Конспект образовательной деятельности "Мудрая геометрия"
план-конспект занятия по психологии (подготовительная группа)

Лемехова Анастасия Валентиновна

Цель: Развитие познавательных процессов у старших дошкольников на этапе завершения дошкольного образования: восприятие, внимание, память, речь, логическое мышление.

Образовательная область: Познавательное развитие 

Возрастная группа: 6-7 лет.

Образовательная деятельность проходит в форме выполнения детьми заданий для достижения единой цели - ращифровать загадку Мудрого Филина (собрать пазл "Школа"). За каждое правильно выполненное задание дети получают часть пазла.

* При реализации образовательной деятельности обязательно использование презентации!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 94 «Радуга» г. Орска Оренбургской области»

 

Конспект образовательной деятельности.

                        (Подготовительная к школе группа)

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Тема: «Мудрая геометрия»

Подготовила: педагог-психолог

МДОАУ № 94 «Радуга»                                                              Лемехова Анастасия Валентиновна

2023г.


Тема: "Мудрая геометрия"


Цель: развитие познавательных процессов у старших дошкольников.

Задачи: 
Образовательные: 

- учить детей действовать по образцу: составлять картину из геометрических фигур;

- закреплять умение ориентироваться на плоскости;

- учить детей использовать наречия (вверху, внизу, слева, справа, в середине); Развивающие: 

- развивать зрительное внимание (переключение и распределение внимания), слуховое внимания,

- развивать зрительное и слуховое восприятие,

- развивать зрительную (кратковременную) и слуховую память,

- развивать логическое мышление,

- развивать речь,

- развивать произвольность, способность быстро реагировать на инструкцию,

- развивать умение взаимодействовать со сверстниками,

- развивать общую и мелкую моторику.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к познанию,

- вызывать радость от полученных работ.

Методы и приемы: 
Наглядные (показ, демонстрация);
Словесные: художественное слово (выполнение упражнений под текст, беседа, вопрос-ответ, объяснение);
Игровые (динамическая пауза, психогимнастика);
Практические (упражнения);
Педагогические технологии (личностно-ориентированная, игровые);
Здоровьесберегающие технологи (динамическая пауза, психогимнастика).

Средства обучения
Демонстрационный материал:

- мультимедийная презентация;

- геометрические фигуры (круг, овал, треугольник, трапеция, прямоугольник);

- колокольчик.

Раздаточный материал:

- карточки («билеты») с обозначением фигуры и ее цвета;

- бланки для выполнения заданий;

- цветные карандаши;

- простые карандаши;

- «кристаллы».

Предварительная работа.

Знакомство с геометрическими фигурами; рассматривание энциклопедий, картинок, посвященных временам года; выкладывание предметов с помощью геометрических фигур.

Виды детской деятельности в ОД:

Двигательная (динамическая пауза), социально-коммуникативная, игровая.

Планируемые разультаты:

* Личностные: активный, самостоятельный, любознательный, эмоционально-отзывчивый, коммуникативный, проявляет уверенность в себе, желание и готовность помочь другим людям, умение работать в парах.

* Интеллектуальные: имеет представление о геометрических фигурах.

* Физические: умеет выполнять движения посредствам динамической паузы; развита мелкая моторика.

 Образовательная деятельность

Части ООД

Содержание

Области

Длительность

1. Вводная часть.

Организационный момент

Включен слайд 1 мультимедийной презентации.

1. Ритуал приветствия.

Упражнение «Колокольчик озорной».

Психолог звонит в колокольчик и проговаривает слова: «Колокольчик озорной ты ребят в кружок построй!».

Дети становятся в круг и берутся за руки. 

Психолог: Ребята, предлагаю сегодня поздороваться, передавая улыбку по кругу.

Поворачивается к соседу справа и улыбается ему. После чего тот улыбается своему соседу справа и так по кругу, пока не дойдет снова очередь до психолога.

Звенит звонок (Слайд 2).

