Реестр диагностических методик
материал по психологии

Серебренникова Ольга Деомидовна

Реестр диагностических методов мониторинга, используемых педагогами-психологами ГБОУ «С(К)ОШИ V вида» составлен на основе открытого реестра психодиагностических методик, вызывающих доверие профессионального сообщества опубликованный в Методических рекомендациях по системе функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях (РАСПОРЯЖЕНИЕ от 28 декабря 2020 г. N Р-193)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл reestr_diagnosticheskih_metodik_gbou_skoshi_v_vida.docx48.92 КБ

Предварительный просмотр:

 Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат V вида»

 

СОГЛАСОВАНО

МО педагогов-психологов

Протокол №___ от «___»___________20___г.  

Зам. директора по ВР

____________Л.А. Балданова

Руководитель МО педагогов-психологов

 _______________С.В. Арьяева

   

Реестр диагностических методов мониторинга, используемых педагогами-психологами

ГБОУ «С(К)ОШИ V вида»

Составители: педагоги-психологи

Арьяева С.В.

Афанасьева М.М.

Серебренникова О.Д.

Тодоева И.С.

г. Улан-Удэ

2022 г.

Реестр диагностических методов мониторинга, используемых педагогами-психологами ГБОУ «С(К)ОШИ V вида» составлен на основе открытого реестра психодиагностических методик, вызывающих доверие профессионального сообщества опубликованный в Методических рекомендациях по системе функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях (РАСПОРЯЖЕНИЕ от 28 декабря 2020 г. N Р-193)

 

Введение

        Диагностическая работа является традиционным звеном работы школьного психолога.          Психологическая диагностика представляет собой углубленное психолого-педагогическое изучение обучающихся на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации. Психологическая диагностика проводится педагогами-психологами как индивидуально, так и с группами обучающихся.

        Сегодня диагностическая работа психолога в школе преследует решение следующих задач:

  • составление социально-психологического портрета школьника;
  • определение путей и форм оказания помощи детям, испытывающим трудности в обучении, общении и психическом самочувствии;
  • выбор средств и форм психологического сопровождения школьников в соответствии с присущими им особенностями обучения и общения.         

Из форм организации диагностической работы можно выделить следующие:

        1. Комплексное психолого-педагогическое обследование всех школьников определенной параллели — так называемое «фронтальное», плановое обследование. Такая форма представляет собой первичную диагностику, результаты которой позволяют выделить «благополучных», «неблагополучных» детей в отношении измеряемых характеристик.

        Примером такого обследования может служить отслеживание динамики адаптации школьников к обучению. Такая форма диагностической работы является плановой и проводится в соответствии с графиком работы психолога с каждой из параллелей школы.         Основными способами получения информации о психолого-педагогическом статусе школьника при комплексном обследовании являются:

  • экспертные опросы педагогов и родителей;
  • структурированное наблюдение школьников в процессе обследования;
  • психологическое обследование школьников;
  • анализ педагогической документации (классный журнал, ученические тетради) и материалов предыдущих обследований.

2. Углубленное психодиагностическое обследование используется при исследовании сложных случаев и включает применение индивидуальных клинических процедур. Такая форма работы проводится по результатам первичной диагностики либо является обязательным компонентом консультирования педагогов и родителей по поводу реальных трудностей ребенка в общении, обучении и др. Углубленное психодиагностическое обследование имеет индивидуальный характер с использованием более сложных методик с предварительным выдвижением гипотез о возможных причинах, выявленных (или заявленных) трудностей, с обоснованием выбора стратегии и методов обследования.

        

3. Оперативное психодиагностическое обследование применяется в случае необходимости срочного получения информации с использованием экспресс - методик, анкет, бесед, направленных на изучение общественного мнения.

        Основные параметры диагностической работы включают изучение личности учащегося, познавательных психических процессов, эмоционально-волевых особенностей, межличностных отношений в классном и школьном коллективах. При проведении диагностических процедур используются типовые психологические методики, адаптированные к условиям данной школы. В основу отбора материала при составлении данного психологического практикума положен принцип комплексности психологического исследования и психодиагностический принцип. Методики надежны, валидны и хорошо зарекомендовали себя на практике.

В 1 главе представлены методики диагностики воспитанников дошкольных групп (Экспресс-диагностика детей 4-6 лет Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко).

