План по самообразованию на тему "Путешествие в страну эмоций"
календарно-тематическое планирование по психологии (старшая группа)

Ефремова Елена Александровна

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции «являются центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребёнка. Развитие эмоциональной сферы ребенка способствует процессу социализации человека, становлению отношений во взрослом и детском сообществах.
   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu_puteshestvie_v_mir_emotsiy.docx31.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка - «Детский сад №239»

(МБДОУ ЦРР – «Детский сад №239»)

План по самообразованию

Тема: «Путешествие в страну эмоций» 

Старший дошкольный возраст

2022-2023 г.

Разработчик: воспитатель

Ефремова Е.А.

2022 г.

Пояснительная записка

Полноценное формирование эмоциональной сферы

ребенка дает возможность достичь гармонии

 личности, «единства интеллекта и аффекта».

Л. С. Выготский

Актуальность:

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции «являются центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребёнка. Понятие эмоциональный интеллект появилось недавно. И определятся, как способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию, желание других людей и свои собственные.  Именно поэтому, ФГОС ДО в качестве одного из приоритетов выделяет формирование эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста.

Человек, не умеющий регулировать свои эмоции, неспособный понимать свои эмоции и эмоции других людей, правильно оценивать реакции окружающих, не может в жизни быть успешным человеком.

Современный мир безжалостен и жесток. Мир, в котором живут наши дети, агрессивен. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребенка – это компьютер, а любимое занятие – просмотр мультфильмов или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться, а ведь именно общение обогащает жизнь детей. А так хочется, чтобы наши дети были добрыми, нежными, любили близких им людей. Дети часто находятся "в плену эмоций", поскольку еще не могут управлять своими чувствами, что может приводить к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми. Лишь по мере личностного развития у них постепенно формируется способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей, развивается произвольность поведения, чувства становятся более устойчивыми и глубокими.

Мы, взрослые, должны помочь детям научиться управлять своими чувствами. Воспитывая в ребенке целеустремленную, жизнерадостную личность, мы учим детей открывать для себя сложный и удивительный мир чувств.

Развитие эмоциональной сферы ребенка способствует процессу социализации человека, становлению отношений во взрослом и детском сообществах. 

Цель:

Создание условий для ознакомления детей с миром эмоций и способами адекватного выражения своего эмоционального состояния, развитие эмоционального интеллекта у детей. Развитие умений и навыков взаимодействия в больших и малых коллективах.

Задачи:

Для педагога:

- изучить литературу по проблеме социально- эмоционального развития для детей старшего дошкольного возраста;

-разработать  перспективный план по самообразованию на тему «Путешествие в страну эмоций»; 

-оформить и обогатить центр социально-эмоционального развития детей дидактическим материалом, пособиями для занятий, играми, картотеками.

- повысить уровень компетентностей педагогов в вопросах развития эмоционального интеллекта дошкольников;

- расширять  представления ребёнка о себе, своём организме, своих личностных качествах и возможностях;

- формировать у детей умение осознанно относиться к собственным чувствам, эмоциям, преживаниям, чувствам и переживаниям других людей;

- развивать у детей умение принимать и уважать позицию другого человека, быть терпимым к различиям в предпочтениях, вкусах и потребностях;

- формировать представления у ребёнка о том, что все мы нуждаемся друг в друге.

Для воспитанников:

Познавательные:

-Познакомить детей с основными эмоциями: радостью, удивлением, грустью, гневом, страхом, стыдом;

 -Учить распознавать собственные эмоции и эмоции других людей;

-Учить определять эмоциональное состояние других по мимике и пантомимике;

Развивающие:

-Развивать способность делиться своими переживаниями, описывать свои эмоции;

-Формировать представления о положительных и отрицательных эмоциях;

-Формировать умение контролировать свои эмоциональные реакции;

-обогащать словарь детей;

Воспитательные:

-Воспитывать культуру взаимоотношений;

-Способствовать усвоению норм нравственного поведения, правил этикета;

-Способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными социально приемлемыми способами (словесными, творческими).

Для родителей:

-ознакомить родителей с темой, целями, задачами и актуальностью данного проекта;

- повысить родительскую компетенцию в вопросах развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста.

Срок реализации : сентябрь - май

Участники: воспитатель, воспитанники группы, родители.

