РМО мастер класс для педагогов-психологов
материал по психологии

Ажогина Ольга Леонидовна

"Мандалотерапия, как один из современных методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rmo_mandala_terapiya.docx428.21 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс «Мандалотерапия, как один из современных методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста»

Ход встречи:

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Мы рады вас видеть на мастер – классе.

В современной России жизнь диктует человеку новые условия. Необходимо быть целеустремленным, активным, уверенным в себе, позитивным, иметь нестандартный подход к делу. Поэтому в новой системе образования перед дошкольными учреждениями стоит задача не только формировать у детей необходимые знания, умения и навыки, но и создавать условия для укрепления их психоэмоционального здоровья, а также способствовать развитию творческих способностей ребенка. Поэтому одним из направлений в работе с детьми дошкольного возраста является использование арт-терапевтических технологий. Арт-терапия — совокупность методик, построенных на применении различных видов искусства в своеобразной символической форме и позволяющих, с помощью стимулирования креативных проявлений ребенка, осуществить коррекцию нарушений психосоматических и психоэмоциональных процессов. Другими словами — это способ психологической помощи, основанный на использовании художественного творчества и игры.

От многочисленных интенсивных контактов с другими людьми у человека любого возраста, в том числе и у детей, возможны большие нервно-психические нагрузки, которые        проявляются в эмоциональном истощении, что приводит к прогрессирующему ухудшению состояния здоровья.

Какие методы для снятия психоэмоционального напряжения вы используете сами и рекомендуете педагогам? Каким образом вы разрешаете эту проблему? (Ответы)

В работе с детьми дошкольного возраста широко используется один из методов арт-терапии — это метод мандалы.

На сегодняшний день педагоги для всестороннего развития детей используют разные техники. Сегодня мы хотим познакомить вас с одной из них. Это техника мандала. Мандала (ударение на первый слог) пришла к нам с Востока. Мандалами украшают интерьер, используют в быту, делают украшения.

Слово «мандала» в переводе означает «круг», «диск». Формально мандала — это символическое круглое изображение, которое представляет собой как мир вне нас, который мы можем видеть (круг), так и невидимый мир (центр), который сокрыт внутри нас. По восточным верованиям «мандала» — это рисунок в круге, который обладает целительными свойствами и используется как инструмент для медитаций. Ведь именно рисование развивает зрительно-моторную координацию, согласует межполушарное взаимодействие, изо-терапевтические занятия способствует развитию деятельности и самооценки детей. Секрет метода мандал заключается в том, что при раскрашивании или создании мандал человек физически расслабляется, дыхание становится более глубоким и спокойным, раскрашивание замысловатых геометрических фигур имеет медитативный эффект.

Мандалу можно сравнить с глазом человека (животных), рисунком Земли или снежинки

               

Посмотрите друг другу в глаза, обратите внимание на рисунок его сетчатки. Что вы видите? (ответы педагогов). Правильно - узоры. Даже птицы строят свои гнезда в виде круга.

Создание мандал связано с созданием в круге рисунков, отражающих индивидуальные особенности автора — его психическое состояние, отношение к миру и самому себе, а также неосознаваемые потребности и тенденции развития. Исходя из этого, можем определить, что же такое мандала-терапия?

Мандала - терапия – это, прежде всего, лечение, оздоровление и исцеление нашей психики. Поэтому, мандала – терапия является инструментом для снятия психоэмоционального напряжения человека любого возраста.

Понятие «мандала» (научное название мандалы - гексография) было введено в психологию Карлом Густавом Юнгом. Он первым заметил важность образа круга в сновидениях и рисунках клиентов.

Кому полезна мандала - терапия? (Ответы педагогов)

Мандала – терапия может быть полезна любому человеку, пребывающему в негативном психоэмоциональном состоянии, для получения оздоровительного эффекта. Она может применяться и как вспомогательное средство в период восстановления после затяжных болезней и тяжелых операций, и т.д. Мандала - терапия абсолютно применима как к детям, так и к взрослым. Причем, дети более отзывчивы к этому методу, и гораздо быстрее достигают положительных результатов от взаимодействия с мандалами. Но, пожалуй, более всего метод мандала - терапии полезен тем, кто хочет духовного роста, саморазвития, самосовершенствования, гармонизации. Мандала - терапия не имеет ограничений ни в возрасте, ни в состоянии здоровья. Это очень просто – взять в руки мелки или краски и начать рисовать. Поэтому, эта техника может быть использована без ограничений в работе с детьми и их родителями, и педагогами.