Психолог: Ребята скажите, что означает звонок в школе? (Начало и окончание урока или перемены). Что означает звонок для нас сейчас? (Начало урока, так как только начали занятие). Совершенно верно. Впереди нас ждут разные задания, но прежде вам необходимо занять места за столом.  Посмотрите, они отмечены разноцветными фигурами (квадраты и треугольники). Для этого вы вытянете «билет», на котором написано название и цвет фигуры (синий квадрат, желтый треугольник и т.д.).

Дети читают надписи и рассаживаются согласно билетам. (Кто не умеет читать пользуется помощью психолога). Психолог проверяет правильность рассадки, собирает билеты.

Психолог:  Заняв свои места, вы разделились на две команды. Как думаете какие? (Треугольники и Квадраты). Молодцы!

Мотивационный момент

1. Появление персонажа – Мудрый Филин. (Слайд 3)

Психолог: Наш учитель – Мудрый Филин приветствует вас! Какие же задания он приготовил. (Слайд 4)

На доске: Задание – зашифрованное послание: изображение четырех разноцветных полос.

Психолог: Вот это задание, ничего не понимаю. А вы как думаете, что задумал Мудрый Филин? (Зашифровал что-то).

(Слайд 5) Психолог читает послание от Мудрого Филина: Чтобы эту тайну разгадать, нужно вам мои задания выполнять.

Психолог: Какой хитрый наш учитель. Будем выполнять задания? (Да) А вы догадались, сколько будет заданий? (Четыре, так как четыре полосы разного цвета). (Слайд 5*)

Социально-коммуникативное

развитие

     

    Физическое

      развитие

Социально-коммуникативное

развитие

5 минут

2. Основная часть.

   1. задание «Внимание». (Слайд 6, 7).

На доске: в прямоугольнике четыре ряда геометрических фигур. Слева располагается образец-задание: подчеркнутые разным цветом определенные фигуры.

Психолог: Ребята, что вы видите на доске? (Геометрические фигуры). Как они располагаются? (По рядам). Правильно, а еще здесь есть два столбика. Слева – образец  как нужно выполнять задание. Справа поле для его выполнения. Всего заданий четыре.   

Раздача бланков с заданием. 

Психолог объясняет на примере первого ряда:  В первом ряду в образце показан треугольник, который выделен с помощью подчеркивания зеленым карандашом. Вам необходимо найти в этом ряду все треугольники и выделить их также как в образце (Слайд 7*). Попробуйте у себя на листах.

Далее психолог переходит к объяснению задания второго ряда: Здесь предлагается найти уже две фигуры (круг и квадрат), выделить их как в образце (подчеркнуть круг – красным цветом, квадрат – синим). Можете дальше выполнять задания в оставшихся рядах самостоятельно.

Дети выполняют работу самостоятельно по образцу (ряд 2, 3, 4). Психолог контролирует.

По завершении этого этапа психолог дает дополнительное задание: Посчитайте количество подчеркнутых в ряду фигур разного вида и запишите внутри фигуры-образца (Слайд 7*).

Психолог: Давайте проверим все задание. (Дети отвечают с места).

Психолог: Молодцы и Мудрый Филин отдает нам часть зашифрованного послания.

Каждая команда получает экземпляр второй части зашифрованной картины «Школа» (Слайд 8). Ее получают, сидящие на местах, обозначенных желтыми фигурами.

2. Задание «Зрительная память» 

(Слайд 9, 10)

На доске: Пять геометрических фигур разного цвета, расположенные в столбик, пустой лист-бланк.

Психолог: Вот мы перешли ко второму заданию. Что вы видите (Разноцветные геометрические фигуры, пустой лист). Обратите внимание на то, как располагаются эти фигуры. (В столбик).  Вам нужно постараться запомнить все фигуры по порядку и по цвету. Когда я закрою их на доске, вы попробуете нарисовать на своих листах по памяти.  

Раздача бланков для выполнения задания. Работа выполняется цветными карандашами. Дается время для запоминания (Слайд 11). Во время выполнения детьми задания включен Слайд 12. После самостоятельной работы проверка у доски. 