Во 2  главе представлена диагностика личностной и познавательной сфер обучающихся  1-х дополнительных классов (экспресс-диагностика детей 6-7 лет Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко)

В 3 главе представлены методики на исследование уровня адаптации, развития познавательных процессов 1-х дополнительных и 1-х классов.

В 4 главе представлены методики для мониторинга сформированности универсальных учебных действий в начальной школе (по ФГОС).

Глава 5 – Приложение.        

Глава 1. Методики диагностики воспитанников дошкольных групп (экспресс-диагностика детей  дошкольного возраста  Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко).

Дошкольное детство — очень короткий отрезок жизни человека, всего первые семь лет, однако он имеет непреходящее значение. Это период, когда ребенок развивается как никогда бурно и стремительно. С каждым годом он изменяется физически и приобретает совершенно новые психические способности и качества. Из беспомощного малыша он превращается в относительно самостоятельную, активную личность. Дошкольный период является сензитивным для развития многих психических процессов, а потому уделять внимание развитию ребенка надо начинать с раннего возраста.

Представлен  комплект материалов для экспресс-диагностики развития психических процессов у детей дошкольного возраста. Этот комплект составлен в соответствии с требованиями «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.К. Комаровой. Для диагностики используются классические методики, позволяющие выявить уровень интеллектуального развития, произвольности, особенности личностной сферы. Диагностические материалы структурированы по возрастам: 4—5 лет (средняя группа), 5—6 лет (старшая группа). Составленный таким образом комплект позволит педагогам-психологам наблюдать за развитием каждого ребенка и обеспечить непрерывное психологическое сопровождение с момента его поступления в детский сад до выпуска в школу.

По результатам обследования психолог разрабатывает коррекционно-развивающую программу (индивидуально на каждого ребенка и на группу в целом), которая позволит воспитателям и специалистам ДОУ осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку. В диагностический комплект входят содержание и процедура диагностики и критерии оценки результатов, а также Приложения, где представлены необходимые для проведения диагностики материалы.

Стимульные материалы делятся на три типа. Первая группа - предметы (матрешки, коробка форм, игрушки и т.п.), в Приложениях они не представлены, в этом случае просто приводится описание процедуры проведения диагностики. Вторая группа — материалы многоразового использования, и третья — расходные материалы, которые потребуются на каждого ребенка и соответственно их надо будет ксерокопировать. Два последних типа материалов включены в Приложения.  

Диагностика развития психических процессов детей 4-5 лет (средняя возрастная группа)

Психические процессы

Диагностические методики

1

Восприятие

«Коробка форм»

2

Общая осведомленность

Покажи и назови

3

Восприятие

Матрешка 4-составная

4

Разрезные картинки 4-составные

5

Память

8 предметов

6

Внимание

Лабиринты

7

Найди такую же картинку

8

Мышление

Найди домик для картинки

9

Воображение

На что это похоже?

Инструкция,  стимульный материал см. приложение 1.

Диагностика развития психических процессов детей 5-6 лет  (старшая возрастная группа)

Психические процессы

Диагностические методики

1

Личностная сфера

«Лесенка» (самооценка)

2

Общая осведомленность

«Нелепицы»

3

Выявление уровня сформированности представлений о временах года

«Времена года»

4

Внимание

«Найди такую же картинку»

5

Память

«10 предметов»

6

Мышление

«Найди «семью»

7

«Рыбка»

8

Образные и пространственные представления

«Рисунок человека»

9

Речь, мышление

«Последовательные картинки»

10

Восприятие

«Разрезные картинки» (4 части)

11

Воображение

«На что это похоже?»

Инструкция, стимульный материал см. приложение 2.

Глава 2. Диагностика личностной и познавательной сфер обучающихся  1-х дополнительных классов (экспресс-диагностика детей 6-7 лет Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко)

Седьмой год жизни — продолжение очень важного целостного периода в развитии детей, который начинается в пять лет и завершается к семи годам. На седьмом году продолжается становление новых психических образований, появившихся в пять лет. Вместе с тем дальнейшее развертывание этих образований создает психологические условия для появления новых линий и направлений развития. Основные достижения данного возраста связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; дети осваивают формы позитивного общения с людьми, развивается половая идентификация, формируется позиция школьника. К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что и позволяет ему в дальнейшем успешно обучаться в школе.