Существуют ли противопоказания?

Противопоказаний нет вообще, т.к. это абсолютно безопасный вид деятельности для любого человека.

Существует огромное разнообразие изображения мандал.

1. Двумерные мандалы – нарисованные на плоскости.

Их рисуют на бумаге, используя краски, карандаши, мелки.

2.Обьемные (рельефные) мандалы

3. Вышитые на ткани. Мандалы вышивают на одежде, сумках, скатертях, подушках

4. Мандалы, сделанные из ниток

5. Мандалы, сделанные из дерева

А также: мандалы. высеченные на камне; мандалы, сделанные из драгоценных камней и минералов; мандалы, изображенные на потолках, стенах, полах храмов; мандалы, выполненные на тарелках; украшения и амулеты в виде мандал.

Что происходит с человеком при рисовании мандалы?

При рисовании мандалы, мы переносим наше состояние, наши эмоции и переживания из внутреннего мира на лист бумаги. Поэтому то, что у вас внутри, то и отразиться в мандале. Это как зеркало, отражающее происходящее внутри. И, рисуя мандалу, вы полны эмоций, которые бушуют у вас внутри, вы трансформируете их в материальную частицу через цвет и линию на бумаге. В этом, наверное, и заключается один из важных терапевтических моментов – материализация, возможность выразить эмоции при этом в социально приемлемом формате. Это удивительная возможность увидеть цвет и форму того, что вы переживаете на уровне эмоциональной волны и придать энергии материальную форму.

Что в результате можно получить от рисования мандалы?

Допустим, у человека есть какой-то внутренний неразрешенный конфликт. Он, следуя своим чувствам и ощущениям, интуитивно, а не основываясь на каких-либо логических умозаключениях, выбирает цвета и их сочетания для отрисовки своей мандалы, таким же путем находит и символику для нее (узоры, фигуры и т.д.) и рисует мандалу. Изготовленная мандала всегда соответствует его настоящему психоэмоциональному состоянию. Затем он также интуитивно подбирает цвета и символику для другой мандалы, рисование которой будет способствовать разрешению его конфликта. Мандала – это рентген нашего подсознания, чтобы мы не хотели нарисовать, мы нарисуем наше бессознательное.

Проводить себе сеансы мандала - терапии человек может вполне самостоятельно

Как работать с детьми.

Одним из методов арт – терапии для детей является раскрашивание мандалы. Такое необычное и интересное занятие позволяет выявить психологические расстройства и скорректировать их. К тому же, мандалы для детей учат сосредотачиваться и успокаиваться гиперактивных малышей. Через рисование или разукрашивание сакральных рисунков человек самовыражается и общается со своим бессознательным.

Как раскрашивать мандалы правильно?

В том-то и прелесть работы с мандалами для детей, что раскрашивать их можно чем угодно и как нравится самому ребенку. Малыш может делать это красками, карандашами, пастелью. Мандалы для детей можно раскрашивать с любой части рисунка. Для малышей здесь присутствует полная свобода творчества и самовыражения. В процессе работы малыш должен быть расслаблен. Однообразные движения способствуют концентрации внимания и снимают напряжение у детей. Таким образом, ребенок избавляется от внутреннего напряжения. Мандалы для детей — отличный способ для взрослых расшифровать эмоциональное состояние ребенка. Для малышей такой рисунок является не искусством, а скорее способом высказаться.

Работа с мандалами является одним из способов развития творческих способностей у детей. Ведь в современном мире обучение детей направлено на развитие левого полушария, отвечающего за логическое мышление. Правое же обычно остается не задействовано. Но именно оно отвечает за визуализацию, телепатию, ясновидение, творческие способности, которые мы считаем чем-то необычным, присущим единицам людей.

С какого возраста стоит знакомить ребенка с детскими мандалами?

В силу того, что процесс создания и раскрашивания мандал для детей требует определенной усидчивости, хорошего владения карандашом (т.е не выходить за края), понимание конечного результата, то уместно предложить и рассказать ребенку о мандалах не ранее 4-х лет.