Форма работы с детьми

В процессе реализации темы по самообразованию используются следующие формы работы с детьми:

1.​ Беседы с детьми;

2.Чтение художественной литературы и совместный анализ прочитанного произведения;

3. Разучивание стихотворений;

4.​ Рассматривание и обсуждение иллюстраций;

5. Дидактические игры, игры с кубиком эмоций;

6. Пальчиковые игры​; 

7.​ Театрализованные игры – ситуации;

8.​ Речевая игра «Расскажи стихотворение в разном настроении»;

9.​ ​ Игровые упражнения по развитию мимики;

10. Итоговое занятие - развлечение «Сказочное путешествие в волшебный мир эмоций»

Форма работы с родителями

1. Оформление информационного уголка для родителей

2. Консультации, памятки, буклеты и рекомендации для родителей

3.Мастер-классы для родителей

4. Отчетная презентация для родителей «Сказочное путешествие в волшебный мир эмоций»

Работа с педагогами

-Консультация «Эмоции и их влияние на образовательный процесс»

-Консультация «Эмоциональное развитие дошкольников»

-Консультация «Создание условий для эмоционального благополучия детей в ДОУ и семье»

-Мастер-класс для педагогов «Царство эмоций»

-Мастер-класс «Игры, которые научат управлять детей эмоциями»

Этапы реализации:

1. Подготовительный этап (разработка плана) август

- Разработка перспективного плана по самообразованию на тему «Путешествие в страну эмоций» 

 -определение проблемы, постановка цели и задач;

- определение методов работы;

- подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала;

- подбор материалов, дидактического пособия, дидактических, подвижных, сюжетно- ролевых игр по данной тематике;

-Разработка конспектов занимательной деятельности по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста;

2. Основной этап (реализация плана) сентябрь-май

- формирование знаний, умений, навыков, в частности в решении проблем с помощью взрослого и самостоятельно.

3. Заключительный этап

-Выставка рисунков «Мое настроение».

-Проведение развлечения «Сказочное путешествие в волшебный мир эмоций»

Показ презентации по итогам реализации плана по теме «Путешествие в страну эмоций»

Ожидаемый результат:

Для детей:  

- умеют поддерживать дружеские взаимоотношения между сверстниками;

- проявляют такие качества, как сочувствие, отзывчивость в различных видах деятельности;

- умеют проявлять в различных ситуациях заботу об окружающих, с благодарностью относится к помощи и знакам внимания;

- научились распознавать собственные эмоции и эмоции других людей по  мимике

-умеют   выражать   свои  мысли и желания,  использовать  речь  для   передачи   своих  эмоций, чувств  и  желаний.

Для педагогов:

- создана доброжелательная атмосфера в коллективе;

- повысился уровень компетентностей педагогов в вопросах развития эмоционального интеллекта дошкольников.

Для родителей:

- повысилась родительская компетенция в вопросах развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста;

- созданы условия для обмена информации между родителями и педагогами.

Перспективный план работы с детьми и родителями по теме

«Путешествие в страну эмоций»

(старшая группа)

Месяц

Форма работы с детьми

Форма работы с родителями

Изучение методической литературы, пополнение РППС

Сентябрь

-Беседа «Что такое эмоции»

-Продуктивная деятельность (конструирование из бумаги) «Дом в окошках- словно сыр, много –много в нем квартир»

-Рассматривание иллюстраций людей в разном настроении.

-Дидактические игра лото «Эмоции»

Чтение «Сказка о невоспитанном мышонке»

Консультация «Эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста»

-Привлечь родителей к оформлению альбома рисунков «Птица Души»

-Социально-эмоциональное развитие дошкольников /Под ред. Н. В. Микляевой. – М. : ТЦ Сфера, 2013

-Изготовление кубика эмоций, карточки эмоций.

-Изготовление пазлы и разрезные картинки на тему «Эмоции»

-Изготовление уголка «Мое настроение»

Октябрь

-Беседа «Дружба»

-Продуктивная деятельность: рисунок «Изобрази свое настроение»

-Дидактическая  игра- пазл «Эмоции и чувства»

Чтение рассказа А. Соколовского «Тимошкин нос»

Консультация «Как развивать эмоции у детей старшего дошкольного возраста»

Мастер-класс «Эмоциональное благополучие детей»

«Развитие познавательной и эмоциональной сфер дошкольников» - Тв. Центр : Москва,2010г.

-Оформление картотеки «Мирилки»

-Изготовление варежки-мирилки

Ноябрь

-Занятие «Мир чувств и эмоций»

-Игра с кубиком эмоций «Назови и изобрази»

-Игровые упражнения по развитию мимики: «Съели кислый лимон» «Рассердился на драчуна», «Встретили знакомую девочку», «Изобрази, как ты испугался»

-Чтение рассказа В. Осеевой «Обидчики»

-Консультация «Эмоциональный интеллект дошкольника»

-Памятка для родителей «Как преодолеть страх»

Клюева И.В., Касаткина Ю.В. “Учим детей общению”. – Ярославль: Академия развития, 1996 г.