Один ребенок на доске выкладывает свой ответ с помощью геометрических фигур.

Далее проверка (Слайд 12*).

Детям дается время для исправления ошибок.

Психолог: Молодцы и Мудрый Филин отдает нам еще одну часть зашифрованного послания.

Каждая команда получает экземпляр четвертой части зашифрованной картины «Школа» (Слайд 13). Ее получают, сидящие на местах, обозначенных зелеными фигурами.

3. Задание «Слуховое восприятие, внимание». Динамическая пауза.

(Слайд 14, 15).

На доске: Слово «Переменка».

Психолог: Ребята, здесь написано слово «Переменка».  Скажите, что же такое перемена в школе. (Время между уроками, когда ученик может отдохнуть). Правильно, это время для отдыха в школе. А давайте узнаем, как Мудрый Филин хочет, чтобы мы отдохнули.

(Слайд 16).

На доске: Геометрические фигуры, как на местах детей.

Психолог:  Посмотрите фигуры, изображенные на доске, совпадают с фигурами на ваших местах. Предлагаю вам на время превратиться в эти фигуры. Для этого закройте глаза и представьте свою фигуру. Выходите из-за столов и вставайте вкруг.

Психолог звонит в колокольчик и проговаривает слова: «Колокольчик озорной ты все фигуры в кружок построй!».

Дети встают в круг.

Психолог:  Я буду давать вам  разные команды, что нужно делать, а вы будьте внимательны. Все фигуры готовы? (Да). Начинаем:

Все фигуры – топают.

Треугольники – хлопают.

Квадраты – кивают головой.

Красные и синие фигуры – машут руками «Привет!».

Желтые и зеленые фигуры – сжимают и разжимают кулачки.

Все фигуры – прыгают на месте.

Треугольники – стоят на левой ноге.

Квадраты – стоят на правой ноге.

Синие – говорят: «А».

Красные – говорят: «Б».

Зеленые – говорят: «В».

Желтые – говорят: «Г».

Все – говорят: «Молодцы!»

Квадраты – садятся на места.

Треугольники – садятся на места.

Дети возвращаются на свои места

Психолог: Теперь ребятам пора вернуться на урок. Снова закройте глаза и представьте себя, сидящими за столом. Открывайте. Посмотрите, Мудрый Филин доволен и предает еще одну часть зашифрованного послания.

Каждая команда получает экземпляр первой  части зашифрованной картины «Школа» (Слайд 17). Ее получают, сидящие на местах, обозначенных синими фигурами.

4. Задание «Логический квадрат».

(Слайд 18, 19).

На доске: Квадрат из 9 клеток и набор фигур: 3 треугольника, 3 круга, 3 квадрата. Часть клеток заполнена фигурами.

Психолог: Ребята, что вы видите в этом задании? (Фигуры, сетку, клеточки, три клетки заняты, а остальные пустые). Как думаете, что нам нужно сделать с пустыми клетками? (Заполнить фигурами).  

Верно. Вам необходимо заполнить пустые клетки оставшимися фигурами.

 Раздача бланков для выполнения задания. Задание выполняется простым карандашом. 

Психолог: Вам необходимо заполнить пустые клетки оставшимися фигурами так чтобы они все располагались в разном порядке, как по вертикали, так и по горизонтали (как в рядах, так и в столбиках).

Совместное заполнение первого ряда и начало второго (Слайд 19*).

Далее дети работают самостоятельно.

Психолога: Для проверки выполнения задания, предлагаю поменяться друг с другом работами: синим фигурам с красными, желтым с зелеными.

Психолог демонстрирует правильный ответ (Слайд 19*), дети красным карандашом отмечают ошибки. После проверки работы возвращаются обратно. 

Психолог: Посмотрите, Мудрый Филин доволен и предает еще одну часть зашифрованного послания.

Каждая команда получает экземпляр третьей  части зашифрованной картины «Школа» (Слайд 20). Ее получают, сидящие на местах, обозначенных красными фигурами.

5. Задание «Составить из частей целое»

Дети работают в команде (треугольники и квадраты).