Дети        раскрашивают мандалы, начиная от простых узоров, заканчивая более сложными и, как правило, раскрашивают мандалу от центра к периферии, это и есть способ расслабления. Здесь нет четких правил, работа с мандалой – это творчество и интуиция. (Показ схем для раскрашивания

1–2 года — рисование в пустом круге (в этом возрасте важны цвет и форма). Рисуем вместе безопасными пальчиковыми красками (три основных цвета: красный, желтый, синий). 3–5 лет — раскрашивание готовых мандал на выбор ребенка и рисование собственных. Набор карандашей (не менее 12 цветов), гуашь, цветная пастель, уголь, работа с цветным песком. 6–7 лет — раскрашивание готовых мандал на выбор ребенка и рисование или изготовление собственных.

               Значение цветов при раскрашивании мандалы.

С помощью сакрального рисунка, который ребенок закрашивает не задумываясь, можно заглянуть в его внутренний мир, продиагностировать проблемы. Проще всего сделать это, проанализировав цветовые предпочтения при раскрашивании мандалы для детей. Значения цветов с психологической точки зрения:

  • Красный. Этот цвет предпочитают активные и шумные дети. Хотите немного уравновесить непоседу? Добавьте в его комнату или в гардероб немного синего цвета. Еще таким деткам, как воздух, нужна похвала.
  •  Желтый.        Малыши, которые предпочитают солнечные оттенки, необыкновенные фантазеры.
  • Зеленый. Таким деткам не хватает родительского внимания и чувства защищенности. Развивайте в них творческую жилку. Иначе вырастет консерватор, жутко боящийся любых перемен.
  •  Синий цвет выбирают спокойные дети, которые все делают обстоятельно. Для дошколят такой выбор нетипичен. Если маленький ребенок вдруг начал использовать синие оттенки, то, скорее всего, ребенок просто устал.
  • Оранжевый. Так же, как и фанаты красного цвета, ребята чрезмерно активны и могут визжать и шуметь без всякой на то причины. Кипучую энергию крохи родителям стоит направить в спорт.
  • Коричневый цвет сигнализирует о неблагополучии в психике малыша. Ребенок живет в собственном мире, отгородившись от мира взрослых. Причины выбора: проблемы со здоровьем, неурядицы в семье, сильный стресс, умственная неполноценность.
  • Серый. Такой выбор редкость у детей. Его периодически выбирают тихие замкнутые ребята.
  •  Черный. Выбор этого цвета — тревожный звоночек для родителей, педагогов, психологов. Ребенок нуждается в поддержке. Скорее всего, маленький        человечек        пережил страшный стресс,        что        привело        к преждевременному созреванию его сложной психики.

                               Практическая часть.

У каждого из нас на свете есть места,

Куда приходим мы на миг отъединиться,

Где память, как строка почтового листа,

Нам сердце исцелит, когда оно томится.

 Леонид Фадеев

У каждого человека есть своё, особое место, куда он приезжает, чтобы наполниться внутренней энергией жизни, где восстанавливается после пережитых потрясений. Место, в котором ему хорошо, где человек счастлив. А ещё туда бегут, когда на душе плохо, когда навалились проблемы. Место, в которое мы возвращаемся просто так, но по какой-то неуловимой невидимой тяге. У вас есть место вашей силы? Место, где вы чувствуете себя спокойно и расслабленно?

