Собрание для родителей детей старшего дошкольного возраста " Игры для развития познавательных процессов"
консультация по психологии (старшая группа)

Мовчан Екатерина Владимировна

Игры для развития психических процессов для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Собрание для родителей старших групп

«Игры для развития познавательных процессов»

Я знаю, что многие из вас обеспокоены вопросом о том, как подготовить ребёнка к школе, многие дети уже сейчас посещают образовательные учреждения с целью подготовки к школе.

И в этом вопросе важно не перегрузить ребёнка учебной деятельностью. И на это есть свои объективные причины:

Во-первых, у многих детей начинается отторжение учебной деятельности, негативное эмоциональное отношение к школе, есть дети из подготовительных групп, которые не хотят идти в школу.

Во-вторых, первоклассники, которых с раннего возраста начали водить во всевозможные школы развития, говорят о том, что им в школе неинтересно, они всё это знают и соответственно у них нет желания идти в школу.

А в-третьих, ведущим видом деятельности для дошкольников, то есть тем видом деятельности, в котором ребёнок развивается, является игра. Учебная же деятельность становится ведущей в начальной школе, даже ещё в первом классе преобладающей остаётся игровая деятельность.

Поэтому сегодня я бы хотела вам продемонстрировать игры для развития познавательных процессов детей.

Кроме того, психологи утверждают, если родители хотят наладить прочные доверительные взаимоотношения с ребенком, которые не исчезнут даже в сложные периоды возрастных кризисов, то необходимо с самого раннего возраста играть с ним.

Итак, сейчас вы на себя возьмёте роль детей и мы будем с вами играть.

  • Сейчас мы с вами поиграем в игры на развитие слухового внимания

Игра «Слушаем слова»

Договоритесь с ребёнком, что вы будете произносить самые разные слова. Ребёнку надо хлопнуть в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, посуду. И игра начинается: называются различные слова: стул, дерево, тарелка, ручка, лиса, картошка, вилка. Ребёнок должен успеть вовремя хлопнуть в ладоши.

Чтобы игра не надоедала её можно разнообразить. Поиграв несколько минут, можно менять задания. Ребёнку надо будет совершать уже другие действия, например, топнуть, когда услышит слово, обозначающее растение; прыгнуть, когда услышит слово, обозначающее животное; взять себя за нос, когда услышит слово, обозначающее мебель.

Игра «Топ-хлоп»

Вы говорите ребёнку инструкцию: « Сейчас я буду называть разные слова, если ты услышишь названия фруктов, то тебе необходимо хлопнуть в ладоши, если я произнесу названия овощей, то нужно топнуть. Итак начинаем

Банан, автобус, ракета, апельсин, тыква, диван, яблоко, помидор, огурец, кресло, мандарин, платье, футболка, баклажан, свёкла, абрикос, киви, морковь, картошка.

Заодно в данной игре, вы сможете проверить, насколько ребёнок владеет обобщающими понятиями. Ребёнок 5-6 лет должен называть и обобщать группы предметов. (мебель, одежда, обувь, домашние, дикие животные и др. ) Так вы можете поиграть в игру «Назови одним словом» , 4-й лишний. Я хочу обратить ваше внимание, что на одной из городской конференций выступал психолог из гуманитарной гимназии, она говорила о том, что дети поступающие занимаются чуть ли не высшей математикой, но не владеют элементарными обобщающими понятиями. Не надо торопиться, телега не бежит впереди лошади.

Игра «Четыре стихии»

Игра для развития внимания, памяти

Команда Движение рук

«Земля» Дети опускают руки вниз.

«Вода» Дети вытягивают руки вперед

«Воздух» Дети поднимают руки вверх

«Огонь» Дети вращают руки в локтевых и луче - запястных суставах.

Вода, воздух, земля, вода, огонь, воздух, земля, огонь, вода, земля, воздух.

Для тренировки зрительного внимания, вы можете предложить поиграть с детьми так, давай ты сейчас будешь сыщиком и будешь искать все буквы «К» в этой статье. И засекаете 10 мин.

Игры для развития слухоречевой памяти

«Магазин»

Ребёнку предлагают пойти в магазин и просят запомнить все предметы, которые надо купить. детей 5-6 лет норма 5-7 слов. Если ребёнку сложно воспроизвести такое кол-во, то начинайте с 2-3 слов постепенно увеличивая количество. В этой игре полезно меняться ролями.

«Восстанови слово»

Ребёнку зачитывают 5-7 слов, не связанных между собой по смыслу. Затем ряд читается заново с пропуском одного из слов, либо можно заменить одно слово другим (из одного семантического поля, например корова – телёнок, близким по звучанию) Ребёнок должен назвать пропущенное слово, либо во втором варианте найти ошибку.

Корова, стол, стена, письмо, цветок, сумка, голова.

