Выступление на ГМО педагогов-психологов " Обзор диагностических методик, направленных на изучение эмоционального самочувствия ребёнка в семье, знакомство с методикой Т.В. Громовой "Страна эмоций".
методическая разработка по психологии
Обзор диагностических методик, направленных на изучение эмоционального самочувствия ребёнка в семье, знакомство с методикой Т.В. Громовой "Страна эмоций".
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 37.52 КБ | |
| 1.93 МБ |
Предварительный просмотр:
Интерпретативный тест «Грустная мама»
(модификация Г.Т. Хоментаускас)
Цель: выявление степени сосредоточенности переживаний ребенка на родительских взаимоотношениях.
Тестовый материал: рисунок, на котором изображены женщина с грустным выражением лица и мужчина.
Процедура: ребенку предлагается посмотреть на рисунок.
Дается инструкция: художник нарисовал маму и папу в комнате. Папа смотрит в окно, а мама очень грустная и чем-то расстроена. Как ты думаешь, почему у неё плохое настроение?
Обработка данных:
- 1. Эмоциональная дистанция объясняется плохим поведением самого ребенка:
- - из-за ребенка поссорились;
- - ребенок не слушается и т. п.
2. Эмоциональная дистанция объясняется ссорой между родителями:
- - поругались;
- - поссорились;
- - папа маму разлюбил….и т. П.
3. Эмоциональная дистанция объясняется причинами, не связанными с межличностными отношениями:
- лампочка перегорела;- на улице плохая погода…и т.п.
По выявленной особенности интерпретирования ребенком эмоциональной дистанции между родителями можно сделать предположение о степени сосредоточенности переживаний ребенка на родительских взаимоотношениях. Так, 3 группа ответов показывает, что родительские взаимоотношения не оказывают влияния на эмоциональное самочувствие ребенка.
Проективная игра «Почта»
(модификация теста Е. Антони и Е. Бине)
Цель: изучение эмоциональных отношений ребенка с семьей. Методика направлена на определение позиции ребенка в семье.
Для работы использую деревянные куколки из комплекта игровая терапия.
Ход игры: ребенку предлагается роль почтальона, разносящего письма адресатам – членам своей семьи.
Диагностическая задача – ребенок должен выразить свое эмоционально-оценочное отношение к каждому из адресатов, распределяя письма-послания по собственному усмотрению.
Игра проводится индивидуально.
Ребенок приглашается в комнату, где находится игровой материал. Взрослый сообщает ребенку: «Я хочу предложить тебе поиграть. Это игра в «Почту». Я хочу предложить тебе роль почтальона. Вот эти письма почтальон должен вручить адресатам».
При этом рекомендуется перед мальчиками ставить игрушку - машинку, «груженую» почтой; девочкам предлагается красочная сумка почтальона, наполненная письмами и телеграммами.
Затем ребёнку предлагается выбирать из фигур те, которые будут обозначать членов его семьи – детей и взрослых. Отобранные фигурки устанавливаются на столе, оставаясь в поле зрения ребенка, у каждой свой почтовый ящик.
Далее взрослый сообщает ребёнку, что «В нашей игре пожелал участвовать Незнакомец – и ставит на стол внешне неброскую фигурку Незнакомца. –, сообщаем что если ты не знаешь кому положить письмо, то можно его положить назнакомцу.
Чтобы предупредить механическое раскладывание писем по очереди в каждый ящик, важно напомнить ребенку после прочтения адреса (короткой фразе на конверте): «Подумай, к кому из адресатов письмо с таким адресом относится больше всего? А теперь подумай, кому в ящик положить следующее письмо».
Мы договариваемся с ребёнком, что так как он читать ещё не умеет, то послания на письмах буду читать я
Игра длится обычно не более 15 минут.
По окончании ее ребенку предлагается подсчитать количество писем в каждом почтовом ящике.
Такое переключение ребёнка из тесной ситуации, требующей эмоциональных оценок, на деятельность по счету, в которой отсутствует зримое напоминание о распределении эмоциональных предпочтений, успокаивает ребенка.
- В игре используется 20 писем, из них 10 – с сообщениями об отношении ребенка к членам семьи: Этого человека я люблю. Этого человека я не люблю.
- Другие 10 писем содержат сообщение об отношении членов семьи к ребенку (на основе его представлений): Этот человек никогда не играет со мной. Этот человек самый добрый и хороший.
Обработка данных. Здесь учитывается то, как распределились между всеми адресатами письма с положительнёй и отрицательной направленностью.