Оформление картотеки «Игры для развития эмоциональной сферы детей»

-Изготовление «Мешочек зла»

Декабрь

-Беседа об эмоциональных ситуациях «Для чего нужны друзья»

-Продуктивная деятельность (рисование) «Павлин эмоций»

-Рассматривание картин-ситуаций «Расскажи про ситуацию»

-Разучивание стихотворения: «Я злой»

Совместный тематический рисунок родителей и детей «Что нас радует?»

 «Что нас огорчает»

 «Чего я боюсь».

Консультация «Воспитание эмоциональной отзывчивости у детей в семье»

Сидорова И. В. «Развитие и коррекция с использованием цвета эмоционального мира детей старшего дошкольного возраста». – СПб. : «Детство – пресс», 2013г.

-Оформление картотек на тему эмоциональной сферы «Загадки», «Стихи», «Пословицы и поговорки»

Январь

-Беседа «Такие разные эмоции»

-Продуктивная деятельность:

изготовление коллажа на тему «Калейдоскоп эмоций»

-Чтение рассказа К.Ушинского «Спор деревьев»

Отгадывание загадок на тему «Эмоции»

Консультация «Социальная ситуация развития и особенности общения детей со взрослыми и сверстниками в старшем дошкольном возрасте»

О. В. Нифонтова «Учим детей разрешать конфликт». – М. : ТЦ Сфера, 2011г.

-Изготовление дидактической игры «Конструктор лица»

Февраль

        Беседа «Как можно узнать настроение человека»

Продуктивная деятельность: лепка «Грустный и веселый»

Дидактическая игра «Конструктор лица»

Чтение Н. Носов «Живая шляпа»

Знакомство с пословицами и поговорками о доброте, вежливости, настроении.

Консультация «Как помочь ребенку и себе преодолеть негативные эмоции»

 Д. Паркер, Д. Стимпсон «Чтобы ребенок рос счастливым». – Харьков. - «Книжный клуб», 2008г

Изготовление картотеки подвижных игр на тему «Эмоции»

Март

Беседа «Когда мне грустно, когда мне радостно»

Дидактическая игра «Угадай эмоцию»

Продуктивная деятельность «Мои страшилки» (рисование)

Чтение рассказа Н.Носов «Огурцы»

Мастер-класс для родителей ««Кувшин» наших эмоций»

-Преодоление тревожности и страхов у детей 5-7 лет. Диагностика, занятия, рекомендации. Авт. сост. :Н. Ф. Иванова. – Изд. «Учитель».

-Изготовление д/ игры «Лото настроений»

Апрель

Беседа «Нужно ли ссориться»

Дидактическая игра «Лото настроений»

Продуктивная деятельность «Веселый и грустный клоун»

Заучивание стихотворения Б.Вайтер «Доброе слово»

Буклет «Методы и приемы снятия агрессии у детей старшего дошкольного возраста»

Оформление стенгазеты «Радуга эмоций»

Ребенок без проблем. Решебник для родителей. М. :Эксмо, 2008г

Май

Итоговое занятие - развлечение «Сказочное путешествие в волшебный мир эмоций»

Фотопрезентация «Сказочное путешествие в волшебный мир эмоций»

Изготовление, подготовка  дидактического материала для развлечения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Развитие эмоций и предупреждение эмоциональных отклонений для детей старшего дошкольного возраста. Тема «Путешествие в страну эмоций»

Цель: Создать непринужденную, психологическую атмосферу, положительный эмоциональный фон; настроить детей на позитивное восприятие друг друга; предоставить детям возможность о...

План по самообразованию «НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ» План по самообразованию

Название «Путешествие в мир красок и фантазии»Задачи:Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.Сформировать у детей технические навыки рисова...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ТЕМА: «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЭМОЦИЙ»

Цель: формирование у ребёнка уверенности в себе, способствовать к эмоциональной саморегуляции в различных ситуациях. Развивать умения и навыки взаимодействия в больших и малых коллективах, доброжелате...

План по самообразованию по теме "путешествие в страну экономику"

Экономическое воспитание приближает дошкольников к реальной жизни, помогает ориентироваться в происходящем, формирует деловые качества личности. Поэтому экономическое воспитание – важное ...

План-конспект интегрированной образовательной деятельности с дошкольниками 6-7 лет по развитию социального интеллекта Тема: «Страна эмоций»

laquo;Радость - это когда всем весело, все радуются»«Радость - это когда у всех праздник»«Радость - это когда никто не плачет»«Радость - это когда все здоровы&raqu...

План-конспект занятия "Путешествие в страну эмоций"

Осознание ребенком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений....