Конспект коррекционно-развивающего занятия Друг или враг
план-конспект занятия по психологии (подготовительная группа)

Семенютина Лариса Юрьевна
Занятие по психологии, направленное на коррекцию и профилактику «символических» страхов у детей дошкольного возраста средствами игротерапии.
 Образовательные:
расширить у детей инструментарий борьбы с «символическими» страхами;
развивать умение выделять причины появления страха и искать способы его преодоления;
развивать у детей стремление к игровому и речевому общению.
Развивающие:
развивать умение реагировать на имеющиеся отрицательные эмоции, препятствующие полноценному личностному развитию ребенка (страх, тревога);
развивать открытое проявление эмоций и чувств социально приемлемыми способами;
развивать познавательные возможности детей. 
Воспитательные:
воспитывать нравственные основы поведения: доброту, отзывчивость, дружеские взаимоотношения, умение работать в коллективе, желание прийти на помощь.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организационная информация

1.

Доминирующая

Образовательная деятельность

Социально-коммуникативное развитие

2.

Вид деятельности детей

  • познавательная;
  • игровая;
  • коммуникативная;
  • двигательная;
  • речевая;
  • трудовая.

Методическая информация

3.

Тема образовательной деятельности

«Друг или враг?»

4.

Методы и приемы реализации содержания занятия

  • словесные: беседа с детьми, разъяснение;
  • обсуждение;
  • практические:  решение проблемных ситуаций; опытно – исследовательская деятельность;
  • наглядные:  использование мультимедийной

презентации;

  • педагогические приёмы:  создание ситуации выбора, поощрение, самооценка;
  • технологии: ИКТ– технологии; здоровьесберегающая технология (релаксация)

5.

Интеграция образовательных областей

  • социально –  коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • физическое развитие.

6.

Возрастная

группа

6-7 лет

7.

Цель

Коррекция и профилактика «символических» страхов у детей дошкольного возраста средствами игротерапии.

8.

Задачи

 Образовательные:

  • расширить у детей инструментарий борьбы с «символическими» страхами;
  • развивать умение выделять причины появления страха и искать способы его преодоления;
  • развивать у детей стремление к игровому и речевому общению.

Развивающие:

  • развивать умение реагировать на имеющиеся отрицательные эмоции, препятствующие полноценному личностному развитию ребенка (страх, тревога);
  • развивать открытое проявление эмоций и чувств социально приемлемыми способами;
  • развивать познавательные возможности детей.

Воспитательные:

  • воспитывать нравственные основы поведения: доброту, отзывчивость, дружеские взаимоотношения, умение работать в коллективе, желание прийти на помощь.

                     9. Ожидаемые результаты

У детей сформированы:

  •  умение преодолевать естественные страхи перед темнотой, сказочными персонажами, походом к стоматологу;
  • умение выделять причины появления страха и искать способы его преодоления;
  • развиты познавательные и психические процессы: память, логическое мышление, внимание, наблюдательность, воображение, речь и мелкая моторика;
  • сформированы нравственные основы поведения в коллективе: дружеские взаимоотношения, поддержка, сопереживание, желание прийти на помощь;

10.

Организация среды для проведения занятия

  • мультимедийное оборудование;
  • музыкальное сопровождение;
  • изображения стоматолога, темноты и Бабы Яги, испуганный и веселый смайлики;
  • игра «Крокодантист», медицинская одежда, шпатели;
  • игра «Мистер Беззубик», стеки, доски для лепки, клеенка для стола;
  • фонарики – 2 шт;
  • доска для рисования светом;
  • оборудование для рисования (светящаяся гуашь, кисти, изображения Бабы Яги, стаканчики с водой);
  • смайлики для рефлексии;
  • «сундук» с подарками.

11.

Критерии оценки деятельности детей

 во время занятия

  • проявляют самостоятельность;
  • активно участвуют в продуктивной деятельности;
  • эмоционально реагируют;
  • сопереживают;
  • оказывают помощь сверстникам.

12.

Предварительная работа

  • Беседа с детьми об эмоциях, переживаемых людьми;
  • Индивидуальная коррекция повышенной тревожности;
  • рассматривание сюжетных картинок.

13.

План занятия

1.Вводная часть:

  • вход в зал;
  • познавательная беседа с детьми;
  • создание проблемной ситуации;

2. Основная часть:

  • конструктивная беседа с детьми;
  • выполнение заданий;
  • проведение релаксации;
  • видеообращение;
  • продуктивная деятельность.