Особое значение придается письмам следующего содержания: «Этого человека я люблю», «Этого человека я не люблю», «Этот человек меня любит», «Этот человек не любит меня», так как письма обладают наибольшей степенью информативности об избирательности эмоциональных отношений ребенка. Если одному и тому же лицу ребенок адресует сообщение с положительной эмоциональной окраской («Этот человек меня любит», «Этого человека я люблю»), а также другие письма положительной направленности, типа: «Этот человек самый добрый и хороший», «...веселый», «...часто со мной играет» и т. п., то можно предполагать взаимную симпатию и близость с этим взрослым, доверие со стороны малыша к этому человеку.
Если в почтовый ящик, относящийся к той или иной фигурке, ребенком не опущено ни одного письма, содержание которого обладает наибольшей эмоциональной насыщенностью, типа: «Этого человека я люблю», «Этот человек меня любит», «Этот человек самый добрый», – такой факт говорит об эмоционально-невыраженном отношении к данному лицу (индифферентном). На безучастность будут указывать и письма, иллюстрирующие и бедность контактов с этим адресатом, типа: «К этому человеку я никогда не обращусь за помощью», «Этот человек никогда не играет со мной» и др.
О негативном отношении маленького человека к взрослому, о наличии эмоциональных проблем в отношениях с ним будет свидетельствовать то, что ребенок опустит реальным членам семьи (а не эмоционально-нейтральной фигуре Незнакомца) письма с отрицательными посланиями, типа: «Этого человека я не люблю», «Этот человек не любит меня», «Этот человек часто наказывает меня и ругает» и т. д.
Адресованность одному и тому же лицу писем как с положительным, так и с отрицательным отношением ребенка или с положительным и отрицательным отношением этого человека к ребенку можно расценивать как противоречивость чувств ребенка к этому члену семьи.
Кто-то из детей может адресовать послание «...я люблю», «...меня любит» эмоционально-нейтральной фигуре Незнакомца. Возможно, это свидетельствует об отсутствии у ребенка объекта любви и привязанности из числа близких людей.
Методика Т.В. Громовой «Страна эмоций»
Психологическая методика, направленная на диагностику и коррекцию эмоционально - волевой сферы ребёнка. Данная методика содержит стимульный материал в виде авторских рисунков. Забавные сказочные персонажи помогут ребёнку познакомится со своими эмоциями и подружится с ними.
Методика рассчитана на работу с детьми старшего дошкольного возраста и младшими школьниками.
Методика «Страна эмоций» разработана для использования при работе с эмоционально-волевой, а также коммуникативной сферой ребенка
Задачи:
1. Диагностика эмоционально—волевой сферы ребенка:
определяются эмоции, являющиеся наиболее проблемными для ребенка; выявляется уровень развития рефлексии собственных эмоциональных состояний, а также эмоциональной децентрации ребенка;
определяются наиболее эмоционально значимые для ребенка сферы жизнедеятельности (взаимоотношения с родителями, друзьями, учебная деятельность и т.д.).
2. Коррекция трудностей в эмоционально-волевой сфере:
создание условий для осуществления ребенком рефлексии собственных чувств и их отреагирования;
дифференцирование эмоции по степени интенсивности переживания;
создание ситуации безопасного принятия эмоций негативного характера.
Методика состоит из 20 картинок (каждая представляет собой образ эмоционального состояния в трех вариантах по степени выраженности), а также методических рекомендаций по работе с ними.
Автором был создан ряд персонажей, каждый из которых соответствовал какому-либо эмоциональному состоянию. Часть персонажей целесообразно отнести к основному составу, в который входят: Гнев-Сердитка, Боястик-Дрожастик, Вредитель, Веселинка, Грустинка как аналоги базовых эмоций, а также Лень как персонаж, наиболее часто используемый при работе с проблемами эмоционально-волевой сферы.
Остальные персонажи можно отнести к дополнительному составу: Обидка, Раздражинка, Высокомер Надменович, Застенчик, Хитрик, Фантазер-Придумка, Жаднна-Недамка, Обманка, Завидуха, Растерянчик Нерешительный, Медлитель-Удлинитель, Упрямыч, Братья Небояновы и Добрин.
Большинство дополнительных персонажей соответствует эмоциональным состояниям, производным от основных.
Так же в состав персонажей включены такие эмоции, как Веселинка, Фантазер-Придумка и Добрин. по определению не относящиеся к проблемным, отметим, что тем не менее их присутствие в методике необходимо по следующим причинам:
Наличие в Стране Эмоций исключительно отрицательных, «проблемных» персонажей настораживает ребенка, может оказать влияние на уровень его тревожности.
Положительные персонажи часто включаются ребенком в рассказ о выбранной эмоции, выступают в качестве помощников, способствующих счастливой развязке.
Предлагаемый состав эмоций (как отрицательных, так и положительных) может изменяться и дополняться в процессе работы.
