

• Спящая Красавица. Она безразлична и к детям, и к окружающему миру, «присутствуя, отсутствует». Воспитатель, занимающий позицию Спящей красавицы, фактически находится вне ситуации взаимодействия с детьми. В группе её не видно и не слышно, дети предоставлены сами себе. Общение педагога с детьми носит абсолютно формальный характер, деятельность детей никак не регулируется. Дети не могут занять себя, у них отсутствует потребность в новых ощущениях. Для нормального развития детям нужно сравнивать свои действия, способы решения задач с тем, как это делают другие дети и взрослые. Предоставленные самим себе, они «варятся в собственном соку», т.е. перенимают друг у друга как «компетентность», так и «некомпетентность»; как социальные, так и асоциальные формы поведения. Проводя ежедневно по 8 — 9 часов с безразличным воспитателем, дети становятся неорганизованными, разболтанными: занялся одним, не закончил, начал делать другое, схватился за третье. Такое поведение свидетельствует об отсутствии целенаправленной деятельности, являющейся основным показателем психического развития. Воспитатель — Спящая красавица приводит детей к деструктивному поведению, которое, в свою очередь, тормозит психическое развитие. Следствием такой системы воспитания становится безразличие детей к окружающему миру либо расторможенность, основное и любимое занятие - баловство.

• Наседка любит своих детей-цыплят. Заботлива, внимательна, тревожна, повсюду видит опасность, по поводу и без повода «кудахчет», ни на минуту не оставляя детей без внимания и неусыпного контроля. Всё расскажет, всё покажет, разжует и в рот положит. В итоге у детей пропадает необходимость и потребность «махать крыльями» самостоятельно, пропадает желание узнавать, преодолевать трудности. Знаменитый фонвизинский недоросль, воспитанный мамашей-наседкой, заявлял: «Зачем мне география, когда есть извозчики». Неуверенность в своих силах, низкая самооценка, тревожность, лень вот последствия такой воспитательской позиции.

• Снежная Королева. Красавица, лишённая чувства любви и привязанности к детям. Её главное желание - повелевать маленькими Каями. Добивается она подчинения, манипулируя чувствами, подменяя насыщенную естественную жизнь внешне привлекательным, но, по сути, бесполезным времяпрепровождением (складывать из кусочков льда разные затейливые фигуры («ледяные головоломки»)). Как следствие — эмоциональная бесчувственность, жестокость, безынициативность. Дети (а потом взрослые) становятся покорными исполнителями чужой воли, у них нет стремления сделать что-либо по собственному намерению. «Снежная королева» искусно воспитывает рабов и функционеров.

• Мери Поппинс весьма образованная, разносторонне развитая, эрудированная, тактичная особа, замечательно рассказывающая разные истории, хорошо воспитанная и точно представляющая, как следует себя вести в разных ситуациях (как в сказочных, так и в реальных). С другой стороны, Мери Поппинс прекрасно разбирается в детях: понимает, что они чувствуют, думают, хотят или не хотят, знает закономерности их развития. В общении естественна и эмоциональна, гибко сменяет позиции в различных ситуациях. Она является посредником между миром культуры и миром детей. Мери Поппинс обучает детей так, что они этого не замечают. Она постоянно ставит перед ними новые задачи, создает условия для развития воображения, учит нормам поведения, оптимальным способам разрешения конфликтов, используя игру, проблемные ситуации в повседневной жизни. Мери Поппинс обучает по своей программе, превращая ее при этом в программу ребёнка. Главное - любит детей!

Данная классификация раскрывает особенности основных педагогических позиций. Встречаются ли такие позиции в чистом виде? Важно отметить, что, как и чистых типов темперамента, «чистых» педагогических позиций также не бывает, можно выделить лишь способность к той или иной. И, в связи с этим, вопрос: как вы думаете, какая из данных позиций наиболее полно способствует развитию личности ребёнка и почему?

Упражнение

«Психологическая зарядка»

Цель: оказание помощи в овладении приёмами релаксации и концентрации, повышение энергетического потенциала.

Я предлагаю вам встать в круг и выполнить зарядку: одновременно делаем движение и произносим фразу - 2-3 раза.

  1. Стоя, свести лопатки, улыбнуться, подмигнуть поочерёдно левым, правым глазом:

«Очень я собой горжусь, я на многое гожусь».

  1. Положить на лоб левую ладонь, затем правую:

«Я решаю любые задачи, ведь со мною – любовь и удача».

  1. Встать на цыпочки, поднять руки, сомкнуть их над головой в кольцо:

«Я согрета солнечным лучиком и достойна самого лучшего».

  1. Руки в стороны, кулаки сжать, делать вращения руками:

«На моём пути нет преграды, и всё получается так, как надо».

  1. Руки на поясе, делать наклоны вправо-влево:

«Покой и улыбку всегда берегу, и мне все помогут, и я помогу».

  1. Руки на поясе, наклоны вперёд-назад:

«Ситуация мне подвластна, мир прекрасен, я прекрасна».

  1. Подпрыгивать на правой ноге, затем на левой:

«Я бодра и энергична, все дела идут отлично».

  1. Сложив руки в замок, сделать глубокий вдох:

«Вселенная мне улыбается, всё у меня получается».

В заключении хочется сказать, что, прежде чем воспитывать в детях какие - либо качества, требовать от них социальных норм поведения, необходимо, чтобы это было в вас самих. Помните об этом. Занимайтесь самовоспитанием, самопрограммированием на позитивное восприятие жизни, реализуйте подсознательные желания.

Рефлексия

На маленьких квадратных листочках нарисуйте свое отношение к семинару: «Было интересно, узнал что-то полезное, новое» - улыбающееся лицо, если «Было скучно, впустую провели время» - грустное лицо. Ваши пожелания к проведению подобных мероприятий.

Я желаю вам всего доброго и до новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Профессиональные умения и качества, необходимые для педагогического общения воспитателя"

Профессиональные умения и качества, необходимые для педагогического общения воспитателя...

Представление педагогического опыта. Семинар-практикум для воспитателей логопедических групп:«Театрализованная деятельность – как метод преодоления речевых нарушений».

Театр - самый доступный вид искусства для детей-дошкольников.Театрализованная деятельность способствует развитию многих сторон личности дошкольника. Это психофизические способности (мимика, пантомимик...

Техники эффективного общения семинар-практикум

Искусство общения- ключевая компетентность педагога. Смысл общения в результате. Результативность общения зависит от умения устанавливать и поддерживать необходимые контакты с людьми. Педагог, а особе...

Моя педагогическая находка. Семинар-практикум для родителей «Дайте детям наиграться, дайте в детстве состояться»

Цель: Создание условий творческого взаимодействия Семьи и ДОУ в развитии логического мышления детей дошкольного возраста через игровую деятельность.Задачи:1. Раскрыть значение логического развития дет...

«Сотрудничество образовательных учреждений в обеспечении преемственности дошкольного и начального общего образования как необходимое условие успешности ребенка».Семинар-практикум

Основные ориентиры в осуществлении преемственности между ДОУ и начальной школой с учетом требований ФГОС ДО. Речевое развитие дошкольников, как фактор подготовленности к школе.Соавтор: старший воспита...

Педагогический совет Семинар-практикум «Развитие конструктивной деятельности и технологического творчества дошкольников через LEGO – конструирование и робототехнику»

Лего-конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей и объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, а, следовательно, ...

Эффективное педагогическое общение. Семинар-практикум

Формирование основы личностно-ориентированного общения и взаимодействия педагогов с родителями предполагает знакомство педагогов с теоретическими и практическими психологическими положениями в области...