"Формирование зрительно-пространственных функций у детей старшего дошкольного возраста»
методическая разработка по психологии (старшая, подготовительная группа)

Представление опыта работы педагога-психолога по теме: «Формирование зрительно-пространственных функций у детей старшего дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_popova.docx26.33 КБ

Предварительный просмотр:

Представление опыта работы педагога-психолога по теме: «Формирование зрительно-пространственных функций у детей старшего дошкольного возраста»

Формирование зрительно-пространственных функций – важный этап в развитии дошкольников. Освоение пространства начинается в раннем возрасте. Особое значение эти функции приобретают к старшему дошкольному возрасту. Дошкольник, хорошо ориентирующийся в пространстве и схеме тела, оказывается более подготовленным к школьному обучению, поскольку развитые зрительно-пространственные функции оказывают существенное влияние на овладение дошкольником ряда умений и навыков.

Такой ребенок свободно ориентируется в собственном теле, как по карте, обладая информацией обо всех частях тела, их размере, весе, границах, пространственном расположении, т.е. имеет развитое пространственное мышление. Движения ребенка становятся точными, ловкими, плавными, скоординированными.

Понимание и осознание схемы тела является базой для формирования и укрепления эмоциональных процессов. Старшие дошкольники с развитыми зрительно-пространственными функциями эмоционально более стабильны, имеют ровный фон настроения, уверены в своих силах, настойчивы, мотивированы и стремятся к познанию.

Адекватное ощущение себя в пространстве и предметов вокруг способствует правильному формированию понимания окружающей действительности, а, следовательно, и развитию высших психических функций (памяти, внимания, мышления).

Своевременное формирование зрительно-пространственных функций обеспечивает развитие речевых процессов. Речь таких дошкольников развернута, содержит сложноподчиненные и сложносочиненные предложения, богата конструкциями с предлогами, наречиями, местоимениями, частицами. Устойчивая зрительно-моторная координация способствует формированию правильных навыков письма и чтения.

Гармоничное развитие зрительно-пространственных функций возможно в рамках систематически организованных занятиях педагога-психолога со старшими дошкольниками по следующим направлениям:

  1. Ориентировка в сторонах собственного тела и напротив сидящего. Вначале предлагаются упражнения, предполагающие непосредственные манипуляции («покажи левой рукой левый глаз», «покажи правой рукой левое колено» и т.д.). Затем стороны тела определяются у людей, изображенных на картинках, схемах, пиктограммах.
  2. Соотношение предметов в пространстве. В результате данного вида работы формируются, уточняются и закрепляются понятия «слева-справа», «вверху-внизу», «близко-далеко», «низко-высоко», «впереди-сзади». Старшие дошкольники учатся находить предмет по описанию его пространственного расположения относительно себя, сверстника, других предметов.
  3. Развитие понимания и употребления слов, выражающих пространственные соотношения предметов: «над», «под», «около», «между», «перед», «за» и др. Дети тренируются в определении местоположения предмета по словесной формулировке в помещении, на рисунке, схемах.
  4. Развитие понимания и употребления слов, выражающих протяженность («справа-налево», «сверху-вниз», «из верхнего левого угла в нижний правый угол» и др.). Воспитанники выполняют двигательные задания по перемещению в пространстве группы, а также графические упражнения на доске, индивидуальных карточках, в тетради.
  5. Развитие памяти на пространственные соотношения предметов. Детям предлагаются игровые задания типа «Что изменилось?», «Посмотри-запомни», «Мозаика» и др. В результате подобных упражнений воспитанники учатся сравнивать первоначальное местоположение предмета с изменившимся, воспроизводить по памяти взаиморасположение нескольких предметов.
  6. Развитие конструктивного праксиса. Старшие дошкольники выполняют задания, направленные на обучение копированию целостного образца, схематического изображения предметов, последовательному повторению графической схемы по элементам, вертикальному копированию 2-3 деталей. Также дети обучаются составлению изображения предмета из элементов (пазлы, разрезные картинки, разнообразные конструкторы, счетные палочки).
  7. Развитие двигательного праксиса. Дети запоминают и воспроизводят последовательные серии движений разной степени длительности, выполняют ориентировочную гимнастику, повторяют движения по схематичному изображению (нейрогимнастика «Попробуй повтори»), имитируют движения по памяти, словесной инструкции или воображению («как летит птица», «как солят суп», «как крадется лиса» и др.)

Грамотно спланированная и структурированная работа способствует формированию зрительно-пространственных функций у старших дошкольников и подготавливает их к последующему успешному обучению в школьный период.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс с педагогами на тему: «Формирование связной речи и коммуникативной функции речи детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»

Мастер-класс с педагогами на тему: «Формирование связной речи и коммуникативной функции речи детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности». Технологии: ИКТ, здоровье...

Использование игрового оборудования для развития графомоторной функции у детей старшего дошкольного возраста.

Материал для родителей. Данные рекомендации могут использовать родители для выполнения домашних заданий логопеда в интересной игровой форме в домашних условиях....

Особенности физического развития функции равновесия детей старшего дошкольного возраста.

Особенности равновесия детей старшего дошкольного возраста. Способы развития равновесия....

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Перспективный план работы «Формирование моторных функций у детей старшего дошкольного возраста»

Проблема здоровья дошкольников — одна из важнейших в жизни современного общества. Современные образовательные программы и требования к содержанию и методам работы, осуществляемые в ДОУ, нацелены...

«Развитие фонематических функций у детей старшего дошкольного возраста»

laquo;Развитие фонематических функций у детей старшего дошкольного возраста»...