Тренинг для педагогов
план-конспект занятия по психологии

Иванова Светлана Викторовна

Тренинг для педагогов ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_mart_2023.docx30.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное образовательное автономное учреждение

 «Детский сад  №45»

Тренинг для педагогов.

Тема: «Как сохранить душевное равновесие педагога».

Подготовила:

Иванова С. В.

педагог-психолог

Оренбург 2023 г.

(Март)

Цель: профилактика нарушений психологического здоровья педагогов.

Задачи:

- создавать условия, способствующих профилактике синдрома эмоционального сгорания;

- передавать психологические знания о синдроме эмоционального сгорания, его причинах и способах преодоления;

- развивать коммуникативные умения, эмоциональную сферу;

- снять мышечное и эмоциональное напряжение у педагогов;

- формировать навыки самопознания и саморазвития личности в целом.

- улучшать эмоциональное состояние педагогов.

Условия проведения: Приглашаются все желающие педагоги, группа - 15 человек.

Продолжительность  тренинга: 1 - 1,5 часа.

Используемые методы: метод словесного изложения, метод демонстрации, беседа, упражнения, метод эмоционального стимулирования, работа под руководством, рефлексия.

Оборудование:

свеча в безопасном подсвечнике;

листы чистой бумаги;

ручки, цветные карандаши;

по 2 воздушного шара на каждого педагога;

шоколад «Аленка».

Структура тренинга:

1Вводная часть. Приветствие.

1.1.Ритуал приветствия. Упражнение «Продолжи фразу»

2 Основная часть.

2.1.Игровое упражнение «Нарисуй себя»

2.2.Беседа о синдроме эмоционального выгорания.

2.3 Психологический тест «Душевное равновесие». 

2.4.Упражнение «Шарик» (работа с гневом).

2.5.Упражнение «Звуковая гимнастика»

2.6 Упражнение «Совместный рисунок»

2.7 Упражнение «Рисовние»

2.8 Упражнение «Самоанализ»

3.Заключительная часть. Подведение итогов.

3.1.Притча о слепых мудрецах и слоне.

3.2. Рефлексия. Технология «Зарядка»

Ход тренинга

1. Вводная  часть.

Педагог-психолог: Добрый день уважаемые педагоги! Я рада приветствовать вас в этот  замечательный весенний день на нашем тренинге! Это замечательно, что мы смогли с вами встретиться и имеем возможность расправить крылья, измениться, вдохнуть полной грудью, почувствовать в себе силы, немного расслабиться, отдохнуть, поиграть, узнать что-то новое и, самое главное, - выразить друг другу радость встречи.

1.1. Ритуал приветствия . Упражнение «Продолжи фразу»

Цель: повышение работоспособности, позитивного настроения.

Психолог приветствует участников тренинга и предлагает продолжить фразу, передавая друг другу свечу и обращаясь ко всем членам группы: «Привет, сегодня замечательный день, потому что…» Следующий участник повторяет высказывание предыдущего и придумывает свое продолжение.

2 Основная часть.

2.1. Упражнение «Нарисуй себя»

Все участники встают в круг. Ведущий предлагает всем участникам словесно нарисовать свой портрет, но необычный: вместо глаз – то, на что любит смотреть, вместо носа - то, что любит нюхать, вдыхать, вместо рта – то, что любит есть, вместо ушей – то, что любит слушать, а вместо волос – нарисовать или написать заветную мечту. На выполнение упражнения даётся

7-10 минут. После выполнения, каждый представляет свой портрет.

  1. Беседа о синдроме эмоционального сгорания

У любой профессии есть побочные эффекты. У шахтеров больные легкие, у наездников и жокеев больные ноги. От этого никуда не деться. Нечто подобное происходит и с педагогами, учителями, воспитателями. Со всеми теми, кому приходится постоянно активно общаться с людьми. Это работа в сфере "человек-человек". Ученые заметили и выяснили, что работа в

этой сфере меняет человека, деформирует его.

Как же это выражается? Сейчас я перечислю ряд признаков, которые такому изменению сопутствуют. А вы прислушайтесь к себе – может быть, что-то подобное происходит с вами:

• снижение восприимчивости, отсутствие любопытства в ответ на что-то новое,

отсутствие страха в ответ на опасность;

• бессонница;

• постоянное сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;

• пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности;

• повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;

• переживание негативных эмоций, для которых нет причин;

• чувство беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как  надо»);

• чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или «я не справлюсь»;

 • общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»);

• ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее — все труднее и труднее;

• постоянно, без необходимости, берете работу домой, но дома ее не делаете;

• чувство бесполезности, неверие в улучшения, безразличие к результатам работы;

• эмоциональная холодность, безразличие к коллегам и детям.

Выше перечисленное – это признаки такого явления как профессиональное выгорание.

Откуда оно берется. Происходит накапливание отрицательных эмоций.                         И работая с детьми (да и их родителями), мы находится в таких условиях, что эти негативные переживания не могут найти свое проявления. Мы всегда должны оставаться спокойными, внимательными, понимающими, заботливыми. Всегда с хорошим лицом, потому что от нас зависят дети.

Негатив накапливается, соразмерного выражения у него нет. Это истощает эмоционально-энергетические и личностные ресурсы. В результате работать становится труднее. Мы стараемся защититься, не работать на полную, не включаться всецело в общение с детьми, не сопереживать каждому из них, а лишь поверхностно воздействовать. Такая работа и самому педагогу не в радость, и для детей не полезно, и коллегам с таким человеком общее дело

делать трудно.

Это не случается мгновенно. Этот процесс начинается с самого начала трудовой деятельности. Конечно, это зависит от стажа, от времени работы. Но не только от этого. От свойств самого человека тоже. Кто-то легко и играючи переносит стрессовые ситуации, а кому-то нескольких лет (пробного захода в профессию) достаточно, чтобы истощиться. А кто-то интуитивно  находит пути так необходимого выхода, высвобождения негативных эмоций. У каждого

профессионала с большим опытом, наверное, есть свой "секрет", свое решение.

2.3 Психологический тест  "ДУШЕВНОЕ РАВНОВЕСИЕ"

1.Злитесь ли вы иногда из-за глупости или неловкости другого человека?

- Да, довольно часто -10 баллов;

- Нечасто, стараюсь по возможности терпимее относиться к другим людям - 5;

- Почти никогда. Злость неблагоприятно сказывается на цвете лица, а я отношусь к жизни

почти с буддистским терпением-0.

2.Иногда вы просыпаетесь посреди ночи с сильным сердцебиением?

- Нет, ни разу - 0;

- Да, если меня беспокоят какие-либо проблемы - 3,

- Очень часто. Я уже давно не сплю так хорошо, как раньше - 7

3.Можете ли вы прибегнуть к силе своего голоса, чтобы отстоять свою точку зрения?

- Могу, но пользуюсь этим очень редко - 5;

- Нет, хотя сдерживаться иногда бывает трудно - 8,

- Ясное дело могу. Время от времени такой окрик помогает человеку сбросить

накопившуюся злость - 0

4.Вы довольны своей фигурой?

- Нет, раньше она мне нравилась больше - 5,

- В общем, да, за исключением некоторых деталей - 2,

- Да, мне не хотелось бы ничего менять 0

5. Если ваши отношения с партнером потерпят крах, у вас есть свободный выбор среди нескольких новых кандидатов? (Если в данный момент вы одиноки, был бы у вас выбор среди кандидатур, если бы вы стремились к новому партнерству?)

- Нет, мне требуется довольно длительное время, чтобы познакомиться с подходящим

человеком - 0;

- Есть некоторые знакомства, но они меня не устраивают - 3;

- Огромный выбор - 7

6. Как часто вам снятся страшные сны?

- Почти никогда - 0;

- Иногда-5;

- Не менее одного раза в месяц - 10

7. У вас есть надежный круг хороших друзей?

- Да, безусловно, - 0,

- В основном приятели - 3;

- Нет, я стремлюсь во всем полагаться на самого себя -5

Душевное равновесие обработка данных. Подсчитайте набранное количество баллов.

От 0 до 17 баллов. Вы очень спокойный, уравновешенный человек, обладаете внутренней гармонией, к которой другие люди стремятся всю свою жизнь. Не

теряйте своего хорошего душевного и физического состояния, продолжая и дальше уделять внимание своему организму.

От 18 до 35 баллов. Что-то незаметно подтачивает ваше душевное благополучие. Хотя вы еще сохраняете психический баланс, все же постарайтесь разобраться, что угнетает вашу душу. Только тогда вы найдете внутреннюю гармонию.

От 36 до 50 баллов. Вы подобны огнедышащему вулкану, готовому вот-вот разверзнуться. Для вас имеет особое значение продуманная программа оздоровления организма, его физического и психического состояния. Вы злитесь по пустякам, принимая близко к сердцу все малоприятные моменты стрессовых будней. Не упустите возможность привести свою нервную систему в порядок, иначе может быть поздно.

2.4. Упражнение «Шарик» (работа с гневом).

Цель: помочь осознать, как можно контролировать гнев.

Надуйте воздушный шарик и держите так, чтобы он не сдувался.