Особенности данной методики обусловлены спецификой психологической работы в детьми старшего дошкольного. В работе необходимо учитывать не только саму проблематику, но и возрастные особенности детей, т.е. опираться на те психологические навыки, которые у ребенка сформированы, и создавать оптимальные условия для развития тех, которые еще нуждаются в формировании.
Сама форма методики «Страна эмоций» подразумевает построение доверительных отношений между психологом и ребенком.
Данная методика носит личностный характер, и ее эффективное применение невозможно без принятия всех чувств ребенка, стремления не осудить его, а понять и помочь справиться с трудностями.
В процессе работы с методикой психолог предоставляет ребенку возможность получить (может быть, впервые) опыт самоанализа, осознавания своих чувств, их присвоения, а значит — контроля над ними. Переживание подобного опыта способствует личностному росту ребенка, развитию его эмоциональной сферы.
Сейчас я бы хотела рассказать как можно использовать эту методику как диагностический материал:
Данная методика достаточно удобна при проведении интервью с ребенком, причем какой именно способ применения будет использован, зависит как от конкретной диагностической ситуации, так и от профессиональных предпочтений самого психолога.
Рассмотрим некоторые формы диагностической работы с данной методикой.
- Ребенку предлагается представить, что все чувства и эмоции, которые испытывают люди, можно превратить в сказочных персонажей, «портреты» которых ему и предъявляются. В процессе совместного рассматривания картинок ребенку задаются вопросы: «Знаком ли тебе этот персонаж, это чувство? Ты когда-нибудь его испытывал? А когда, например?», «Обрати внимание, это чувство может быть совсем маленьким, может быть побольше, а может — совсем большим. Ты когда-нибудь встречал этого героя, когда он совсем маленький? А когда большой? Расскажи об этом.» и т.д.
Далее предлагаем ребёнку отправимся в Страну эмоций. Напоминаем ему, что все люди испытывают разные чувства, эмоции: страх, радость, грусть, гнев... И просим его представить, что все чувства, которые мы испытываем, вдруг превратились в сказочных персонажей — грустных и веселых, смелых и робких, смешных и не очень — и поселились в сказочной Стране эмоций.
Предлагаем с ними познакомимся. Вот Гнев-Сердитка. Это чувство возникает у нас, когда мы сердимся, злимся, когда нас кто-то обижает. Гнев бывает маленький, если мы сердимся немножко или только начинаем сердиться, бывает побольше, а бывает таким большим, что нам трудно себя сдержать, хочется кричать, ругаться, иногда даже драться. А ты сам знаком с этим героем? Со всеми тремя или с кем-то одним? А кто тебе лучше всего знаком: маленький, средний или большой? Когда ты с ним встречаешься? Расскажи мне.»
2. Следующий способ предпочтителен, если ребенок замкнут, и возникли трудности с установлением контакта. поэтому предлагается максимально упрощенная процедура: сначала психолог вместе с ребенком
рассматривает картинки и комментирует их, а затем карточки перемешиваются и вытаскиваются две наугад. Ребенку предлагается игровая ситуация, в которой ему следует сделать выбор из двух карточек. После того, как выбор сделан вытаскивается следующая пара карточек, и все повторяется. Таким образом, с одной стороны, задание максимально упрощено — всего лишь выбрать одну из двух предложенных карточек, с
другой — решаются задачи, перечисленные выше.
Необходимо отметить, что выбранный персонаж может соответствовать проблемной ситуации, в которой находится ребенок, а может, напротив, обозначить желаемые им качества, те, которые представляют для него определенную ценность, но пока являются недоступными по тем или иным причинам, содержание которых уточняется в процессе дальнейшей, более углубленной диагностики.
«Давай представим, что ты — известный актер, настоящая «звезда». И вот тебя пригласили озвучить роль в мультфильме (сыграть роль в фильме) «Страна эмоций». На выбор предложили эти две. Какая из них тебе больше нравится? Какую ты знаешь лучше? Какая роль тебе больше знакома? Ты хотел бы что-нибудь рассказать об этом персонаже, о том, почему ты его выбрал? ...А если бы тебе предложили выбрать из этих двух героев? (и т.д.)»
3.Данная форма работы с методикой носит уже несколько пограничный, диагностико-коррекционный характер. Ребенку предлагается сочинить рассказ (сказку), где главным действующим лицом был бы выбранный им персонаж (или персонажи, если их несколько). Критерии выбора могут быть различными. При этом задаются вопросы:
- Где он живет?
- Один ли он живет или с кем-то?
- Есть ли у него друзья? Кто?
- Что он любит делать?
- Чего терпеть не может? и т. д.
Далее вопросы формулируются в зависимости от проблемной ситуации самого ребенка с опорой на конкретный персонаж. Затем сочиняется сказка: либо самим ребенком, либо совместно с психологом.