Психолог: Ребята все четыре задания выполнены, теперь можно собрать из частей целую картину и узнать, что же зашифровал Мудрый Филин.

Дети собирают на столе картину «ШКОЛА» (Слайд 21). 

Психолог:  (Слайд 22)Мудрый Филин очень доволен нашей работой и говорит, что мы Молодцы! Давайте попрощаемся с нашим учителем.  (Слайд 23). 

Звонит звонок с урока Мудрого Филина (Слайд 24)

Психолог: Прозвенел звонок, и о чем нам это говорит? (Закончился урок).  Правильно и теперь приглашаю вас перейти на ковер, где мы поговорим о нашем уроке.

Дети переходят на ковер.

Социально-коммуникативное

развитие

   

Познавательное развитие

Социально-коммуникативное развитие

    Физическое

       развитие

 Познавательное

     Развитие

    Физическое

       развитие

Художественно –

  эстетическое

     развитие

Социально-коммуникативное развитие

20 минут

3.Заключительная часть.

Подведение итогов деятельности.

Рефлексия:

1. Поведение итога, оценка детьми занятия.

Психолог: Ребята давайте вспомним, что мы сегодня с вами делали на уроке Мудрого Филина. (Ответы детей)

Давайте оценим это занятие с помощью упражнения «Кристаллы» (Слайд 25).

Предлагаю выбрать один из кристаллов:

Зеленый – понравилось, а больше всего…. (на выбор ребенка).

Красный – не понравилось, особенно…. (на выбор ребенка).

Желтый – средняя оценка, есть момент приятный и не приятный.

Обсуждение выбора каждого.

2. Ритуал прощания.

Упражнение «Колокольчик озорной».

Психолог звонит в колокольчик и проговаривает слова: «Колокольчик озорной ты ребят в кружок построй!».

Дети становятся в круг и берутся за руки. 

Психолог вместе с детьми: раз, два, три – МЫ сегодня МОЛОДЦЫ! (на счет хлопают три раза, на слово «молодцы» поднимают руки вверх и машут). 

Социально-коммуникативное развитие

5 минуты


Приложение 1

к конспекту занятия

«Мудрая геометрия»

Задание 1.

Задание 2.


Задание 4.


Приложение 2

к конспекту занятия

«Мудрая геометрия»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Здравствуй, школа!

Слайд 5

Чтобы эту тайну разгадать, нужно вам мои задания выполнять!

Слайд 6

6

Слайд 7

Задание 1. 7 3 3 4 2 0 4

Слайд 8

8

Слайд 9

9

Слайд 10

Задание 2. 10

Слайд 11

11

Слайд 12

12

Слайд 13

13

Слайд 14

14

Слайд 16

16

Слайд 17

17

Слайд 19

Задание 4. 19

Слайд 20

20

Слайд 22

МОЛОДЦЫ!

Слайд 23

До свидания! 23


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Зимние чудеса" конспект образовательной деятельности Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной группы .

Конспект образовательной деятельностипо познавательному развитию  для детей подготовительной группы «Зимние чудеса»  Цель: Формировать умение заниматься экспериментальной деят...

Конспект образовательной деятельности в образовательной области «Познавательное развитие» с использованием современных образовательных технологий с детьми средней группы

Конспект заняти ставит своей целью формирование представлений деьей о защитниках страны в годы Великой отечественной войны, воспитание уважения и чувства благодарности к тем, кто защищал Родину....

Конспект НОД "Наука Геометрия"

Ознакомление детей с понятием наука, названиями некоторых наук, ознакомление с линиями....

конспект занятия по геометрии

итоговое занятие по геомерии в доу...

Конспект ООД Заниматика(геометрия для малышей)

Конспект ООДЗанимательная математика (Заниматика)          Дата проведения: 07.11.19Тема: «Наука «Геометрия».   ...

Конспект занятия с использованием интерактивной доски в образовательной области «Геометрия»

развитие элементарных  математических навыков, логического мышления, внимания, речи и памяти для старшей группы...