3. Заключительная часть:

  • рефлексия;
  • подведение итогов;

14.

Мотивация

«Посмотреть в лицо» своим страхам и увидеть в них что-то положительное.

15.

Проблема

Обращение к детям: чтобы не бояться, нужно научиться понимать, чего мы боимся и почему!

Ход занятия

1.

Вводная часть.

Свободный вход в зал.

Введение

в тему занятия.

Познавательная беседа с детьми

(открытие новых знаний)

Психолог: 

 Ребята, давайте поздороваемся друг с другом и с нашими гостями!

Собрались все дети в круг,

Ты мой друг и я твой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнемся!

Воспитатель:

Я желаю вам добра, тепла и удачи! А удача нам с вами на занятии очень – очень нужна!

Создание проблемной ситуации.

 Психолог: Сегодня к нам в детский сад на электронную почту пришло необычное  письмо, там было три картинки и вот такие смайлики, как вы думаете, какую  эмоцию  выражает вот этот смайлик?

Дети: Испуг, страх.

 Психолог: Каждому человеку — и взрослому, и ребенку — иногда бывает страшно, но вы ведь смелые ребята, правда?

Дети: Да!

Психолог: Ребята, а какого человека можно считать смелым?

(Ответы детей). Смелый человек не тот, который ничего не боится, а тот, который может побороть свой страх и увидеть в нем что-то хорошее! Давайте мы с вами тоже попробуем сегодня разобраться враги или друзья нам наши страхи! Готовы?

Дети: Да!

2.

Основная часть

Конструктивная беседа с детьми.

Психолог: Что же изображено на первом рисунке?

Дети: Стоматолог!

Психолог: Правильно, скажите, пожалуйста, почему же люди боятся стоматологов? (Ответы детей) Да, не только дети, но и взрослые часто боятся этого доктора! А вы хотели бы стать стоматологами? (Ответы детей). Тогда вас стали бы все бояться! Я предлагаю нам перенестись в стоматологический кабинет и попробовать себя в профессии стоматолога! Согласны?

Дети: Согласны!

(Дети и психолог одевают медицинскую форму, протирают руки салфетками)

Психолог: А вот и наш первый пациент. Кто же это? (Ответы детей). Да, это крокодил и у него болят зубки! Поможем ему, вылечим? Для этого нужно определить, какой зуб болит у пациента! Осторожнее, ведь крокодильчик еще совсем маленький и боится лечить зубки!

(Игра с «Крокодантистом», дети по очереди определяют, какой зуб болит и лечат его).

Психолог: Спасибо вам, ребята, что вы так хорошо справились с работой стоматолога! Ну а у нас следующий пациент, его зовут   Беззубик! Как вы думаете, почему? (Ответы детей). Правильно, у него совсем нет зубов, и они у него уже не вырастут, что же нам делать, как ему помочь, ведь без зубов очень тяжело жить! (Ответы детей). Ну конечно, нужно сделать ему новые зубки!

(Игра с Мистером Беззубиком, из пасты Play Doh дети при помощи формочек делают зубы и вставляют их в рот пациенту).

Психолог: Какой красивый у нас Беззубик! Ой, какой же он теперь Беззубик, нужно ему придумать новое имя! Ребята, как же теперь зовут нашего пациента? (Ответы детей). Какое красивое имя! Ну что же коллеги, понравилось ли вам быть стоматологами? (Ответы детей). Это нужная профессия? (Ответы детей). А сложная? (Ответы детей). Теперь, когда вы придете в стоматологический кабинет, вспомните, как вам было приятно помогать «пациентам»! Ребята, пришло время определиться, друг нам стоматолог или враг?

Дети: Друг!

Психолог: Конечно друг! Ведь если бы не было стоматологов, все мы с вами стали бы Беззубиками!

(Дети прикрепляют к картинке стоматолога веселый смайлик)

Психолог: Что же изображено на второй картинке? (Ответы детей). Да, это темнота! Многие люди, а почти все боятся темноты, но мы с вами помним, что главное понять друг нам темнота или враг! И чтобы темнота стала добра к нам, нужно с ней подружиться! В темноте происходят чудеса, вы готовы с ними встретиться? (Ответы детей). Ну что же, встречаем темноту, давайте возьмемся за руки и скажем: Темнота, приходи, с собой чудо принеси!