Психические процессы

Диагностические методики

1

Самооценка

«Лесенка»

2

Мелкая моторика

«Вырежи круг»

3

Внимание

«Домик»

4

Память

«10 слов»

5

Словесно-логическое мышление

«Закончи предложение»

6

Мышление

«4-й лишний»

7

Мышление, речь

«Последовательные картинки»

8

Логическое мышление

«Найди недостающий»

9

Образные и пространственные представления

«Рисунок человека»

10

Восприятие

«Разрезные картинки» (6 частей)

11

Воображение

«На что это похоже?»

12

Произвольность, «внутренняя позиция школьника»

«Запрещенные слова»

«Графический диктант»

Инструкция и стимульный материалы см. Приложение 3

Глава 4.  Методики на исследование уровня адаптации 1-х дополнительных и 1-х классов.

Начало систематического обучения детей в школе выдвигает целый ряд важных задач. От того, как ребенок подготовлен к школе всем предшествующим дошкольным периодом развития, будут зависеть успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи, его психологическое самочувствие. Проблема оценки уровня адаптации ребенка к школе, предупреждения возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии первоклассников неизбежно ставит перед школьным психологом задачу выбора соответствующих диагностических средств.

Выбор методик для массового исследования адаптации должен удовлетворять следующим требованиям:

- измерять ключевые параметры адаптации-дезадаптации;

- полученная в результате обследования информация должна быть не только констатирующей, но и ориентирующей психолога в причинах возможной дезадаптации;

- быть экономичной по форме проведения и затратам времени.

Практика работы в школе показывает, что процесс адаптации у первоклассников характеризуется следующими основными изменениями:

- происходит физиологическая подстройка деятельности функциональных систем организма первоклассника в соответствии с изменившимися режимом и нагрузкой;

- формируются и осваиваются способы и приемы новой деятельности – процесса учени;

- эмоциональная сфера первоклассника оценивает изменения в окружающей реальности как субъективно комфортные/дискомфортные и таким образом осуществляет регуляцию его поведения и деятельности.

Для общей оценки уровня адаптации первоклассника к школе необходимо получить качественные показатели этих изменений.

Программа изучения уровня адаптации первоклассников к школе может быть представлена в следующей таблице:

Компоненты адаптации

Эмпирические характеристики

Методики

Физиологическая подстройка организма

Отсутствие заболеваний в период адаптации

Отсутствие психосоматической симптоматики

Опрос родителей

Анализ медицинской статистики

Способность организма к энергозатратам

Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики»

(Приложение 17)

Освоение способов и приемов новой деятельности

Усвоение программы обучения

Экспертная оценка учителя

Эмоциональное принятие новой социальной ситуации

Эмоционально положительное восприятие процесса учения

Опрос родителей

Методика «Домики» (Приложение 17)

Эмоционально положительное отношение к учителю

Методика «Домики» (Приложение 17)

Эмоционально положительное отношение к себе в новой роли

Методика «Домики» (Приложение 17)

Опрос родителей

Эмоционально положительное восприятие отношений с одноклассниками

Методика «Домики» (Приложение 17)

Опрос родителей

Глава 4 «Мониторинг сформированности универсальных учебных действий в начальной школе (по ФГОС)».

Начальная школа — важнейший этап в процессе общего образования школьника. В этот период необходимо не только освоить программный материал предметных дисциплин, но и научиться учиться – стать «профессиональным учеником».

Универсальные учебные действия сгруппированы в четыре основных блока:

1) Личностные;

2) Регулятивные, включая саморегуляцию;

3) Познавательные, включая    логические,    познавательные    и    знаково-символические;

4) Коммуникативные действия.

Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.

Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельности посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования.

Познавательные действия включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, её структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.

Коммуникативные действия – обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнёра и самого себя. Умение учиться означает умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.

Выявление уровня сформированности УУД у обучающихся 1 классов (Приложение 4).