Телёнок, стон, стена, письмо, цветок, сумка, голова.

Игры для развития произвольности (умения контролировать себя)

«Да и нет не говори» Вы задаёте ребёнку вопросы, на которые нельзя отвечать словами да и нет. Надо подбирать другие слова и побыстрее.

  1. Ваш ребёнок любит, когда ему читают книги?
  2. Ваш ребёнок любит играть?
  3. Ваш ребёнок любит гулять?
  4. Ваш ребёнок хочет учиться?
  5. Трава зелёная?
  6. Сейчас зима?
  7. На улице идёт дождь?

Затем вы меняетесь ролями

Игра «Запрещенное движение»

Вы показываете ребенку определенные движения, например, руки вниз, вверх, а он должен повторять движения за вами. При этом заранее обговорите, что в этой игре будет запрещенное движение, например, руки в стороны. Если ребенок в процессе повторения действий выполнит движение - руки в стороны, игра начинается заново, так как ребенок проиграл.

Одним из важнейших показателей развития ребёнка и готовности его к школьному обучению является уровень сформированности пространственных представлений, определяющий успешность освоения базовых навыков письма, чтения и математики в начальной школе.

Итак я предлагаю вам игры и упражнения для развития пространственных представлений.

  • Обсудите с ребёнком, что у него есть правая сторона тела и левая сторона тела, там где находится правая рука у тебя все части тела правые, там где находится левая рука все части тела левые. Для ориентира можно надеть резинку на левую руку. И просим ребёнка показать правую руку, левый локоть, левую бровь, правое колено.
  • Что? Где?

Ребёнок стоит посередине комнаты, взрослый задаёт вопросы:

- Что находится перед тобой?

- Что находится позади тебя?

- Что находится справа от тебя?

- Что находится слева от тебя?

- Что находится над тобой?

- Что находится под тобой?

Все эти упражнения, очень хорошо и подробно описаны в практическом пособии «Нейропсихологические занятия с детьми» часть 2 авторы В.С. Колганова, Е.В. Пивоварова. Также здесь представлена программа «Рисование 2-мя руками», благодаря рисованию 2-мя руками одновременно развиваются межполушарные связи, благодаря чему улучшается работа головного мозга, улучшается зрительное восприятие, развиваются пространственные представления, мелкая моторика, способности к произвольному самоконтролю. Почему я рекомендую эту книгу. Представьте себе дом, фундамент – это головной мозг, стены – это психические процессы память, внимание, восприятие, речь, а крыша дома – это умение читать, писать, считать. То есть если у нас проблемы с крышей, либо со стенами, то надо укреплять фундамент – мозг. Вот эти упражнения представленные здесь как раз направлены на улучшение работы головного мозга. Вообще для лучшей работы головного мозга полезны движения, в которых задействовано одновременно правая и левая половины тела: это различные виды ползания, езда на велосипеде, на лыжах, бег и другое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект лектория с элементами практикума для родителей детей старшего дошкольного возраста по теме «Развитие познавательных процессов детей через декоративно – прикладное творчество» в рамках работы семейного клуба

Конспект лектория для родителей детей дошкольного и младшего школьного возраста с элементами практикума. Будет особенно полезен для педагогов дополнительного образования декоративно-прикладного направ...

Сценарий собрания для родителей детей старшего дошкольного возраста "Это великое "Я сам!"

Предварительная работаВместе с детьми приготовить красочные пригласительные билеты для родителей;Организовать выставку поделок, изготовленных детьми самостоятельно и совместно с родителями;Подготовить...

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста, имеющих трудности развития познавательной и речевой сферы, с использованием ресурсов сенсорной комнаты

Отклонения в речевом развитии и обусловленные речевые трудности могут повлечь за собой определенные негативные проявления во всех сферах жизни ребенка, в определенной мере предопределяя низкую познава...

ТУРНИР для родителей детей старшего дошкольного возраста «Игры с рисованием»

Игры с рисованием смело можно назвать умными и развивающими. И сейчас они подзабыты весьма незаслуженно. Стоит научить детей играть в эти игры, и их всегда можно занять в долгой дороге, или в дождливу...

Родительское собрание для родителей детей старшего дошкольного возраста "Развиваем речь детей"

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады всех вас сегодня видеть на нашем родительском собрании. Оно посвящено теме «Развитие речи наших детей». Почему мы решили обратить ваше внимание и ...

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Играйте вместе с детьми»

Родители знают, что дети любят играть, поощряют их самостоятельные игры, покупают игрушки. Но не все при этом задумываются, каково воспитательное значение детских игр. Они считают, что игра ...

Развитие зрительного восприятия детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения в процессе формирования основ познавательной деятельности.

1).Коррекционная педагогика.Статья по теме:"Развитие зрительного восприятия детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения в процессе формирования основ познавательной деятельности"...