(В зале выключается свет, психолог зажигает фонарик)

Посмотрите, я принесла волшебную доску, на которой можно рисовать светом, это можно делать только в темноте!

(Игра с доской для рисования светом, через трафарет дети рисуют фонарики)

Психолог: Чтобы не бояться темноты, люди придумали много разных приборов освещения, с помощью которых подружились с темнотой! Какие же это приборы? (Ответы детей). Правильно, а я хочу показать вам мои волшебные фонарики, давайте ляжем на палас головой друг к другу и посмотрим на потолок!

(Психолог включает светящиеся фонарики и проводит релаксацию под музыку Людвига Ван Бетховена «Лунная соната»)

Психолог: Ребята, скажите, можем ли мы назвать темноту своим другом? Почему? (Ответы детей). Спасибо, что вы такие добрые и смелые и готовы со всеми дружить! Ну что же, пришла пора открыть нам третью картинку! Кто это?

Дети: Баба Яга!

На экране появляется видеообращение Бабы Яги. «Здравствуйте, касатики мои! Слыхала я что вы меня не любите, побаиваетесь. А я и сама смотрю на себя в зеркало и вижу не красивая я - черная, белая, серая! Помогите мне, касатики мои!»

Психолог: Как же нам помочь тебе, бабушка?

Баба Яга: Выслала я вам фотографии свои. Уж посмотрите, что бы с ними сделать, чтобы стала я раскрасавица! А фотографии волшебные, как нарисуете вы меня, так я вмиг такой и сделаюсь! Ну как, ребята, поможете мне?

Дети: Поможем!

Дети раскрашивают фотографии Бабы Яги гуашью, затем показывают их ей.

Баба Яга: Вот спасибо вам, мои разлюбезные! Стану я теперь раскрасавицей! И не будут меня дети пугаться, а за то, что вы мне помогли, я вас награжу! Найдите сундучок в уголке, а там подарочки для вас тематические! До свидания, ребята, надеюсь, мы теперь с вами друзья?

Психолог: Ну что, ребята, куда же мы  Бабу Ягу определим – в друзья или враги?

Дети: В друзья!

3.

Заключительная часть

Рефлексия.

Подведение

итогов.

Психолог: Давайте вспомним  цель нашего занятия, в чем она заключалась? (Ответы детей)

  • чем вы сегодня занимались, чтобы научиться быть храбрыми? (Ответы детей)
  • что нового вы сегодня узнали? (Ответы детей)
  • какое задание было самым интересным для вас? (Ответы детей).

Психолог: Посмотрите, Баба Яга положила в сундучок смайлики – веселые и грустные, выберите для себя подходящий смайлик! Почему вы взяли именно их? (Ответы детей). Спасибо вам, ребята, за вашу отзывчивость, за ваши старания. Вы молодцы!

Ну а сейчас нам пора возвращаться в группу, ведь сегодня у вас еще много интересного впереди! До свидания!

          Длительность: 30 минут


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционно-развивающего подгруппового занятия в средней группе "Поход за продуктами"

Занятие направлено на развитие познавательных психических процессов и речи...

КОНСПЕКТ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ

Цель: обобщить и систематизировать знания детей об осени и  об осенних изменениях в природе....

Конспект коррекционно-развивающего театрализованного занятия в песочнице по сказке «Дюймовочка» для детей подготовительной к школе группы МБДОУ ДСКВ №12.

Конспект коррекционно-развивающего театрализованного занятия в песочнице по сказке «Дюймовочка» для детей подготовительной  к школе группы МБДОУ ДСКВ №12....

Конспект коррекционно-развивающего сказкотерапевтического занятия по сказке "Зимовье зверей" для детей с ЗПР старше-подготовительной группы

В конспекте представлен полный конспект открытого занятия, проведенного совместно  с педагогами группы (воспитателем и учителем-дефектологом)....

Конспект коррекционно-развивающего логопедического занятия в средней группе. Лексическая тема: "Транспорт"

Данный конспект предназначен для детей средней группы детского сада. Развитие зрительного и слухового внимания, речевое развитие - словоизменение и словообразование....

План-конспект коррекционно-развивающего комбинированного занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в Морскую сказку»

План-конспект коррекционно-развивающего комбинированного занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в Морскую  сказку»Цель: Способствовать гармоничному развитию и пси...

Конспект коррекционно-развивающего игрового занятия по сказке «Репка»

Занятие направлено на создание условий для формирования познавательной и речевой активности детей средствами театрализованной и музыкальных игр....