Представьте себе, что шарик - это ваше тело, а воздух внутри шарика - это ваш гнев или злость. Как вы думаете, что случится с шариком, если его сейчас выпустить из рук? (Он улетит.) Отпустите шарик и проследите за ним. (Участники отпускают шарик. Он быстро перемещается из стороны в сторону.) Заметили, что шарик был совершенно неуправляемым?

Так бывает и с человеком, когда он сердится. Он может совершать поступки, не контролируя их. Может обидеть или даже ударить кого-нибудь. Теперь надуйте другой шарик и попробуйте выпускать из него воздух маленькими порциями» (Участники выполняют задание.) Что теперь происходит с шариком? (Он сдувается) А что происходит с гневом внутри шарика? Можно им управлять? (Он выходит из него. И этим гневом можно управлять.) Так и человек

должен учиться управлять своим гневом для того чтобы не навредить окружающим людям и себе. А теперь давайте попробуем, научиться управлять гневом, и для этого выполним одно из многих упражнений.

2.5. Упражнение «Звуковая гимнастика»                                                              Цель: снятие эмоционального напряжения.

Инструкция: Стоя с выпрямленной спиной в спокойном, расслабленном состоянии.

Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносим звук.

Припеваем следующие звуки:

А– воздействует на весь организм;

Е– воздействует на  щитовидную железу;

И–воздействует на мозг, глаза, нос, уши;

О– воздействует на сердце, легкие;

У– на органы, расположенные в области живота;

Я– на работу всего организма;

М– на работу всего организма;

Х– помогает очищению организма;

ХА– помогает повыситьнастроение.

Вы спокойны. Улыбнитесь.

2.6 Упражнение  «Совместный рисунок».                                                                   Цель: показать участникам возможности командного взаимодействия.         Инструкция: Предлагаю разбиться на пары. Каждой паре выдаю лист бумаги А4 и карандаш.                                                                                                   Задание: Партнеры в парах, не договариваясь заранее, молча. Держа вдвоем один карандаш, должны нарисовать на листе бумаги произвольный рисунок.       Вопросы после задания:                                                                                                           - Что вы нарисовали?                                                                                                                         - Как вы решали, кто будет лидировать?                                                                              - Был ли один лидер или лидерство переходило от одного партнера к другому? - Каков психологический смысл задания?

2.7Упражнение «Рисование»                                                                                               Цель: отвлечься от реальных событий, расслабиться, успокоиться.

Инструкция: Возьмите цветные карандаши и, не задумываясь, левой рукой нарисуйте  абстрактные линии, сосредоточьтесь на них и начните искать среди линий какой-либо предмет. Возможно, вы найдете их несколько. Раскрасьте их,

полюбуйтесь тем, что получилось.

2.8. Упражнение «Самоанализ» 

Раздаются всем участникам по шоколадке «Аленка».

Попросить участников описать Аленку, представив, что она живая:

  Какой у нее характер?

  Какой у нее образ жизни?

  О чем она думает?

  В чем нуждается?

  Что она хочет?

Прочитайте написанный текст. Вы увидите, что большая часть описаний совпадает с вашим отношением к себе, с вашими чувствами. Каждый из нас описывая другого, говорит на самом деле о себе.

Обобщение.

Наступила весна – чудесное время года, когда все пробуждается, расцветает, раскрывается.

Мы все должны слиться с природой и пробудиться вместе с ней, открыться новому, почувствовать прилив энергии, сил для новых свершений! Проснуться для жизни!

3.Заключительная часть. Подведение итогов.

3.1.Притча о слепых мудрецах и слоне.

Заключительное слово психолога: Принимая решение, мы почти всегда уверены, что поступаем правильно. Если кто-то думает и чувствует иначе, нам кажется, что этот человек не прав. А дело в том, что все люди – разные. Каждый думает и чувствует по-своему. Как же разобраться, кто прав? Подумайте, а я вам прочитаю одну  индийскую притчу.