«Сейчас я расскажу тебе сказку, а ты мне поможешь, хорошо? О ком бы ты хотел услышать, выбери сам. Итак, жил-был Боястик-Дрожастик. Как ты думаешь, где он жил? А как выглядел его домик? Наверно, около его дома было что-то, чего он очень боялся. Как ты думаешь, что? И жил Боястик один-одинешенек... Интересно, а друзья у него были? А кто? Посмотри-ка среди других персонажей. И больше всего Боястик-Дрожастик любил... (подсказывай, что он любил?). А не любил Боястик... (чего не любил, как ты думаешь?). А что же случилось с ним дальше, давай придумаем вместе... и т.д.»
И теперь о МЕТОДИКе КАК КОРРЕКЦЙОННом МАТЕРИАЛе
Как уже было отмечено выше, определенный коррекционный эффект имеет место уже на начальном, по сути диагностическом, этапе работы: начинается процесс осознавания имеющейся проблемы, рефлексия испытываемых эмоциональных состояний, дифференцируется степень их интенсивности, налаживается эмоциональный контакт ребенка с психологом, являющийся необходимым условием дальнейшей эффективной работы.
В процессе коррекционной работы с методикой «Страна эмоций» даже самые «вредные» эмоции преподносятся в виде забавных и неопасных персонажей;; не «я жадный», а «я встречал Жадину-Недамку», ребенок дистанцируется от них: не «я злой», а «я знаю Сердитку, со мной иногда такое бывает».
На этом этапе начинается конструктивный диалог ребенка и психолога, устанавливается атмосфера безопасности и доверия и, в то же время, обозначается предмет работы — персонаж, доставляющий ребенку наибольшие затруднения.
Вот несколько возможных форм работы, применять которые "целесообразно после проведения диагностики, когда у психолога уже сформировалось начальное видение проблемной ситуации ребенка.
1. Изображение, проигрывание поведения выбранного персонажа.
«...Значит, ты говоришь, что знаком с Раздражинкой самого большого роста? А ты можешь сейчас ев изобразить? Как она хмурит брови? Каков выражение лица у Раздражинки? А как она стоит или сидит? Может, она любит говорить какие-то слова? А каким голосом она их произносит? Покажи мне, как она выглядит. Ой, настоящая Раздражинка! Представляю, что ты чувствуешь при встрече с ней!..».
2. Сочинение сказки, главным героем которой является выбранный персонаж. Данный способ использования методики имеет много общего с уже описанной диагностической процедурой. Различие состоит в том, что
теперь психолог принимает более активное участие в сочинительстве, направляя сюжет сказки. «Коррекционная» сказка заранее ориентирована на счастливый конец в отличие от сказки«диагностической», сюжет которой развивается свободно, в соответствии с фантазией диагностируемого.
3. Рисование выбранного персонажа.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

семинар -практикум для педагогов по теме "Семья, её значение и влияние на эмоциональное самочувствие ребёнка".
Семинар -практикум для педагогов по теме "Семья, её значение и влияние на эмоциональное самочувствие ребёнка".Цель: обозначить актуальность проблемы взаимодействия педагогов с родителями воспитанников...

Организация работы педагога-психолога в ДОУ. Цели, задачи, направления. Программно-методическое и диагностическое обеспечение.
В данном материале прописана работа педагога-психолога ДОУ. Даны цели, задачи, направления. Подобрано программно-методическое и диагностическое обеспечение. Подобраны консультации по всем возрастам с ...

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ РЕБЁНКА В ГРУППЕ.
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ РЕБЁНКА В ГРУППЕ.Изолированные дети. Репницына Ольга Николаевна...

Анкета для родителей "Изучение эмоционального самочувствия ребёнка".
Данный материал разработан с целью выявить с каким настроением ребенок посещают ДОУ и как складываются у него отношения со взрослыми и детьми в группе. Данный материал может быть полезен педагогам-п...
Методики, направленные на изучение сформированности пространственных представлений у детей дошкольного возраста
Методики, направленные на изучение сформированности пространственных представлений у детей дошкольного возраста...

Выступление на ГМО педагогов-психологов. "Требования к методикам диагностического обследования и наглядному материалу"
Психологическая диагностика - психолого-педагогическое изучение индивидуальных особенностей личности ребенка с целью:- выявления причин возникновения проблем в развитии и обучении,- определения сильны...

Выступление на ГМО педагогов-психологов : "Методики диагностики психических состояний, некоторых личностных особенностей дошкольников в семье"
Обзор методик: Проективная игра «Почта» (модификация теста Е. Антони и Е. Бине), Интерпретативный тест «Грустная мама» (модификация Г.Т. Хо...