Предлагаю вам совершить увлекательное путешествие - приключение, вглубь себя, в мир художественного творчества под звуки музыки. Мы с вами будем рисовать мандалы. Ее мы будем рисовать в сопровождении музыки. Готовые мандалы вы можете сохранить как оберег. А также с их помощью можно медитировать, погружаясь в узоры, настройтесь на вибрацию добра, отдыха и покоя. Если вам понятен расклад прорисовки мандалы, тогда приступим к ее рисованию. Сядьте удобно (спина прямая), сделайте несколько глубоких медленных вдохов и выдохов, закройте глаза и погрузитесь в себя под звуки расслабляющей музыки. Пообщайтесь со своим внутренним «Я». Представьте, что вы в необычном, волшебном месте. Это место, где вы ощущаете себя в безопасности. Если слово «безопасное» кажется вам слишком сильным или такое место сложно вспомнить, не переживайте: вы не одиноки. Вы можете просто представить себе место, где чувствовали себя относительно хорошо или спокойнее, чем обычно. Оно не должно быть идеальным. Это может быть место, где вы бывали в прошлом, во сне, или, как вариант, вы вообразите что-то абстрактное и символическое. Теперь представьте обстановку этого мирного места. Вы сидите, стоите или, может быть, лежите? Прогуливаетесь или чем-то заняты? Возможно, вы одни или в компании. Что вы видите, оглядываясь вокруг? Обратите внимание на то, что попадается вам на глаза, например цвета, различные формы, объекты, растения и так далее. Сфокусируйтесь на звуках, которые слышите, включая тишину. Обратите внимание на дальние и близкие звуки, на громкие и едва заметные. Теперь принюхайтесь к запахам этого места. Также обратите внимание на любые приятные физические ощущения в вашем теле, пока вы наслаждаетесь безопасностью. На чем вы стоите? Какова температура воздуха, ощущаете ли вы ветер, каково на ощупь все, что вы можете потрогать? Позвольте себе полностью погрузиться в образы, звуки и ощущения вокруг вас. Вы можете побыть тут подольше, просто наслаждаясь местом и покоем. Теперь, когда вы находитесь в мирном, безопасном месте, придумайте для него название. Это может быть одно слово или фраза, которые вы будете использовать, чтобы восстановить эту картину в любой момент.  Это место только ваше. Вы хозяин, вы главный. Ещё раз посмотрите, что вы видите перед собой и запомните все это А сейчас откройте глаза и приступайте к зарисовке своих эмоций на мандале. Рисуйте мандалу спонтанно, не задумываясь. Обведите круглую тарелку и рисуйте в круге все, что душе угодно. Не думайте о красках и концепции. Просто рисуйте. 

Во время рисования лучше не разговаривать, постараться расслабиться, рисовать интуитивно.

Вопросы для размышления и анализа: - Нравится вам мандала или нет? - Хочется что-либо изменить, дорисовать, перерисовать, убрать? Хочется внести какие-либо изменения? Если да, вы можете это сделать прямо сейчас! - Какие эмоции и чувства вызывает у вас мандала? - Какие ощущения она вызывает в теле? - Если бы вы назвали этот рисунок, каким было бы название? - Что происходит на рисунке и какие образы участвуют в этом действии? - Посмотрите взглядом пятилетнего ребенка - какова была бы его фантазия? - Если бы эта мандала могла говорить, какое послание она бы вам передала?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповые методы психокоррекционной работы с детьми и подростками ( мастер- класс для педагогов- психологов).

Описание психотехничеких игр " Домики" ( модификация игры "Лепёшка" Г.Хорта), "Продавец страхов" ( Д. Соколов), "О чём грустит щенок ( авторская разработка). Техника стандартизированного наблюдения за...

Мастер-класс:«Работа педагога-психолога ДОУ по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов»

Сценарий мастер-класса демонстрирует приемы и формы работы с педагогическим коллективом ДОУ  по профилактике синдрома эмоционального выгорания (разработан и проведен для студентов-психологов ВИЭП...

Мастер-класс для педагогов-психологов "Рисование песком"

1.Расширить знания педагогов о нетрадиционных способах рисования.2.Преодолеть негативные эмоциональные состояния дошкольников.3.Развивать речь и мелкую моторику рук детей....

Мастер-класс для педагогов-психологов дошкольных образовательных и общеобразовательных учреждений на тему «Использование метода рифмотерапии в работе с родителями дошкольников и младших школьников»

В данном материале рассмотрен вопрос использования метода рифмотерапии в работе педагога-психолога. Проанализированы характерные особенности рифмотерапии. Показана значимость и весомость рифмотерапии ...

Мастер-класс для педагогов-психологов на тему: «Применение здоровьесберегающих технологий педагогом-психологом в работе с детьми по развитию эмоциональной и познавательной сферы средствами песочной терапии»

В данном материале демонстрируется возможность применения здоровьесберегающих технологий педагогом-психологом в работе с детьми по развитию эмоциональной и познавательной сферы с использованием элемен...

Мастер-класс: «Работа педагога-психолога ДОУ по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов»

Мастер-класс: «Работа педагога-психолога ДОУ по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов»...

Мастер-класс для педагогов-психологов ДОО «ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ С РДА В РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОУ»

Целью данного мастер-класса является повышение профессиональных  умений педагогов-психологов ДОУ через повышение знаний и умений в вопросе диагностического обследования детей дошкольного воз...