Притча о слепых мудрецах и слоне                                                                                    «Один человек ехал верхом на слоне и встретил на дороге группу слепых мудрецов. Слепые шли навстречу слону и никуда не сворачивали.                                                          «Прочь с дороги»! – закричал человек                                                                                           – Разве вы не видите, что перед вами слон? Он же вас растопчет!» слепые расступились, и один мудрец из них сказал:                                                                                                 - Откуда нам знать, что перед нами слон? Все мы слепы от рождения.                                                                  А второй  мудрец  промолвил:                                                                                                                         - Почтенный господин, может быть, вы нам расскажете, на что похож слон?                                                                                                                                                                - Мне трудно описать его словами, - ответил хозяин слона.                                                                     – Если вы ничего не видите, подойдите и ощупайте его. Тогда вы сможете себе представить, какое это удивительное животное                                                                                                         Незрячие так и поступили. Они приблизились к слону  и начали его ощупывать. Один ухватил слона за кончик  хвоста, другой ощупал ногу, третий потрогал ухо, четвертый – хобот, а пятый погладил слона по боку.                                                                                         Когда хозяин слона уехал, первый слепой  мудрец, который щупал кончик слоновьего хвоста, сказал:                                                                                                                                                        - Оказывается, слон похож на метелку! Не понимаю как он мог нас раздавить.                                  - Что ты выдумываешь? – удивился тот, кто щупал слоновью ногу.                                            - Слон похож на колонну!                                                                                                                                                                        Третий слепой – он трогал ухо слона – воскликнул:                                                                             - Оба вы говорите вздор! Слон похож на лист огромного лотоса!                                                    - Глупости! – закричал четвертый.                                                                                                           – Слон похож на толстый канат!                                                                                                       Пятый слепой, щупавший бок слона, стал смеяться:                                                                       - Вы верно, так испугались слона, что даже не подошли к нему!                                           Знайте же, что слон похож на крепостную стену!                                                                                                                  - Вот уж нет! – опять закричал первый. – Слон похож на метелку!                                                                      - На колонну! – сказал второй.                                                                                                                      - На лист! – повторял третий                                                                                                                - На канат! – повторял четвертый.                                                                                                         - На крепостную стену! – твердил пятый.    

Завязался спор, поскольку каждый слепой мудрец, свое описание слона считал правильным.                                                                                                                        Говорят, что они до сих пор сидят на дороге и все спорят на что похож слон.                   Вопросы для обсуждения:

-  Как вы думаете, в чем заключается психологический смысл этой притчи?                                                                                                        Психологическая  мудрость:  «Каждый из нас знает только часть истины. Чтобы найти истину целиком, мы должны сложить все части вместе».                                                                                                                        

3.2 Рефлексия. Технология «ЗАРЯДКА"                                                               Участникам педагогического взаимодействия, вставшим в круг, психолог предлагает через выполнение определенных движений дать оценку данному мероприятию (содержанию, отдельным технологиям, деятельности педагога, отдельным играм и т.д.), а также выразить свое отношение к этим компонентам.
П
редложены следующие движения:
- присесть на корточки – очень низкая оценка, негативное отношение;
- обычная поза стоя, руки по швам – удовлетворительная оценка, спокойное отношение;
- поднять руки вверх, хлопая в ладоши, подняться на цыпочки – очень высокая оценка, восторженное отношение.
Психолог  знакомит участников со всеми движениями и их значением.
Каждый участник, после того как психолог  называет тот или иной компонент состоявшегося взаимодействия, по своему усмотрению производит какое-либо движение.
Всем спасибо за внимание !                                                                                            Выдача раздаточных материалов.                                                                                   После окончания мероприятия все участники получают раздаточные материалы с  рекомендациями по избеганию стресса, синдрома эмоционального сгорания.

- Не забывайте говорить себе каждое утро ободряющие слова.                                  Думайте о счастье, силе  и   покое.        Успехов вам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа тренинга для педагогов на тему: "Какими бывают тренинги?"

Программа тренинга для педагогов на тему: "Какими бывают тренинги?"Структура тренинга:1.    Притча2.    Понятие «тренинг»3.    Какими бывают тренинги...

Тренинг с педагогами ДОУ №4 Тема: Тренинг коммуникативной компетентности для педагогов

ЦЕЛЬ:  Повышение коммуникативной компетентности педагогов....

Из опыта работы педагога-психолога: Психологический тренинг с педагогами ДОУ «Я — педагог!»

- Создать благоприятные условия для работы тренинговой группы;- Сформировать мотивацию для анализа собственных педагогических взглядов и установок, подчёркивания своих индивидуальных черт как личности...

Занятие с элементами тренинга для педагогов ДОУ "Счастливый педагог - здоровый педагог".

Занятие для педагогов ДОУ для повышения эмоционального состояния....

Тренинг для педагогов «Здоровый педагог — успешный педагог»

Цель тренинга: профилактика и сохранение психологического здоровья педагогов в образовательной среде....

Тренинг для педагогов "Психологические игры и упражнения с элементами тренинга"

Цель: самораскрытие участников тренинга, создание условий для творческой, профессиональной и личностной индивидуальности....

Тренинг для педагогов «Здоровый педагог — успешный педагог» (совместно с инструктором по физической культуре)

Цель тренинга: профилактика и сохранение психологического здоровья педагогов в ДОУ. Задачи тренинга: • профилактика синдрома эмоционального выгорания; • снятие психического напряжения и эмоц...