УУД

Диагностические методики

1

Личностные

1.        «Беседа о школе» (Т.А. Нежновой). В модификации А.М. Прихожан (Приложение 12)

2.        «Дерево» (Д. Лампен, в адаптации Л.П. Пономаренко) (Приложение 4)

3.        Тест тревожности (Теммл, Амен, Дорки) (Приложение 16)

2

Коммуникативные

1.        Лесенка (Приложение 11)

2.        Рукавички (Г.А. Цукерман) (Приложение 16)

3.        Социометрия Дж. Морено (Приложение 19)

3

Регулятивные

1.        Графический диктант (Д.Б. Эльконин) (Приложение 13)

4

Познавательные

1.        Методика исследования зрительного восприятия и наглядно-образного мышления Дж. Равен (в модификации Т.В. Розанова) (Приложение 15)

2.        «Домик» (Н.И. Гуткина) (Приложение 9)

Выявление уровня сформированности УУД у обучающихся 2 класса (Приложение 5)

УУД

Диагностические методики

1

Личностные

1.        Анкета школьной мотивации Н.Г. Лускановой (в модификации Е.И. Даниловой) (Приложение 8)

2.        «Дерево» (Д. Лампен, в адаптации Л.П. Пономаренко)  (Приложение 4)

3.        Тест тревожности (Теммл, Амен, Дорки) (Приложение 16)

2

Коммуникативные

1.        Лесенка (Приложение 11)

2.        Рукавички (Г.А. Цукерман) (Приложение 6)

3.        Социометрия Дж. Морено (Приложение 19)

3

Регулятивные

1.        Тулуз – Пьерона (адаптация Л.Я. Ясюковой) (Приложение 7)

4

Познавательные

  1. Методика «Исключение предметов» (Н.Л. Белопольская) (Приложение 14)
  2. Методика «10 слов» (А.Р. Лурия) (Приложение)

Выявление уровня сформированности УУД у обучающихся 3 класса (Приложение 6)

УУД

Диагностические методики

1

Личностные

1.        Анкета школьной мотивации Н.Г. Лускановой (в модификации Е.И. Даниловой) (Приложение 8)

2.        «Дерево» (Д. Лампен, в адаптации Л.П. Пономаренко)  (Приложение 4)

3.        Тест тревожности (Теммл, Амен, Дорки) (Приложение 16)

2

Коммуникативные

  1. Методика Дембо-Рубинштейн (Приложение 18)
  2. Социометрия Дж. Морено (Приложение 19)

3

Регулятивные

  1. Тулуз – Пьерона (адаптация Л.Я. Ясюковой) (Приложение 7)

4

Познавательные

  1. Методика «Исследования словесно-логического мышления младших школьников» (Э.Ф. Замбацявичене) (Приложение 14)
  2. Методика «Пиктограмма» (Приложение)

Выявление уровня сформированности УУД у обучающихся 4 класса (Приложение 7)

УУД

Диагностические методики

1

Личностные

1.        Анкета школьной мотивации Н.Г. Лускановой (в модификации Е.И. Даниловой) (Приложение 8)

2.        «Дерево» (Д. Лампен, в адаптации Л.П. Пономаренко)  (Приложение 4)

3.        Тест тревожности (Теммл, Амен, Дорки) (Приложение 16)

2

Коммуникативные

  1. Методика Дембо-Рубинштейн  (Приложение 18)
  2. Социометрия Дж. Морено(Приложение 19)

3

Регулятивные

1.        Тулуз – Пьерона (адаптация Л.Я. Ясюковой) (Приложение 7)

4

Познавательные

  1. Методика «Исследования словесно-логического мышления младших школьников» (Э.Ф. Замбацявичене) (Приложение 14)
  2. Методика «Пиктограмма» (Приложение)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ

В данном разделе помещаю разного рода диагностические методики. Я собирала их довольно долгое время, так как по роду своей специальности это было самым необходимым в работе... Надеюсь кому-нибудь из к...

Перечень диагностических методик для исследования готовности к школе

Данные методики применяются для иследования готовности детей к школе....

Диагностические методики, используемые при обследовании детей 3-4 лет

Перечень методик, используемых для диагностики познавательных процессов...

Диагностические методики, используемые при обследовании детей 3-4 лет

Эти методики используются мной при обсдеовании познавательных процессов детей...

Диагностическая методика

Методика изучения эмоционального самочувствия ребенка в детском саду   Цель:получить общее представление о позитивном или негативном эмоциональном самочувствии детей старшего дошкольно...

Комплект диагностических методик, определяющих готовность детей к школьному обучению.

Тесты  для старших дошкольников на выявление готовности к обучению в школе....

«Диагностическая методика определения мотивационной готовности к школе дошкольников «Беседа о школе» (по методике Т.А.Нежновой)».

В ходе обследования ребенку задают вопросы, ответы на которые позволяют выявить один из трех типов ориентации в отношении школы и учения....